Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Социальный работник"
(подготовлен Минтрудом России 29.11.2022 г.)
Раздел 1. Обоснование необходимости актуализации профессионального стандарта
Профессиональный стандарт "Социальный работник" (далее - Профстандарт, ПС) актуализирован в целях реализации Указов Президента РФ от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" и N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", в соответствии с которыми, в целях повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста, необходимо создать и модернизировать к 2020 году 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест, и обеспечить указанные рабочие места высококвалифицированными кадрами.
Актуализируемый профессиональный стандарт "Социальный работник" был разработан в 2013 году, утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.11.2013 г. N 677н. Разработчик стандарта - ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации". Стандарт зарегистрирован в Минюсте России 18.12.2013 (N 30627).
В 2016-2018 гг. Профстандарт был адаптирован в связи с тем, что за прошедшие годы были приняты новые важнейшие законодательные акты, начиная с 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан РФ" от 28.12.2013 г. и ряд других нормативных правовых актов.
Приказом N 1108 от 24 декабря 2014 года Министерства труда и социальной защиты РФ создана рабочая группа по адаптации и внедрению профессиональных стандартов работников социальной сферы под руководством заместителя министра Л.Ю. Ельцовой. Состав рабочей группы для проведения адаптации профстандартов и группа экспертов для подведения итогов и анализа результатов проведенного исследования были сформированы в январе 2015 г. Проведена большая исследовательская работа, в ходе которой адаптированные профстандарты прошли процедуру профессионально-общественного обсуждения, экспертизу уполномоченных органов власти субъектов во всех регионах РФ, экспертизу общественных организаций, прежде всего, обеспечивающих социальную поддержку лиц с ограничениями возможностей здоровья и инвалидностью. В ходе проведенного анализа был учтен значительный опыт реализации Профстандарта, накопленный с 2016 г. (года вступления ПС в силу), приняты во внимание новые профстандарты специалистов социальной сферы, в частности Профстандарт "Сиделка (помощник по уходу)", утвержденный приказом Минтруда России от 30.07.2018 N 507н. Разработанный в результате большой работы проект адаптированного Профстандарта был утвержден Приказом Минтруда России от 18.06.2020 N 354н "Об утверждении профессионального стандарта "Социальный работник"" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.07.2020 N 59014.
Однако социальная реальность меняется очень быстро, социальные процессы проходят с высокой интенсивностью, в частности, идет интенсивная цифровизация социальной сферы в целом, и в особенности, систем социального обслуживания и социальной защиты населения, что требует отражения в профстандартах. За прошедшие два года обозначились динамические изменения: изменилась социальная структура населения, социальный статус целевых групп (для профессии "Социальный работник" - это граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, лишенные либо ограниченные в самостоятельности жизнедеятельности, малообеспеченные граждане). Сформировались новые установки в социальной политике государства: делается ставка в большей степени не на пассивные формы поддержки (расширение различных мер государственной социальной помощи и форм материальной поддержки), а на активные формы - повышение самостоятельности и автономности граждан в меру их ресурсов и возможностей. Возникла необходимость более точно разграничить Обобщенные трудовые функции (ОТФ) и Трудовые функции (ТФ) в ряде смежных профессий, прежде всего с профессией "Сиделка. Помощник по уходу" и "Специалист по социальной работе".
В связи с названными обстоятельствами в 2022 году начат процесс актуализации ряда профстандартов, среди которых был и профстандарт "Социальный работник". Уведомление об актуализации Профстандарта было размещено на сайте "Профессиональные стандарты" (http://profstandart.rosmintrud.ru/):
https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/reestr-uvedomleniy-o-razrabotke-peresmotre-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=116382
Раздел 2. Актуализация профессионального стандарта
2.1. Общая характеристика области профессиональной деятельности, вида профессиональной деятельности, трудовых функций
2.1.1. Значение для отрасли, анализ существующей ситуации, информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности
Вид профессиональной деятельности социального работника определен в Профстандарте "Социальный работник": "Предоставление социальных услуг". Цель вида профессиональной деятельности: "Предоставление социальных услуг в целях улучшения условий жизнедеятельности и (или) расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности".
Область профессиональной деятельности социального работника можно определить следующим образом: он помогает гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, у которых нет собственных возможностей справиться с этими обстоятельствами жизни. Наибольший запрос общества связан с предоставлением социально-бытовых услуг на дому как в городской, так и в сельской местности.
Основными сферами применения профессионального стандарта являются:
- система социального обслуживания в части предоставления социальных услуг на дому в городской и сельской местности;
- полустационарных и стационарных организациях и учреждениях социальной направленности, таких как психоневрологические интернаты, дома престарелых, хостелы, реже - в учреждениях санаторно-курортного и социально-реабилитационного направления. стационарные организации социально-медицинской направленности: хосписы, психоневрологические интернаты, социально-реабилитационные и геронтологические центры
Социальные работники могут трудиться в организациях, реализующих социальные услуги в соответствии с 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан РФ". Эти организации могут быть разных форм собственности - государственные (федеральные и региональные), муниципальные, социально ориентированные некоммерческие организации (СО НКО), в том числе принадлежащие общественным организациям, а также частные. Функции социального работника может выполнять и индивидуальный предприниматель, предоставляющий социальные услуги в соответствии с современным законодательством. Наибольшее количество социальных работников трудятся в территориальных комплексных центрах социального обслуживания населения (КСОН, ТЦСО), в отделениях обслуживания на дому.
Профстандарт "Социальный работник" может быть использован работодателем для решения следующих задач:
- предоставление социальных услуг гражданам в различных формах социального обслуживания с целью обеспечения равных прав и возможностей социально незащищенных слоев и групп населения;
- помощь семьям и отдельным гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; среди основных клиентских групп социального работника можно выделить пожилых граждан, инвалидов, молодежь, безнадзорных и беспризорных детей, детей-сирот, неполные, многодетные, малообеспеченные семьи, семьи военнослужащих, семьи с детьми-инвалидами, молодые семьи.
Значение такой деятельности трудно переоценить, т.к. высокий накал социального неблагополучия граждан, социальных противоречий и конфликтов ведет не только к тяжелому положению отдельных граждан, но ведет к целой цепи неблагоприятных последствий. Это и рост семейного неблагополучия, неблагоприятные условия воспитания детей в малообеспеченных конфликтных семьях, высокий уровень заболеваемости, инвалидизация, сокращение уровня и продолжительности жизни, рост девиантных форм поведения, криминализация общества.
