Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила N 1318), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Ростехнадзором (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) основаниями для разработки проекта акта являются поручения Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2021 г. N ММ-П36-5472, от 24 августа 2021 г. N ДГ-П36-9676 (пункты 32, 76 перечня актов, подлежащих переизданию или внесению в них изменений), статья 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ).
Целями проекта акта на основании пункта 1.6 сводного отчета являются оптимизация и автоматизация государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов (ОПО) в государственном реестре ОПО (далее - реестр) посредством перевода предоставления государственной услуги в электронный вид, предоставления через личный кабинет заявителей в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (ЕПГУ), перевода предоставления государственной услуги на реестровую модель, отказа от выдачи свидетельства и дубликата свидетельства о регистрации ОПО в реестре, сокращения срока регистрации ОПО в реестре с 20 рабочих дней до 12 рабочих дней.
Проект акта и сводный отчет размещены разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/07/07-22/00129343) в целях проведения публичных обсуждений проекта акта и сводного отчета в период с 5 по 25 июля 2022 года.
Проект акта разработан взамен постановления Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов", а также приказа Ростехнадзора от 30 ноября 2020 г. N 471 "Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" (далее - Требования).
Проект акта состоит из Правил регистрации объектов в реестре, включая порядок регистрации ОПО, ведения реестра, исключения ОПО из реестра (далее - Правила), а также прилагаемой к ним таблицы с типовыми наименованиями (именных кодов) ОПО, признаками опасности и особенностями идентификации (далее - Приложение N 1 к Правилам).
В соответствии с пунктом 28 Правил N 1318 Минэкономразвития России проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта с субъектами предпринимательского сообщества в период с 23 по 30 августа 2022 г., по результатам которых поступили позиции Госкорпорации "Роскосмос", Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", АО "Теплокоммунэнерго", АО "Таганрогский металлургический завод", ПАО "УК "Южный Кузбасс", ООО "Марийский нефтеперерабатывающий завод", ООО "КНГК-Групп", АО "НефтеХимСервис", АО "Выксунский металлургический завод", ПАО "Т Плюс", ООО "Сибирская генерирующая компания", ПАО "Орскнефтеоргсинтез", АО "Концерн ВКО "Алмаз - Антей", АО "Теплосеть Санкт-Петербурга", ООО "Афипский нефтеперерабатывающий завод", ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация", не содержащие замечаний в отношении проекта акта, а также позиции Госкорпорации "Ростех", Госкорпорации "Росатом", ПАО "Фортум", Российского союза промышленников и предпринимателей, ПАО "НК "Роснефть", ООО "СИБУР", ПАО НК "РуссНефть", ПАО "Лукойл", ПАО "МОЭК", АО "Русский уголь", ФГУП "ГосНИИОХТ", АО "Апатит", ООО "УК "Колмар", содержащие замечания в отношении проектируемого регулирования, частично учтенные в настоящем заключении, а также рекомендуемые к рассмотрению разработчиком (изложены в приложении к настоящему заключению).
По результатам рассмотрения проекта акта с учетом проведенной оценки на соответствие принципам, установленным Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ), а также Описанию целевого состояния на 2022 год государственной услуги "Регистрация опасных производственных объектов", разработанному Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации (далее - Описание целевого состояния), Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний.
1. Из содержания части 3 статьи 2 Закона N 247-ФЗ следует, что только в случаях и пределах, которые установлены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, обязательные требования могут быть установлены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 116-ФЗ ОПО являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении N 1 к Закону N 116-ФЗ.
Пункт 2 статьи 2 этого же федерального закона устанавливает, что ОПО подлежат регистрации в реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Следовательно, в пункте 2 статьи 2 Закона N 116-ФЗ установлен случай, когда Правительство Российской Федерации своим нормативным правовым актом может устанавливать обязательные требования, а в пункте 1 статьи 2 Закона N 116-ФЗ в их системной интерпретации пределы такого нормативного вмешательства - регистрация в реестре предприятий или их цехов, участков, площадок, а также иных производственных объектов, указанных в Приложении N 1 к Закону N 116-ФЗ, как ОПО.
При этом семантика слова "порядок" в его общеупотребительном смысле означает правильное устройство, организованное состояние чего-либо, характеризующееся правильным расположением всех частей; последовательность, очередность, ход следования.
