Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по управлению рисками"
(подготовлен Минтрудом России 14.11.2022 г.)
Профессиональный стандарт "Специалист по управлению рисками" актуализирован с учетом обновленного ГОСТ Р ИСО 31000 2019, лучшей мировой практикой риск-менеджмента, а также с учетом цифровых технологий в рамках федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" национального программы "Цифровая экономика Российской Федерации", В частности, одним из крайне важных аспектов современного риск-менеджмента при обновлении профессионального стандарта стало встраивание риск-менеджмента в бизнес-процессы организаций и процессы принятия управленческих решений.
Актуализируемый профессиональный стандарт "Специалист по управлению рисками" утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.08.2018 N 564н.
Раздел 1. Обоснование необходимости актуализации профессионального стандарта
Уведомление об актуализации профессионального стандарта размещено сайте "Профессиональные стандарты" (http://profstandart.rosmintrud.ru/):
https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/reestr-uvedomleniy-o-razrabotke-peresmotre-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=114378
Актуализации профессионального стандарта вызвана необходимостью внесения изменений в соответствии с выходом ГОСТ Р ИСО 31000 2019, результатами анализа практики применения профессионального стандарта, а также в рамках реализации федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" национального программы "Цифровая экономика Российской Федерации". Внесены следующие основные изменения:
1. Введены новые обобщенные трудовые функции:
Уровень квалификации 4. Осуществление вспомогательных функций в управлении рисками
Уровень квалификации 5. Оценка влияния рисков на цели, ключевые показатели эффективности и решения, принимаемые организацией
Уровень квалификации 6. Внедрение элементов управления рисками/актуализация и обеспечение работы элементов управления рисками в бизнес-процессах, включая процесс принятия решений
Уровень квалификации 7. Разработка и реализация риск-ориентированного подхода управления организацией
2. В разделе III в трудовых функциях произведена корректировка описания ОТФ, ТФ, трудовых действий, уточнение формулировок требований к необходимым умениям и знаниям.
3. В профессиональном стандарте приведены в соответствие с современными классификаторами коды ОКВЭД, ОКЗ, ОКСО.
4. Внесены изменения в перечни необходимых умений и знаний с учетом информационных технологий (таблица 1).
Таблица 1. Информация об учете цифровых технологий в профессиональных стандартах
N п/п |
Обобщенная трудовая функция (код и наименование) |
Необходимые умения, обеспечивающие \определяющие использование цифровых технологий при выполнении данной функции |
Необходимые знания обеспечивающие \определяющие использование цифровых технологий при выполнении данной функции |
Примеры цифровых технологий, используемых в профессиональной деятельности |
A |
Осуществление вспомогательных функций в управлении рисками |
Применять подходы безопасной работы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (защита персональных данных, антивирусная защита, информационная гигиена) Управлять размещением цифровой информации, в том числе дисковых хранилищах локальной и глобальной компьютерной сети Формировать медиатеки для структурированного хранения и каталогизации цифровой информации |
Работа с компьютером (обработка документов, формирование документов, таблиц и презентаций) и иформационно-телекоммуникационной сетью "Интернет" (браузеры) Работа с базами данных законодательства Российской Федерации Основные антивирусные программы Защита персональных данных Основы работы в операционных системах Принципы соблюдения информационной безопасности, сохранения конфиденциальности данных |
- |
B |
Оценка влияния рисков на цели, ключевые показатели эффективности и решения, принимаемые организацией |
Создавать и воспроизводить видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио-, визуальных и мультимедийных компонентов Применять подходы безопасной работы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (защита персональных данных, антивирусная защита, информационная гигиена) Управлять размещением цифровой информации, в том числе дисковых хранилищах локальной и глобальной компьютерной сети Формировать медиатеки для структурированного хранения и каталогизации цифровой информации |
Работа с компьютером (обработка документов, формирование документов, таблиц и презентаций) и иформационно-телекоммуникационной сетью "Интернет" (браузеры) Работа с базами данных законодательства Российской Федерации Работа с внутренними базами данных организации и поиск документов Основные антивирусные программы Защита персональных данных Основы работы в операционных системах Принципы соблюдения информационной безопасности, сохранения конфиденциальности данных |
- |
C |
Внедрение элементов управления рисками/актуализация и обеспечение работы элементов управления рисками в бизнес-процессах, включая процесс принятия решений |
Создавать и воспроизводить видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио-, визуальных и мультимедийных компонентов Применять подходы безопасной работы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (защита персональных данных, антивирусная защита, информационная гигиена) Управлять размещением цифровой информации, в том числе дисковых хранилищах локальной и глобальной компьютерной сети Формировать медиатеки для структурированного хранения и каталогизации цифровой информации |
Программное обеспечение в области риск-ориентированного управления организацией, оценки влияния рисков на цели организации Основные антивирусные программы Защита персональных данных Основы работы в операционных системах Принципы соблюдения информационной безопасности, сохранения конфиденциальности данных |
- |
D |
Разработка и реализация риск-ориентированного подхода к управлению организацией |
Принимать решения о выборе программного обеспечения для реализации риск-ориентированного управления организацией и осуществлять координацию работы по внедрению Создавать и воспроизводить видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио-, визуальных и мультимедийных компонентов Применять подходы безопасной работы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (защита персональных данных, антивирусная защита, информационная гигиена) Управлять размещением цифровой информации, в том числе дисковых хранилищах локальной и глобальной компьютерной сети Формировать медиатеки для структурированного хранения и каталогизации цифровой информации |
Программное обеспечение в области риск-ориентированного управления организацией, оценки влияния рисков на цели организации Основные антивирусные программы Защита персональных данных Основы работы в операционных системах Принципы соблюдения информационной безопасности, сохранения конфиденциальности данных |
- |
Раздел 2. Актуализация профессионального стандарта
2.1. Общая характеристика области профессиональной деятельности, вида профессиональной деятельности, трудовых функций
2.1.1. Значение для отрасли, анализ существующей ситуации, информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности
Значение данной области профессиональной деятельности для экономического развития страны определяется важностью инфраструктурного обеспечения финансово-экономических процессов в экономике.
