Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О публично-правовой компании "Роскадастр" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Росреестром 24.11.2022 г.)
Вносится
Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в Федеральный закон "О публично-правовой компании "Роскадастр" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 30 декабря 2021 года N 448-ФЗ "О публично-правовой компании "Роскадастр" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 1, ст. 17) следующие изменения:
1) в статье 4:
а) часть 1:
после слов "Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"," дополнить словами "Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации",";
после слов "другими федеральными законами," дополнить словами "функции метрологической службы геодезии и картографии, службы контроля деформации земной поверхности, функции по геодезическому, картографическому, топографическому и гидрографическому обеспечению делимитации, демаркации и проверке прохождения линии государственной границы Российской Федерации, по выполнению научно-исследовательских, научно-технических, опытно-конструкторских работ в сфере геодезии, картографии и пространственных данных, в целях реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации";
б) в части 2:
в пункте 1 слова ",метрологическое обеспечение геодезической и картографической деятельности" исключить;
в) дополнить частью 5 следующего содержания:
"5. Компания обеспечивает информационное взаимодействие государственных информационных систем, оператором которых является, в том числе с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, и может безвозмездно использовать данные таких систем в целях осуществления возложенных на нее функций и полномочий публично-правового характера.";
2) статью 5 дополнить частью 9 следующего содержания:
"9. Компания имеет право на приобретение без проведения торгов в безвозмездное пользование или в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов недвижимости, необходимых для осуществления функций и полномочий, предусмотренных частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.";
3) в статье 12:
а) в пункте 3 части 4 слова "в безвозмездное пользование на сорок девять лет без проведения торгов" заменить словами "в качестве имущественного взноса Российской Федерации";
б) часть 12 изложить в следующей редакции:
"12. Компания вправе продолжать осуществление функций, полномочий и видов деятельности реорганизованных организаций.".
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344; 2016, N 26, ст. 3890; N 27, ст. 4294; 2017, N 31, ст. 4766, 4796, 4829; 2018, N 10, ст. 1437; N 32, ст. 5133, 5134, 5135; 2019, N 31, ст. 4426; 2020, N 29, ст. 4512; N 50, ст. 8049; 2021, N 15, ст. 2446; N 18, ст. 3064; N 27, ст. 5054, 5103, 5127; N 50, ст. 8415; 2022, N 1, ст. 18, 45, 47; N 10, ст. 1396; N 12, ст. 1785; N 18, ст. 3010) следующие изменения:
1) в статье 3:
а) пункт 2 части 2 дополнить словами "в объеме, предусмотренном положением о данной системе, указанным в части 9 статьи 7 настоящего Федерального закона, обеспечивает информационную безопасность указанной информационной системы;";
2) в статье 3.1:
а) в части 2:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1) прием, в том числе выездной, заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, выдача, в том числе посредством курьерской доставки документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, иных документов, подлежащих выдаче заявителям в результате рассмотрения заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом в форме документов на бумажном носителе, в том числе удостоверяющей осуществленные государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав выписки из Единого государственного реестра недвижимости, а также предусмотренные настоящим Федеральным законом уведомления выдаются публично-правовой компанией, указанной в части 1 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, в форме документа на бумажном носителе, составленного такой компанией и подтверждающего содержание электронного документа, направленного по результатам предоставления государственной услуги органом регистрации прав;";
пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5) создание и развитие в соответствии с законодательством федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости, эксплуатация данной информационной системы в объеме, предусмотренном положением о данной системе, указанным в части 9 статьи 7 настоящего Федерального закона, выполнение функций оператора данной системы, а также создание, развитие, эксплуатация иных информационных систем, в том числе используемых при осуществлении органом регистрации прав своих полномочий, выполнение функций оператора таких систем;";
б) часть 2 дополнить пунктами 8 1 - 8.7 следующего содержания:
"8.1) ведение и хранение книг учета документов, ведение которых в электронном виде и (или) на бумажных носителях как неотъемлемой части Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним предусматривалось до 1 января 2017 года нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав, сделок с недвижимым имуществом;
8.2) ведение и хранение реестровых дел (томов реестровых дел) объектов недвижимости, формируемых в электронном виде после 1 января 2017 года;
8.3) хранение разделов Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение которых осуществлялось на бумажном носителе;