Деятельность социальных работников необходима всем лицам и группам населения, находящимся в трудной жизненной ситуации, для ее преодоления. Профессия очень важна для мобилизации сил и потенциала личности, группы и общества в формировании благоприятной социальной среды, в которой наиболее полно реализуются потребности человека. Сфера социальных услуг, направленная на благополучие социально уязвимых слоев населения, расширяется по мере развития общества и становится самостоятельной отраслью, где востребованы высококлассные специалисты. В соответствии с социальной политикой государства и усложнением социальной структуры общества многие функции социального работника требуют специальной подготовки. Снижение всех этих форм неблагополучия требует ежедневной помощи гражданам, которую и может предоставить социальный работник.
Учитывая сложность стоящих перед ним задач, социальный работник трудится в едином пространстве со специалистом по социальной работе, координирует свою деятельность с помощником по уходу (сиделкой), медицинскими работниками и другими работникам социальной сферы.
2.1.2. Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности
В соответствии с Профстандартом, утвержденном в 2013 и 2020 гг., социальные работники оказывали социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-правовые, социально-трудовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов услуги, срочные социальные услуги. Все эти услуги были предусмотрены в 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан РФ".
Вместе с тем опыт практической реализации принятых профстандартов показал, что, во-первых, предоставление всех этих услуг и реализация такой деятельности предполагает разные уровни квалификации. Одна квалификация нужна для предоставления социально-бытовых услуг, другая - для более сложных, таких как социально-психологические и социально-педагогические услуги, даже с учетом упрощенности трудовых действий, записанных в профстандарте социального работника. Во-вторых, мониторинг применения профстандарта в регионах России показывает, что востребованность более сложных услуг пока низкая. Уровень неблагополучия населения пока диктует необходимость предоставления самых жизненно важных услуг.
В свете этого опыта встал вопрос о коррекции трудовых функций социального работника. Для уточнения содержания профстандарта с марта 2022 до августа 2022 гг. было проведено исследование. Использовались методы анкетирования, адресованного к социальным работникам, специалистам по социальной работе, руководителям подразделений в составе организаций социального обслуживания, а также экспертные опросы и интервьюирование специалистов и руководителей организаций социального обслуживания. Были проанализированы нормативно-правовые документы, официальные и статистические документы, изучены процессы, определяющие основные тренды развития социально-профессиональной сферы. Особое внимание уделялось изучению действующих профстандартов смежных профессий, в особенности профстандарта "Сиделка, помощник по уходу".
Анализ запроса рынка труда и основных динамических процессов в сфере развития профессий специалистов социальной сферы показал необходимость изменения состава трудовых функций. Наиболее востребованной показала себя трудовая функция "Предоставление социально-бытовых услуг". На втором месте оказалась ТФ "Предоставление услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов". В ряде регионов отметили необходимость сохранения срочных социальных услуг в составе ТФ социального работника.
Вместе с тем исследование показало, что определение вида деятельности и целей данного вида деятельности не нуждаются в актуализации. По итогам обсуждения проекта профстандарта было принято решение несколько сократить формулировку вида деятельности для придания более целесообразного литературного вида: "Предоставление социальных услуг". Аналогичному редактированию подверглась формулировка цели вида деятельности: "Предоставление социальных услуг в целях улучшения условий жизнедеятельности и (или) расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности". Эти формулировки отражают и реальности нашей жизни, и запросы граждан, и реальную деятельность социального работника.
Такой же вывод был сделан по отношению к формулировке обобщенной трудовой функции (ОТФ): "Предоставление социальных услуг в различных формах социального обслуживания". В данном случае это предполагает возможность использования труда социальных работников в разных сферах жизнедеятельности, не только в организациях социального обслуживания (ОСО) федерального и регионального подчинения, в муниципальных ОСО, в стационарных и нестационарных социальных учреждениях, но и в социально ориентированных некоммерческих организациях.
По результатам исследования был откорректирован состав трудовых функций (ТФ) и трудовых действий (ТД). Из всего состава социальных услуг были выделены наиболее востребованные ТФ:
- A/01.4 Предоставление социально-бытовых услуг
- A/02.4 Предоставление услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов
- A/03.4 Предоставление срочных социальных услуг получателям социальных услуг
Изъяты из профстандарта следующие трудовые функции:
- Предоставление социально-медицинских услуг получателям социальных услуг
- Предоставление социально-психологических услуг получателям социальных услуг
- Предоставление социально-педагогических услуг получателям социальных услуг
- Предоставление социально-правовых услуг получателям социальных услуг
- Предоставление социально-трудовых услуг получателям социальных услуг
Внесена коррекция в требования к уровню образования, необходимому для реализации функций социального работника. Было требование: "Среднее общее образование и краткосрочное обучение или инструктаж на рабочем месте" (11 классов средней общеобразовательной школы). Стало: "Основное общее образование и краткосрочное обучение или инструктаж на рабочем месте" (9 классов средней общеобразовательной школы). Такой уровень больше соответствует реальному положению дел, особенно в регионах. Кроме того, этого уровня, дополненного инструктажем на рабочем месте вполне достаточно для функционирования социальных работников.
Позиции в рубрике "Отнесение к видам экономической деятельности" сохранены в том же виде.
87.10 |
Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая |
87.20 |
Деятельность по оказанию помощи на дому лицам с ограниченными возможностями развития, душевнобольным и наркозависимым |
87.30 |
Деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания |
87.90 |
Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая |
88 |
Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания |
88.1 |
Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам |
88.91 |
Предоставление услуг по дневному уходу за детьми |
88.99 |
Предоставлению прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки |
(код ОКВЭД*(1)) |
(наименование вида экономической деятельности) |
|
|
|
|
Комментарии и обоснование:
"Код ОКВЭД 87: Деятельность по уходу с обеспечением проживания"
"Обеспечение возможностей по уходу на дому является важной частью производственного процесса, представляющего сочетание охраны здоровья и предоставление социальных услуг с медицинским обслуживанием, которое включает уход за больными".