Анализ государственных и отраслевых нормативных документов, анкетирование работодателей, высшего образования, показал, что в настоящее время специалисты в области платежных систем задействованы не только в поддержании существующих стандартов их функционирования, но и разработки современных и перспективных технологий, в том числе и в рамках реализации национальных проектов.
Применение финансовых технологий в платежных системах должно быть непосредственно связано с защитой цифровой информации, соблюдением так называемой "цифровой безопасности", что определяет необходимость внедрения в систему финансовых технологий процедуры управления финансовыми и операционными рисками.
Цифровые компетенции специалистов финансового рынка в целом носят обобщающий характер для различных видов деятельности, так как являются большей частью инструментами реализации финансовых услуг, объединенные едиными правилами, процессом, информационно-телекоммуникационными техническими решениями.
Данный стандарт является многофункциональным межотраслевым нормативным документом, описывающим области профессиональной деятельности, содержание трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций по 4,6 квалификационным уровням, а также ряд других параметров, характеризующих специфику труда.
Виды экономической деятельности к которым может быть отнесена деятельность, описанная в профессиональном стандарте "Специалист по управлению рисками", приведены в таблице 2.
Таблица 2. Вид экономической деятельности
66.21 |
Оценка рисков и ущерба |
70.22 |
Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления |
70.10 |
Деятельность головных офисов |
74.90 |
Деятельность профессиональная, научная и техническая прочая, не включенная в другие группировки |
(код ОКВЭД) |
(наименование вида экономической деятельности) |
Основной целью вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) является: проведение эффективной подготовки и реализации инвестиционных проектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
Профессиональный стандарт "Специалист по управлению рисками" является основой для работника в следующих направлениях:
определение собственного профессионального уровня, направлений и задач профессионального обучения и совершенствования;
эффективное функционирование в организации;
обеспечение собственной востребованности на рынке труда и сокращение сроков поиска подходящей работы;
карьерный рост и увеличение доходов.
Профессиональный стандарт "Специалист по управлению рисками" необходим для сферы образования в качестве основы для формирования федеральных образовательных стандартов и образовательных программ всех уровней профессионального образования, разработки методических материалов и выбора форм и методов обучения в системе профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования персонала организации.
В 2022 году Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка провел опрос о востребованности цифровых компетенций. Включение цифровых компетенций в профессиональные стандарта специалистов финансового рынка поддержало 82,1% респондентов, 10,2% были против, 7,7% не определились с ответом. Респонденты отметили, что цифровые технологии позволят организации реализовать более эффективное бизнес-планирование (82,1%), осуществлять эффективное управление инновациями (66,7%), получить большую лояльность со стороны потребителей (46,2%). Потребители же услуг получат высокое удобство и скорость обслуживания (92,3%), эффективную обратную связь с производителями (79,5%), своевременное информирование об услугах (59%). Среди проблем, которые ограничивают развитие цифровых технологий респонденты отметили недостаточную подготовленность кадров (79,5%), недостаточность инфраструктуры (69,2%), окончательная несформированность нормативной базы (61,5%). Респонденты сочли, что в образовательные программы финансово-экономической направленности необходимо включать подготовку по технологиям автоматизации бизнес-процессов (82,1%), большие данные (71,8%), искусственный интеллект (48,7%), мобильные технологии (46,2%). При управлении взаимоотношениями с клиентами наиболее востребованными цифровыми технологиями были названы: безбумажные ЭДО (84,6%), цифровая подпись (74,4%).
2.1.2. Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности
В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, в рамках вида профессиональной деятельности "Специалист по управлению рисками" были выделены обобщенные трудовые функции (ОТФ).
Декомпозиция вида профессиональной деятельности на составляющие его ОТФ осуществлялась на основе следующих принципов.
1. Соответствие требованию полноты. Совокупность ОТФ полностью охватывает вид профессиональной деятельности "Специалист по управлению рисками". Установленные ОТФ необходимы и достаточны для достижения цели вида профессиональной деятельности.
2. Соответствие требованию точности формулировки. Формулировки ОТФ соответствуют терминологии и положениям законодательной и нормативно-правовой базы, и одинаково понимаются большинством представителей профессионального сообщества.
3. Соответствие требованию относительной автономности трудовой функции. Каждая ОТФ представляет собой относительно автономную (завершенную) часть профессиональной деятельности, ее выполнение возможно одним работником, и приводит к получению конкретного результата.
