Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации"
(подготовлен Минприроды России 27.12.2022 г.)
Действующий в настоящее время Федеральный закон от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ "О семеноводстве" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ) регулирует, в том числе вопросы лесного семеноводства.
Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. N 454-ФЗ "О семеноводстве", (далее - Закон о семеноводстве), который за исключением некоторых статей вступает в силу с 1 сентября 2023 г. и содержит только требования в части семеноводства сельскохозяйственных растений.
В соответствии с пунктом 20 плана мероприятий по реализации Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2022 г. N 510-р, предусмотрено внесение изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на совершенствование отношений в области лесного семеноводства.
В связи с этим необходимо закрепление на законодательном уровне положений, касающихся деятельности в области семеноводства лесных растений.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации" (далее - Законопроект) разработан в целях совершенствования системы лесного семеноводства.
В целях подготовки Законопроекта было проанализировано содержание Федерального закона N 149-ФЗ и вступающего в силу с 1 сентября 2023 г. Закона о семеноводстве, определены положения, которые не будут урегулированы им.
Также, в целях реализации Законопроекта учтена необходимость разработки подзаконных нормативных правовых актов.
Законопроектом устанавливаются нормы о недопустимости использования при воспроизводстве лесов и лесоразведении нерайонированных, зараженных и (или) засоренных карантинными объектами саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород.
Действующая нормативная правовая база не содержит норм, регулирующих выполнение работ по формированию, хранению и обновлению федерального фонда семян лесных растений, подведомственным Рослесхозу учреждением (ФБУ "Рослесозащита"), что влечет за собой необходимость их осуществления исключительно силами специалистов центрального аппарата Рослесхоза, штатной численности которых объективно недостаточно для полного охвата требуемого объема работ.
В случае проведения закупочных процедур по данной государственной работе возникает ряд угроз, связанных с потерей качества семян лесных растений, составляющих фонд, необходим системный подход к формированию и хранению фонда, а также его обновлению.
Законопроектом предусматриваются положения о формировании и хранении федерального фонда семян лесных растений путем предоставления государственного задания подведомственному Рослесхозу специализированному учреждению.
Законопроектом также предусмотрено, что формирование, хранение и обновление страховых фондов семян лесных растений осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или государственным учреждением, подведомственным уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Необходимо отметить, что инновационные технологии с применением генетических методов, по сравнению с традиционными исследованиями, значительно сокращают сроки получения результатов и позволяют принять своевременные меры, когда они будут наиболее эффективны.
В системе отраслевых институтов и организаций Рослесхоза (ФБУ "Рослесозащита", ФГБУ "ВНИИЛГИСбиотех", ФБУ "СпбНИИЛХ", ФБУ "СевНИИЛХ", ФБУ "ДальНИИЛХ", ФБУ "ВНИИЛМ") создана сеть лабораторий ДНК-анализа, которые получили достаточно современную материальнотехническую базу в виде оборудования для ПЦР-анализа и секвенирования.
В соответствие планом мероприятий ("дорожной картой") "Развитие биотехнологий и генной инженерии" на 2018 - 2020 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.02.2018 N 337-р, Рослесхозом организовано проведение мониторинга состояния лесных генетических ресурсов, обеспечение проведения контроля за оборотом репродуктивного материала лесных растений при воспроизводстве лесов для достижения показателя "Количество ДНК-анализов в целях мониторинга генетического разнообразия лесных ресурсов, лесопатологического состояния и воспроизводства лесов".
Введение в современную практику лесного хозяйства Российской Федерации фитосанитарных обследований на основе методов молекулярно-генетического анализа позволяет определить наличие фитопатогенов, точно диагностировать их видовую принадлежность, тип заболевания и провести профилактические мероприятия на самой ранней стадии возникновения болезней.
Систематическое применение обследований на основе ДНК-анализа экономически эффективно, так как в ряде случаев может предупреждать появление очагов и распространение патогена.
Метод ДНК-анализа позволяет контролировать и оборот репродуктивного материала, начиная со сбора семян, их обработки, посева и заканчивая посадкой.
Проведение контроля позволяет установить законность переброски его в соответствии с лесосеменным районированием и определить принадлежность семян лесных растений к селекционной категории.
Результаты исследования лесных генетических ресурсов служат необходимой информационно-методической базой для разработки мероприятий по сохранению и использованию лесов, которые должны осуществляться с позиций целостности видов деревьев как интегрированных популяционных систем.
При этом, несмотря на широкое практическое применение и международный опыт, в настоящее время в лесном законодательстве отсутствуют понятия мониторинга состояния лесных генетических ресурсов и использования методов ДНК-диагностики лесных растений.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроектом предусматриваются обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Внесение предлагаемых изменений не потребует выделения дополнительных расходов из федерального или региональных бюджетов, не приведет к выпадающим доходам для бюджетной системы Российской Федерации и будет способствовать улучшению ведения лесного хозяйства за счет решения актуальных задач выявления методами ДНК-диагностики происхождения и идентификации биологического материала.
Реализация Законопроекта окажет положительное влияния на достижение целей государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства".
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Особый порядок вступления в силу Законопроекта обусловлен тем, что Федеральный закон N 149-ФЗ с 1 сентября 2023 г. утратит силу, и вопросы лесного семеноводства будут не урегулированы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.