Вместе с тем из пунктов 8, 10 и 11 Правил следует, что при осуществлении идентификации ОПО эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, указанными в приложении N 1 к Закону N 116-ФЗ, позволяющие отнести такой объект к категории ОПО.
На основании данных, полученных в ходе идентификации объекта, эксплуатирующая организация в соответствии с Приложением N 1 к Правилам формирует сведения, характеризующие объект.
По результатам идентификации эксплуатирующая организация в соответствии с признаками опасности, указанными в Приложении N 1 к Правилам, наиболее полно характеризующими деятельность, осуществляемую на ОПО, присваивает ОПО типовое наименование (именной код).
Минэкономразвития России поддерживает необходимость рациональной организации процесса регистрации ОПО в реестре, если для этого требуется упорядочить отношения по всесторонней идентификации, описанию ОПО, следствием чего будет являться присвоение ОПО типового наименования (именного кода) в случае, если данный подход разработчика не приведет в нарушение принципа законности (статья 5 Закона N 247-ФЗ) к искажению смысла и содержания признаков ОПО так, как они буквально (законно) зафиксированы в Приложении N 1 к Закону N 116-ФЗ, в том числе за счет использования элементов расширительной интерпретации данных признаков. При этом вовлеченность в данный процесс также обеспечивается соблюдением ориентированного на потребности заявителя в скорейшем получении государственной услуги, минуя избыточные процедуры, формальные требования и документы, Описания целевого состояния.
Приложением N 1 к Правилам представлена таблица Типовых наименований (именных кодов) ОПО с графами "Типовое наименование", "Признаки опасности", "Граница объекта" и "Особенности идентификации".
При этом в признаках опасности обозначены признаки, по которым идентифицируются ОПО, из Приложения N 1 к Закону N 116-ФЗ.
Вместе с тем проектом акта предлагается дополнение новыми признаками опасности или особенностями идентификации, которые не характерны для ОПО, что противоречит Закону N 116-ФЗ.
1.1. Приложением N 1 к Правилам в качестве типовых наименований ОПО предлагаются "площадка цеха" или "площадка установки" (пункт 7), что нарушает пределы нормативного вмешательства, которые установлены в пункте 1 статьи 2 Закона N 116-ФЗ, поскольку регистрации в реестре подлежат предприятия или их цехи, участки, площадки, а не площадки цеха либо площадки установки и т.д., как это устанавливается по тексту Приложения N 1 к Правилам.
1.2. В признаках опасности Приложения N 1 к Правилам установлено следующее: "самоходные краны, краны-манипуляторы и подъемники (вышки) должны осуществлять грузоподъемные операции только на специально подготовленных для этих целей площадках, при этом крановые, крано-манипуляторные установки и подъемные установки подъемников (вышек) должны стационарно закреплены на шасси или раме. В процессе производства работ самоходные краны, краны-манипуляторы и подъемники (вышки) относятся к стационарно установленным грузоподъемным механизмам независимо от их возможности перемещения"*(1).
Закон N 116-ФЗ в части грузоподъемных механизмов относит к ОПО только стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры, но не передвижные установки.
1.3. Особенности идентификации ОПО "Фонд скважин" пункта 4 Приложения N 1 к Правилам также содержат в себе объекты, которые не квалифицируются как ОПО исходя из Приложения N 1 к Закону N 116-ФЗ - скважины, находящиеся в консервации*(2).
Более того, подпунктом 1 пункта 33 Правил прямо устанавливается, что при консервации ОПО на срок более 1 года ОПО подлежит исключению из реестра.
1.4. Особенностями идентификации ОПО "Участок предварительной подготовки нефти" предлагается включать в ОПО кустовые насосные станции, блочные кустовые насосные станции, на которых создается давление закачки воды в скважины.
Кустовые насосные станции предназначены для закачки воды в пласт в целях поддержания пластового давления и не обладают признаками опасности, установленными Законом N 116-ФЗ, в связи с чем их включение в состав ОПО не обосновано2.
1.5. В соответствии с признаками опасности, указанными в Приложении N 1 к Правилам, одно ОПО может обладать несколькими признаками опасности, в том числе по которым ОПО может быть идентифицировано с разными типовыми наименованиями объекта.
Например, одно ОПО может быть составной частью другого ОПО, разные ОПО могут находится на одном предприятии и такое предприятие также является ОПО.
