Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса"
(подготовлен Минсельхозом России 15.11.2022 г.)
Минсельхоз России подготовил проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса" (далее соответственно - проект постановления, государственная программа), в том числе в целях приведения государственной программы в соответствие со Стратегией развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 г. N 2567-р, в связи тем, что распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. N 2798-р "Об утверждении Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года" утратило силу, а также в связи со сложившейся экономической ситуацией и санкционным давлением.
1. В разделе "Оценка текущего состояния рыбохозяйственного комплекса":
1.1. Исключить абзац восемнадцатый "Предоставление топливной субсидии планируется осуществлять в рамках реализации Программы начиная с 2022 года." в связи с тем, что предусмотренные Росрыболовству на 2022 год бюджетные ассигнования в размере 461 591,3 тыс. рублей на реализацию указанного результата (мероприятия) были перераспределены на иные цели в соотвествии с протоколом совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова от 10 марта 2022 г. N АБ-П13-57пркс и письмом Аппрата Правительства Российской Федерации от 22 марта 2022 г. N П13-20858кс, а также отсутствует определенность по срокам реализации данного результата (мероприятия), проектом федерального бюджета на 2023 и на плановый период 2024 и 2025 годов финансирование не предусмотрено.
1.2. В абзаце двадцатом скорректировать плановый срок ввода в эксплуатацию судов: "2023 год" заменить словами "2026 год" в связи с корректировкой планового срока ввода в эксплуатацию среднетоннажных научно-исследовательских судов на основе информации, представленной ФГБНУ "ВНИРО" по уточнению графика их строительства с учетом сложившейся социально-экономической ситуации.
1.3. В целях приведения государственной программы в соответствие со Стратегией:
скорректировать абзац двадцать пятый "обеспечение продовольственной безопасности в части достижения среднедушевого потребления рыбопродуктов в домашних хозяйствах Российской Федерации в объеме не менее 25 килограммов в год в живом весе и поддержание уровня самообеспечения рыбой и рыбопродуктами (в живом весе - весе сырца) не менее 85 процентов в год;", изложив его в следующей редакции: "поддержание уровня самообеспечения рыбой и рыбопродуктами в живом весе (весе сырца) не менее 85 процентов в год;";
дополнить абзацами следующего содержания:
"увеличение объема добычи (вылова) водных биологических ресурсов до 5130 тыс. тонн к 2030 году;";
"увеличение оборота организаций по направлению "Рыболовство, рыбоводство и рыбопереработка" (базовый вариант) до 710,4 млрд. рублей к 2030 году;";
"увеличение объема производства продукции товарной аквакультуры (рыбоводства), включая посадочный материал (базовый вариант) до 618 тыс. тонн к 2030 году;";
исключить абзацы:
двадцать третий "увеличение суммарного объема частных инвестиций до 613 млрд. рублей;";
двадцать четвертый "увеличение валовой добавленной стоимости за счет развития производства рыбной продукции глубокой степени переработки до 418 млрд. рублей;";
двадцать шестой "увеличение общего количества рабочих мест в рыбохозяйственном комплексе на 24,5 тысячи и роста производительности труда в 1,4 раза к 2030 году по сравнению с 2018 годом;";
1.4. Предлагается абзац двадцать седьмой исключить "укрепление лидерства на мировых рынках рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов в части достижения не менее 25 процентов доли рынка Европейского союза в сегменте продукции из минтая и атлантической трески (пикши) и не менее 10 процентов доли рынка стран Азиатско-Тихоокеанского региона в сегменте продукции из лососевых видов рыб;".
За последние десятилетия в рыбохозяйственном комплексе преобладал экспорт в страны Европы, Северной Америки и Азии.
В настоящее время для российских рыбохозяйственных предприятий оказались закрыты рынки сбыта рыбной продукции в Европе, США и Канаде.
Рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона в настоящее время изменяется в связи с чем затруднена оценка его потенциала.
В качестве альтернативных рынков также прорабатывается рынок африканских и латиноамериканских стран.
2. В разделе "Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы":
2.1. В целях приведения государственной программы в соответствие со Стратегией:
абзац одиннадцатый "Исходя из указанных приоритетов государственной политики сформулированы следующие основные цели:" изложить в следующей редакции: "Указанные приоритеты государственной политики направлены на достижение основной цели Программы:";
абзац тринадцатый "обеспечение опережающего экономического роста и достижения лидирующих позиций на мировых рынках рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов при условии обеспечения национальной продовольственной безопасности, увеличения совокупного вклада рыбохозяйственного комплекса в валовой внутренний продукт Российской Федерации к 2030 году путем увеличения валовой добавленной стоимости за счет развития производства продукции глубокой переработки до 418 млрд. рублей." исключить.
2.2. В связи с вступлением в силу Указа Президента Российской Федерации от 31 июля 2022 г. N 512 "Об утверждении Морской доктрины Российской Федерации" абзац пятнадцатый "Морская доктрина Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 26 июля 2015 г.;" изложить в следующей редакции: "Морская доктрина Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 июля 2022 г. N 512;".
2.3. В связи с вступлением в силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 г. N 2567-р "Об утверждении Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года":
абзац двадцать шестой "Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. N 2798-р" исключить;
абзац двадцать седьмой "Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 993-р." изложить в следующей редакции: "Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 г. N 2567-р.".