Эта группировка включает:
87.2 - "Деятельность по оказанию помощи на дому для лиц с ограниченными возможностями развития, душевнобольным и наркозависимым (деятельность по уходу на дому (но не лицензируемое больничное лечение) для людей с олигофренией, психиатрическими заболеваниями или токсикоманией". Сюда могут быть отнесены пожилые граждане с заболеваниями деменцией и болезнью Альцгеймера. К этому разделу относится и "Деятельность домов для групп людей с эмоциональными расстройствами". Эта группировка также включает: "Деятельность по уходу на дому и лечению умственно отсталых людей и токсикоманов". Разумеется, социальные работники не обеспечивают лечение, но они обеспечивают уход на дому для данной категории граждан";
87.30 - "Деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания" (что важно для трудовой деятельности социальных работников в стационарных медико-социальных учреждениях как хосписы, психоневрологические интернаты, и в стационарных организациях социального обслуживания, таких как дома престарелых, геронтологические центры с обеспечением проживания и др.);
87.90 Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая (обеспечение ухода по месту жительства, объединенного с уходом, наблюдением или прочими типами ухода в случае необходимости).
В том числе:
"Деятельность, направленную на оказание помощи на дому престарелым и инвалидам с несколько ограниченными возможностями ухода за собой".
"Код ОКВЭД 88: Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания".
Эта группировка включает:
"88.1 - Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам".
"88.9 - Предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания"
В том числе:
"88.91 - Предоставление услуг по дневному уходу за детьми"
Формулировки ОКВЭД составлены таким образом, что в чистом виде не могут быть отнесены полностью к деятельности социального работника. В основном это виды деятельности относящиеся к разными профессиям, например: "Деятельность по уходу на дому и лечению умственно отсталых людей и токсикоманов". В этом случае лечение - это функция медицинская, а уход на дому - социальная. Также как и действия, включенные в вид деятельности "88.99 - Предоставлению прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки" могут относиться к деятельности специалиста с высшим образованием ("специалистами по: предоставлению социальной помощи детям и подросткам и руководства их воспитанием; усыновлению (удочерению), деятельность по предотвращению жестокого обращения с детьми и другими лицами". Но здесь же содержатся действия по оказанию помощи при стихийных бедствиях, предоставлению социальных услуг на муниципальном уровне; оказанию помощи жертвам стихийных бедствий, беженцам, мигрантам и т.п. Данные действия относятся к срочным социальным услугам и могут быть отнесены к деятельности социальных работников.
2.1.3. Описание состава трудовых функций
В ходе актуализации пересмотрен и состав трудовых действий. Учитывая необходимость размежевания функций социального работника и помощника по уходу (сиделки), трудовые действия, которые вошли в социально-бытовое обслуживание, были разделены. Те действия, которые касались кормления и ухода за телом граждан, нуждающихся долговременном уходе, граждан, лишенных полностью или в большой степени автономности, самостоятельности, - эти трудовые действия были сосредоточены в профстандарте помощника по уходу. К ним отнесены действия кормления, позиционирования тела, гигиенических процедур. Основанием для такого решения стал Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 декабря 2021 г. N 929 "О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2022 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе".
В составе трудовых действий, входящих в ТФ "Предоставление социально-бытовых услуг", остались действия, связанные с покупкой и доставкой продуктов и товаров широкого потребления, уборкой территории (в том числе для граждан, проживающих в сельской местности), помощь в различных бытовых действиях. Однако сами действия значительно расширены, детализированы и уточнены в соответствии с Приказом N 929. Например, включены действия, связанные со стиркой, глажкой и ремонтом мягкого инвентаря, помощь в снятии показателей приборов учета электроэнергии и воды, оплатой счетов за жилое помещение, коммунальные услуги и т.д.
Новацией стали услуги, связанные с помощью в использовании информационно-коммуникационных технологий, в том числе интернет-ресурсов (например, при оплате коммунальных услуг, использованием сайта госуслуг и др.). В состав трудовых действий включены "обеспечение кратковременного присмотра за ребенком (детьми) в дневное время на дому или во время прогулки, дневное время в медицинском стационаре", "обеспечение кратковременного присмотра за гражданином пожилого возраста или инвалидом в дневное время на дому или во время прогулки, в дневное время в медицинском стационаре". Специально выделены помощь при передвижении вне помещений, в том числе с использованием технических средств реабилитации.
Важной новацией стало включение действий, связанных с помощью в организации посильной дневной занятости (для поддержания физической активности, мелкой моторики, двигательной активности, социального функционирования, здорового образа жизни, когнитивных функций). Это трудовое действие отражает установку на повышение активности и самодостаточности граждан - получателей социальных услуг, а также на повышение уровня их собственно ответственности за свое благополучие и повышение качества жизни.
В соответствие с новыми трудовыми действиями приведены необходимые умения и знания.
ТФ "Предоставление услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов" включает такие трудовые действия, как "помощь в освоении навыков пользования мобильным телефоном, компьютером, сетью "интернет"", "помощь в поддержании социальных контактов, в том числе с помощью телефонной связи, сети "интернет". Коммуникативный потенциал граждан - получателей услуг может быть повышен с помощью "обучения навыкам самообслуживания и общения, направленным на развитие личности получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, навыкам поведения в быту и общественных местах". Ответом на запрос общества стали трудовые действия, связанные с "разъяснением получателям социальных услуг основных правил обеспечения безопасности жизнедеятельности в быту, в коммуникациях с социальным окружением, вызов полиции и врача в чрезвычайных ситуациях". Трудовые действия в данной ТФ включены "Организация досуга в рамках индивидуальной программы предоставления социальных услуг" и "Поддержка двигательной активности и здорового образа жизни".
Третья трудовая функция "Предоставление срочных социальных услуг" по составу трудовых действий изменений не претерпел изменений.
Общий вывод: В трудовых функциях проекта Профстандарта "Социальный работник" произведена корректировка описания трудовых действий, уточнение формулировок требований к необходимым умениям и знаниям. Во всем профессиональном стандарте исправлены терминологические ошибки и неточности. Вся терминологию приведена в соответствие с требованиями нормативной документации (ЕСКД, ЕСТД, ЕСТПП).
Терминология и состав ТФ и ТД в профессиональном стандарте приведены в соответствие с современными классификаторами коды ОКВЭД, ОКЗ, ОКСО.
Учитывая, что цель профессиональной деятельности социального работника - поддержание и улучшение условий жизнедеятельности граждан, а главное - содействие их автономности, стандарт профессиональной деятельности в новом проекте стал более компактным, но акцентированным на самых необходимых трудовых функциях и трудовых действиях. Вместе с тем, сделан акцент на самых востребованных действиях, которые направлены на достижение цели профессиональной деятельности.