Вместе с тем Законом N 116-ФЗ и Приложением N 1 к Правилам не предусмотрено, какой признак опасности будет являться определяющим (приоритетным) при идентификации предприятия, площадки, цеха для включения в реестр, либо предполагается, что одно предприятие, площадка или цех будут включены в реестр как множество ОПО, обладающих каждый своими индивидуальными признаком ОПО.
Пример: Пункт 7 Приложения N 1 к Правилам: "площадка цеха (участка, установки) производства", "площадка установки по переработке нефти (газового конденсата)", "площадка установки по переработке нефтешлама", "площадка установки получения нефтебитумов методом окисления" - для указанных типовых наименований единые особенности идентификации и признаки опасности, при этом первое наименование объединяет в себе все остальные. Пример: Области промышленности "ОПО магистрального трубопроводного транспорта" и "ОПО, связанные с транспортировкой опасных веществ", по которым сформированы типовые наименования ОПО, идентичны по своему функциональному назначению (пункты 5 и 17 Приложения 1 к Правилам). |
Следствием данного подхода в регулировании является неверное планирование, организация и проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении ОПО, классифицируемых по более чем 190 типовым наименованиям (например, в случае регистрации ОПО, объединяющего несколько ОПО, присвоение класса опасности осуществляется по наиболее высокому, при регистрации на одной площадке нескольких ОПО с разными классами опасности планирование контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется дифференцировано в зависимости от класса опасности каждого из объектов).
1.6. Приложением N 1 к Правилам устанавливаются критерии, по которым определяются границы ОПО, в зависимости от его типового наименования: границы горного или земельного отвода, границы земельного отвода, границы горного отвода, границы согласно проектной документации, границы опасной зоны, границы платформы, границы буровой платформы, бурового судна, границы комплекса, контур распространения газовой залежи, границы территории административной единицы, границы территории административной единицы зоны обслуживания организации, осуществляющей учет газа, границы территории организации, границы дистанции метрополитена.
При этом Законом N 116-ФЗ и Правилами не предполагается определение границ ОПО при его регистрации в реестре. Фактически, определение в соответствии с каждым типовым наименованием ОПО границ объекта согласно соответствующему критерию, указанному в Приложении N 1 к Правилам, является необоснованным обязательным требованием, так как сведений, позволяющих соотнести, из каких представлений выбран тот или иной критерий, разработчиком не представлено.
В связи с чем графу "границы объекта" с устанавливаемыми критериями их установления необходимо исключить.
2. Пунктом 9 Правил устанавливается, что при проведении идентификации ОПО эксплуатирующая организация осуществляет анализ проектной документации (документации) объекта, с учетом внесенных изменений (при их наличии), обоснования безопасности объекта (в случае, если такое обоснование разработано), декларации промышленной безопасности (в случае ее разработки), технологических регламентов (при наличии), генерального плана расположения зданий и сооружений, сведений о применяемых технологиях основных и вспомогательных производств, спецификации установленного оборудования, документации на технические устройства, применяемые на объекте, данных о количестве опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на объекте, а также на объектах, расположенных на расстоянии менее чем 500 м от идентифицируемого объекта, независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными организациями.
Положение о необходимости проведения анализа данных о количестве опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на объектах, расположенных на расстоянии менее чем 500 м от идентифицируемого объекта, независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными организациями, предусмотрено в соответствии с примечанием 3 Приложения N 2 к Закону N 116-ФЗ, согласно которому в случае, если расстояние между ОПО составляет менее чем 500 м, независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными организациями, учитывается суммарное количество опасных веществ одного вида. В указанном случае класс опасности идентифицируемого ОПО увеличивается.
Вместе с тем идентифицируемый объект может столкнуться с проблемой невозможности достоверно определить класс опасности ОПО ввиду отсутствия сведений о количестве опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на объектах, эксплуатируемых иными организациями, расположенных на расстоянии менее чем 500 м от идентифицируемого объекта.
Проектом акта не определен источник представления таких сведений: орган, осуществляющий регистрацию объекта, или иная эксплуатирующая организация. В последнем случае такие сведения могут быть не представлены в силу коммерческой тайны либо представлены сведения, достоверность которых подтвердить организацией, эксплуатирующей идентифицируемый объект, не представляется возможным. В связи с чем класс опасности ОПО, подлежащего регистрации, достоверно определить также невозможно.
Следовательно, предлагаемое регулирование неисполнимо.