8.4) ведение и хранение сформированных после 1 января 2017 года на бумажных носителях реестровых дел, а также открытых до 1 января 2017 года кадастровых дел, дел правоустанавливающих документов, ведение которых осуществлялось на бумажном носителе;
8.5) внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости;
8.6) информационное обслуживание заинтересованных лиц посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также телефонной связи по вопросам осуществления государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;
8.7) ведение кадастровых карт;";
3) часть 1 статьи 7 изложить в следующей редакции:
"1. Ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляется путем внесения, изменения и исключения сведений в записях Единого государственного реестра недвижимости в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на русском языке на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, достоверности и доступности его сведений.";
3) статью 18 дополнить новой частью 1.6 следующего содержания:
"1.6. Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения представляются в подразделение публично-правовой компании, указанной в части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, согласно перечню подразделений такой компании, опубликованному на ее официальном сайте.";
4) в статье 29:
а) в пункте 1 части 1 после слов "в орган регистрации прав" дополнить словами "в том числе";
б) второе предложение части 19 изложить в следующей редакции: "При выдаче документов публично-правовой компанией, указанной в части 1 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, в том числе посредством курьерской доставки, выписка из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющая проведенные государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию, а также предусмотренные настоящим Федеральным законом уведомления выдаются публично-правовой компанией, указанной в части 1 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, в форме документа на бумажном носителе, составленного такой компанией и подтверждающего содержание электронного документа, направленного по результатам предоставления государственной услуги органом регистрации прав.";
5) часть 7.3 статьи 61 изложить в следующей редакции:
"7.3. В целях реализации полномочий органа регистрации прав, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи, публично-правовая компания, указанная в части 1 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляет:
1) сбор и обработку пространственных данных, необходимых для определения координат характерных точек границ смежных и (или) несмежных земельных участков, площади таких земельных участков, определения координат характерных точек контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, а также координат характерных точек границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств;
2) определение координат характерных точек границ смежных и (или) несмежных земельных участков, площади таких земельных участков, определение координат характерных точек контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, а также при необходимости - координат характерных точек границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств.";
6) в части 28 статьи 70 слова "уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти" заменить словами "публично-правовой компанией, указанной в части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона,".
Статья 3
В части 5 статьи 15 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4170; 2020, N 31, ст. 5028) слова "подведомственное органу регистрации прав федеральное государственное бюджетное учреждение" заменить словами "публично-правовую компанию".
Статья 4
Внести в Федеральный закон от 30 декабря 2021 года N 449-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 1, ст. 18) следующие изменения:
1) в статье 14:
а) части 3 после слов "Федеральным законом от 30 апреля 2021 года N 120-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона)" дополнить словами ", иными федеральными законами, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами,";
2) в части 5 после слов "Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона)," дополнить словами "Федеральным законом от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", иными федеральными законами, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами,", слова "частью 4" заменить словами "частями 4 и 6";
3) часть 6 статьи 14 изложить в следующей редакции:
"6. Работы по созданию за счет средств федерального бюджета государственных топографических карт и государственных топографических планов, ортофотопланов, пунктов государственной геодезической и государственной нивелирной и государственной гравиметрической сетей, развитие и поддержание в надлежащем состоянии указанных сетей в отношении территории Российской Федерации, а также геодезические и картографические работы по установлению, изменению и уточнению прохождения Государственной границы Российской Федерации, геодезические и картографические работы в отношении иных территорий земного шара, в том числе материков, островов и Мирового океана, выполнение которых в соответствии с законодательством Российской Федерации возлагается на компанию, выполняются акционерным обществом, которое на день вступления в силу настоящего Федерального закона или на момент его реорганизации в соответствии с Федеральным законом "О публично-правовой компании "Роскадастр" определено в качестве единственного исполнителя таких работ, до завершения процедуры такой реорганизации.".
