Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 3, 53, 55 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации"
(подготовлен Минтрансом России 23.09.2022 г.)
1. Общие характеристики проекта акта
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3, 53, 55 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации" подготовлен Минтрансом России в рамках исполнения пункта 3.1 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутнева от 23 марта 2018 г. N ЮТ-П4-17пр в части, касающейся установления границ речных портов, а также создания речных портов и расширения их территорий.
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
Правоприменительная практика по вопросу установления границ речных портов, отсутствует.
3. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
В соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ) территорию речного порта (далее - порт) составляют земельные участки, предоставленные для размещения порта в соответствии с земельным законодательством (пункт 1 статьи 55). В связи с тем, что земельные участки, предоставленные для размещения порта, отнесены к категории "земли транспорта" и оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации, установление границ речных портов не предусмотрено.
Вместе с тем, для установления пределов пунктов пропуска в речных портах требуется установить местоположение границ территории речного порта, включающее перечень географических координат характерных точек границ территории порта, подготовленное с учетом сведений о границах земельных участков, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В этой связи проектом федерального закона вносятся дополнения в статью 55 КВВТ, которыми предлагается установить границы речных портов, расположенных на внутренних водных путях Российской Федерации (перечень внутренних водных путей Российской Федерации утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2002 г. N 1800-р).
Приложением к такому решению будет являться описание местоположения границ территории порта, включающее перечень географических координат характерных точек границ этой территории и (или) перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Границы территории речного порта предлагается устанавливать по внешним границам земельных участков, составляющих территорию порта, на которых расположен комплекс сооружений и объектов, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта, а также иные сооружения и объекты, необходимые для деятельности порта.
Также проектом федерального закона предлагается дополнить КВВТ новыми статьями 55.1 и 55.2, комплексно урегулировав в этих статьях все вопросы, касающиеся создания, открытия речных портов, в том числе вопросы установления и изменения местоположения границ таких территорий.
Аналогичный подход был реализован в статьях 5 и 6 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (изменения, внесенные Федеральным законом от 18 июля 2017 г. N 177-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
При этом предусмотрено, что создание речных портов осуществляется на основании документов территориального планирования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта, схем территориального планирования субъектов Российской Федерации в области транспорта), а также с учетом международных договоров Российской Федерации. Решение о создании речного порта принимается Правительством Российской Федерации.
Кроме того, до введения в действие Федерального закона от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьей 53 КВВТ предусматривалось ведение Перечня портов с указанием портов общего пользования, видов осуществляемых в портах операций, в который могли вноситься изменения и дополнения по заявлениям хозяйствующих субъектов либо в связи с уточнением границ внутренних водных путей Российской Федерации. В настоящее время данный Перечень ввиду изменения редакции пункта 2 статьи 53 КВВТ отсутствует.
В этой связи проектом федерального закона предлагается дополнить КВВТ новой статьей 55.2, которой будет предусмотрено ведение Реестра речных портов Российской Федерации. Речные порты, в которых на день вступления в силу настоящего Федерального закона осуществляется оказание услуг, считаются открытыми для оказания услуг независимо от даты присвоения им порядкового номера в Реестре речных портов Российской Федерации.
Также проектом федерального закона дается определение порта или причала общего пользования.
Принятие проекта федерального закона потребует принятия постановлений Правительства Российской Федерации:
- постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка установления или изменения границ территории речного порта";
- постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка подготовки и принятия решения о создании речного порта";
- постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка ведения Реестра речных портов Российской Федерации".
В этой связи проектом федерального закона предусмотрено, что федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования, которые необходимы для подготовки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов.
Кроме того, ввиду того, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 491 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" полномочия Минэкономразвития России по выработке единой государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, реализации Российской Федерацией полномочий собственника имущества и приватизации государственного и муниципального имущества, имущественных отношений переданы Минфину России, проектом федерального закона предусмотрено внесение изменений в пункт 6 статьи 53 КВВТ, предусматривающих замену Минэкономразвития России на Минфин России при согласовании порядка сдачи в аренду находящихся в федеральной собственности и относящихся к недвижимому имуществу объектов порта и типовых условий соответствующих договоров аренды.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
4. Оценка эффективности предлагаемых решений
Принятие проекта федерального закона не предполагает увеличение численности, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и изменения порядка финансирования федеральных органов исполнительной власти.
Принятие проекта федерального закона не связано с целями государственных программ Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона и последующая реализация его положений не повлечет отрицательных социальных, экономических и иных последствий.
Предлагаемые изменения в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации позволят установить границы речных портов, а также создания речных портов и расширения их территорий.
5. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Принятие проекта федерального закона не влечет за собой:
изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов;
сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
6. Описание и оценка замечаний и предложений по проекту акта
Проект федерального закона подлежит согласованию с Минфином России, Минэкономразвития России, Росреестром, Росимуществом, ФСБ России.
7. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
В проекте федерального закона обязательные требования отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.