В связи с чем абзац десятый пункта 9 Правил требуется дополнить формулировкой "(при наличии таких сведений в отношении объектов иных эксплуатирующих организаций)".
3. Согласно пункту 4 статьи 2 Закона N 116-ФЗ присвоение класса опасности ОПО осуществляется при его регистрации в государственном реестре.
Приведенное положение в его буквальном смысле означает, что с органа регистрации ОПО не снимается его доля ответственности по надлежащей классификации ОПО при осуществлении его регистрации в реестре. Данный подход в толковании также отвечает основной цели предлагаемых изменений - клиентоориентированность, соответствие Описанию целевого состояния.
На основании пункта 12 Правил правильность проведенной идентификации, присвоения наименования и установления класса опасности ОПО проверяется органами регистрации объекта при осуществлении регистрации в реестре на основании данных, представленных эксплуатирующей организацией.
Пунктом 19 Правил предусматривается, что неправильная идентификация, присвоение наименования и класса опасности ОПО также являются основаниями для отказа в регистрации ОПО.
Как ранее отмечалось, проектом акта устанавливается свыше 190 типовых наименований объектов по 19 областям деятельности в промышленности.
С учетом замечаний 1 и 2 настоящего заключения только ввиду неопределенности порядка идентификации ОПО и отсутствия верифицированных данных о количестве опасных веществ на близрасположенных ОПО иных организаций, не позволяющих достоверно определить класс опасности ОПО, высока вероятность неоднократных отказов органа регистрации ОПО в регистрации ОПО, что не согласуется с целью регулирования.
В связи с чем полагаем целесообразным рассмотреть возможность установления механизма приостановления рассмотрения документов при выявлении органом, осуществляющим регистрацию объекта, ошибок, недочетов, отсутствия необходимых сведений, в рамках которого заявитель (эксплуатирующая организация) будет иметь возможность оперативной доработки представленных сведений по мотивированным замечаниям органа, осуществляющего регистрацию объекта, либо рассмотреть возможность самостоятельного осуществления идентификации ОПО и, соответственно, установления класса опасности ОПО органом регистрации ОПО на основании документов и сведений об идентифицируемом объекте, представленных эксплуатирующей организацией, при этом установив возможность для эксплуатирующей организации направить возражение в отношении определения наименования объекта и класса опасности после его регистрации в порядке, предусмотренном для процедуры внесения изменений в реестр.
4. Пунктом 14 Правил устанавливается, что заявителем для регистрации ОПО в реестре посредством направления заявления в форме электронного документа может быть исключительно руководитель организации, эксплуатирующей объект, что представляется необоснованным.
Действующие Требования предусматривают, что заявителем может быть как руководитель организации, эксплуатирующей объект, так и уполномоченный представитель эксплуатирующей организации. Пунктом 17 Правил также предусматривается возможность направления заявления за подписью уполномоченного представителя эксплуатирующей организации, но только в форме бумажного документа.
В крупных организациях, имеющих территориально-распределенную структуру, подача документов в электронной форме для регистрации ОПО в реестре только за подписью руководителя организации, эксплуатирующей объект, может являться барьером, приводящим к невозможности регистрации ОПО в установленный срок.
Учитывая изложенное, абзац первый пункта 14 Правил требует соответствующего дополнения.
5. По результатам практического применения нормы о том, что заявителем может быть только организация, эксплуатирующая объект, при продаже ОПО возникает ситуация, при которой новый владелец ОПО не подает заявление на внесение изменений в реестр. В связи с чем ОПО остается зарегистрированным в реестре за бывшим владельцем, который уже не вправе внести изменения в реестр.
При продаже ОПО заявление об исключении ОПО из реестра не может подать организация, его продавшая (бывший владелец). При этом, если купившая ОПО организация не поставит его на учет, ОПО остается зарегистрировано в реестре за бывшим владельцем. Порядок исключения ОПО из реестра в этом случае не определен. Пункт 39 Правил указанную проблему также не решает, так как им предусмотрено, что в случае прекращения эксплуатации ОПО в связи с передачей права владения, пользования или распоряжения объектом эксплуатирующая организация вправе представить в федеральные органы исполнительной власти или Госкорпорацию "Росатом" информацию о переходе таких прав иному юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю для учета соответствующих сведений об объекте в реестре.
В связи с чем полагаем целесообразным установить возможность подачи заявления о внесении изменений в реестр бывшим владельцем ОПО (бывшей эксплуатирующей организации) при неисполнении новым владельцем указанной обязанности.