4. Соответствие требованию проверяемости. Существует возможность объективной проверки владения работником любой ОТФ.
Объективным основанием для выделения ОТФ является вид работ и сложность их выполнения.
В соответствии приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 148н и с учетом отраслевой специфики для каждой ОТФ установлены уровни квалификаций.
Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации представлены в таблице 3.
Таблица 3. Обобщенные трудовые функции
Код |
Обобщенные трудовые функции |
Уровень квалификации |
Обоснование уровня квалификации |
A |
Осуществление вспомогательных функций в управлении рисками |
4 |
Деятельность под руководством при решении практических задач, требующих анализа ситуации и ее изменений Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач
Самостоятельная работа с информацией Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена |
B |
Оценка влияния рисков на цели, ключевые показатели эффективности и решения, принимаемые организацией |
5 |
Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа ситуации и ее изменений Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоя-тельного анализа ситуации и ее изменений Планирование собственной деятельности, исходя из поставленных задач Решение различных типов практических задач Подготовка способов действий из известных на основе знаний и практического опыта Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности Понимание научно-технических или методических основ решения практических задач Применение специальных знаний Самостоятельная работа с информацией Высшее образование (экономическое, финансовое, техническое) - бакалавриат или Высшее образование (экономическое, финансовое, техническое)- магистратура или Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в области управления рисками - программы профессиональной переподготовки в области управления рисками Практический опыт Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения Решение различных типов практических задач с элементами проектирования Подготовка способов решения в изменяющихся (раз-личных) условиях рабочей ситуации Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности Применение профессиональных знаний технологического или методического характера Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения постав-ленных профессиональных задач Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации Cрабочих, служащих Дополнительные профессиональные программы Общий стаж работы не менее 2 лет в отрасли. Не менее 1 года в сфере оценки и управления рисками, внутреннего аудита, внутреннего контроля и других подразделениях, ответственных за управление рисками |
C |
Внедрение элементов управления рисками/актуализация и обеспечение работы элементов управления рисками в бизнес-процессах, включая процесс принятия решений |
6 |
Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения Решение различных типов практических задач с элементами проектирования Подготовка способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности Применение профессиональных знаний технологического или методического характера Обеспечение взаимодействия сотрудников внутри подразделения и смежных подразделений Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации Высшее образование- бакалавриат и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации или Высшее образование - магистратура или специалитет и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации или Высшее образование (непрофильное) - магистратура или специалитет и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки в области управления рисками, корпоративных финансах или в функциональных областях деятельности организации и программы повышения квалификацииНе менее 3 лет руководства в организации (подразделением в области риск-менеджмента, внутреннего контроля или внутреннего аудита) и не менее 3 лет в отрасли |
D |
Разработка и реализация риск-ориентированного подхода управления организацией |
7 |
Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных Разработка новых методов, технологий Понимание методологических основ профессиональной деятельности Создание новых знаний прикладного характера в определенной области Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации Высшее образование- бакалавриат и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации или Высшее образование - специалитет или магистратура и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации или Высшее образование (непрофильное) - специалитет или магистратура и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки в области управления рисками или в функциональных областях деятельности организации и программы повышения квалификацииНе менее 5 лет руководства в организации (подразделением в области риск-менеджмента, внутреннего контроля или внутреннего аудита) и не менее 5 лет в отрасли |
2.1.3. Описание состава трудовых функций
В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, в каждой ОТФ были выделены отдельные трудовые функции (ТФ).
Декомпозиция ОТФ на составляющие ее ТФ осуществлялась на основе следующих принципов.
1. Соответствие требованию полноты. Совокупность ТФ полностью охватывает соответствующую ОТФ.
2. Соответствие требованию точности формулировки. Формулировки трудовых действий, умений и знаний, требуемых ТФ, соответствуют терминологии и положениям законодательной и нормативно-правовой базы и одинаково понимаются большинством представителей профессионального сообщества.
3. Соответствие требованию относительной автономности трудовой функции. Каждая ТФ представляет собой относительно автономную (завершенную) часть ОТФ и приводит к получению конкретного результата.
4. Соответствие требованию проверяемости. Существует возможность объективной проверки владения работником каждой ТФ.
Объективным основанием для выделения ТФ выступает вид работы. В состав трудовых функций включены конкретные трудовые действия, выполняемые (наименование профессии работника) в процессе работы.
Описание состава трудовых функций представлено в таблице 4.
