Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минвостокразвития России 11.10.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 54 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2022 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2021 г. N 3994-р, в целях совершенствования преференциальных режимов на Дальнем Востоке и в Арктической зоне Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в:
1) Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего развития в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 473-ФЗ);
2) Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ);
3) Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 193-ФЗ);
4) Земельный кодекс Российской Федерации;
5) Градостроительный кодекс Российской Федерации;
6) Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";
7) Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации".
В целях сокращения сроков осуществления мероприятий, осуществляемых при реализации проектов по строительству объектов капитального строительства в границах территорий опережающего развития (далее - ТОР), обеспечения резидентов ТОР необходимыми объектами инфраструктуры законопроектом уточняются предусмотренные в настоящее время Федеральным законом N 473-ФЗ особенности осуществления градостроительной деятельности на ТОР, в частности:
1) упрощается порядок подготовки и утверждения документации по планировке ТОР, в том числе допускается подготовка и утверждение такой документации в случае несоответствия документации по планировке ТОР утвержденным документам территориального планирования при условии, что это не препятствует размещению предусмотренных документами территориального планирования объектов федерального, регионального, местного значения. При этом допускается параллельная подготовка изменений в документацию по планировке территории и документы территориального планирования (при необходимости внесения изменений в такие документы).
Необходимо отметить, что дополнительные особенности содержания документации по планировке ТОР были установлены Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 271-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым с 14 июля 2022 г. была введена возможность указывать в документации по планировке ТОР сведения об отнесении земельного участка, расположенного на ТОР, к определенной категории земель. Положения законопроекта направлены на дальнейшее развитие данных положений указанного Федерального закона;
2) упрощается порядок внесения изменений в документы территориального планирования в целях их синхронизации с документацией по планировке ТОР, в том числе сокращаются сроки проведения необходимых для этого процедур согласования проектов соответствующих изменений;
3) закрепляется приоритет новой документации по планировке ТОР, разрабатываемой в целях обеспечения деятельности резидентов ТОР, над ранее утвержденной документацией по планировке той же территории, в том числе определяется, что такая ранее утвержденная документация признается утратившей силу в части, противоречащей новой документации по планировке территории, со дня утверждения такой новой документации по планировке территории;
4) сокращается с четырнадцати до десяти рабочих дней срок, в течение которого орган местного самоуправления обязан выдавать градостроительный план земельного участка;
5) закрепляется пятилетний срок действия выдаваемых управляющей компании и резидентам ТОР технических условий подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению при архитектурно-строительном проектировании в целях реконструкции, капитального ремонта существующих линейных объектов (например, в целях их переноса (переустройства) в связи с осуществлением строительства другого объекта).
Указанные изменения направлены на учет и развитие применительно к ТОР мер по оптимизации градостроительных процедур, введенных, в том числе, Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 494-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий", Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 271-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", и позволят активизировать процессы подготовки и актуализации градостроительной документации ТОР, а также строительства, реконструкции объектов инфраструктуры ТОР путем дополнения и уточнения существующего особого правового регулирования градостроительной деятельности на ТОР.
Кроме того, законопроектом вводятся дополнительные особенности процедуры изъятия земельных участков для государственных нужд в целях размещения объектов инфраструктуры ТОР, в частности:
1) в части определения оснований для такого изъятия, наделения резидента ТОР правом подавать ходатайство об изъятии соответствующих объектов (с возложением на указанного резидента обязанности выплачивать возмещение правообладателям, обеспечивать проведение кадастровых и оценочных работ);
2) запрещается изъятие земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, которые ранее были предоставлены лицу управляющей компанией ТОР и в настоящее время принадлежат этому лицу;
3) уточняется, что в случае, если изъятие земельных участков и (или) иного имущества на ТОР осуществляется на основании ходатайства об изъятии, поданного управляющей компанией или резидентом ТОР, и приобретение такого земельного участка в частную собственность не допускается на основании федерального закона, на такой земельный участок возникает право собственности Российской Федерации;
4) закрепляется, что решение суда об изъятии земельных участков и (или) иного имущества может быть оспорено в части размера компенсации за изъятые объекты.
