Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Внутренний аудитор"
(подготовлен Минтрудом России 15.11.2022 г.)
Раздел 1. Обоснование необходимости актуализации профессионального стандарта
Профессиональный стандарт "Внутренний аудитор" актуализирован с учетом цифровых технологий в рамках федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" национального программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
Актуализируемый профессиональный стандарт "Внутренний аудитор" был разработан в 2015 году (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июня 2015 N 398н).
Актуализации профессионального стандарта вызвана необходимостью внесения изменений по результатам анализа применения профессионального стандарта в промышленности, а также с учетом предложений, поступивших от предприятий отрасли и других заинтересованных организаций.
Уведомление об актуализации профессионального стандарта размещено сайте "Профессиональные стандарты" (http://profstandart.rosmintrud.ru/):
https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/reestr-uvedomleniy-o-razrabotke-peresmotre-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=114375
Раздел 2. Актуализация профессионального стандарта
2.1. Значение для отрасли, анализ существующей ситуации, информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности
Значение данной области профессиональной деятельности для экономического развития отрасли определяется следующим.
Цифровизация (Цифровое развитие) - процесс организации выполнения в цифровой среде функций и деятельности (бизнес-процессов), ранее выполнявшихся людьми и организациями без использования цифровых продуктов. Цифровизация предполагает внедрение в каждый отдельный аспект деятельности информационных технологий.
Необходимость внесения в профессиональный стандарт цифровых компетенций обусловлена следующими документами.
В первую очередь Указом Президента Российской Федерации "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Среди целевых показателей национальной цели "Цифровая трансформация" установлены следующие:
достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;
увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов;
рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, до 97 процентов;
увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года.
Актуализация профессионального стандарта учитывает также В рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21.07.2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", в том числе с целью решения задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, Правительством Российской Федерации сформирована национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. N 7. В состав Национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" входят следующие федеральные проекты:
"Нормативное регулирование цифровой среды"
"Кадры для цифровой экономики"
"Информационная инфраструктура"
"Информационная безопасность"
"Цифровые технологии"
"Цифровое государственное управление"
"Искусственный интеллект"
"Обеспечение доступа в Интернет за счет развития спутниковой связи"
"Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли"
"Цифровые услуги и сервисы онлайн"
Целью настоящей Стратегии является создание условий для формирования в Российской Федерации общества знаний. Настоящая Стратегия призвана способствовать обеспечению следующих национальных интересов:
а) развитие человеческого потенциала;
б) обеспечение безопасности граждан и государства;
в) повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве;
г) развитие свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия граждан и организаций, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления;
д) повышение эффективности государственного управления, развитие экономики и социальной сферы;
е) формирование цифровой экономики.
Для предоставления безопасных и технологически независимых программного обеспечения и сервисов необходимо:
а) создать российское общесистемное и прикладное программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование и пользовательские устройства для широкого использования гражданами, субъектами малого, среднего и крупного предпринимательства, государственными органами и органами местного самоуправления, в том числе на основе обработки больших объемов данных, применения облачных технологий и интернета вещей;
б) создать встроенные средства защиты информации для применения в российских информационных и коммуникационных технологиях;
в) обеспечить использование российских информационных и коммуникационных технологий в органах государственной власти Российской Федерации, компаниях с государственным участием, органах местного самоуправления;
г) создать справедливые условия ведения предпринимательской деятельности для российских разработчиков.
Создание российских информационных и коммуникационных технологий осуществляется в целях получения государством и гражданами новых технологических преимуществ, использования и обработки информации, доступа к ней, получения знаний, формирования новых рынков и обеспечения лидерства на них.
Основными направлениями развития российских информационных и коммуникационных технологий, перечень которых может быть изменен по мере появления новых технологий, являются:
а) конвергенция сетей связи и создание сетей связи нового поколения;
б) обработка больших объемов данных;
в) искусственный интеллект;
г) доверенные технологии электронной идентификации и аутентификации, в том числе в кредитно-финансовой сфере;
д) облачные и туманные вычисления;
е) интернет вещей и индустриальный интернет;
ж) робототехника и биотехнологии;
з) радиотехника и электронная компонентная база;
и) информационная безопасность.