3. В разделе "Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного решения в сфере реализации Программы":
3.1. В связи с формированием новой структуры комплекса процессных мероприятий "Реализация мер по искусственному воспроизводству и сохранению водных биологических ресурсов" и ее приведением в соответствие с характером предоставления финансового обеспечения (выполнение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в части аквакультуры и мелиорации задачу "сохранение биологического разнообразия, обеспечение выпуска молоди в водные объекты в количестве не менее 2107,8 млн. штук ежегодно в целях увеличения численности водных биологических ресурсов;" (абзац четвертый) изложить в следующей редакции: "сохранение биологического разнообразия путем обеспечения ежегодного выпуска не менее 1,7 млрд. штук водных биологических ресурсов в водные объекты рыбохозяйственного значения и ежегодного восстановления не менее 5 тыс. гектар водных объектов;".
Сохранение и пополнение запасов водных биологических ресурсов путем осуществления искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов реализовывается в соответствии со статьей 45 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - федеральный закон 166-ФЗ) и Правилами организации искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерация от 12 февраля 2014 г. N 99.
Реализация мероприятий по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов осуществляется подведомственным Росрыболовству ФГБУ "Главрыбвод" в рамках государственного задания.
Порядок формирования государственного задания утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" (далее - Постановление 640).
В соответствии с Постановлением 640 объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных федеральному государственному учреждению учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование) (далее - имущество учреждения), затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.
Приказом Росрыболовства от 9 сентября 2019 г. N 457 утвержден "Порядок определения нормативных затрат на выполнение государственных работ федеральными государственными бюджетными учреждениями, в отношении которых Федеральное агентство по рыболовству осуществляет функции и полномочия учредителя".
Мероприятия по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов формируются и осуществляются на основании рекомендаций научно-исследовательской организации, подведомственной Росрыболовству.
В связи с внесенными корректировками государственного задания ФГБУ "Главрыбвод" на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов существуют риски недостижения показателей и результатов задачи "сохранение биологического разнообразия, обеспечение выпуска молоди в водные объекты в количестве не менее 2 107,8 млн. штук ежегодно в целях увеличения численности водных биологических ресурсов".
Корректировка наименования и числовых значений необходима в целях выделения приоритетных мероприятий по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов, выполняемых ФГБУ "Главрыбвод" в рамках государственного задания, а также в целях приведения объемов выпуска водных биологических ресурсов в соответствие с утвержденным государственным заданием ФГБУ "Главрыбвод" на 2022 год и на плановый период 2023 - 2024 годов.;
3.2. В наименовании задачи "выполнение комплекса аварийно-спасательных работ на рыбопромысловых судах в районах промысла при осуществлении рыболовства в объеме не менее 3600 судо-суток ежегодно" (абзац седьмой) уточнить все виды выполняемых работ, изложив его в редакции "выполнение комплекса аварийно-спасательных и подготовительных работ для обеспечения безопасности рыбопромысловых судов в районах промысла при осуществлении рыболовства в объеме не менее 3600 судо-суток ежегодно".
4. В разделе "Задачи Программы, определенные в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации":
4.1. Абзац пятый "сохранение биологического разнообразия, обеспечение выпуска молоди в водные объекты в количестве не менее 2107,8 млн. штук ежегодно в целях увеличения численности водных биологических ресурсов;" изложить в следующей редакции: "сохранение биологического разнообразия путем обеспечения ежегодного выпуска не менее 1,7 млрд. штук водных биологических ресурсов в водные объекты рыбохозяйственного значения и ежегодного восстановления не менее 5 тыс. гектар водных объектов;" (обоснование изменения указано в пункте 3.1.).
4.2. В целях приведения государственной программы в соответствие со Стратегией в части определения показателей по достижению национальной цели дополнить абзацами следующего содержания:
"Показателями (индикаторами), отражающими эффективность достижения национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", являются:";
"объем добычи (вылова) водных биологических ресурсов (базовый вариант) в 2030 году - 5130 тыс. тонн;";
"оборот организаций по направлению "Рыболовство, рыбоводство и рыбопереработка" (базовый вариант) в 2030 году - 710,4 млрд. рублей;";
"объем производства продукции товарной аквакультуры (рыбоводства), включая посадочный материал (базовый вариант) в 2030 году - 618 тыс. тонн.".
5. В разделе "Задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации" абзац третий "обеспечение роста объема произведенной рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов;" изложить в следующей редакции: "обеспечение роста объема производства отдельных видов рыбной продукции (филе, фарш, консервы);".
Корректировка наименования задачи необходима в целях учета при расчете объема произведенной рыбной продукции данных только по производству филе рыбного, фаршаи консервов, в связи с тем, что указанные группы товаров составляют наибольший удельный вес в общем объеме произведенной рыбной продукции.
Проект постановления не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета.
В процессе разработки проекта постановления проведен анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования.
Принятие постановления Российской Федерации не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий и для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект постановления не приведет к изменению объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, сокращению доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации.
Проект постановления не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), положений о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект постановления соответствует положениям пункта 6 приложения N 29 "Протокол о мерах государственной поддержки сельского хозяйства" к Договору о Евразийском экономическом союзе, подписанному в г. Астане 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые проектом постановления решения не окажут влияния на достижение целей иных государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.