Предлагаемые изменения направлены на стимулирование реализации резидентами ТОР создания объектов инфраструктуры ТОР, в том числе в целях обеспечения импортозамещения, а также на защиту имущественных интересов резидентов ТОР путем запрета последующего изъятия у них объектов недвижимости, предоставленных им управляющей компанией в период реализации инвестиционных проектов на ТОР.
Законопроектом в целях защиты прав лиц, проживающих в границах ТОР и не осуществляющих экономическую деятельность в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ, предлагается закрепить, что правовой режим земельных участков, правообладателями которых являются лица, не осуществляющие на ТОР экономическую деятельность в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ, будет определяться в общем порядке (в соответствии с градостроительным регламентом), а на земельные участки, расположенные на территории, в отношении которой утверждена документация по планировке ТОР, предусматривающая размещение объектов инфраструктуры ТОР в целях обеспечения осуществления деятельности резидентов ТОР, действие градостроительных регламентов не распространяется.
Введение данных положений законопроекта связано с наличием неопределенности при установлении правового режима (в том числе видов разрешенного использования) земельных участков, используемых лицами, не осуществляющими на ТОР экономическую деятельность в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ.
В настоящее время в соответствии с частью 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются для земельных участков, расположенных в границах ТОР. Вместе с тем до расширения границ ТОР на соответствующие территории в отношении таких территорий уже были установлены градостроительные регламенты, в связи с чем возникают коллизии при установлении правового режима земельного участка в ТОР.
Согласно действующим положениям статьи 26 Федерального закона N 473-ФЗ определение (изменение) видов разрешенного использования указанных земельных участков возможно только на основании документации по планировке территории, что необоснованно возлагает на правообладателей земельных участков (в частности, на граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями) обязанность нести значительные расходы на обеспечение подготовки документации по планировке территории.
В целях устранения указанных колизий при определении правового режима земельных участков, используемых лицами, не осуществляющими на ТОР экономическую деятельность в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ, законопроектом предусматривается, что в отношении таких земельных участков правовой режим будет определяться в общем порядке (в соответствии с градостроительным регламентом).
Кроме того, в целях разграничения полномочий по принятию решений о подготовке документации по планировке территории и разработке такой документации между уполномоченным федеральным органом и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, законопроектом закрепляется, что уполномоченный федеральный орган инициирует подготовку документации по планировке ТОР только в целях обеспечения осуществления деятельности резидентов ТОР. Подготовка такой документации будет осуществляться управляющей компанией или резидентами ТОР.
Принятие решений о подготовке и подготовка иной документации по планировке ТОР, ее подготовка и утверждение будут осуществляться в общем порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом Российской Федерации, что снимет ограничения для органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации на самостоятельную подготовку документации по планировке территории в границах ТОР в случаях, не связанных с реализацией проектов резидентов ТОР.
Вместе с тем в целях обеспечения координации уполномоченным федеральным органом процессов создания объектов инфраструктуры в границах ТОР закрепляется полномочие уполномоченного федерального органа согласовывать документацию по планировке территории, разработанную и утверждаемую органами местного самоуправления и предусматривающую размещение объектов местного значения.
Перечисленные изменения направлены, в том числе на приведение отдельных положений Федерального закона N 473-ФЗ в соответствие с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 477-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым уполномоченный федеральный орган вправе утверждать документацию по планировке ТОР, если она предусматривает размещение объектов инфраструктуры ТОР в целях обеспечения осуществления деятельности резидентов ТОР.
Кроме того, законопроектом устраняется пробел в правовом регулировании, связанный с отсутствием порядка и условий предоставления резидентам ТОР в пользование водных объектов. В настоящее время Федеральным законом N 473-ФЗ предусмотрено создание ТОР, в том числе в границах водных объектов. При этом резидентами ТОР реализуются инвестиционные проекты, предполагающие использование водных объектов, в частности, для рекреационных целей. Однако в настоящий момент резидент ТОР вправе получать без торгов только земельные участки. Предоставление в пользование части водного объекта, в том числе примыкающего к земельному участку резидента ТОР, должно осуществляться на торгах, что значительно снижает инвестиционную привлекательность проектов, связанных с использованием водных объектов, в частности, в сфере туризма.