Таблица 4. Трудовые функции
Трудовые функции | ||
Наименование |
Код |
уровень (подуровень) квалификации |
Работа по формированию основополагающих документов по управлению рисками (политика, принципы, цели, задачи, распределение ответственности) |
A/01.4 |
4 |
Работа по разработке методических материалов и осуществлению оценки рисков, включая идентификацию и анализ влияния рисков на цели организации, в рамках принятия решений и функционирования ключевых бизнес-процессов |
A/02.4 |
4 |
Формирование основополагающих документов по управлению рисками (политика, принципы, цели, задачи, распределение ответственности) |
B/01.5 |
5 |
Разработка методических материалов по оценке рисков, включая идентификацию и анализ влияния рисков на цели организации, в рамках принятия решений и ключевых бизнес-процессов |
B/02.5 |
5 |
Сбор данных, исследование и проверка данных для последующей оценки рисков |
B/03.5 |
5 |
Оценка влияния рисков на цели организации в рамках принятия решений и функционирования ключевых бизнес-процессов, подготовка материалов по результатам оценки рисков и их влияния |
B/04.5 |
5 |
Подготовка материалов по оценке эффективности управления рисками в организации и отчетности по рискам |
B/05.5 |
5 |
Встраивание процесса управления рисками в бизнес-процессы организации и актуализация существующих внутренних методологических и организационно-распорядительных документов бизнес-процессов с целью внедрения риск-ориентированного подхода к управлению |
C/01.6 |
6 |
Мониторинг реализации риск-ориентированного подхода в бизнес-процессах |
C/02.6 |
6 |
Раскрытие информации о рисках в бизнес-процессах при принятии управленческих решений, формировании отчетности или документов, а также подготовка и проведение обучения в области риск-менеджмента |
C/03.6 |
6 |
Консультирование и методологическая поддержка работников организации в области управления рисками |
C/04.6 |
6 |
Оценка эффективности управления рисками в организации и представление результатов органам управления организации |
C/05.6 |
6 |
Планирование, внедрение и реализация риск-ориентированного подхода к управлению организацией, целеполагания и программ мотивации с учетом рисков, постановка целей для внедрения риск-менеджмента |
D/01.7 |
7 |
Раскрытие информации о рисках в отчетах для внешних сторон, связанных с требованиями регуляторов и достижением стратегических целей или принимаемыми стратегическими решениями |
D/02.7 |
7 |
Работа в процессе принятия решений, связанных с неопределенностью |
D/03.7 |
7 |
Оценка эффективности управления рисками в организации и представление результатов органам управления организации |
D/04.7 |
7 |
2.2. Основные этапы актуализации профессионального стандарта
2.2.1. Информация об организациях, на базе которых проводились исследования
В соответствии с Правилами разработки и утверждения профессиональных стандартов, утв. постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 г., N 23, профессиональный стандарт актуализирован ФГБУ "ВНИИ труда Минтруда России" с участием представителей работодателей отрасли. Перечень организаций, сведения об уполномоченных лицах, участвовавших в актуализации профессионального стандарта, приведены в приложении 1.
2.2.2. Сведения о нормативных правовых актах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект актуализированного профессионального стандарта
Данный вид профессиональной деятельности регулируется следующими федеральными и отраслевыми нормативными правовыми актами и стандартами.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018).
2. Федеральный закон N208-ФЗ
3. ГОСТ Р ИСО 31000 2019
2.2.3. Требования к экспертам, привлеченным к актуализации профессионального стандарта
В целях актуализации профессионального стандарта была сформирована рабочая группа экспертов, в состав которой были включены специалисты в области разработки профессиональных стандартов, специалисты в области управления рисками, обучения и развития персонала другие специалисты финансового и реального сектора экономики.
Эксперты в рабочую группу выбирались исходя из следующих требований:
требования к представителю профессионального сообщества - высшее образование, стаж работы в профессиональной области не менее 10 лет, дополнительно при наличии стаж педагогической деятельности по профильным дисциплинам не менее 10 лет
Все эксперты рабочей группы должны знать:
Трудовой кодекс РФ в части, регламентирующей трудовые отношения в области образования, разработку и применение профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик;
методические рекомендации по разработке профессионального стандарта, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2013 г. N 170н, а также другие нормативные, правовые и иные акты и документы, регулирующие процесс разработки и утверждения профессиональных стандартов, включая законы, подзаконные акты, локальные нормативные акты;
уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 N 148н;
содержание и структуру профессиональной деятельности в рамках предметной области профессионального стандарта, трудовые функции и действия, выполняемые работниками, профессиональные знания и умения, которыми должны они обладать;
зарубежную и отечественную практику разработки профессиональных стандартов и иных инструментов определения квалификационных требований;
методы эффективной командной работы, приемы эффективных коммуникаций.
Все эксперты рабочей группы должны уметь:
собирать, агрегировать и декомпозировать исходные сведения;
анализировать информацию, включая функциональный анализ сферы профессиональной деятельности;
формулировать дефиниции, классификации и атрибуты в целях разработки профессионального стандарта;
взаимодействовать с другими экспертами, работать в команде.
Все эксперты рабочей группы должны обладать навыками:
оформление документации в соответствии с принятыми (установленными) нормами и правилами;
эффективная коммуникация с использованием современных средств связи/ИКТ;
подготовка и представление презентационных материалов.
2.2.4. Этапы актуализации профессионального стандарта
1 этап: анализ квалификационных требований и разработка концепции профессиональных стандартов в финансовой сфере.
2 этап: анализ действующего профессионального стандарта "Специалист по управлению рисками".
3 этап: разработка проекта актуализированного профессионального стандарта "Специалист по управлению рисками".
4 этап: обсуждение проекта актуализированного профессионального стандарта, сбор отзывов, доработка проекта с учетом поступивших замечаний.
Раздел 3. Профессионально-общественное обсуждение профессионального стандарта
3.1. Порядок обсуждения
Обсуждение проекта актуализированного профессионального стандарта "Специалист по управлению рисками" с заинтересованными организациями проводилось следующим путем:
размещение проекта профессионального стандарта на сайте СПК финансового рынка, ВНИИ труда и других Интернет-ресурсов:
http://profstandart.rosmintrud.ru/;
http://www.vcot.info/.