6. Подпунктом 1 пункта 14 Правил устанавливается перечень сведений, необходимых к представлению в орган, осуществляющий регистрацию ОПО в реестре, ряд из которых представляется избыточным для цели ведения реестра и возможности получения услуги в электронном виде.
Так, на основании статьи 2 Закона N 116-ФЗ и пункта 6 Правил можно сформулировать следующие цели ведения реестра:
- присвоение класса опасности ОПО;
- реестр как единая информационная систематизированная база данных об ОПО.
Реестр, как указано в пункте 13 Правил, содержит следующие сведения: наименование эксплуатирующей организации, ИНН эксплуатирующей организации, полное наименование объекта, регистрационный номер, дата регистрации, класс опасности.
Вместе с тем представление таких сведений, как марка, модель, регистрационные или учетные номера, заводские и (или) инвентарные номера технических устройств представляется необоснованным для целей ведения реестра.
Подпункт 1 пункта 14 Правил также содержит неопределенные положения:
- в абзаце седьмом - невозможно определить, дата подписания руководителем эксплуатирующей организации какого документа должна быть указана в сведениях;
- в абзаце восьмом - представляется сомнительным наличие реквизитов ОПО до его регистрации в реестре;
- в абзаце девятом - наличие наименований площадки, участка, цеха, здания, сооружения, входящих в состав ОПО, до идентификации и регистрации в реестре также представляется сомнительным. Указанным абзацем подразумевается, что в состав одного ОПО могут входить иные ОПО (замечание 1 настоящего заключения), при этом остается нерешенным вопрос, будет ли осуществляться проверка их идентификации;
- в абзаце десятом - представление сведений о краткой характеристике ОПО не позволяет уяснить, какую характеристику помимо предусмотренной иными абзацами необходимо представить.
Положения пункта 14 Правил не соответствуют принципам обоснованности и правовой определенности Закона N 247-ФЗ.
7. Подпунктом 4 пункта 14 Правил устанавливается необходимость представления копии текстовой части подраздела "Технологические решения" проектной документации на объект капитального строительства с указанием реквизитов заключения экспертизы проектной документации. В случае если проектная документация ОПО, разработанная до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", не содержит подраздела "Технологические решения" или проектная документация отсутствует, заявителем представляются документы, содержащие сведения об объекте капитального строительства, в объеме, установленном для подраздела "Технологические решения" Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87.
Вместе с тем для целей ведения реестра разработка и оформление для представления следующих сведений являются необоснованными (не являются признаками опасности согласно Приложению N 1 Закона N 116-ФЗ и особенностями идентификации ОПО):
описание мест расположения приборов учета, используемых в производственном процессе энергетических ресурсов и устройств сбора и передачи данных от таких приборов |
перечень мероприятий по обеспечению выполнения требований, предъявляемых к техническим устройствам, оборудованию, зданиям, строениям и сооружениям на ОПО, - для объектов производственного назначения |
сведения о расчетной численности, профессионально-квалификационном составе работников с распределением по группам производственных процессов, числе рабочих мест и их оснащенности, перечень всех организуемых постоянных рабочих мест отдельно по каждому зданию, строению и сооружению, а также решения по организации бытового обслуживания персонала - для объектов производственного назначения |
перечень мероприятий, обеспечивающих соблюдение требований по охране труда при эксплуатации производственных и непроизводственных объектов капитального строительства (кроме жилых зданий), и решений, направленных на обеспечение соблюдения нормативов допустимых уровней воздействия шума и других нормативов допустимых физических воздействий на постоянных рабочих местах и в общественных зданиях |
перечень мероприятий, направленных на предупреждение вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на состояние здоровья работника |
результаты расчетов о количестве и составе вредных выбросов в атмосферу и сбросов в водные источники (по отдельным цехам, производственным сооружениям) - для объектов производственного назначения |
перечень мероприятий по предотвращению (сокращению) выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду |
сведения о виде, составе и планируемом объеме отходов производства, подлежащих утилизации и захоронению, с указанием класса опасности отходов - для объектов производственного назначения |
перечень мероприятий по обеспечению соблюдения установленных требований энергетической эффективности к устройствам, технологиям и материалам, используемым в производственном процессе, позволяющих исключить нерациональный расход энергетических ресурсов, если такие требования предусмотрены в задании на проектирование |
обоснование выбора функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений, используемых в объектах производственного назначения, в части обеспечения соответствия зданий, строений и сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением зданий, строений, сооружений, на которые требования энергетической эффективности и требования оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов не распространяются) |
В связи с чем перечень документов и сведений, необходимых для представления в целях регистрации ОПО в реестре, требует пересмотра.