Статья 5
Внести в Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3813; 2002, N 4, ст. 251; 2003, N 9, ст. 805; 2007, N 7, ст. 834; 2008, N 27, ст. 3126; 2009, N 19, ст. 2281; N 29, ст. 3582; N 52, ст. 6419; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4226; 2015, N 1, ст. 52; N 10, ст. 1418; N 24, ст. 3372; N 29, ст. 4342, 4350; 2016, N 1, ст. 11; N 18, ст. 2487; N 23, ст. 3296; N 26, ст. 3890; N 27, ст. 4294; 2017, N 31, ст. 4823; 2018, N 32, ст. 5105; 2020, N 1658, ст. 12; 2021, N 27, ст. 5179) следующие изменения:
1) в части 5 статьи 24.18 слова "и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости" исключить, слова "или подведомственного ему государственного бюджетного учреждения, наделенного соответствующими полномочиями в соответствии с решением такого органа (далее - орган регистрации прав)" заменить словами "(далее - орган регистрации прав) или на основании акта Правительства Российской Федерации публично-правовой компании, созданной в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2021 года N 448-ФЗ "О публично-правовой компании "Роскадастр" (далее - публично-правовая компания)";
2) в части 3 статьи 24.19 слова "на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения." заменить словами "осуществляет публично-правовая компания.".
Статья 6
Часть 8 статьи 8 Федерального закона от 30 декабря 2015 года N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 1, ст. 51) изложить в следующей редакции:
"8. Выполнение работ по созданию государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической сети, в том числе по созданию пунктов указанных сетей, развитию и поддержанию в надлежащем состоянии указанных сетей, включая соблюдение установленных норм плотности размещения на территории Российской Федерации пунктов указанных сетей, осуществляется публично-правовой компанией по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на оказание государственных услуг в сфере геодезии и картографии. При таком согласовании указанный федеральный орган направляет публично-правовой компании перечень мероприятий, необходимых для выполнения таких работ.".
Статья 7
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О публично-правовой компании "Роскадастр" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(далее - законопроект)
Законопроект подготовлен в целях совершенствования положений Федерального закона от 30.12.2021 N 448-ФЗ "О публично-правовой компании "Роскадастр" (далее - Закон N 448-ФЗ) и Федерального закона от 30 декабря 2021 г. N 449-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 449-ФЗ).
Статья 12 Закона 448-ФЗ содержит положения о возможности продолжения публично-правовой компанией "Роскадастр" (далее - ППК "Роскадастр", компания) деятельности реорганизуемых организаций. Вместе с тем согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 236-ФЗ "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" данные компании создаются для реализации функций публично-правового характера. В свою очередь, в соответствии со статьей 78.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии доводятся на реализацию государственных функций и полномочий. Таким образом, есть несоответствие между базовым законом о публично-правовых компаниях и БК РФ.
В этой связи для обеспечения преемственности по деятельности реорганизуемых учреждений, ранее осуществляемой за счет средств федерального бюджета, положения законопроекта закрепляют право ППК "Роскадастр" продолжать реализацию ранее осуществлявшихся реорганизуемыми организации (ФГБУ "ФКП Росреестра", ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД" и АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", АО "Роскартография") функций, полномочий и деятельности, в том числе за счет субсидий из федерального бюджета.
Пунктами 5.2.14 и 5.2.16 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, за Росреестром закреплены полномочия по организации:
1) геодезического, картографического, топографического и гидрографического обеспечения делимитации, демаркации и проверки прохождения линии государственной границы Российской Федерации, а также делимитации морских пространств Российской Федерации;
2) картографирования Антарктиды, континентального шельфа Российской Федерации, территорий иностранных государств и Мирового океана (иные территории материков и островов земного шара).
Согласно части 1 статьи 4 Закона N 448-ФЗ Компания осуществляет функции и полномочия, предусмотренные в том числе Федеральным законом от 30.12.2015 N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 431-ФЗ).
На основании пункта 1 части 2 статьи 4 Закона N 448-ФЗ Компания осуществляет геодезическую и картографическую деятельность, включая поиск, сбор, хранение, обработку, предоставление и распространение пространственных данных, в том числе с использованием информационных систем, метрологическое обеспечение геодезической и картографической деятельности.
Пунктом 1 части 3 статьи 12 Закона N 448-ФЗ определено, что Компания является правопреемником федеральных государственных учреждений и (или) акционерных обществ, путем реорганизации которых она создана, федеральных государственных учреждений и (или) акционерных обществ, присоединяемых к компании при реорганизации компании с одновременным их преобразованием.
