Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области разработки мероприятий по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог, мостовых сооружений и транспортных тоннелей"
(подготовлен Минтрудом России 03.02.2023 г.)
Профессиональный стандарт "Специалист в области разработки мероприятий по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог, мостовых сооружений и транспортных тоннелей" разработан в целях реализации Указов Президента РФ от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" и N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", в соответствии с которыми, в целях повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста, необходимо создать и модернизировать к 2020 году 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест, и обеспечить указанные рабочие места высококвалифицированными кадрами.
Уведомление о разработке проекта профессионального стандарта размещено сайте "Профессиональные стандарты" (http://profstandart.rosmintrud.ru/):
https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/reestr-uvedomleniy-o-razrabotke-peresmotre-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=88028
Раздел 1. Общая характеристика области профессиональной деятельности, вида профессиональной деятельности, трудовых функций
1.1. Значение для отрасли, анализ существующей ситуации, информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности
В соответствии с Указом Президента РФ "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" от 07 мая 2018 года (далее - Указ) осуществляется реализация приоритетных направлений государственного развития.
В рамках реализации настоящего Указа предусматривается реализация национального проекта по созданию безопасных и качественных автомобильных дорог, который должен решить следующие задачи, а именно:
- доведение в крупнейших городских агломерациях доли автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности до 85 процентов;
- применение новых механизмов развития и эксплуатации дорожной сети, включая использование инфраструктурной ипотеки, контрактов жизненного цикла, наилучших технологий и материалов.
Одновременно с этим реализовывается национальный проект "Экология", в рамках которого в частности решаются задач по снижению уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, сохранению водных ресурсов.
Очевидно, что дорожно-транспортная система оказывает существенное воздействие на экологию.
Для эффективного выполнения работ в дорожно-транспортной отрасли в условиях стремительно развивающейся транспортной сети необходимы высококвалифицированные специалисты в области разработки мероприятий по охране окружающей среды при строительстве автомобильных дорог, мостов и транспортных тоннелей на них, которых в настоящее время не хватает.
В целях качественной подготовки специалистов в области разработки мероприятий по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог, мостов и транспортных тоннелей целесообразна разработка соответствующего профессионального стандарта, в котором в полном объёме будут представлены единые требования к профессиональной деятельности.
Разработка мероприятий по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог, мостов и транспортных тоннелей представляет собой отдельное направление в рамках деятельности по разработке мероприятий по охране окружающей среды и должна учитывать все технические особенности указанных объектов капитального строительства.
Анализ государственных и отраслевых нормативных документов, анкетирование работодателей, анализ образовательных программ высшего образования, показал, что в настоящее время специалисты в области разработки мероприятий по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог, мостов и транспортных тоннелей являются востребованными.
Данный стандарт является многофункциональным межотраслевым нормативным документом, описывающим области профессиональной деятельности, содержание трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций по 6-7 квалификационным уровням, а также ряд других параметров, характеризующих специфику труда.
Профессиональный стандарт разработан также в целях обеспечения единства требований оценки профессиональной компетентности и квалификации работника.
Области профессиональной деятельности (виды экономической деятельности) в которых применим профессиональный стандарт "Специалист в области разработки мероприятий по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог, мостовых сооружений и транспортных тоннелей" приведены в таблице 1.
Таблица 1. Области профессиональной деятельности
71.12 |
Деятельность в области инженерных изысканий, инженерно-технического проектирования, управления проектами строительства, выполнения строительного контроля и авторского надзора, предоставление технических консультаций в этих областях |
71.12.1 |
Деятельность, связанная с инженерно-техническим проектированием, управлением проектами строительства, выполнением строительного контроля и авторского надзора |
Основной целью вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) является: "Разработка мероприятий по охране окружающей среды при подготовке проектной продукции по автомобильным дорогам, мостовым сооружениям и транспортным тоннелям для выполнения строительно-монтажных работ".