Важно отметить исследование Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ по выявлению перспективных цифровых технологий, к которым в рамках ренкингования были отнесены следующие:
Глубокое обучение.
Сверточные нейросети.
Компьютерное зрение.
Обучение с подкреплением.
Обработка естественного языка.
Беспилотные автомобили.
Рекуррентные нейросети.
Трансферное обучение.
Генеративные состязательные сети.
Системы поддержки принятия решений.
Смарт-контракты.
Распознавание речи
Квантовый компьютер.
Федеративное обучение.
Автономная робототехника.
Анализ государственных и отраслевых нормативных документов, анкетирование работодателей, анализ образовательных программ и образовательных стандартов среднего профессионального образования и высшего образования показал, требований к специальности, что в настоящее время показывает необходимость актуализации профессионального стандарта на предмет включения в него цифровых компетенций.
Данный стандарт является многофункциональным межотраслевым нормативным документом, описывающим области профессиональной деятельности, содержание трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций по всем указанным квалификационным уровням, а также ряд других параметров, характеризующих специфику труда.
Профессиональный стандарт разработан также в целях обеспечения единства требований оценки профессиональной компетентности и квалификации работника.
При разработке данного профессионального стандарта принимали во внимание отсутствие специальной нормативно-правовой базы, регулирующей данный вид профессиональной деятельности.
2.2. Основные изменения, внесенные при актуализации профессионального стандарта
Внесены изменения в перечни трудовых функций, трудовых действий, необходимых умений и знаний с учетом информационных технологий (Таблица 1).
Таблица 1
Информация об учете цифровых технологий в профессиональных стандартах
N п/п |
Обобщенная трудовая функция (код и наименование) |
Необходимые умения, обеспечивающие \определяющие использование цифровых технологий при выполнении данной функции |
Необходимые знания обеспечивающие \определяющие использование цифровых технологий при выполнении данной функции |
Примеры цифровых технологий, используемых в профессиональной деятельности |
1. |
А. Проведение внутренней аудиторской проверки и (или) выполнение консультационного проекта в составе группы |
Применять подходы безопасной работы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (защита персональных данных, антивирусная защита, информационная гигиена) Выполнять основные операции по поиску информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и на внутренних ресурсах организации, включая электронные документы и сетевые ресурсы Использовать цифровые методы аудио- и видео- связи, а также письменных форм коммуникации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для коммуникации с клиентом аудиторского задания. Использовать системы управления базами данных для просмотра и изменения данных в электронных базах данных Управлять размещением и передачей цифровой информации, в том числе дисковых хранилищах локальной и глобальной компьютерной сети Формировать медиатеки для структурированного хранения и каталогизации цифровой информации. Использовать программное обеспечение и цифровые методы анализа для проведения анализа массива данных и потока данных, включая аналитические процедуры и сплошное тестирование. Использование цифровых таблиц и графиков для визуализации информации. Создавать и воспроизводить видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио-, визуальных и мультимедийных компонентов Публиковать мультимедиа-контент в информационно-телекоммуникационной сети Интернет Применять подходы безопасной работы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (защита персональных данных, антивирусная защита, информационная гигиена) Выполнять основные операции по поиску информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и на внутренних ресурсах организации, включая электронные документы и сетевые ресурсы Использовать цифровые методы аудио- и видео- связи, а также письменных форм коммуникации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для коммуникации с клиентом консультационного задания. Использовать системы управления базами данных для просмотра и изменения данных в электронных базах данных Управлять размещением и передачей цифровой информации, в том числе дисковых хранилищах локальной и глобальной компьютерной сети Формировать медиатеки для структурированного хранения и каталогизации цифровой информации Использовать программное обеспечение и цифровые методы анализа для проведения анализа массива данных и потока данных. Использование цифровых таблиц и графиков для визуализации информации. Создавать и воспроизводить видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио-, визуальных и мультимедийных компонентов |