В состав таких акционерных обществ входят АО "Роскартография" (далее также - Общество) и его дочерние общества. Предусматривается присоединение дочерних акционерных обществ к АО "Роскартография" с последующей интеграцией в Компанию в целях обеспечения создания и функционирования предприятия полного цикла.
В качестве приоритетного направления деятельности Общества Указом Президента Российской Федерации от 12.03.2012 N 296 установлено осуществление им геодезической и картографической деятельности в интересах органов государственной власти Российской Федерации, а также в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства.
Начиная с 2013 года в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 06.03.2013 N 299-р, от 19.05.2014 N 853-р, от 09.04.2015 N 602-р, от 12.03.2016 N 420-р, от 25.04.2017 N 786-р, от 16.03.2018 N 435-р, от 10.05.2019 N 910-р, от 20.05.2021 N 1308-р Общество определялось единственным исполнителем закупаемых Росреестром геодезических и картографических работ, включая работы по обеспечению демаркации участков государственной границы Российской Федерации, в том числе в интересах обороны и безопасности Российской Федерации.
Общество обладает достаточным производственным и кадровым потенциалом для геодезического, картографического, топографического и гидрографического обеспечения делимитации, демаркации и проверки прохождения линии государственной границы Российской Федерации, картографирования Антарктиды. Сотрудники Общества являются членами совместных демаркационных комиссий, утверждаемых распоряжениями Правительства Российской Федерации.
Данные работы выполняются в рамках реализации международных договоров, заключенных между Российской Федерацией и конкретным сопредельным государством, то есть являются частью государственных полномочий. Работы выполняются совместно геодезическими и картографическими рабочими группами, в состав которых входят российские специалисты (сотрудники Общества) и специалисты государства, по границе с которым производится демаркация или проверка прохождения границы. Состав совместных рабочих групп утверждается совместными межгосударственными комиссиями по демаркации/проверке прохождения государственной границы. Руководители рабочих групп с российской стороны являются действующими членами российских делегаций в совместных межгосударственных комиссиях по демаркации/проверке прохождения государственной границы, что закреплено в соответствующих нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации.
Процесс демаркации или проверки прохождения государственной границы Российской Федерации предполагает длительный период времени выполнения работ (5 - 10 лет), вследствие чего между рабочими группами устанавливается постоянный рабочий контакт, в том числе принимаются превентивные меры на каждый последующий год, обеспечивая таким образом преемственность выполнения работ.
Компания имеет опыт демаркационных полевых работ, опыт работ в составах комиссий и рабочих групп, включая налаженные годами связи с сопредельной стороной (для совместных выходов для выполнения полевых работ), пограничной службой (для организации совместных работ в определении мест установки пограничных знаков, спутниковых наблюдений пограничных знаков).
Изменение российской части совместных рабочих групп по геодезии и картографии при замене исполнителя приведет к приостановке работ по демаркации/проверке прохождения государственной границы в целом, что может вызвать негативную реакцию сопредельных сторон, срыв международных обязательств Российской Федерации и, как следствие, репутационные потери российской стороны.
В свою очередь, МИД России одобрительно высказался о работе в составе совместных комиссий и совместных рабочих групп представителей Общества и поддерживает позицию о необходимости завершения процесса демаркации государственной границы силами исполнителя, его начинавшего.
Выполнение топографо-геодезических и картографических работ на территории Антарктиды (иные территории материков и островов земного шара) требует состава квалифицированных исполнителей (в том числе имеющих удостоверение личности моряка), соответствующего парка дорогостоящего геодезического (например, геодезического спутникового приемника) и картографического оборудования.
Топографо-геодезические и картографические работы в составе российских антарктических экспедиций (далее - РАЭ), в том числе для обеспечения функционирования российских антарктических станций и полевых баз, с 2013 года успешно выполнялись АО "Аэрогеодезия" (подлежащему включению в Компанию).