Таблица 1
Информация об учете цифровых технологий в профессиональных стандартах
N п/п |
Обобщенная трудовая функция (код и наименование) |
Необходимые умения, обеспечивающие \определяющие использование цифровых технологий при выполнении данной функции |
Необходимые знания, обеспечивающие\ определяющие использование цифровых технологий при выполнении данной функции |
Примеры цифровых технологий, используемых в профессиональной деятельности |
|
Предоставление социальных услуг в различных формах социального обслуживания |
Использовать информационно-коммуникационные технологии, в том числе интернет-ресурсы, для реализации своей профессиональной деятельности |
Использовать ресурсы интернет-магазинов при заказе товаров и услуг, сайтов госуслуг при снятии показателей счетчиков оплате коммунальных платежей Использовать возможности интернет-ресурсов для оформления документации по направлениям своей деятельности Использовать возможности интернет-ресурсов для установления контактов со специалистами служб быта и коммунальных служб, предоставляющих услуги населению |
Оформление и оплата за счет средств получателя социальных услуг заказов в интернет-магазинах Оформление документации по направлениям своей деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе интернет-ресурсов Устанавливать контакты со специалистами служб быта и коммунальных служб, предоставляющих услуги населению |
2.2. Основные этапы актуализации профессионального стандарта
2.2.1. Информация об организациях, на базе которых проводились исследования
В соответствии с Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утв. постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 г., N 23, профессиональный стандарт актуализирован рабочей группой ФГБОУ ВО "Российский государственный социальный университет", Совета по профессиональным компетенциям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения, ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России.
Организации - партнеры:
н/п |
Наименование организации |
Субъект РФ |
1. |
ГБУ "ТЦСО" "Вешняки", |
Москва |
2. |
ТЦСО "Сокольники", филиал "Богородское", |
Москва |
3. |
ТЦСО "Царицынский", |
Москва |
4. |
ГБУ "ТЦСО" "Новогиреево", |
Москва |
5. |
БУ города Москвы "Московские социальные центры" |
Москва |
6. |
АНО ДПО "Академия социальной работы", ООО "Центр помощи пожилым людям и инвалидам "Мы вместе"" |
Москва |
7. |
АНО ДПО "Академия социальной работы", ООО "Международная школа социальной работы" |
Москва |
8. |
НКО "Ассоциация профессиональных участников системы долговременного ухода", |
Москва |
9. |
ГБУ НПЦ МСР имени Л.И. Швецовой, Центр стратегического развития и мониторинговых исследований |
Москва |
10. |
АНОО ВО "Институт социального образования", |
Воронеж |
11. |
ГБУ СО "Советский комплексный центр социального обслуживания населения", город Зеленокумск |
Ставропольcкого края |
12. |
ГБУ Республики Саха (Якутия) "Комплексный центр социального обслуживания населения города Якутска", |
Якутск, |
13. |
Областное ГБУ ДПО "Учебно-методический центр развития социального обслуживания", |
Иркутск |
2.2.2. Сведения о нормативно-правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект актуализированного профессионального стандарта.
Профессиональная деятельность социального работника регулируется следующими федеральными и отраслевыми нормативно-правовыми актами:
1. Конституция РФ 1993 г. (с поправками 2020 г.)
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018). (ТК РФ Статья 351.1. Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних)
3. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ (последняя редакция)
4. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Статья 31 Статья 31. Первая помощь
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. N 170н "Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта"
6. Приказ Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов".
7. Приказ Минтруда России от 18.06.2020 N 354н "Об утверждении профессионального стандарта "Социальный работник"" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.07.2020 N 59014)
8. Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда"
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 декабря 2021 г. N 929 "О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2022 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе"
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 декабря 2020 года N 861 "О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2021 году пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в постороннем уходе, реализуемого в рамках федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография""
11. Приказ Минтруда России от 29.09.2020 N 667 "О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2021 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в постороннем уходе"
12. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике"
13. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики",
14. Федеральный проект "Старшее поколение" национального проекта "Демография""
15. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. "ОКВЭД 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 26.07.2022)
16. ГОСТ Р 57760 Социальное обслуживание. Коммуникативные реабилитационные услуги гражданам с ограничениями жизнедеятельности. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "Стандартинформ"). Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 "Социальное обслуживание населения". Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 октября 2017 г. N9 1324-ст
2.2.3. Требования к экспертам, привлеченным к актуализации профессионального стандарта
В целях актуализации профессионального стандарта была сформирована рабочая группа экспертов, в состав которой были включены специалисты в области разработки профессиональных стандартов, специалисты в области социальной работы и социального обслуживания: руководители организаций социального обслуживания (ОСО), руководители подразделений в ОСО, представители профессионального сообщества, включенные в разработку методических и методологический материалов для профессиональной подготовки, преподаватели среднего профессионального и высшего образования, организаторы системы дополнительного профессионального образования.
Эксперты в рабочую группу выбирались исходя из следующих требований:
- требования к представителю профессионального сообщества - высшее образование, стаж работы в профессиональной области не менее 10 лет;
- требования к представителю образовательного сообщества -высшее образование, стаж педагогической деятельности по профильным дисциплинам не менее 10 лет, стаж работы в профессиональной области не менее 5 лет.
Все эксперты рабочей группы должны знать:
- Трудовой кодекс РФ в части, регламентирующей трудовые отношения в области образования, разработку и применение профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик;
- методические рекомендации по разработке профессионального стандарта, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2013 г. N 170н, а также другие нормативные, правовые и иные акты и документы, регулирующие процесс разработки и утверждения профессиональных стандартов, включая законы, подзаконные акты, локальные нормативные акты;
- уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 N 148н;
- содержание и структуру профессиональной деятельности в рамках предметной области профессионального стандарта, трудовые функции и действия, выполняемые работниками, профессиональные знания и умения, которыми должны они обладать;
- зарубежную и отечественную практику разработки профессиональных стандартов и иных инструментов определения квалификационных требований;
- методы эффективной командной работы, приемы эффективных коммуникаций.
Все эксперты рабочей группы должны уметь:
- собирать, агрегировать и декомпозировать исходные сведения;
- анализировать информацию, включая функциональный анализ сферы профессиональной деятельности;
- формулировать дефиниции, классификации и атрибуты в целях разработки профессионального стандарта;
- взаимодействовать с другими экспертами, работать в команде.
Все эксперты рабочей группы должны обладать навыками:
- оформление документации в соответствии с принятыми (установленными) нормами и правилами;
- эффективная коммуникация с использованием современных средств связи/ИКТ;
- подготовка и представление презентационных материалов.
Кроме того, при отборе экспертов учитывались требования, не связанные с профессиональными компетенциями, но необходимые для разработки профессиональных стандартов:
- независимость;
- широкий кругозор;
- способность формировать и отстаивать точку зрения.
