Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 13 июля 2022 г. N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"
(подготовлен Минфином России 26.01.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений Федеральный закон от 13 июля 2020 года N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" (далее соответственно - законопроект, Федеральный закон N 189-ФЗ) предусматривает внесение следующих изменений в Федеральный закон N 189-ФЗ.
1. Понятие государственная (муниципальная) услуга определено статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).
Изменениями Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 295-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", внесенными в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), исключен термин "государственная услуга", при этом вопросы организации финансового обеспечения деятельности в сфере образования отнесены к предмету регулирования Бюджетного кодекса.
В целях гармонизации изменений, внесенных в Федеральный закон N 273-ФЗ, и положений бюджетного законодательства Российской Федерации законопроектом уточняется понятие государственная (муниципальная) услуга в социальной сфере, используемое для целей Федерального закона N 189-ФЗ.
2. Для обеспечения использования федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ) при организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с социальным сертификатом на получение таких услуг (далее - социальный сертификат) законопроектом предусматриваются положения, устанавливающие право потребителя услуг использовать ЕПГУ при выборе исполнителя государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере (далее - исполнитель услуг), а также при обращении в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении, неоказании или ненадлежащем оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере исполнителем услуг.
При этом определяется порядок проведения мероприятий необходимых для реализации вышеуказанных положений, что позволит обеспечить планомерную доработку ЕПГУ, необходимую для реализации положений Федерального закона N 189-ФЗ и законопроекта.
Кроме того, для обеспечения единообразия правового регулирования законопроектом предлагается установить возможность использования усиленной неквалифицированной электронной подписи физического лица, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке, либо простой электронной подписи физического лица при использовании ЕПГУ в рамках осуществления выбора исполнителя услуг и обращения с заявлениями в уполномоченный орган.
3. Федеральный закон N 189-ФЗ вступает в силу в отдельных субъектах Российской Федерации, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 2579-р, с 1 сентября 2020 г. и действует до 1 января 2025 г. (часть 1 статьи 28 Федерального закона N 189-ФЗ).
Для обеспечения последовательного и планомерного внедрения положений Федерального закона N 189-ФЗ, начиная с 1 января 2025 г. на территории Российской Федерации, законопроектом предусматриваются положения, в соответствии с которыми актами, регулирующими порядки формирования государственных (муниципальных) социальных заказов, определяются перечни государственных (муниципальных) услуг, в отношении которых формируется государственный (муниципальный) социальный заказ. При этом информация о таких перечнях размещается на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Федеральным законом N 189-ФЗ предусмотрены 2 способа конкурентного отбора исполнителей услуг: социальный сертификат и конкурс на заключение соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере (далее - конкурс) (часть 2 статьи 9 Федерального закона N 189-ФЗ).
При этом перечень государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, по которым исполнителей планируется определять путем отбора исполнителей услуг, определяется Решениями (пункты 3 и 4 Общих требований к принятию решений органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) об организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2020 г. N 1678).
Отраслевым законодательством предусмотрена возможность использования иных способов отбора исполнителей услуг (например, в рамках Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями может осуществляться путем предоставления субсидий либо проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд).
Указанные нормы создают правовую неопределенность в части возможности применения способов отбора, не предусмотренных Федеральным законом N 189-ФЗ, в отношении услуг по которым решение об использовании социального сертификата или конкурса не принято.
Законопроектом предлагается в период апробации (до 1 января 2025 г.) предусмотреть возможность использования способов отбора исполнителей услуг, не предусмотренных Федеральным законом N 189-ФЗ, а также обеспечить публикацию данных о государственных гарантиях реализации прав граждан на получение государственных (муниципальных) услуг, в отношении которых не применяются способы отбора исполнителей услуг, предусмотренных Федеральным законом N 189-ФЗ.
Принятие законопроекта будет способствовать достижению целей государственных программ Российской Федерации "Развитие здравоохранения", "Развитие физической культуры и спорта", "Развитие образования".
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, представления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Проведение анализа правоприменительной практики не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.