При этом работы в составе 61, 62, 64, 65-й РАЭ осуществлялись в рамках государственных контрактов, заключенных Росреестром с АО "Аэрогеодезия" по результатам проведения конкурсных процедур при наличии единственной заявки. В связи с поздним изданием распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.04.2018 N 699-р "Об утверждении плана мероприятий по обеспечению деятельности в Антарктике Российской антарктической экспедиции в 2018 - 2022 годах" государственный контракт на проведение топографо-геодезических и картографических работ в составе 63 РАЭ не заключался. Вместе с тем сотрудники АО "Аэрогеодезия" приняли участие в указанной РАЭ за счет собственных средств и успешно выполнили ежегодный комплекс топографо-геодезических работ.
В этой связи законопроектом предлагается наделить Компанию как правопреемника АО "Роскартография" полномочиями по непосредственному выполнению работ по геодезическому, картографическому, топографическому и гидрографическому обеспечению делимитации, демаркации и проверке прохождения линии государственной границы Российской Федерации, геодезических и картографических работ в отношении иных территорий материков и островов земного шара в соответствии с международными соглашениями (в том числе в отношении Антарктиды).
При этом полномочие по организации указанных работ (определение видов и объемов работ, обеспечение финансирования, контроль выполнения) осуществляется Росреестром.
Кроме того, на основании распоряжений Правительства Российской Федерации на постоянной основе представлены в составе российских делегаций для работы в совместных комиссиях по делимитации, демаркации и проверке прохождения государственной границы между Российской Федерации и сопредельными государствами (Казахстан, Южная Осетия, Абхазия, Монголия, Белоруссия) работники ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД".
В рамках работы указанных комиссий российские представители на переговорах обеспечиваются необходимыми картографическими (справочными) материалами о государственной границе Российской Федерации.
Законом N 449-ФЗ (часть 6 статьи 14) предусмотрено, что АО "Роскартография" до завершения процедуры его реорганизации продолжает выполнять картографические работы в случаях, когда оно определено единственным исполнителем (далее - решение). Однако в соответствии с решениями АО "Роскартография" выполняет не только эти работы, но и ряд других, в том числе геодезических. В связи с этим законопроектом также предусматривается право Общества продолжать выполнение работ по созданию за счет средств федерального бюджета ортофотопланов, пунктов государственной геодезической и государственной нивелирной и государственной гравиметрической сетей, развитию и поддержанию в надлежащем состоянии указанных сетей в отношении территории Российской Федерации, а также геодезических и картографических работ по установлению, изменению и уточнению прохождения Государственной границы Российской Федерации, геодезических и картографических работ в отношении иных территорий материков и островов земного шара в соответствии с международными соглашениями.
Законопроектом предусматривается закрепление за Компанией функций и полномочий метрологической службы отрасли геодезии и картографии, службы контроля деформации земной поверхности, технических комитетов по стандартизации, осуществляемых в настоящее время ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД".
Указанные функции и полномочия являются государственными и их реализация предусмотрена следующими нормативными правовыми актами.
Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2021 N 1053 "Об утверждении Положения о федеральном государственном метрологическом контроле (надзоре) и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (ранее постановление Правительства Российской Федерации от 06.04.2011 N 246 "Об осуществлении государственного метрологического надзора", утратило силу 30.06.2021), положениями которых установлено, что измерения при осуществлении геодезической и картографической деятельности отнесены к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.
Метрологическое обеспечение - это комплекс организационных, нормативно-методических и технических мероприятий, направленных на решение задач по обеспечению единства измерений в отрасли. К метрологическому обеспечению геодезических и картографических работ относятся:
установленные метрологические требования, как к геодезическим измерениям, так и к применяемым эталонам единиц величин и применяемым средствам измерений;
аттестованные методики измерений;
средства измерений, применяемые при выполнении геодезических и картографических работ;
эталоны единиц величин, необходимые для поверки средств измерений, применяемых при выполнении геодезических и картографических работ;
работы, связанные с осуществлением необходимого государственного регулирования в области обеспечения единства измерений: аттестация эталонов единиц величин, утверждение типа средств измерений, поверка средств измерений, метрологическая экспертиза нормативных правовых актов и стандартов, устанавливающих метрологические требования к измерениям, аттестация методик (методов) измерений, аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений;
государственный метрологический надзор.