Основные антивирусные программы Защита персональных данных Основы работы в операционных системах Системы управления базами данных Программное обеспечение для обработки и анализа данных, устной и письменной коммуникации. Принципы соблюдения информационной безопасности, сохранения конфиденциальности данных Основы работы в программах управления проектами: наименования, возможности и порядок работы в них Понятийный аппарат управления проектами Способы отслеживания выполнения задач проекта с использованием программ управления проектами Порядок создания отчета о выполненных работах с использованием программ управления проектами Основные антивирусные программы Защита персональных данных Основы работы в операционных системах Системы управления базами данных Программное обеспечение для обработки и анализа данных, устной и письменной коммуникации. Принципы соблюдения информационной безопасности, сохранения конфиденциальности данных |
- |
2. |
В. Проведение внутренней аудиторской проверки и (или) выполнение консультационного проекта самостоятельно или в составе группы |
Применять подходы безопасной работы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (защита персональных данных, антивирусная защита, информационная гигиена) Выполнять основные операции по поиску информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и на внутренних ресурсах организации, включая электронные документы, сетевые ресурсы, ERP системы. Использовать цифровые методы аудио- и видео- связи, а также письменных форм коммуникации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для коммуникации с клиентом аудиторского задания. Использовать системы управления базами данных для просмотра и изменения данных в электронных базах данных Вносить в базы данных сведения, необходимые для работы организации Управлять размещением и передачей цифровой информации, в том числе дисковых хранилищах локальной и глобальной компьютерной сети Формировать медиатеки для структурированного хранения и каталогизации цифровой информации. Формировать документацию и осуществлять ее архивирование Использовать ПО и цифровые методы анализа для проведения углубленного анализа массива данных и потока данных, включая аналитические процедуры и сплошное тестирование. Использование цифровых таблиц и графиков для визуализации информации. Создавать и воспроизводить видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио-, визуальных и мультимедийных компонентов Применять подходы безопасной работы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (защита персональных данных, антивирусная защита, информационная гигиена) Выполнять основные операции по поиску информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и на внутренних ресурсах организации, включая электронные документы, сетевые ресурсы, ERP системы. Использовать цифровые методы аудио- и видео- связи, а также письменных форм коммуникации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для коммуникации с клиентом консультационного задания. Использовать системы управления базами данных для просмотра и изменения данных в электронных базах данных Вносить в базы данных сведения, необходимые для работы организации Управлять размещением и передачей цифровой информации, в том числе дисковых хранилищах локальной и глобальной компьютерной сети Формировать медиатеки для структурированного хранения и каталогизации цифровой информации. Формировать документацию и осуществлять ее архивирование Использовать ПО и цифровые методы анализа для проведения углубленного анализа массива данных и потока данных. Использование цифровых таблиц и графиков для визуализации информации. Создавать и воспроизводить видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио-, визуальных и мультимедийных компонентов |
Правовые системы Основы цифровизации процессов ERP-системы: наименования, возможности и порядок работы в них Основные антивирусные программы Защита персональных данных Основы работы в операционных системах Системы управления базами данных Программное обеспечение для обработки и анализа данных, устной и письменной коммуникации. Принципы соблюдения информационной безопасности, сохранения конфиденциальности данных Основы цифровизации процессов ERP-системы: наименования, возможности и порядок работы в них Основные антивирусные программы Защита персональных данных Основы работы в операционных системах Системы управления базами данных Программное обеспечение для обработки и анализа данных, устной и письменной коммуникации. Принципы соблюдения информационной безопасности, сохранения конфиденциальности данных |
- |
3. |
С. Методическое сопровождение деятельности службы внутреннего аудита |
