Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1100 "О федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)" (далее соответственно - проект акта, Постановление N 1100), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минсельхозом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком в целом соблюдены.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/07/09-22/00131846).
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 30 сентября по 20 октября 2022 года. Замечания и предложения, полученные в рамках проведения обсуждения проекта акта и сводного отчета, были включены разработчиком в сводку замечаний и предложений.
Пунктом 5 Постановления N 1100 его действие ограничено 1 сентября 2024 года.
Проектом акта предлагается признать утратившим силу пункт 5 постановления N 1100 в части исключения указания на срок его действия, а также внести изменения в Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре), утвержденное Постановлением N 1100 (далее Положение N 1100), в части определения структурных элементов технических регламентов и (или) обязательных требований, подлежащих оценке соблюдения в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).
Проектом акта в Положение N 1100 включены структурные элементы технических регламентов Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013), "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013), технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности рыбы и рыбной продукции" (ТР ЕАЭС 040/2016), оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).
Кроме того, проектом акта предусматривается наделение Роспотребнадзора правом давать разъяснения по применению норм Положения N 1100; уточняется перечень должностных лиц Роспотребнадзора, уполномоченных на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора); устанавливается ограничение на проведение одного контрольного (надзорного) мероприятия в отношении объектов контроля, указанных в подпунктах "а" и "в" пункта 12 Положения N 1100, в соответствующий период в зависимости от присвоенной категории риска; уточняется перечень контрольных (надзорных) мероприятий и периодичность их проведения по каждой категории риска в отношении объектов контроля, указанных в подпункте "б" пункта 12 Положения N 1100; федеральные государственные учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), наделяются правом осуществлять наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование; уточняется перечень и порядок проведения некоторых контрольных (надзорных) действий.
Как Минэкономразвития России ранее отмечало в своем письме в адрес Роспотребнадзора от 4 октября 2022 г. N 37723-АХ/д24и, в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Мишустина М.В. от 29 августа 2022 г. N ММ-П11-14557 срок действия постановления N 1100 продлен до 1 сентября 2024 года.
При этом перенос срока не отменяет необходимость исполнения поручения Председателя Правительства Российской Федерации Мишустина М.В. от 15 апреля 2021 г. N ММ-П36-4719 о решении вопроса по разграничению полномочий по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) и федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) в части оценки соблюдения обязательных требований в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий.
В соответствии с докладной запиской Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Григоренко Д.Ю. от 29 августа 2022 г. N З-П11-48910 к поручению от 29 августа 2022 г. N ММ-П11-14557 отмечена необходимость проведения детального анализа правоприменения положений об указанных видах контроля в части оценки соблюдения обязательных требований в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий из них.
На основании вышеизложенного принятие проекта акта целесообразно синхронизировать с внесением соответствующих изменений в Положение о федеральном государственном ветеринарном контроле (надзоре), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1097.
Таким образом, разработка проекта акта в настоящее время без его детальной проработки с участием Минсельхоза России и Россельхознадзора представляется преждевременной.
Одновременно, принимая во внимание значимость проектируемого регулирования, тем не менее обращаем внимание на следующие риски применения положений проекта акта в представленной редакции.
1. Согласно проектируемым изменениям в пункт 3 Положения N 1100 предметом федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) является соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденными решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе", или обязательных требований, подлежащих применению до вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", в том числе определенных структурных элементов технических регламентов Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013), "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013), технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности рыбы и рыбной продукции" (ТР ЕАЭС 040/2016).
Несмотря на то, что проектом акта предлагается конкретизировать предмет федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), указав конкретные структурные единицы технических регламентов, содержащих обязательные требования в части оборота пищевой продукции, данные технические регламенты (без указания их конкретных структурных элементов) одновременно содержатся в Положении о федеральном государственном ветеринарном контроле (надзоре), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1097, в качестве предмета федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) за соблюдением в части обеспечения ветеринарной безопасности в отношении подконтрольных товаров контролируемыми лицами требований, установленных вышеуказанными техническими регламентами.
Таким образом, указанное обстоятельство препятствует решению проблемы дублирования в осуществлении указанных видов контроля.
Обращаем внимание, что согласно Положению N 1100 государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) осуществляет Роспотребнадзор, за исключением государственного контроля (надзора), осуществляемого органами государственного контроля (надзора), указанными в подпунктах "б" (Федеральное медико-биологическое агентство) и "в" (подразделения федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, исполнения наказаний, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, Управления делами Президента Российской Федерации, их территориальных органов, соответствующих органов управления, а также их государственные учреждения на объектах указанных федеральных органов исполнительной власти) пункта 4 Положения N 1100.
В свою очередь, в соответствии с пунктом 4 Положения о федеральном государственном ветеринарном контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1097, федеральный государственный ветеринарный контроль (надзор) осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданное полномочие.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) не допускается дублирование предметов видов контроля, в том числе федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) и федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в части оборота пищевой продукции.
Таким образом, предлагаемое проектом акта проектируемое регулирование не обеспечивает исполнение поручений Председателя Правительства Российской Федерации Мишустина М.В. от 15 апреля 2021 г. N ММ-П36-4719 и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. от 25 июля 2022 г. N ТГ-П12-12365 о необходимости решения вопроса разграничения полномочий по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) и федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) в части оценки соблюдения обязательных требований в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий.
2. Согласно части 1 статьи 15 Закона N 248-ФЗ предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются: соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, соблюдение (реализация) требований, содержащихся в разрешительных документах, соблюдение требований документов, исполнение которых является необходимым в соответствии с законодательством Российской Федерации, и исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
Исходя из вышеизложенного, в Положении N 1100 некорректно делать отсылки на технические регламенты, указывающие на необходимость их соблюдения в целом.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сообщает о невозможности сделать следующие выводы:
об обоснованности разработчиком наличия проблемы, на решение которой направлено предлагаемое регулирование;
о наличии либо отсутствии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.