В целях обеспечения метрологической службы отрасли ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД" (далее также - Учреждение) как юридическое лицо, выполняющее работы по обеспечению единства измерений при осуществлении геодезической и картографической деятельности, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" прошло аккредитацию и получило право выполнения работ по поверке геодезических средств измерений и аттестации методик измерений.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 11.05.1993 N 444 "О федеральной системе сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений", от 25.12.1993 N 1346 "Об утверждении Положения о федеральной системе сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений", предусматривающими создание и функционирование службы контроля деформации земной поверхности, входящей в состав федеральной системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений, основными задачами которой являются: обеспечение прогнозов землетрясений (включая прогноз землетрясений, приводящих к возникновению цунами), оперативное определение места, времени и параметров землетрясений, организация банка сейсмологических данных, обеспечение межрегионального и международного обмена геофизической информацией, организация работ по сейсмическому районированию территории Российской Федерации, разработка нормативных документов по вопросам защиты населения, объектов и территорий от воздействия землетрясений.
В рамках обсечения службы контроля деформации земной поверхности Учреждением обеспечивается организация и проведение регулярных высокоточных геодезических и гравиметрических наблюдений для выявления и анализа аномальных деформаций земной поверхности и измерений гравитационного поля Земли, изучение глобальных, региональных геодинамических процессов и тактических нарушений на основе измерительной информации с пунктов государственной фундаментальной астрономо-геодезической сети (далее - ФАГС), пунктов наблюдений на геодинамических полигонах, создание и ведение банка геодезической информации и его взаимодействие с центральным банком данных федеральной системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений, а также создание и обновление карт современных движений земной поверхности на территории сейсмоопасных регионов Российской Федерации.
Работы по обеспечению функций службы контроля деформации земной поверхности, входящей в федеральную систему сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений, включают мероприятия:
по обследованию и рекогносцировке пунктов деформационных сетей на 4 геодинамических полигонах Росреестра (Северо-Кавказский, Крымский, Байкальский, Северо-Сахалинский, далее - ГДП);
выполнению наблюдений с использованием современных спутниковых средств ГЛОНАСС/GPS-измерений;
выполнению локальных гравиметрических наблюдений;
обработке полученных результатов мониторинга на геодинамических полигонах Росреестра;
проведению сравнительного анализа тектонических строений и геодинамических режимов территорий ГДП;
систематизации, обработке и анализу материалов спутниковых ГЛОНАСС/GPS-измерений и гравиметрических наблюдений на ГДП;
изучению глобальных и региональных геодинамических процессов на основе данных пунктов ФАГС.
Работы по созданию и обновлению карты современных движений земной поверхности на территории сейсмоопасных регионов Российской Федерации включают мероприятия:
по обработке текущих данных пунктов ФАГС для вычисления их скоростей смещения;
составлению каталога координат (B, L, H) и скоростей смещений;
созданию векторной карты смещений пунктов ФАГС в плане и по высоте с учетом общей тектонической структуры территории Российской Федерации.
Указанные функции и полномочия метрологической службы отрасли геодезии и картографии, службы контроля деформации земной поверхности, технических комитетов по стандартизации в настоящее время закреплены в уставе Учреждения (с момента его образования на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.02.2013 N 220-р), и для их выполнения Учреждению ежегодно предоставляются соответствующие бюджетные ассигнования из федерального бюджета в виде субсидий для целей выполнения государственного задания, субсидий в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ.
Вышеуказанные мероприятия не осуществляются в условиях рыночных отношений и относятся к государственным функциям и полномочиям.
Функции по выполнению научно-исследовательских и научно-технических работ в сфере геодезии, картографии и пространственных данных (далее - НИР, ОКР) предлагаются для закрепления за Компанией в целях реализации государственных задач, предусмотренных Законом N 431-ФЗ:
определение параметров фигуры и гравитационного поля Земли, иных параметров, необходимых для установления государственной системы координат, используемой при выполнении геодезических и картографических работ на территории Российской Федерации, государственной системы высот, государственной гравиметрической системы, и параметров перехода между указанной государственной системой координат и местными и международными системами координат;
создание государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической сети, в том числе создание пунктов указанных сетей, развитие и поддержание в надлежащем состоянии указанных сетей, включая соблюдение установленных норм плотности размещения на территории Российской Федерации пунктов указанных сетей;
установление и распространение на территории Российской Федерации государственной геодезической системы координат посредством государственной геодезической сети в целях использования при осуществлении геодезических и картографических работ.