Применять подходы безопасной работы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (защита персональных данных, антивирусная защита, информационная гигиена) Использовать цифровые методы аудио- и видео- связи, а также письменных форм коммуникации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для коммуникации с сотрудниками организации. Вносить в базы данных сведения, необходимые для работы организации Формировать медиатеки для структурированного хранения и каталогизации цифровой информации. Формировать документацию и осуществлять ее архивирование Осуществлять поиск информации в базе данных MDM-систем Создавать новые записи в базах данных MDM-систем Редактировать записи в базах данных MDM-систем Применять подходы безопасной работы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (защита персональных данных, антивирусная защита, информационная гигиена) Использовать цифровые методы аудио- и видео- связи, а также письменных форм коммуникации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для коммуникации с сотрудниками организации. Вносить в базы данных сведения, необходимые для работы организации Формировать медиатеки для структурированного хранения и каталогизации цифровой информации. Формировать документацию и осуществлять ее архивирование |
Основы архитектуры информационных систем Основы проектирования информационных систем Правила внесения изменений в информационных системах Основы внутрикорпоративных коммуникаций Основные антивирусные программы Защита персональных данных Основы работы в операционных системах Программное обеспечение для обработки и анализа данных, устной и письменной коммуникации. Принципы соблюдения информационной безопасности, сохранения конфиденциальности данных Основы влияния информационных технологий на бизнес-процессы Стандарты информационных технологий для деятельности организации MDM-системы: наименования, возможности и порядок работы в них Основные элементы интерфейса MDM-систем Возможности и порядок поиска и просмотра информации в MDM-системах Порядок создания, редактирования, удаления записей в базе данных MDM-систем Основы внутрикорпоративных коммуникаций Основные антивирусные программы Защита персональных данных Основы работы в операционных системах Программное обеспечение для обработки и анализа данных, устной и письменной коммуникации. Принципы соблюдения информационной безопасности, сохранения конфиденциальности данных |
- |
4. |
D. Руководство выполнением плана работы службы внутреннего аудита |
Работать в рамках процессов облачных технологий бэк-офиса, открытого исходного кода мидл-офиса, а также фронт-офиса Создавать ценность для бизнеса, реализуя инвестиции, связанные с ИТ Достигать стратегических целей и получать выгоду путем эффективного и инновационного использования ИТ Применять подходы безопасной работы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (защита персональных данных, антивирусная защита, информационная гигиена) Использовать цифровые методы аудио- и видео- связи, а также письменных форм коммуникации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для коммуникации с сотрудниками организации. Вносить в базы данных сведения, необходимые для работы организации Осуществлять поиск информации в базе данных MES-систем Анализировать информацию о ходе реализации технологических процессов и результатах контроля с использованием MES-систем Применять подходы безопасной работы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (защита персональных данных, антивирусная защита, информационная гигиена) Использовать цифровые методы аудио- и видео- связи, а также письменных форм коммуникации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для коммуникации с сотрудниками организации. Вносить в базы данных сведения, необходимые для работы организации Осуществлять поиск информации в базе данных SCADA-систем Создавать новые записи в базах данных SCADA-систем Редактировать записи в базах данных SCADA-систем Анализировать информацию о ходе реализации технологических процессов и результатах контроля с использованием SCADA-систем Применять подходы безопасной работы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (защита персональных данных, антивирусная защита, информационная гигиена) Использовать цифровые методы аудио- и видео- связи, а также письменных форм коммуникации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для коммуникации с сотрудниками организации. Вносить в базы данных сведения, необходимые для работы организации |
Факторы влияния на ИТ-структуру (принципы, политики и подходы, процессы, организационная структура, культура, этика и поведение, информация, услуги, инфраструктура и приложения, персонал, навыки и компетенции) Основные антивирусные программы Защита персональных данных Основы работы в операционных системах Принципы соблюдения информационной безопасности, сохранения конфиденциальности данных MES-системы: наименования, возможности и порядок работы в них Основные элементы интерфейса MES-систем Возможности и порядок поиска и просмотра информации в MES-системах Возможности и порядок использования инструментов MES-систем для анализа производственной информации Основные антивирусные программы Защита персональных данных Основы работы в операционных системах Принципы соблюдения информационной безопасности, сохранения конфиденциальности данных Законодательство и регулирующие требований в области ИТ и поддержка бизнес-соответствия Бизнес-риски, связанные с использованием ИТ Процессы и модели жизненного цикла информационных систем Основы хранения данных в