Сохранение возможности реализации резидентами ТОР проектов, требующих использования водного объекта без закрепления соответствующей возможности таких резидентов получать без торгов в пользование части водных объектов предоставляется не соответствующим целям законодательства о ТОР, ограничивающим возможности реализации инвестиционных проектов на ТОР.
В связи с этим законопроектом закрепляется возможность предоставления частей акваторий водных объектов, включенных в ТОР, резидентам ТОР без проведения торгов, вводится возможность применения резидентами ТОР льготных ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности и предоставляемых резидентам ТОР без торгов.
Кроме того, в целях обеспечения интересов резидентов ТОР в использовании частей акваторий водных объектов на ТОР законопроектом закрепляется необходимость согласования с уполномоченным федеральным органом предоставления акваторий водных объектов в пользование лицам, не являющимся резидентами ТОР.
Внесение названных изменений позволит стимулировать реализацию резидентами ТОР новых инвестиционных проектов, в том числе в сфере туризма и рекреационной деятельности, что в целом поспособствует привлечению в экономику Дальнего Востока дополнительных средств.
Кроме того, в целях обеспечения баланса частных и публичных интересов при реализации инвестиционных проектов в Арктической зоне Российской Федерации (далее - АЗ РФ) законопроектом уточняется порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, резидентам АЗ РФ в аренду без проведения торгов (за исключением земельных участков, полномочия по распоряжению которыми переданы управляющей компании АЗ РФ в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 13 июля 2020 г. N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации"). В частности, субъекты Российской Федерации наделяются полномочием по определению видов экономической деятельности, для осуществления которых такие земельные участки не могут быть предоставлены без проведения торгов резидентам АЗ РФ.
Необходимость внесения предлагаемых изменений обусловлена сложившейся в отдельных субъектах Российской Федерации, территории которых входят в АЗ РФ, практикой реализации резидентами АЗ РФ проектов в сфере жилищного строительства, соответствующих критериям масштабных инвестиционных проектов (далее - МИП). Так, в настоящее время резидентам АЗ РФ доступна возможность получения земельных участков без торгов для реализации указанных проектов как в соответствии с механизмом, предусмотренным для МИП (с возложением на инвестора обязательств, в частности, передать часть квартир в государственную или муниципальную собственность для расселения "социальных" категорий граждан либо построить социальные объекты (детские сады, школы, физкультурные центры)), так и в соответствии с положениями Федерального закона N 193-ФЗ (без возложения на резидента АЗ РФ указанных обязательств), что влечет неопределённость по вопросу о разграничении указанных механизмов и о возможности инвестора выбрать тот или иной механизм в целях реализации проектов в сфере жилищного строительства, а также вызывает трудности в решении субъектами Российской Федерации задач по обеспечению жителей социальной инфраструктурой, ускоренному переселению граждан из аварийного жилья, а также предоставлению квартир отдельным категориям граждан (в частности, детям-сиротам).
Кроме того, с учетом дефицита обеспеченных необходимых инфраструктурой территорий в ряде муниципальных образований АЗ РФ предоставление земельных участков без проведения торгов резидентам АЗ РФ препятствует распоряжению востребованными земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, способом, наиболее отвечающим интересам публично-правового образования (на конкурентной основе), что также приводит к образованию выпадающих (недополученных) доходов соответствующих бюджетов.
Предлагаемые законопроектом изменения позволят обеспечить баланс частных и публичных интересов при реализации проектов в сфере жилищного строительства на территории АЗ РФ, стимулировать застройщиков к использованию предусмотренных законодательством механизмов реализации МИП, обеспечить выполнение субъектами Российской Федерации задач по строительству социальной инфраструктуры и ускоренному переселению граждан из аварийного жилья.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 33 Федерального закона N 473-ФЗ в части исключения полномочия Минвостокразвития России по разработке программ развития инвестиционной и предпринимательской деятельности для субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. Данное изменение обусловлено нецелесообразностью утверждения отдельных инвестиционных программ для субъектов ДФО в связи с наличием значительного количества разрабатываемых документов аналогичного содержания - стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, государственные программы субъектов Российской Федерации, схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, перспективные планы развития ТОР, планы социального развития центров экономического роста субъектов ДФО, долгосрочные планы комплексного социального экономического развития отдельных городов (г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края, г. Свободный Амурской области, городской округ Большой камень Приморского края).