Основными задачами профессиональной деятельности являются:
Реализация мероприятий по охране окружающей среды при строительстве автомобильных дорог, мостовых сооружений и транспортных тоннелей
Основными сферами применения профессионального стандарта являются:
- широкий круг задач в области управления персоналом (разработка стандартов организаций, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификация должностей; отбор, подбор и аттестация персонала; планирование карьеры);
- процедуры стандартизации и унификации в рамках вида (видов) экономической деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.);
- оценка квалификаций граждан;
- формирование государственных образовательных стандартов и программ профессионального образования и обучения, а также разработка учебно-методических материалов к этим программам.
Профессиональный стандарт "Специалист в области разработки мероприятий по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог, мостовых сооружений и транспортных тоннелей" может быть использован работодателем для решения следующих задач:
- выбор квалифицированного персонала на рынке труда, отвечающего поставленной функциональной задачи;
- определение критериев оценки при подборе и отборе персонала;
- обеспечение качества труда персонала и соответствия трудовых функций, выполняемых персоналом, установленным требованиям;
- обеспечение профессионального роста персонала;
- поддержание и улучшение стандартов качества в организации через контроль и повышение профессионализма своих работников;
- повышение мотивации персонала к труду в своей организации;
- повышение эффективности, обеспечения стабильности и качества труда, а, следовательно, и высоких экономических результатов.
Профессиональный стандарт "Специалист в области разработки мероприятий по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог, мостовых сооружений и транспортных тоннелей" является основой для работника в следующих направлениях:
- определение собственного профессионального уровня, направлений и задач профессионального обучения и совершенствования;
- эффективное функционирование на предприятии;
- обеспечение собственной востребованности на рынке труда и сокращение сроков поиска подходящей работы;
- карьерный рост и увеличение доходов.
Профессиональный стандарт "Специалист в области разработки мероприятий по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог, мостовых сооружений и транспортных тоннелей" необходим для сферы образования в качестве основы для формирования федеральных образовательных стандартов и образовательных программ всех уровней профессионального образования, разработки методических материалов и выбора форм и методов обучения в системе профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования персонала на предприятиях.
1.2. Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности
В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, в рамках вида профессиональной деятельности "Разработка мероприятий по охране окружающей среды автомобильных дорог, мостовых сооружений и транспортных тоннелей" были выделены обобщенные трудовые функции (ОТФ).
Декомпозиция вида профессиональной деятельности на составляющие его ОТФ осуществлялась на основе следующих принципов.
1. Соответствие требованию полноты. Совокупность ОТФ полностью охватывает вид профессиональной деятельности "Разработка мероприятий по охране окружающей среды автомобильных дорог, мостовых сооружений и транспортных тоннелей". Установленные ОТФ необходимы и достаточны для достижения цели вида профессиональной деятельности.
2. Соответствие требованию точности формулировки. Формулировки ОТФ соответствуют терминологии и положениям законодательной и нормативно-правовой базы, и одинаково понимаются большинством представителей профессионального сообщества.
3. Соответствие требованию относительной автономности трудовой функции. Каждая ОТФ представляет собой относительно автономную (завершенную) часть профессиональной деятельности, ее выполнение возможно одним работником, и приводит к получению конкретного результата.
4. Соответствие требованию проверяемости. Существует возможность объективной проверки владения работником любой ОТФ.
Объективным основанием для выделения ОТФ является вид работ и сложность их выполнения.
В соответствии приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 148н и с учетом Отраслевой рамки квалификаций для каждой ОТФ установлены уровни квалификаций. С учетом анализа требований профессиональной деятельности "Специалиста в области разработки мероприятий по охране окружающей среды объектов капитального строительства при проектировании автомобильных дорог, мостов и транспортных тоннелей" ОТФ отнесены к 6-7 уровням квалификации.
Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации представлены в таблице 2.