проведение круглых столов;
размещение информации о разработанном проекте стандарта и его публичном обсуждении на сайтах Минтруда РФ;
организация сбора отзывов и предложений на сайте разработчика.
Профессиональный стандарт согласован с Советом по профессиональным квалификациям финансовых рынков.
Данные об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта, приведены в Приложении 2.
3.2. Данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту актуализированного профессионального стандарта
Поступило более (10) отзывов от (10) организаций из (4) регионов Российской Федерации в том числе:
очные мероприятия - более 100( участников, 1 - предложение;
обсуждение на Интернет-площадках: более 200() посещений/просмотров, 10 - предложений;
заочные мероприятия: более 300 адресов рассылки, 1 - предложение;
Сводные данные по результатам публичного обсуждения, поступивших замечаниях и предложениях к проекту актуализированного профессионального стандарта приведены в Приложении 3.
ФГБУ "ВНИИ труда Минтруда России" совместно с отраслевыми экспертами в соответствии с требованиями, содержащимися в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 "О правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов" и приказах Минтруда России от 12 апреля 2013 г. N 147н "Об утверждении Макета профессионального стандарта" и N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов", провели доработку проекта актуализированного профессионального стандарта "Специалист по управлению рисками".
В 2020-2021 году члены комиссии и коллеги рабочей группы (включая представителей финансового и реального сектора экономики) по доработке стандарта "Специалист по управлению рисками", обновленного в 2018г. работали над проектом нового стандарта. Задача была объединить в одном стандарте описание финансового и нефинансового риск-менеджмента, привести его в соответствие с ГОСТ Р ИСО 31000 2019 и лучшей мировой практикой риск-менеджмента. В частности, одним из крайне важных аспектов современного риск-менеджмента при обновлении профессионального стандарта стало встраивание риск-менеджмента в бизнес-процессы организаций и процессы принятия управленческих решений.
В рамках проекта обновленного проф. стандарта введены новые обобщенные трудовые функции:
Уровень квалификации 4. Осуществление вспомогательных функций в управлении рисками
Уровень квалификации 5. Оценка влияния рисков на цели, ключевые показатели эффективности и решения, принимаемые организацией
Уровень квалификации 6. Внедрение элементов управления рисками/актуализация и обеспечение работы элементов управления рисками в бизнес-процессах, включая процесс принятия решений
Уровень квалификации 7. Разработка и реализация риск-ориентированного подхода управления организацией
Проект обновленного проф. стандарта является всеобъемлющим и может быть применен к любому виду деятельности. Для того чтобы учесть специфику различных видов деятельности, в дальнейшем предполагается разработать квалификации:
1. Специалист по управлению рисками в компаниях реального сектора экономики
2. Специалист по управлению рисками в банках, брокерских и дилерских компаниях
3. Специалист по управлению рисками в страховых компаниях
4. Специалист по управлению рисками в компаниях профессиональных участниках финансового рынка, помимо брокеров и дилеров
5. Специалист по управлению рисками в компаниях коллективных инвестиций, включая НПФ, УК ПИФ и НПФ, а также спецдепозитарии.
30 января 2022г. проект обновленного профессионального стандарта был представлен для общественного обсуждения в открытом доступе, а также для профессионального сообщества риск-менеджеров с численностью более 200 риск-менеджеров. Были получены комментарии от профессионального сообщества, которые в последствии позволили улучшить проект обновленного профессионального стандарта.
04 февраля 2022 года в Совете по профессиональным квалификациям финансового рынка прошло первое официальное профессионально-общественное обсуждение проекта актуализированного профессионального стандарта "Специалист по управлению рисками". В обсуждении приняли участие представители и участники профессионального сообщества риск-менеджеров и регуляторов. По результатам обсуждения проекта актуализированного профессионального стандарта, было принято решение представления проекта на обсуждение Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка.
Полный список представления проекта обновленного профессионального стандарта представлен в приложении.
На сегодняшний день мы оцениваем готовность стандарта на высоком уровне и просим Вас от СПК ФР и участников рабочей группы по доработке новой версии профессионального стандарта "Специалист по управлению рисками" одобрить начало профессионально-общественного обсуждения проекта стандарта.
Раздел 4. Согласование проекта профессионального стандарта
В проекте актуализированного профессионального стандарта трудовые функции, особо регулируемые законодательством и требующие проведения согласования, отсутствуют.
Проект актуализированного профессионального стандарта "Специалист по управлению рисками" вносится в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации для утверждения в установленном порядке.