Сведения об экспертах, привлеченных к разработке и согласованию проекта профессионального стандарта, приведены в Приложении 1 к пояснительной записке.
2.2.4. Этапы актуализации профессионального стандарта
1 этап: анализ квалификационных требований и разработка концепции профессиональных стандартов в области "Социальная работа".
2 этап: анализ действующего профессионального стандарта "Социальная работа"
3 этап: разработка проекта актуализированного профессионального стандарта.
4 этап: обсуждение проекта актуализированного профессионального стандарта, сбор отзывов, доработка проекта с учетом поступивших замечаний.
Раздел 3. Профессионально-общественное обсуждение профессионального стандарта
3.1. Порядок обсуждения
Обсуждение проекта актуализированного профессионального стандарта "Социальный работник" с заинтересованными организациями проводилось следующим путем:
- размещение проекта профессионального стандарта "Социальный работник" на сайте Совета по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения
- https://spk-sts.ru/o_sovete/dokumenty/dokumenty-na-obsuzhdenii/aktualizatsiya-ps/
- размещение информации о разработанном проекте стандарта и его публичном обсуждении на сайтах Минтруда РФ;
-
- размещение проекта профессионального стандарта "Социальный работник" на сайтах организаций-партнеров
- https://rgsu.net/press-centre/news/news_7467.html
- https://isovrn.ru/vrmc-iso
- https://egov-buryatia.ru/minsoc/press_center/news/detail.php?ID=141778
- https://aiiss.ru/page_61751/
- https://egov-buryatia.ru/minsoc/press_center/news/detail.php?ID=141778
- направление информации о разработанном проекте стандарта и его публичном обсуждении в учреждения и организации социальной защиты и социального обслуживания предприятий и организаций
- проведение вебинаров, круглых столов и экспертных совещаний для профессионально-общественного обсуждения проекта профстандарта "Социальный работник"
- обработка всех замечаний, высказанных во время обсуждения на экспертных совещаниях, круглых столах и вебинарах
- обработка замечаний, присланных на адрес рабочей группы, по изменению формулировок проекта профстандарта
- публикация материалов в материалах конференций, вебинаров, круглых столов, научной и профессиональной периодике
- разработка итогового проекта профстандарта "Социальный работник".
- информация о публикациях в специализированных изданиях:
Проект профессионального стандарта согласован с Советом по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения
3.2. Организации и эксперты, привлеченные к обсуждению проекта актуализированного профессионального стандарта
Участники фокус-групп и выборка респондентов, принимавших участие в экспертных опросах, формировались из числа специалистов, обладающих знанием специфики данного вида трудовой деятельности, квалификационных требований, предъявляемых к работникам (эксперты двух категорий: руководители организаций социального обслуживания населения, руководители общественно-профессиональных организаций, специалисты по социальной работе и социальные работники, разработчики программ дополнительного профессионального образования.
Данные об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта, приведены в Приложении 2.
3.3. Данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту актуализированного профессионального стандарта
Поступило 12 отзывов из 12 организаций из 9 регионов Российской Федерации. В том числе:
- очные мероприятия - 639 участников, 28 - предложений и замечаний;
- обсуждение на Интернет-площадках посещений/просмотров, - 639 предложений и замечаний;
- заочные мероприятия: адресов рассылки, 10 - предложений и замечаний;
Сводные данные по результатам публичного обсуждения, поступивших замечаниях и предложениях к проекту актуализированного профессионального стандарта приведены в Приложении 3.
Рабочая группа разработчиков проекта профессионального стандарта "Социальный работник" в соответствии с требованиями, содержащимися в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 "О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов" и приказах Минтруда России от 12 апреля 2013 г. N 147н "Об утверждении Макета профессионального стандарта" и N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов", провела доработку проекта профстандарта.
Раздел 4. Согласование проекта профессионального стандарта
В проекте актуализированного профессионального стандарта трудовые функции, особо регулируемые законодательством и требующие проведения согласования, отсутствуют.
Проект актуализированного профессионального стандарта "Социальный работник" вносится в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации для утверждения в установленном порядке.
Приложение 1
к пояснительной записке к проекту
актуализированного профессионального стандарта
"Социальный работник"
Сведения об организациях и экспертах, привлеченных к актуализации и согласованию профессионального стандарта
N п/п |
Организация |
Субъект Российской Федерации |
Разработка профессионального стандарта "Социальный работник" | ||
1. |
ФГБОУ ВО "Российский государственный социальный университет" |
Москва |
2. |
ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России, город Москва |
Москва |
3. |
Совет по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения, город Москва |
Москва |
4. |
АНОО ВО "Институт социального образования" |
Воронеж |
5. |
Межрегиональная общественная организация "Ассоциация работников социальных служб Российской Федерации" |
Москва |
6. |
Министерство социального развития Московской области |
Москва |
7. |
Общероссийская общественная организация "Союз социальных педагогов и социальных работников", |
Москва |
8. |
ТЦСО "Царицынский" |
Москва |
9. |
Областное ГБУ ДПО "Учебно-методический центр развития социального обслуживания", |
Иркутск |
Согласование профессионального стандарта | ||
1. |
Министерство социальной защиты Республики Бурятия |
Республика Бурятия |
2. |
Министерство социальной политики и труда Удмуртской республики |
Удмуртская Республика |
3. |
Управление социальной политики Ульяновской области |
Ульяновская область |
4. |
Ассоциация профессиональных участников системы долговременного ухода |
Москва |
5. |
Государственное бюджетное учреждение Брянской области "Комплексный Центр социального обслуживания населения Суражского района" |
Брянская область |
6. |
ДСЗ ВО Казенное учреждение Воронежской обл. "Управление социальной защиты населения Эртильского района" (КУВО "УСЗН Эртильского района) |
Воронежская область |
7. |
AC3 BO Казённое учреждение Воронежской области "Управление социальной защиты населения" Аннинского района Воронежской области |
Воронежская область |
Приложение 2
к пояснительной записке к проекту
актуализированного профессионального стандарта
"Социальный работник"
Сведения о мероприятиях профессионально-общественного обсуждения проекта актуализированного профессионального стандарта
Мероприятие |
Дата проведения |
Наименования организаций, участвующих в мероприятии (с указанием субъекта Российской Федерации) |