Законопроектом предусматриваются изменения в Федеральный закон N 473-ФЗ, Федеральный закон N 212-ФЗ и Федеральный закон N 193-ФЗ в части изменения требования к анализируемому периоду по задолженности лица, подавшего заявку на получение статуса резидента соответствующих преференциальных режимов (далее - заявитель). Согласно действующему законодательству Российской Федерации у заявителя на момент подачи соответствующей заявки не должно иметься задолженности за прошедший календарный год, что не отражает фактическое состояние расчетов заявителя с бюджетом. В случае наличия задолженности в начале года заявитель вынужден ждать наступления следующего года, открывать новую компанию либо увеличивать размер уставного капитала. В этой связи законопроектом предлагается в целях предоставления статуса резидента соответствующего преференциального режима учитывать состояние расчетов заявителя с бюджетом по состоянию на первое число месяца, в котором подается заявка.
Также, по рекомендациям Счетной палаты Российской Федерации (письмо от 11 февраля 2022 г. N 01/290/13-04) в Федеральный закон N 212-ФЗ вносятся изменения в части дополнения перечня полномочий Минвостокразвития России полномочием по проведению оценки эффективности функционирования территории свободного порта Владивосток (далее - СПВ) в соответствии с методикой, установленной Правительством Российской Федерации. Поскольку законодательством Российской Федерации предусмотрено проведение оценки эффективности других преференциальных режимов (ТОР, особые экономические зоны), предлагаемое изменение позволит восполнить соответствующий законодательный пробел в отношении свободного порта Владивосток.
Во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутнева от 24 декабря 2021 г. N ЮТ-П47-19216 (пункт 5) законопроектом сокращены нормативные сроки предоставления инвесторам статуса резидента территории опережающего развития и свободного порта Владивосток. Согласно предлагаемым законопроектом изменениям срок предоставления указанных статусов, зависящий от действий управляющей компании, составит 28 дней.
Законопроектом вносятся корреспондирующие изменения в статью 334 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в связи с подготовкой проекта федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", устанавливающего новую категорию плательщиков применяющих пониженные тарифы страховых взносов - резиденты АЗРФ.
Законопроектом предусматривается распространение механизма "единого окна" на все пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска), расположенные на территории свободного порта Владивосток.
В настоящее время указанный механизм успешно функционирует в пунктах пропуска на территориях Приморского края, относящихся к свободному порту Владивосток, и предусматривает проведение таможенными органами в пунктах пропуска санитарно-карантинного, ветеринарного и карантинного фитосанитарного видов контроля (надзора) в полном объеме, в том числе на основании результатов анализа предварительной информации в рамках применения системы управления рисками федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление указанных видов контроля (надзора).
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. N 967 и от 12 ноября 2016 г. N 1154 установлены ограниченные сроки совершения операций с товарами в рамках механизма "единого окна". Так, таможенные органы должны направить предварительную информацию в уполномоченные органы в течение 30 минут после ее получения, а срок ее рассмотрения и принятия решения в рамках системы управления рисками в отношении таких товаров составляет один час. Время осуществления государственного контроля морского судна должно составлять не более трех часов, воздушного судна - не более полутора часов, грузового автотранспортного средства - не более одного часа, легкового транспортного средства - не более 20 минут, железнодорожного грузового состава - не более полутора часов, железнодорожного пассажирского состава - не более одного часа. При этом также установлено, что время ожидания начала государственного контроля не может быть более одного часа с момента получения уведомления о необходимости его проведения.
Опыт применения механизма "единого окна" в пунктах пропуска, расположенных на территории Приморского края, показывает, что подобная организация работы позволяет существенно сократить сроки проведения государственного контроля, повысить скорость товарооборота через государственную границу Российской Федерации и, как следствие, сократить издержки лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, и повысить доходы в федеральный бюджет от совершения экспортно-импортных операций.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта положительно повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа" и "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации".
В законопроекте отсутствуют положения о требованиях, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.