При этом положениями части 1 статьи 12 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" установлено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации относится в том числе финансирование научной и (или) научно-технической деятельности за счет средств федерального бюджета.
Начиная с 2021 года в рамках подпрограммы "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС" государственной программы Российской Федерации "Космическая деятельность России" (далее - ГП "Космическая деятельность России") силами Учреждения выполнено несколько этапов 5 НИР и ОКР в сфере геодезии и картографии (закуплено дорогостоящее оборудование для выполнения гравиметрических работ на территории всей страны, построен ряд постоянно действующих спутниковых станций с целью геодинамического мониторинга, проведен целый ряд экспериментов по перспективным технологиям спутникового и хронометрического нивелирования, которые необходимо продолжать для создания в Российской Федерации современной гравиметрической и высотной основы). Завершение указанных НИР и ОКР запланировано ГП "Космическая деятельность России" к 2030 году.
Следует отметить, что Учреждение имеет уникальный накопленный опыт выполнения НИР и ОКР в интересах различных ведомств (Минобороны России, МЧС России, Росстандарт, ГК "Роскосмос", ГК "Росатом"), тематики научных исследований разнообразны, охватывают территорию всей Российской Федерации и касаются создания государственных систем координат (СК-42, СК-95, ГСК-2011) и построения государственных геодезических сетей, их реализующих (фундаментальная астрономо-геодезическая сеть, высокоточная геодезическая сеть, спутниковая геодезическая сеть первого класса). Задачи такого масштаба и значимости являются наукоемкими, требующими наличия большого научного потенциала и многолетних научных заделов, которые будут сосредоточены в образуемой ППК "Роскадастр" в связи с присоединением к ней Учреждения (и его работников, имеющих указанный опыт), и не под силу отдельным частным компаниям или образовательным организациям (университетам, институтам), которые тем не менее часто привлекаются к решению отдельных локальных задач в качестве соисполнителей.
Принимая во внимание изложенное, а также с учетом необходимости сохранения сформированного кадрового потенциала Учреждения, присоединяемого к ППК "Роскадастр", и закрепления за ППК "Роскадастр" указанных функций по выполнению научно-исследовательских и научно-технических работ в сфере геодезии, картографии и пространственных данных необходимо дополнить Закон N 448-ФЗ соответствующими положениями.
Также законопроектом устанавливается право ППК "Роскадастр" на заключение договоров безвозмездного пользования в отношении государственного и муниципального имущества, необходимого для деятельности ППК "Роскадастр", без проведения торгов.
Введение данной нормы обусловлено наличием у ФГБУ "ФКП Росреестра" и ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД" в пользовании зданий, сооружений, помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с действующим законодательством для заключения новых договоров на использование помещений с ППК "Роскадастр" необходимо проведение торгов на право их заключения (торгов на право аренды).
По состоянию на окончание 2022 года в безвозмездном пользовании территориальных органов и подведомственных организаций Росреестра находятся помещения общей площадью 137 791,23 кв. м, используемые для хранения архивных документов и обеспечения оказания государственных услуг гражданам, из них:
территориальные органы Росреестра - 68 913,53 кв. м;
ФГБУ "ФКП Росреестра" - 68 544, 6 кв. м;
ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД" - 333,1 кв. м.
Таким образом, в случае невключения положения, исключающего риски передачи вышеуказанных помещений в ППК "Роскадастр" на безвозмездной основе, в размер субсидии из федерального бюджета на аренду ППК "Роскадастр" помещений потребуется включить дополнительно 826 747 380 руб. в год (при расчете средней рыночной стоимости аренды помещений равной 500 руб. за 1 кв. м в месяц).
Закрепление указанных положений в действующем законодательстве также необходимо для возможности осуществления ППК "Роскадастр" новых полномочий, которые в настоящее время осуществляются Росреестром, в частности полномочий по хранению архивов (реестровых дел, кадастровых дел, дел правоустанавливающих документов).