Общее количество участников мероприятия |
URL-адрес Интернет-ресурса, содержащего информацию о проведенном мероприятии |
1. Теория и практика социальной работы в современном социуме |
21 апреля 2022 г., |
Липецк, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского - начальник отдела по вопросам семейной и демографической политики Управления социальной защиты населения Липецкой области Е.Е. Дроздова; - директор ОБУ "Центр социальной защиты населения по городу Липецку" В.А. Бутов; - директор ОКУ "Краснинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Очаг" С.В. Ким; - директор ОГБУ "Липецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов общего типа" И.В. Махова; - заместитель начальника отдела организации социального обслуживания и материальной базы отрасли Управления социальной защиты населения Липецкой области Е.В. Ситникова; - специалист-эксперт отдела по вопросам семейной и демографической политики Управления социальной защиты населения Липецкой области О.А. Блонская; - ведущий специалист-эксперт отдела организации социального обслуживания и материальной базы отрасли Управления социальной защиты населения Липецкой области О.А. Боева. |
72 |
https://lspu-lipetsk.ru/modules.php?name=News&file=view&news_id=5858 |
2. ХХ Всероссийский социально-педагогический конгресс "Социальное образование в изменяющемся цивилизационном пространстве" Первые Холостовские чтения |
02.06.2022 г. |
Представители общественно-профессиональных организаций социальной сферы, профессорско-преподавательский состав вузов и колледжей |
68, в том числе в формате онлайн |
https://rgsu.net/press-centre/announce/announce_1324.html |
3. Заседание ФУМО ВО по УГСН 39.00.00 "Социология и социальная работа" |
16.06.2022 |
Члены ФУМО, приглашенные представители работодателей, руководители общественно-профессиональных организаций |
78 |
https://fgosvo.ru/ksumo/view/edufieldid/5/id/43 "Отечественный журнал социальной работы" (в печати) |
4.Заседание ФУМО СПО по УГПС "Социология и социальная работа" |
28.06.2022 |
Члены ФУМО, приглашенные представители работодателей, руководители общественно-профессиональных организаций |
25 |
https://umo.spo.39.rgsu.net/ |
5. Заседание рабочей группы по разработке проекта профстандарта "Социальный работник" |
07.07.2022 |
Члены рабочей группа по разработке проекта профстандарта "Социальный работник" |
12 |
|
6. ХХ Международный Конгресс "Многодетная семья - будущее России?". |
08.07.2022 |
Представители общественно-профессиональных организаций социальной сферы, профессорско-преподавательский состав вузов и колледжей |
97 |
https://fme.rgsu.net/news/xx-mezhdunarodnyy-kongress-mnogodetnaya-semya-buduschee-rossii.html |
7. Совещание рабочих групп по разработке проектов ПС специалистов по социальной сфере |
13.07.2022 |
Руководители профильного СПК и руководители групп разработчиков проектов профстандартов специалистов социальной сферы |
12 |
|
8. Семинар "Организация работы социальных работников и ведение документации" |
14.07.2022 |
Работники ГАУ КО "Мантуровский КЦСОН", в отделении социального обслуживания на дому Костромская обл. |
23 |
https://mantkcson.ru/news/seminar-organizatsiya-raboty-sotsialnyh-rabotnikov-i-vedenie-dokumentatsii/ |
9. Формирование современной инклюзивной культуры и вызовы трансформации общества: равные возможности во всех сферах жизнедеятельности детей и молодых людей с инвалидностью" |
23.08.2022 |
- Крель Наталья Валерьевна, директор Общественного объединения "Союз всероссийских и ведущих организаций инвалидов "АбиАрт"", - Чуракова Татьяна Юрьевна, заместитель председателя Правительства Удмуртской Республики, заместитель Председателя организационного комитета Игр - Клочко Елена Юрьевна, руководитель секции "Дети и взрослые с ОВЗ и инвалидностью" Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, Председатель Совета Всероссийской организации родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов (ВОРДИ), - Сипкин Владимир Васильевич, президент Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское Ордена Трудового Красного знамени общество слепых" (видеообращение) - Иванов Станислав Александрович, президент Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих" - Мерзлякова Галина Витальевна, ректор ФГБОУ ВО "Удмуртский государственный университет" - Мухаметгалеева Екатерина Дмитриевна, приветствие участников конференции от Главного бюро медико-социальной экспертизы Удмуртской Республики, руководитель - главный эксперт по медико-социальной экспертизе по Удмуртской Республике, Заслуженный работник здравоохранения Удмуртской Республики, кандидат медицинских наук. - Воловец Светлана Альбертовна, директор Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Научно-практический центр медико-социальной реабилитации инвалидов имени Л.И. Швецовой", д.м.н, Заслуженный врач РФ, профессор, член - корр. МАМ, Россия, г. Москва |
153, в том числе в формате онлайн |
ФГБОУ ВО "Удмуртский государственный университет, Институт социальных коммуникаций. |
9. Семинар с участием практиков специалистов по социальной работе и социальных работников. Воронеж |
12.08.2022 |
Практики специалистов по социальной работе и социальных работников |
33 |
|
10. Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. Конференция |
22-23.09.2021 |
Представители общественно-профессиональных организаций социальной сферы, профессорско-преподавательский состав вузов и колледжей |
56 |
https://repository.rudn.ru/ru/recordsources/recordsource/14000/ Сборник материалов конференции. Издательство: Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления |
Приложение 3
к пояснительной записке к проекту
актуализированного профессионального стандарта
"Социальный работник"
Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту актуализированного профессионального стандарта "Социальный работник", проектам квалификаций и описанию профессий для Справочника профессий
N п/п |
ФИО эксперта |
Организация, должность |
Замечание, предложение |
Принято, отклонено, частично принято (с обоснованием) |
|||||
Замечания и предложения к проекту профессионального стандарта | |||||||||
1. |
Рекомендации по результатам проведенного анкетирования |
- руководители организаций социального обслуживания (ОСО) - руководители отделений в ОСО - специалисты организаций социального обслуживания (N - 52) |
Наиболее востребованные ТФ: - предоставление социально-бытовых услуг - предоставление социально-медицинских услуг |
Принято |
|||||
2. |
Министерство труда и социальной защиты РФ |
Министерство труда и социальной защиты РФ |
Сократить количество ТФ с 8 до 3: Оставить - предоставление социально-бытовых услуг, - предоставление услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов - предоставление срочных социальных услуг |
принято |
|||||
3. |
Галиуллина А. К. |
ИП, АНО Служба социальной помощи "Ваша сиделка" Директор |
Содействовать созданию психологической мотивации получателя соцуслуг на продолжение активной жизни. |
принято |
|||||