8. Обращаем внимание разработчика на несоответствие проекта акта Описанию целевого состояния в части подачи заявления для регистрации ОПО исключительно в электронном виде, перечня представляемых документов для регистрации ОПО, внесения изменений в реестр, исключения ОПО из реестра.
Так, например, пунктом 33 Правил устанавливается, что при исключении ОПО из реестра представляются заявление, документы и сведения (по каждому конкретному случаю), указанные в пункте 14 Правил, подтверждающие ликвидацию объекта или вывод его из эксплуатации (в случае консервации ОПО на срок более одного года), утрату объектом признаков опасности, установленных Приложением N 1 к Закону N 116-ФЗ.
При этом в пункте 14 Правил представлен широкий перечень сведений и документов, необходимых к представлению при регистрации ОПО в реестре (правоустанавливающие документы на земельный участок, здания или сооружения, копия раздела проектной документации и т.д.).
При этом из проекта акта не следует, какие из указанных в пункте 14 Правил документов будут подтверждать, например, ликвидацию объекта или вывод из эксплуатации: характеристика ОПО, обоснование безопасности ОПО или раздел проектной документации.
Ввиду того, что пункт 14 не предусматривает сведений и документов, которые бы соответствовали пункту 33 Правил, формулировка "указанные в пункте 14 Правил" не применима.
Аналогично отмечаем, что для внесения изменений в реестр представление всех сведений, содержащихся в пункте 14 Правил, также избыточно.
9. Пунктом 36 Правил устанавливается, что для исключения из реестра объекта, включенного в реестр отдельных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), эксплуатирующая организация представляет в федеральные органы исполнительной власти или Госкорпорацию "Росатом" документы о ликвидации объекта или выводе его из эксплуатации (в случае консервации ОПО на срок более 1 года) после выдачи федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), заключения о соответствии реализованных мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды, в том числе мероприятий, реализуемых при консервации или ликвидации ОПО, плану мероприятий или после уплаты компенсационного платежа (платежа по иску о взыскании компенсационного платежа).
Законодательством Российской Федерации определен только один признак по включению тех или иных объектов в реестр ОПО - отнесение таковых к ОПО в соответствии с приложением N 1 к Закону N 116-ФЗ. Исключение из реестра ОПО аналогично предусмотрено при случаях утраты объектами признаков ОПО, установленных приложением N 1 к Закону N 116-ФЗ.
Проектом акта фактически предлагается установить, что ОПО будут считаться все объекты, утратившие признаки ОПО (в том числе если объект ликвидирован), но по результатам эксплуатации которых не предотвращено и не ликвидировано загрязнение окружающей среды.
В случае если объект включен в реестр ОПО, в отношении такого объекта проводятся мероприятия по федеральному государственному надзору в области промышленной безопасности, что представляется неправомерным, если объект не отвечает признакам ОПО*(3), а также противоречащим принципам государственного контроля (надзора), муниципального контроля, установленным Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).
Указанное противоречит Закону N 116-ФЗ, а также не соотносится с Законом N 7-ФЗ в редакции Федерального закона от 30 декабря 2021 г. N 446-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 446-ФЗ), Законом N 248-ФЗ.
Кроме того, в целях реализации Закона N 7-ФЗ для предотвращения и ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду ведутся следующие реестры объектов:
- государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (в отношении эксплуатируемых объектов);
- государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (от прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме).
В случае если ОПО является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, или по результатам эксплуатации ОПО выявлен накопленный вред, такие ОПО находятся в указанных реестрах, следовательно, вопросы, связанные с выполнением экологических требований, могут реализовываться при использовании реестров, предусмотренных экологическим законодательством Российской Федерации.
Из буквального содержания проектируемой нормы следует, что для исключения из государственного реестра ОПО объекта, включенного в реестр отдельных производственных объектов в соответствии Законом N 7-ФЗ, эксплуатирующая организация представляет в регистрирующий орган документы, указанные в подпункте 1 пункта 33 Правил, после получения от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный экологический контроль (надзор), заключения о соответствии реализованных мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды, в том числе мероприятий, реализуемых при консервации или ликвидации отдельного производственного объекта, плану мероприятий.