информационных системах Основы обеспечения информационных систем Анализ данных и процессов на основе Big Data Классификация бизнес-процессов Основы моделирования бизнес-процессов Основы автоматизации и управления бизнес-процессами Принципы совершенствования бизнес-процессов Принципы выбора программного обеспечения Система управления взаимоотношениями с клиентами Технологии автоматизации делопроизводства искусственный интеллект, блокчейн, облачные сервисы, виртуальная и дополненная реальность Технологии облачных вычислений Этика финансовых технологий Правила использования приложений, информации и технических решений Правила безопасности информации, обрабатывающей инфраструктуры и приложений Правила оптимизации ИТ-активов, ресурсов и способностей Правила обеспечения работы и поддержка бизнес-процессов, путем интеграции приложений и технологий в бизнес-процессы Правила соблюдения внутренних политик Степень доступности и безопасности факторов влияния Политики информационной безопасности Правила пересмотра политик информационной безопасности Определение и основы управления операционными рискамия Основы информационной безопасности ECM-системы: наименования, возможности и порядок работы в них Основные элементы интерфейса ECM-систем Возможности и порядок поиска и просмотра документов в ECM-системах Порядок загрузки документов в ECM-системы |
|
5. |
E. Управление (руководство) службой внутреннего аудита |
Анализировать и оценивать информацию, выявлять причинно-следственные связи, делать объективные выводы и расставлять приоритеты для дальнейших планов Управлять информацией и данными Коммуницировать в цифровой среде Применять подходы безопасной работы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (защита персональных данных, антивирусная защита, информационная гигиена) Использовать цифровые методы аудио- и видео- связи, а также письменных форм коммуникации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для коммуникации с сотрудниками организации. Вносить в базы данных сведения, необходимые для работы организации Обеспечивать безопасность и защиту данных Создавать и применять цифровой контент |
Правила управления информацией и данными Основные антивирусные программы Защита персональных данных Основы работы в операционных системах Принципы соблюдения информационной безопасности, сохранения конфиденциальности данных Правила обеспечения безопасности и защиты данных Цифровой контент |
|
В 2022 году Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка провел опрос о востребованности цифровых компетенций. Включение цифровых компетенций в профессиональные стандарта специалистов финансового рынка поддержало 82,1% респондентов, 10,2% были против, 7,7% не определились с ответом. Респонденты отметили, что цифровые технологии позволят организации реализовать более эффективное бизнес-планирование (82,1%), осуществлять эффективное управление инновациями (66,7%), получить большую лояльность со стороны потребителей (46,2%). Потребители же услуг получат высокое удобство и скорость обслуживания (92,3%), эффективную обратную связь с производителями (79,5%), своевременное информирование об услугах (59%). Среди проблем, которые ограничивают развитие цифровых технологий респонденты отметили недостаточную подготовленность кадров (79,5%), недостаточность инфраструктуры (69,2%), окончательная несформированность нормативной базы (61,5%). Респонденты сочли, что в образовательные программы финансово-экономической направленности необходимо включать подготовку по технологиям автоматизации бизнес-процессов (82,1%), большие данные (71,8%), искусственный интеллект (48,7%), мобильные технологии (46,2%). При управлении взаимоотношениями с клиентами наиболее востребованными цифровыми технологиями были названы: безбумажные ЭДО (84,6%), цифровая подпись (74,4%).
2.3. Основные этапы актуализации профессионального стандарта
2.3.1. Информация об организациях, на базе которых проводились исследования
В соответствии с Правилами разработки и утверждения профессиональных стандартов, утв. постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 г., N 23, профессиональный стандарт актуализирован ФГБУ "ВНИИ труда Минтруда России" с участием представителей работодателей отрасли, ведущих образовательных организаций профессионального образования. Перечень организаций, сведения об уполномоченных лицах, участвовавших в актуализации профессионального стандарта, приведены в приложении 1.
2.3.2. Сведения о нормативно-правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект актуализированного профессионального стандарта
Профессиональная деятельность регулируется следующими федеральными и отраслевыми нормативно-правовыми актами.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 06.10.2021).
- Приказ Минкомсвязи России от 01.08.2018 N 428 "Об утверждении Разъяснений (методических рекомендаций) по разработке региональных проектов в рамках федеральных проектов национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
- Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы".