Содействовать вторичной социализации в обществе: мотивировать к разнообразию досуга, приобретению новых навыков и умений, изучению современных технологий и т.д. |
принято |
||||||||
4. |
Федорова П.С. |
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Ярославской области Красноперекопский психоневрологический интернат |
- добавить стирку и мелкий ремонт одежды и мягкого инвентаря на дому (помощь получателю социальных услуг) |
принято |
|||||
- убрать содействие в коммуникациях с помощью современных гаджетов |
- не принято, это одно из основных ТД в коммуникативной функции |
||||||||
5. |
А.В. Антонова |
ВНИИ труда |
Привести состав ТФ и ТД в соответствие с приказами Минтруда о системе долговременного ухода (Приказы N 929, N 861) |
|
|||||
6. |
Солдатенкова М.К. |
АНО ДПО "Академия социальной работы", |
Добавить содействие в коммуникациях с родственниками и опекунами |
Принято частично - добавлено ТД "Помощь в поддержании социальных контактов, в том числе с помощью телефонной связи, сети "интернет"" |
|||||
7. |
Каменских В.Н. |
ГБУ "Московские социальные центры" Заместитель директора |
Корректировать формулировку цели ВПД: Добавить "Оказание содействия _ в ТД о ремонте жилых помещение и бытовой техники |
Принято |
|||||
В ТД "заказ товаров и услуг" добавить "в том числе с использованием интернет сервисов" |
Принято |
||||||||
8. |
А.В. Антонова |
ВНИИ труда |
Убрать все ТД, связанные с уходом за телом, с кормлением и позиционированием |
Принято |
|||||
9. |
В.В. Сизикова |
|
Снизить уровень требований к образованию - с "Среднее общее" (на базе 11 классов) до "Основного общего среднего образования" (9 классов) |
Принято |
|||||
10. |
С.Н. Шкребело |
"Ассоциации участников долговременного ухода". Исполнительный директор |
Т.Д. "Оказание помощи в проведении ремонта жилых помещений, ремонтных работ по устранению неисправностей в системах газо-, тепло-, электро- и водоснабжения, водоотведения за счет средств получателя социальных услуг" - Вероятность нарушения трудового законодательства об исполнении работ, требующих соответствующий уровень квалификации (допуск). |
Принято. Формулировка отредактирована "Оказание помощи в организации ремонта_" |
|||||
ТД "Обеспечение кратковременного присмотра за ребенком (детьми) в дневное время на дому или во время прогулки, в дневное время в медицинском стационаре" - Вероятно нарушение законодательства в части пребывания посетителя в стационарах Минздрава. |
Принято. Убрали "в дневное время в медицинском стационаре" |
||||||||
11. |
О.А. Аникеева |
РГСУ |
Добавить ТД, связанные с цифровизацией системы социального обслуживания |
Принято |
|||||
Уточнить понятие "оздоровительные мероприятия" |
Принято частично. ТД переформулировано: "Поддержка двигательной активности и здорового образа жизни" |
||||||||
Добавить ТД об уборке придомовой территории в сельской местности |
Принято |
||||||||
Замечания и предложения к описанию профессий | |||||||||
1. |
Аникеева О.А. |
РГСУ |
Добавить ТД, необходимые умения и знания, связанные с цифровизацией и проактивностью в системе социальной защиты и социального обслуживания |
Принято |
|||||
2. |
Солдатенкова М.К. |
АНО ДПО "Академия социальной работы", |
Разделить ТФ социального работника и сиделки (помощника по уходу) |
Принято |
|||||
3. |
Каменских В.Н. |
ГБУ "Московские социальные центры" Заместитель директора |
Усилить направленность на автономизацию и восстановление посильной автономности получателей социальных услуг |
Принято |
Приложение 4
к пояснительной записке к проекту
актуализированного профессионального стандарта
"Социальный работник"
Форма описания (актуализации описания) профессии/специальности, соответствующей актуализированному профессиональному стандарту"Социальный работник", для Справочника профессий
Параметры описания профессии |
Описание профессии |
Наименование профессии |
Социальный работник |
Область профессиональной деятельности |
03 Социальное обслуживание |
Наименование профессионального стандарта |
Социальный работник |
Должность (профессия рабочего) |
Социальный работник |
ФГОС |
нет |
Отнесение к списку 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования |
Нет |
Стандарты и компетенции Ворлдскиллс Россия |
Медицинский и социальный уход |
Код начальной группы (XXXX) и ее наименование в соответствии с ОКЗ (только один код) |
3412 Социальные работники |
5-значный код и наименование одной или нескольких должностей (профессий) по ОКПДТР |
26527 Социальный работник |
Наименования должностей или профессий в соответствии с ЕКС или ЕТКС |
|
Профильный совет по профессиональным квалификациям |
Совет по профессиональным квалификациям сферы безопасности труда, социальной защиты и занятости населения |
Особые условия допуска к профессии |
Прохождение учебного курса по оказанию первой помощи до оказания медицинской помощи Отсутствие судимости за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации |
Возможности прохождения независимой оценки квалификации |
Возможно при утверждении профстандарта и соответствующих квалификаций |
Зарубежные аналоги (при наличии информации) |
Health and Social Care |
Обобщенное описание профессиональной деятельности |
Предоставление социальных услуг в целях улучшения условий жизнедеятельности и (или) расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. |
Профессиональное образование и обучение |
Среднее профессиональное образование - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих или Профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих служащих или Основное общее образование и краткосрочное обучение или инструктаж на рабочем месте |
Сфера применения профессии |
Предоставление социальных услуг в различных формах социального обслуживания (в организациях федерального и регионального подчинения, в муниципальных организациях социального обслуживания населения, в социально ориентированных некоммерческих организациях, в частных и общественных благотворительных организациях, предоставляющих социальные услуги |
Родственные профессии |
Сиделка, помощник по уходу Специалист по социальной работе Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья |
Возможности получения образования |
Среднее профессиональное образование - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих или Профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих служащих или |
Возможности трудоустройства |
Трудоустройство в организации машиностроительного профиля. Подробнее с вакансиями можно ознакомиться на сайте https://trudvsem.ru. |
Примерная заработная плата по профессии, руб.: |
|
минимальная - |
27000 - 40000 |
максимальная - |
|
Востребованность, перспективы развития профессии и занятости |
Профессия "Социальный работник" останется востребованной в долгосрочной перспективе в силу сохраняющегося высокого уровня социального неблагополучия (малообеспеченности и неблагополучия социального плана как для ряда семей, так и для отдельных граждан) |
Ключевые слова |
Социальная работа, социальное обслуживание, социальная защита, система долговременного ухода, социальная помощь, социальная поддержка |
Приложение 5.