Статьей 8 Закона N 446-ФЗ установлено, что положения пункта 1 статьи 56.1 Закона N 7-ФЗ в части отнесения ОПО I и II классов опасности и объектов размещения отходов I и II классов опасности к отдельным производственным объектам, а также ведения реестра отдельных производственных объектов применяются с 1 марта 2035 года.
Соответственно, проектируемая норма не реализуема до 1 марта 2035 г., однако срок вступления в силу указанного пункта установлен с 1 сентября 2023 года.
С учетом изложенного пункт 36 Правил подлежит исключению из проекта акта.
10. Правилами предусматривается, что ведение реестра (за исключением ведомственных разделов) осуществляет Ростехнадзор (пункт 4 Правил), проверка документов осуществляется федеральными органами исполнительной власти и Госкорпорацией "Росатом" при осуществлении регистрации ОПО (пункт 12 Правил), также устанавливается, что документы могут быть представлены в федеральные органы исполнительной власти и Госкорпорацию "Росатом" в форме "одного окна" (пункт 18 Правил). Однако проектом акта не определена ведомственная принадлежность ОПО в части подачи и рассмотрения документов, а также порядок и случаи представления документов в форме "одного окна", что требует доработки.
11. Пункт 6 постановляющей части проекта акта требует корректировки в части установления срока действия для всего проекта акта, а не как это может трактоваться из предложенной редакции - в отношении только пункта 36 Правил.
12. Согласно Описанию целевого состояния оформление и выдача результата государственной услуги заявителю включается в общий срок оказания государственной услуги, который должен составлять не более 12 рабочих дней, или в случае осуществления регистрационных действий одновременно в отношении 10 и более ОПО - не более 20 рабочих дней.
Вместе с тем исходя из положений пункта 20 Правил срок информирования заявителя о принятом решении в электронной форме посредством ЕПГУ не включается в вышеуказанные 12 рабочих дней, что требует корректировки.
Аналогичное замечание имеется к пункту 38 Правил.
13. Правилами предусматривается предоставление заявителям выписки из реестра при регистрации ОПО. Полагаем целесообразным установить возможность получения выписок не только в указанном случае, но также в любое время по запросу эксплуатирующей организации и иных заинтересованных лиц, что представляется актуальным в том числе в случае внесения изменений в реестр.
Кроме того, в связи с реализацией реестровой модели в Правилах необходимо предусмотреть возможность формирования выписок из реестра в электронной форме и нанесение на выписки QR-кода, с помощью которого обеспечивается переход на страницу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащую сведения из реестра.
14. В пунктах 23-26 Правил установлен формат и требования к регистрационному номеру, который присваивается каждому ОПО, зарегистрированному в реестре.
Вместе с тем информируем, что в соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра учета лицензий (разрешений) и присвоения разрешениям (в том числе лицензиям) регистрационных номеров с использованием указанного реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 861, присвоение записям в реестре регистрационных номеров должно осуществляться с использованием федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" (подсистемы "Единый реестр учета лицензий (разрешений).
Указанным постановлением Правительства Российской Федерации определен формат регистрационных номеров, который применим в том числе к такому виду разрешительной деятельности, как государственная регистрация.
В связи с этим из Правил необходимо исключить положения, устанавливающие формат регистрационного номера ОПО.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
наличие проблемы разработчиком обосновано;
проект акта не соответствует Закону N 247-ФЗ;
в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Дополнительно отмечаем, что по результатам проведения публичного обсуждения проекта акта выявлено пересечение устанавливаемых требований в части обязательного учета ОПО и отдельных технических устройств ОПО, которые являются избыточными:
1) приказ Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. N 536 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением" - требования по отдельному учету оборудования под давлением (пункты 222-227);
2) приказ Ростехнадзора от 26 ноября 2020 г. N 461 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" (пункты 143-145).
Приложение: на 15 л. в 1 экз.
-------------------------------------------
*(1) Замечание относится ко всему тексту Приложения N 1 к Правилам.
*(2) Пункт 4 Приложения N 1 к Правилам.
*(3) В реестре ОПО не предусматривается указание на то, что объект не является ОПО, но содержится в реестре формально до завершения мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды, что, по сути, является воспрепятствованием законной предпринимательской или иной деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.