- Постановление Правительства РФ от 02.03.2019 N 234 (ред. от 13.05.2022) "О системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (вместе с "Положением о системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации").
- "Перечень поручений по вопросам реализации национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. Президентом РФ 28.02.2019 N Пр-300).
- "Паспорт национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 N 7).
- Приказ Минстроя России от 25.12.2020 N 866/пр "Об утверждении Концепции проекта цифровизации городского хозяйства "Умный город".
2.3.3. Требования к экспертам, привлеченным к актуализации профессионального стандарта
В целях актуализации профессионального стандарта была сформирована рабочая группа экспертов, в состав которой были включены специалисты в области разработки профессиональных стандартов, эксперты ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России, специалисты в рассматриваемой области, руководители промышленных организаций, специалисты в области управления, обучения и развития персонала, другие специалисты.
Эксперты в рабочую группу выбирались исходя из следующих требований:
- требования к представителю профессионального сообщества - высшее образование, стаж работы в профессиональной области не менее 10 лет;
- требования к представителю образовательного сообщества - высшее образование, стаж педагогической деятельности по профильным дисциплинам не менее 10 лет, стаж работы в профессиональной области не менее 5 лет.
Все эксперты рабочей группы должны знать:
- Трудовой кодекс РФ в части, регламентирующей трудовые отношения в области образования, разработку и применение профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик;
- методические рекомендации по разработке профессионального стандарта, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2013 г. N 170н, а также другие нормативные, правовые и иные акты и документы, регулирующие процесс разработки и утверждения профессиональных стандартов, включая законы, подзаконные акты, локальные нормативные акты;
- уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 N 148н;
- содержание и структуру профессиональной деятельности в рамках предметной области профессионального стандарта, трудовые функции и действия, выполняемые работниками, профессиональные знания и умения, которыми должны они обладать;
- зарубежную и отечественную практику разработки профессиональных стандартов и иных инструментов определения квалификационных требований;
- методы эффективной командной работы, приемы эффективных коммуникаций.
Все эксперты рабочей группы должны уметь:
- собирать, агрегировать и декомпозировать исходные сведения;
- анализировать информацию, включая функциональный анализ сферы профессиональной деятельности;
- формулировать дефиниции, классификации и атрибуты в целях разработки профессионального стандарта;
- взаимодействовать с другими экспертами, работать в команде.
Все эксперты рабочей группы должны обладать навыками:
- оформление документации в соответствии с принятыми (установленными) нормами и правилами;
- эффективная коммуникация с использованием современных средств связи/ИКТ;
- подготовка и представление презентационных материалов.
Кроме того, при отборе экспертов учитывались требования, не связанные с профессиональными компетенциями, но необходимые для разработки профессиональных стандартов:
- независимость;
- широкий кругозор;
- способность формировать и отстаивать точку зрения.
Сведения об экспертах, привлеченных к разработке и согласованию проекта профессионального стандарта, приведены в Приложении 1 к пояснительной записке.
2.3.4. Этапы актуализации профессионального стандарта
1 этап: анализ квалификационных требований и разработка концепции профессиональных стандартов в рассматриваемой области.
2 этап: анализ действующего профессионального стандарта "Внутренний аудитор".
3 этап: разработка проекта актуализированного профессионального стандарта.
4 этап: обсуждение проекта актуализированного профессионального стандарта, сбор отзывов, доработка проекта с учетом поступивших замечаний.
Раздел 3. Профессионально-общественное обсуждение профессионального стандарта
3.1. Порядок обсуждения
Обсуждение проекта актуализированного профессионального стандарта "Внутренний аудитор" с заинтересованными организациями проводилось следующим путем:
размещение проекта профессионального стандарта на сайте СПК финансового рынка, ВНИИ труда и других Интернет-ресурсов:
http://www.asprof.ru
http://profstandart.rosmintrud.ru/;
http://www.vcot.info/;
проведение круглых столов;
размещение информации о разработанном проекте стандарта и его публичном обсуждении на сайтах Минтруда РФ;
направление информации о разработанном проекте стандарта и его публичном обсуждении в более чем 80 предприятий и организаций;
организация сбора отзывов и предложений на сайте разработчика.