Приложение 1
к пояснительной записке к проекту актуализированного профессионального стандарта
"Специалист по управлению рисками"
Сведения об организациях и экспертах, привлеченных к актуализации и согласованию профессионального стандарта
N п/п |
Организация |
Субъект Российской Федерации |
Актуализация профессионального стандарта | ||
1 |
Ассоциация участников финансового рынка "Совет по развитию профессиональных квалификаций", город Москва |
г. Москва |
2 |
АНО ДПО "Институт Стратегического Анализа Рисков Управленческих Решений", город Москва |
г. Москва |
3 |
Ассоциация "Гильдия Финансовых Аналитиков и Риск Менеджеров", город Москва |
г. Москва |
4 |
ООО "Эс-Би-Ай Банк", город Москва |
г. Москва |
5 |
ООО "Пбекар-РМ", город Москва |
г. Москва |
6 |
АО "Ай Кью Джи Управление Активами", город Москва |
г. Москва |
7 |
ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России |
г. Москва |
Согласование профессионального стандарта | ||
1. |
АО "ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат" |
г. Нижний Тагил |
2. |
АНО "ИДПО МФЦ" |
г. Москва |
3. |
Экспертный институт социальных исследований |
г. Москва |
4. |
АО "Объединенная судостроительная корпорация"" |
г. Санкт-Петербург |
5. |
АО "ИНК-Капитал" |
г. Иркутск |
6. |
ПАО "УРАЛКАЛИЙ" |
г. Березники |
7. |
АО "Объединенная химическая компаний "УРАЛХИМ" |
г. Москва |
8. |
НИУ "Высшая школа экономики" |
г. Москва |
9. |
РАНХиГС |
г. Москва |
Приложение 2
к пояснительной записке к проекту актуализированного профессионального стандарта
"Специалист по управлению рисками"
Сведения о мероприятиях профессионально-общественного обсуждения проекта актуализированного профессионального стандарта
Мероприятие |
Дата проведения |
Наименования организаций, участвующих в мероприятии (с указанием субъекта Российской Федерации) |
Общее количество участников мероприятия |
URL-адрес Интернет-ресурса, содержащего информацию о проведенном мероприятии |
Состоялось первое официальное публичное обсуждение документа в рамках открытого обсуждения, организованного СПКФР |
4 февраля 2022 г. |
Более 10 |
Более 10 |
https://asprof.ru/news/pub/3905 |
В рамках зимней сессии АНО ДПО "ИСАР" состоялось второе официальное обсуждение стандарта |
11 февраля 2022г. |
Более 100 |
Более 100 |
https://winter.riskawarenessweek.com/ |
Статья "Для специалистов по управлению рисками подготовили проект обновленного профессионального стандарта". В статье указаны ссылки на проект нового проф. стандарта. |
22 февраля 2022г |
Более 100 |
Более 100 |
https://risk-academy.blog/2022/02/22/%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d1%81%d0%bf%d0%b5%d1%86%d0%b8%d0%b0%d0%bb%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%be%d0%b2-%d0%bf%d0%be-%d1%83%d0%bf%d1%80%d0%b0%d0%b2%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8e-%d1%80%d0%b8%d1%81%d0%ba%d0%b0/?fbclid=IwAR3nX4f404VrDYaXQr3nZnhJaOCd59IM6A7MtQMLYOoicjUchKUW4ivFIvU |
Публикация в журнале "Риск-менеджмента. Практика" N4 2022г. |
апрель 2022 г. |
|
|
https://risk-practice.ru/ |
В рамках доклада на конференции "ХII Национальная практическая конференция" представлен проект нового профессионального стандарта |
24-25 марта 2022 |
Более 30 |
Более 30 |
https://conf-nuiac.online/reports |
На сайте Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка размещена ссылка на актуализированные профессиональные стандарты |
25 мая 2022 года |
- |
- |
https://asprof.ru/news/pub/4180 |
Профессиональное обсуждение вопросов актуализации профессиональных стандартов |
30 мая 2022 года |
Более 10 |
Более 10 |
https://asprof.ru/news/pub/4192 |
Профессиональное обсуждение вопросов актуализации профессиональных стандартов |
14 июня 2022 года |
Более 10 |
Более 10 |
https://asprof.ru/news/pub/4249 |
На сайте Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка размещена ссылка на актуализированные профессиональные стандарты |
15 июня 2022 года |
- |
- |
|
На сайте Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка проведен опрос о цифровых компетенциях в профессиональных стандартах |
Июнь-август 2022 года |
Более 10 |
Более 10 |
https://asprof.ru/news/pub/4267 |
Обсуждения профессиональных стандартов в Совете по профессиональным квалификациям финансового рынка |
05 - 08 июля 2022 года |
Более 10 |
Более 10 |
https://asprof.ru/news/pub/4410 |
На сайте Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка размещен актуальный перечень цифровых компетенций |
08 августа 2022 года |
|
|
https://asprof.ru/news/pub/4423 |
Международная научно-методическая конференция ФОРСАЙТ ОБРАЗОВАНИЯ: СТАНДАРТЫ И ОПОРА НА КАЧЕСТВО |
22-23 сентября 2022 года |
Более 30 |
Более 30 |
https://asprof.ru/news/pub/4571 |
На сайте Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка размещена ссылка на актуализированные профессиональные стандарты |
28 сентября 2022 года |
|
|
https://asprof.ru/news/pub/4569 |
Публикации на сайте www.isar.institute и www.risk-academy.ru |
2022г. |
Более 100 |
Более 100 |
https://risk-academy.ru/?s=%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82+%D0%BF%D0%BE+%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E+%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8 |
Приложение 3
к пояснительной записке к проекту актуализированного профессионального стандарта
"Специалист по управлению рисками"
Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту актуализированного профессионального стандарта "Специалист по управлению рисками"
N п/п |
ФИО эксперта |
Организация, должность |
Замечание, предложение |
Принято, отклонено, частично принято (с обоснованием) |
Замечания и предложения к проекту профессионального стандарта | ||||