Согласование профессионального стандарта | |
Министерство социальной защиты Республики Бурятия |
Республика Бурятия |
Министерство социальной политики и труда Удмуртской республики |
Удмуртская Республика |
Ассоциация профессиональных участников системы долговременного ухода |
Москва |
Государственное бюджетное учреждение Брянской области "Комплексный Центр социального обслуживания населения Суражского района" |
Брянская область |
ДСЗ ВО Казенное учреждение Воронежской обл. "Управление социальной защиты населения Эртильского района" (КУВО "УСЗН Эртильского района) |
Воронежская область |
AC3 BO Казённое учреждение Воронежской области "Управление социальной защиты населения" Аннинского района Воронежской области |
Воронежская область |
Исх. N 02-1121
от 03 ноября 2022 г.
Отзыв
на проект профессионального стандарта "Социальный работник"
Социальный работник, оказывающий социальные услуги гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, с ограничениями возможностей здоровья
- одна из самых массовых профессий в социальной сфере. От качества труда социальных работников во многом зависит благополучие и качество жизни наших граждан. В этом отношении большую системообразующую роль играет такой нормативно-правовой документ как профстандарт.
Проект профессионального стандарта "Социальный работник" разработан в порядке актуализации профстандарта, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 июня 2020 г. N 534н. (Зарегистрирован в Минюсте России 20.07.2020 N 59014). Необходимость актуализации профстандарта связана с рядом обстоятельств. Во-первых, активно проходит цифровизация социальной сферы, что требует новых компетенций как у социальных работников, так и у получателей социальных услуг, которым необходимо оказать посильную помощь. Во- вторых, необходимо разделить (размежевать) трудовые функции социального работника и сиделки (помощника по уходу. В-третьих, все большее значение имеет запрос на повышение автономности и самостоятельности получателей услуг, имеющих ограничения в возможностях здоровья. Все эти обстоятельства были учтены в подготовленном проекте профстандарта "Социальный работник". Разработчики провели разделение трудовых функций и трудовых действий, уточнили необходимые умения и знания, внесли поправки в требования к уровню образования: "основное общее образование и краткосрочное обучение или инструктаж на рабочем месте".
Надо отметить такие трудовые действия в проекте профстандарта, которые направлены на поддержание посильной трудовой занятости граждан, на их здоровый образ жизни и активно долголетие.
Ассоциация профессиональных участников системы долговременного ухода рекомендует представленный проект профессионального стандарта специалиста по социальной работе к утверждению.
Исполнительный директор |
А.Н. Шкребело |
Приложение 6
к пояснительной записке к проекту
актуализированного профессионального стандарта
"Социальный работник"
Паспорт актуализации профессионального стандарта "Социальная работа"
п/п |
Раздел/подраздел профессионального стандарта |
Вносимые изменения (краткое описание) |
1 |
Наименование профессионального стандарта |
"Социальный работник" (изменений нет) |
Раздел I профессионального стандарта | ||
2 |
Наименование ВПД |
Изменено наименование на "Предоставление социальных услуг" (Сокращение (редактирование) формулировки ВПД - было: "Предоставление социальных услуг получателям социальных услуг") |
3 |
Цели ВПД |
Изменено наименование: "Предоставление социальных услуг в целях улучшения условий жизнедеятельности и (или) расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности" (Сокращение (редактирование) формулировки ВПД - было: Предоставление социальных услуг получателям социальных услуг в целях улучшения условий жизнедеятельности и (или) расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности |
4 |
Сведения по ОКЗ |
Изменений нет |
5 |
Сведения по ОКВЭД |
Изменения, связанные с актуальным состоянием классификатора |
Раздел II профессионального стандарта | ||
6 |
Обобщенные трудовые функции |
Изменено наименование ОТФ: Предоставление социальных услуг в различных формах социального обслуживания (Сокращение (редактирование) формулировки; было: Предоставление социальных услуг получателям социальных услуг в различных формах социального обслуживания) |
7 |
Трудовые функции |
Изменены наименования ТФ: сокращение: - Предоставление социально-бытовых услуг - Предоставление услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов - Предоставление срочных социальных услуг Удалены: - Предоставление социально-медицинских услуг получателям социальных услуг - Предоставление социально-психологических услуг получателям социальных услуг - Предоставление социально-педагогических услуг получателям социальных услуг - Предоставление социально-правовых услуг получателям социальных услуг - Предоставление социально-трудовых услуг получателям социальных услуг |
Раздел III профессионального стандарта | ||
8 |
Перечень возможных наименований должностей, профессий |
Изменений нет |
9 |
Требования к образованию и обучению |
"Среднее профессиональное образование - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих" - изменений нет или Профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих служащих- изменений нет Или Было: Среднее общее образование и профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих Стало: (изменение) Основное общее образование и краткосрочное обучение или инструктаж на рабочем месте |
10 |
Требования к опыту практической работы |
Изменений нет |
11 |
Особые условия допуска к работе |
Изменений нет |
12 |
Другие характеристики |
Изменений нет |
13 |
Дополнительные характеристики |
Изменений нет |
14 |
Трудовые функции: - трудовые действия; - необходимые умения; - необходимые знания |
В ТФ сокращены ТФ: Предоставление социально-медицинских услуг получателям социальных услуг Предоставление социально-психологических услуг получателям социальных услуг Предоставление социально-педагогических услуг получателям социальных услуг Предоставление социально-правовых услуг получателям социальных услуг Предоставление социально-трудовых услуг получателям социальных услуг - расширен перечень трудовых действий, необходимых умений и знаний в ТФ "Предоставление социально-бытовых услуг" - пересмотрен перечень трудовых действий и необходимых знаний и умений в ТФ "Предоставление услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов |
Раздел IV профессионального стандарта | ||
15 |
Ответственная организация-разработчик |
ФГБОУ ВО "Российский государственный социальный университет" |
|
Организации-разработчики |
ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России, город Москва Совет по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения, город Москва АНОО ВО "Институт социального образования", город Воронеж Межрегиональная общественная организация "Ассоциация работников социальных служб Российской Федерации", город Москва Министерство социального развития Московской области, город Москва Общероссийская общественная организация "Союз социальных педагогов и социальных работников", город Москва ТЦСО "Царицынский", город Москва Областное ГБУ ДПО "Учебно-методический центр развития социального обслуживания", город Иркутск |
-------------------------------------------
*(1) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.