Профессиональный стандарт согласован с Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка.
Данные об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта, приведены в Приложении 2.
3.2. Данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту актуализированного профессионального стандарта
Поступило более 10 отзывов от 10 организаций из 10 регионов Российской Федерации В том числе:
очные мероприятия - 350 участников, - предложений и замечаний;
обсуждение на Интернет-площадках: 200 посещений/просмотров сайта, 10 - предложений и замечаний;
заочные мероприятия: 80 адресов рассылки, 10 - предложений и замечаний;
Сводные данные по результатам публичного обсуждения, поступивших замечаниях и предложениях к проекту актуализированного профессионального стандарта приведены в Приложении 3.
ФГБУ "ВНИИ труда Минтруда России" совместно с отраслевыми экспертами в соответствии с требованиями, содержащимися в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 "О правилах разработки и утверждения и применения профессиональных стандартов" и приказах Минтруда России от 12 апреля 2013 г. N 147н "Об утверждении Макета профессионального стандарта" и N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов", провели доработку проекта актуализированного профессионального стандарта "Внутренний аудитор".
Раздел 4. Согласование проекта профессионального стандарта
В проекте актуализированного профессионального стандарта трудовые функции, особо регулируемые законодательством и требующие проведения согласования, отсутствуют.
Проект актуализированного профессионального стандарта "Внутренний аудитор" вносится в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации для утверждения в установленном порядке.
Приложение 1
к пояснительной записке к проекту актуализированного профессионального стандарта
"Внутренний аудитор"
Сведения об организациях и экспертах, привлеченных к актуализации и согласованию профессионального стандарта
N п/п |
Организация |
Субъект Российской Федерации |
Актуализация профессионального стандарта | ||
1 |
Ассоциация участников финансового рынка "Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка" |
г. Москва |
2 |
Некоммерческое партнерство "Институт внутренних аудиторов" |
г. Москва |
3 |
ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России |
г. Москва |
Приложение 2
к пояснительной записке к проекту актуализированного профессионального стандарта
"Внутренний аудитор"
Сведения о мероприятиях профессионально-общественного обсуждения проекта актуализированного профессионального стандарта
Мероприятие |
Дата проведения |
Наименования организаций, участвующих в мероприятии (с указанием субъекта Российской Федерации) |
Общее количество участников мероприятия |
URL-адрес Интернет-ресурса, содержащего информацию о проведенном мероприятии |
Неделя приоритетных отраслей экономики |
12-13 апреля 2022 года |
Представители профессиональных сообществ и образовательных организаций |
Около 100 |
https://edu.innopolis.university/weeks?ysclid=l8u2cso1hl524618772 |
Cовместное совещание членов Федерального учебно-методического объединения в области экономики и управления и представителей вузов, осуществляющих подготовку бакалавров, магистров, специалистов по направлениям и специальностям УГСН 38.00.00 |
14-16 апреля 2022 года |
Представители организаций высшего образования |
Около 60 |
https://asprof.ru/news/pub/4120 |
На сайте Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка размещена ссылка на актуализированные профессиональные стандарты |
25 мая 2022 года |
- |
- |
https://asprof.ru/news/pub/4180 |
Профессиональное обсуждение вопросов актуализации профессиональных стандартов |
30 мая 2022 года |
Представители профессионального сообщества |
|
https://asprof.ru/news/pub/4192 |
II Всероссийский Форум "УНИВЕРСИТЕТЫ И РАЗВИТИЕ ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ" |
10-12 июня 2022 года |
Представители образовательных организациях профессионального сообщества |
Около 70 |
https://asprof.ru/news/pub/4296 |
Профессиональное обсуждение вопросов актуализации профессиональных стандартов |
14 июня 2022 года |
Представители профессионального сообщества |
|
https://asprof.ru/news/pub/4249 |