Для реализации данных полномочий планируется передача помещений, находящихся в оперативном управлении у Росреестра и занимаемых архивами, в безвозмездное пользование ППК "Роскадастр".
Вместе с тем включение данного положения не окажет влияния на доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, так как право пользования вышеуказанными помещениями не изменится ввиду того, что в настоящее время данные помещения уже используются.
Необходимо отметить, что, к примеру, для публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" уже установлены подобные правила в Федеральном законе от 26.07.2007 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Таким образом, предлагаемое нововведение не является новацией для публично-правовых компаний.
В этой связи в указанной части положения законопроекта направлены на исключение рисков передачи используемых в настоящее время ФГБУ "ФКП Росреестра", ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД", посредством реорганизации которых создается ППК "Роскадастр", зданий и помещений в безвозмездное пользование либо аренду третьим лицам при проведении торгов, а также исключат угрозу сохранности архивных документов, процессу оказания государственных услуг и осуществлению функций и полномочий публично-правового характера.
Также законопроектом предполагается наделение ППК "Роскадастр" функциями метрологической службы отрасли геодезии и картографии, службы контроля деформации земной поверхности, технических комитетов по стандартизации, функцией по выполнению работ по геодезическому, картографическому, топографическому и гидрографическому обеспечению делимитации, демаркации и проверке прохождения линии государственной границы Российской Федерации, геодезических и картографических работ в отношении иных территорий материков и островов земного шара в соответствии с международными соглашениями, научно-исследовательских и научно-технических работ в сфере геодезии, картографии и пространственных данных, в том числе направленных на реализацию мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации.
После осуществления реорганизационных мероприятий ППК "Роскадастр" будет являться оператором всех информационных систем Росреестра. Однако при этом законом не определен порядок использования этих данных самой ППК "Роскадастр". Например, ППК "Роскадастр" необходимо использование материалов из федерального фонда пространственных данных для исправления ошибок в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН).
В связи с изложенным, законопроектом предусматривается наделение ППК "Роскадастр" правом безвозмездного использования данных информационных систем Росреестра.
ППК "Роскадастр" наделено полномочиями по ведению ЕГРН в части реестра границ, а также для целей предоставления сведений из ЕГРН. В свою очередь, Росреестр также ведет ЕГРН для целей кадастрового учета и регистрации прав. В связи с этим законопроектом предусматривается возможность осуществления развития ЕГРН Росреестра и ППК "Роскадастр".
Также законопроектом предусматривается приведение в соответствие с положениями Закона N 448-ФЗ и Закона N 449-ФЗ следующих норм Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ):
участие представителей ППК "Роскадастр" в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, государственная кадастровая оценка на которые осуществлена в соответствии с Законом N 135-ФЗ;
возможность осуществления ППК "Роскадастр" полномочий по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, государственная кадастровая оценка на которые осуществлена в соответствии с Законом N 135-ФЗ.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Принятие законопроекта не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
На рассмотрении в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют федеральные законы (проекты федеральных законов) с аналогичным содержанием.
Принятие соответствующего федерального закона не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О публично-правовой компании "Роскадастр" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О публично-правовой компании "Роскадастр" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О публично-правовой компании "Роскадастр" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О публично-правовой компании "Роскадастр" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2022 г. N 1359 "О публично-правовой компании "Роскадастр".
Головной исполнитель - Росреестр.
Срок подготовки - в течение шести месяцев после принятия Федерального закона.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "о публично-правовой компании "Роскадастр" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О публично-правовой компании "Роскадастр" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребуют выделения дополнительного финансирования из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Предоставление субсидий из федерального бюджета публично-правовой компании "Роскадастр" будут осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Объемы бюджетных ассигнований на предоставление субсидий определены Федеральным законом от 21.11.2022 N 448-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году" на реализацию государственных программ Российской Федерации "Национальная система пространственных данных" (федеральный проект "Национальная система пространственных данных"), "Цифровая экономика Российской Федерации" (федеральный проект "Цифровое государственное управление"), "Космическая деятельность России".
Реализация проекта федерального закона не приведет к изменению доходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, дополнительным расходам юридических и физических лиц, изменению налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и доходов физических лиц.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.