1 |
Федоров Михаил |
Eurasian Resources Group Риск-менеджер, Директор по рискам и внутреннему контролю |
Комментарий к тексту трудовых функций: "Изучение чело-либо сложно назвать трудовой функцией. Это в ВУЗе или НИИ надо делать. А в коммерческой компании надо достигать поставленных целей. Изучение стандартов к этому не относиться." |
Принято и учтено |
2 |
Федоров Михаил |
Eurasian Resources Group Риск-менеджер, Директор по рискам и внутреннему контролю |
Публичное представление организации в средствах массовой информации в вопросах риск-менеджмента, обеспечение открытой информации об управлении рисками "-это явно факультатив. Если компания в явном виде хочет быть публичной в этой области, то ок. Но как правило нет, т.к. хорошее понимание рисков организации это ее конкурентное преимущество." |
Отклонено. Даны пояснения. |
3 |
Федоров Михаил |
Eurasian Resources Group Риск-менеджер, Директор по рискам и внутреннему контролю |
Трудовые функции звучат "слишком общо, это вообще ко всем относится" |
Принято и учтено |
4 |
Балановский Леонид |
АО "Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона", управляющий директор департамента управления рисками |
"связанных с управлением рисками" - включает практически любой документ. Предлагаю ограничить или отраслевыми "отраслевых документов и законодательных актов, связанных _" или применимостью к деятельности организации "_ применимыми к деятельности организации" |
Принято и учтено |
5 |
Балановский Леонид |
АО "Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона", управляющий директор департамента управления рисками |
"предлагаю убрать COSO! Тем более, что есть слова "и других" |
Принято и учтено |
6 |
Балановский Леонид |
АО "Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона", управляющий директор департамента управления рисками |
Предлагаю 5 лет стажа для уровня 7. |
Принято и учтено |
7 |
Станислав Ефимов |
Компетенции Онлайн, Генеральный Директор |
"Обобщенная трудовая функция должна приносить завершенный результат управления, что означает достижение некоего состояния управляемой системы. Анализ - это деятельность, в результате которой, никакая ценность еще не создана. " |
Принято и учтено |
8 |
Станислав Ефимов |
Компетенции Онлайн, Генеральный Директор |
Обучение и развитие компетенций не является функцией специалиста по управлению рисками. Есть общие процессы обучения и развития персонала, ответсвенность за которые лежит на HR. У РМ консультационная функция, не требующая здесь специфических знаний и навыков, не представленных в других ОТФ |
Отклонено. Даны пояснения. |
9 |
Станислав Ефимов |
Компетенции Онлайн, Генеральный Директор |
Культура, как результат футбольного матча, складывается в ходе отработки принципов, политик, прививки стандартов. Не встречал, что б вот так усилием можно было культуру сформировать. |
Отклонено. Даны пояснения. |
10 |
Станислав Ефимов |
Компетенции Онлайн, Генеральный Директор |
Поскольку речь о нефинансовом секторе, то ссылаться целиком на стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010 - это усложнять требования. Разумная достаточность требует отобрать наиболее применимые методы из более чем 30-и, перечисленных в стандарте. |
Принято и учтено |
11 |
Аноним |
- |
Добавить к теории вероятностей теорию игр - как метод изучения оптимальных стратегий в играх |
Отклонено |
12 |
Шевель Марина |
АО "ОСК", начальник управления внутреннего контроля и управления рисками |
С целью дальнейшего эффективного развития единого подхода к управлению рисками отмечается целесообразность разработки отдельной стандартизации по направлению "Специалист по управлению рисками" в компаниях нефинансового сектора. Отмечаю заинтересованность в увастии в разработке соответствующего проекта. |
Принято и учтено |
Приложение
к пояснительной записке к проекту актуализированного профессионального стандарта
"Специалист по управлению рисками"
Паспорт актуализации профессионального стандарта "Специалист по управлению рисками"
п/п |
Раздел/подраздел профессионального стандарта |
Вносимые изменения (краткое описание) |
1 |
Специалист по управлению рисками |
1. Введены новые обобщенные трудовые функции 2. В разделе III в трудовых функциях произведена корректировка описания ОТФ, ТФ, трудовых действий, уточнение формулировок требований к необходимым умениям и знаниям. 3. В профессиональном стандарте приведены в соответствие с современными классификаторами коды ОКВЭД, ОКЗ, ОКСО. 4. Внесены изменения в перечни необходимых умений и знаний с учетом информационных технологий |
Раздел I профессионального стандарта | ||
2 |
Наименование ВПД |
- |
3 |
Цели ВПД |
- |
4 |
Сведения по ОКЗ |
- |
5 |
Сведения по ОКВЭД |
- |
Раздел II профессионального стандарта | ||
6 |
Обобщенные трудовые функции |
Осуществление вспомогательных функций в управлении рисками Оценка влияния рисков на цели, ключевые показатели эффективности и решения, принимаемые организацией Внедрение элементов управления рисками/актуализация и обеспечение работы элементов управления рисками в бизнес-процессах, включая процесс принятия решений Разработка и реализация риск-ориентированного подхода управления организацией |
7 |
Трудовые функции |
По уровням квалификации 4-7:
Участие в формировании основополагающих документов по управлению рисками (политика, принципы, цели, задачи, распределение ответственности) Участие в разработке методических материалов и осуществлении оценки рисков, включая идентификацию и анализ влияния рисков на цели организации, в рамках принятия решений и функционирования ключевых бизнес-процессов Формирование основополагающих документов по управлению рисками (политика, принципы, цели, задачи, распределение ответственности) Разработка методических материалов по оценке рисков, включая идентификацию и анализ влияния рисков на цели организации, в рамках принятия решений и ключевых бизнес-процессах Сбор данных и аналитики, исследование и проверка данных для последующей оценки рисков Оценка влияния рисков на цели организации, в рамках принятия решений и функционирования ключевых бизнес-процессов, подготовка материалов по результатам оценки рисков и их влияния Подготовка материалов по оценке эффективности управления рисками в организации и отчетности по рискам Встраивание процесса управления рисками в бизнес-процессы организации и актуализация существующих внутренних методологических и организационно-распорядительных документов бизнес-процессов с целью внедрения риск-ориентированного подхода к управлению Мониторинг реализации риск-ориентированного подхода в бизнес-процессах Раскрытие информации о рисках в бизнес-процессах при принятии управленческих решений, формировании отчетности или иных документов, а также подготовка и участие в обучении в области риск-менеджмента Консультирование и методологическая поддержка работников организации в области управления рисками Оценка эффективности управления рисками в организации и представление результатов органам управления организации Планирование, внедрение и реализация риск-ориентированного подхода к управлению организацией, целеполагания и программ мотивации с учетом рисков, постановка целей для внедрения риск-менеджмента Раскрытие информации о рисках в отчетах для внешних сторон, связанных с требованиями регуляторов и достижением стратегических целей или принимаемыми стратегическими решениями Участие в процессе принятия решений, связанных с неопределенностью Оценка эффективности управления рисками в организации и представление результатов органам управления организации |
Раздел III профессионального стандарта | ||
8 |
Перечень возможных наименований должностей, профессий |
По уровням квалификации соответственно 4-7:
Помощник специалиста отдела управления рисками (риск-менеджмента) Младший специалист отдела управления рисками (риск-менеджмента) Эксперт по рискам Специалист, ведущий, старший, главный специалист отдела управления рисками (риск-менеджмента) Ведущий, старший риск-аналитик Риск менеджер Менеджер по управлению рисками Руководитель (начальник) службы (подразделения, департамента, управления, отдела) управления рисками (риск-менеджмента) Директор по рискам Вице-президент по рискам Руководитель направления (блока) по рискам (внутреннему контролю, аудиту) Директор по управлению рисками Руководитель исследовательским центром (институтом) в сфере управления рисками |
9 |
Требования к образованию и обучению |
По уровням квалификации соответственно 4-7:
Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена Высшее образование (экономическое, финансовое, техническое) - бакалавриат или Высшее образование (экономическое, финансовое, техническое)- магистратура или Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в области управления рисками - программы профессиональной переподготовки в области управления рисками Высшее образование- бакалавриат и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации или Высшее образование - магистратура или специалитет и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации или Высшее образование (непрофильное) - магистратура или специалитет и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки в области управления рисками, корпоративных финансах или в функциональных областях деятельности организации и программы повышения квалификации
Высшее образование- бакалавриат и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации или Высшее образование - специалитет или магистратура и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации или Высшее образование (непрофильное) - специалитет или магистратура и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки в области управления рисками или в функциональных областях деятельности организации и программы повышения квалификации |
10 |
Требования к опыту практической работы |
По уровням квалификации соответственно 5-7:
Общий стаж работы не менее 2 лет в отрасли. Не менее 1 года в сфере оценки и управления рисками, внутреннего аудита, внутреннего контроля и других подразделениях, ответственных за управление рисками Не менее 3 лет руководства в организации (подразделением в области риск-менеджмента, внутреннего контроля или внутреннего аудита) и не менее 3 лет в отрасли Не менее 5 лет руководства в организации (подразделением в области риск-менеджмента, внутреннего контроля или внутреннего аудита) и не менее 5 лет в отрасли |
11 |
Особые условия допуска к работе |
- |
12 |
Другие характеристики |
Для уровней квалификации 6 и 7 Национальная или международная сертификация в области риск-менеджмента |
13 |
Дополнительные характеристики |
- |
14 |
Трудовые функции: трудовые действия; необходимые умения; необходимые знания |
В ТФ A/01.4, A/02.4, B/01.5, B/02.5, B/03.5, B/04.5, B/05.5, C/01.6, C/02.6, C/03.6, C/04.6, C/05.6, D/01.7, D/02.7, D/04.7, D/05.7 расширены трудовые действия требования к необходимым умениям изменены в соответствии с трудовыми действиями. требования к необходимым знаниям изменены в соответствии с трудовыми действиями. |
Раздел IV профессионального стандарта | ||
15 |
Ответственная организация-разработчик |
ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России |
16 |
Организации-разработчики |
АНО ДПО "ИСАР" Ассоциацияя участников финансового рынка Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.