На сайте Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка размещена ссылка на актуализированные профессиональные стандарты |
15 июня 2022 года |
- |
- |
|
На сайте Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка проведен опрос о цифровых компетенциях в профессиональных стандартах |
Июнь-август 2022 года |
- |
- |
https://asprof.ru/news/pub/4267 |
Обсуждения профессиональных стандартов в Совете по профессиональным квалификациям финансового рынка |
05 - 08 июля 2022 года |
Представители профессионального сообщества |
- |
https://asprof.ru/news/pub/4410 |
На сайте Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка размещен актуальный перечень цифровых компетенций |
08 августа 2022 года |
- |
- |
https://asprof.ru/news/pub/4423 |
5 заседание отраслевой рабочей группы "Финансовые услуги" |
25 августа 2022 года |
Члены рабочей группы |
12 |
https://asprof.ru/news/pub/4493 |
6 и 7 заседание отраслевой рабочей группы "Финансовые услуги" |
29-31 августа 2022 года |
Члены рабочей группы |
12 |
https://asprof.ru/news/pub/4509 |
В Совете по профессиональным квалификациям финансового рынка прошло обсуждение проектов актуализированных стандартов "Бизнес - аналитик" и "Внутренний аудитор". В рамках обсуждения рассматривались вопросы содержания и согласования проектов актуализированных профессиональных стандартов |
20 сентября 2022 года |
Представитель профессиональных сообществ |
Около 15 |
https://asprof.ru/news/pub/4568 |
Международная научно-методическая конференция ФОРСАЙТ ОБРАЗОВАНИЯ: СТАНДАРТЫ И ОПОРА НА КАЧЕСТВО |
22-23 сентября 2022 года |
Представители образовательных образований и профессионального сообщества |
Около 100 |
https://asprof.ru/news/pub/4571 |
На сайте Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка размещена ссылка на актуализированные профессиональные стандарты |
28 сентября 2022 года |
- |
- |
https://asprof.ru/news/pub/4569 |
Приложение 3
к пояснительной записке к проекту актуализированного профессионального стандарта
"Внутренний аудитор"
Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту актуализированного профессионального стандарта "Внутренний аудитор"
N п/п |
ФИО эксперта |
Организация, должность |
Замечание, предложение |
Принято, отклонено, частично принято (с обоснованием) |
Замечания и предложения к проекту профессионального стандарта | ||||
1 |
А.Р.Карамян |
ПАО "Вымпелком", директор по внутреннему аудиту |
Рекомендуем из раздела "Трудовые действия" части 3.3.1 Трудовая функция удалить второй пункт "Разработка и регулярное обновление схемы (карты) взаимодействия субъектов системы внутреннего контроля организации" |
Принято |
Приложение 4
к пояснительной записке к проекту актуализированного профессионального стандарта
"Внутренний аудитор"
Паспорт актуализации профессионального стандарта "Внутренний аудитор"
п/п |
Раздел/подраздел профессионального стандарта |
Вносимые изменения (краткое описание) |
1 |
Внутренний аудитор |
- |
Раздел I профессионального стандарта | ||
2 |
Наименование ВПД |
- |
3 |
Цели ВПД |
- |
4 |
Сведения по ОКЗ |
- |
5 |
Сведения по ОКВЭД |
- |
Раздел II профессионального стандарта | ||
6 |
Обобщенные трудовые функции |
- |
7 |
Трудовые функции |
- |
Раздел III профессионального стандарта | ||
8 |
Перечень возможных наименований должностей, профессий |
- |
9 |
Требования к образованию и обучению |
- |
10 |
Требования к опыту практической работы |
- |
11 |
Особые условия допуска к работе |
- |
12 |
Другие характеристики |
- |
13 |
Дополнительные характеристики |
- |
14 |
Трудовые функции: трудовые действия; необходимые умения; необходимые знания |
В ТФ A/01.6, A/02.6, А/03.6, B/01.7, B/02.7, B/03.7, B/04.7, B/05.7, B/06.7, C/01.7, C/02.7, C/03.7. расширены требования к необходимым умениям изменены в соответствии с трудовыми действиями. требования к необходимым знаниям изменены в соответствии с трудовыми действиями. |
Раздел IV профессионального стандарта | ||
15 |
Ответственная организация-разработчик |
ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России |
16 |
Организации-разработчики |
Ассоциация "Институт внутренних аудиторов" Ассоциацияя участников финансового рынка Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.