Таблица 2. Обобщенные трудовые функции
Код |
Обобщенные трудовые функции |
Уровень квалификации |
Обоснование уровня квалификации |
A |
Разработка мероприятий по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог, мостов и транспортных тоннелей по отдельным компонентам окружающей среды |
6 |
Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы по достижению цели по разработке мероприятий по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог, мостов и транспортных тоннелей по отдельным компонентам окружающей среды |
B |
Выполнение разработки мероприятий по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог, мостов и транспортных тоннелей в целом |
6 |
Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы по выполнению разработки мероприятий по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог, мостов и транспортных |
С |
Руководство деятельностью работников или группы работников в составе подразделения по разработке мероприятий по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог, мостов и транспортных тоннелей |
6 |
Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по выполнению работ по разработке мероприятий по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог, мостов и транспортных тоннелей Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации |
D |
Инженерно-техническое сопровождение разработки мероприятия по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог, мостов и транспортных тоннелей |
6 |
Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по выполнению работ по инженерно-техническому сопровождению разработки мероприятий по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог, мостов и транспортных тоннелей Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации |
E |
Руководство деятельностью подразделения по разработке мероприятия по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог, мостов и транспортных тоннелей |
7 |
Понимание методологических основ профессиональной деятельности по руководству деятельностью подразделения по разработке мероприятия по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог, мостов и транспортных тоннелей Создание новых знаний прикладного характера в определенной области Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации |
1.3. Описание состава трудовых функций
В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, в каждой ОТФ были выделены отдельные трудовые функции (ТФ).
Декомпозиция ОТФ на составляющие ее ТФ осуществлялась на основе следующих принципов.
1. Соответствие требованию полноты. Совокупность ТФ полностью охватывает соответствующую ОТФ.
2. Соответствие требованию точности формулировки. Формулировки трудовых действий, умений и знаний, требуемых ТФ, соответствуют терминологии и положениям законодательной и нормативно-правовой базы и одинаково понимаются большинством представителей профессионального сообщества.
3. Соответствие требованию относительной автономности трудовой функции. Каждая ТФ представляет собой относительно автономную (завершенную) часть ОТФ и приводит к получению конкретного результата.
4. Соответствие требованию проверяемости. Существует возможность объективной проверки владения работником каждой ТФ.
Объективным основанием для выделения ТФ выступает вид работы. В состав трудовых функций включены конкретные трудовые действия, выполняемые специалистом в области проектирования наружных сетей водоснабжения и водоотведения в процессе работы.
Описание состава трудовых функций представлено в таблице 3.
Таблица 3. Трудовые функции
Код |
Уровень квалификации |
Трудовые функции |
A |
6 |
Разработка мероприятий по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог, мостов и транспортных тоннелей по отдельным компонентам окружающей среды |
B |
6 |
Выполнение разработки мероприятий по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог, мостов и транспортных тоннелей в целом |
С |
6 |
Руководство деятельностью работников или группы работников в составе подразделения по разработке мероприятий по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог, мостов и транспортных тоннелей |
D |
6 |
Инженерно-техническое сопровождение разработки мероприятия по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог, мостов и транспортных тоннелей |
E |
7 |
Руководство деятельностью подразделения по разработке мероприятия по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог, мостов и транспортных тоннелей |
Таблица 4. Информация об учете цифровых технологий в профессиональных стандартах
N п/п |
Обобщенная трудовая функция (код и наименование) |
Необходимые умения, обеспечивающие \определяющие использование цифровых технологий при выполнении данной функции |
Необходимые знания, обеспечивающие \определяющие использование цифровых технологий при выполнении данной функции |
Примеры цифровых технологий, используемых в профессиональной деятельности |
1. |
3.2 Выполнение разработки мероприятий по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог, мостов и транспортных тоннелей в целом |
Формировать информационную модель раздела по мероприятиям по охране окружающей среды в качестве компонента информационной модели при проектировании автомобильных дорог, мостов и транспортных тоннелей в единую информационную модель с помощью специализированных программных средств Заполнять необходимые свойства и атрибутивные данные компонентов информационной модели раздела по мероприятиям по охране окружающей среды в качестве компонента информационной модели при проектировании автомобильных дорог, мостов и транспортных тоннелей Просматривать и извлекать данные дисциплинарных информационных моделей, созданных другими специалистами Использовать регламентированные форматы файлов для обмена данными информационной модели Использовать технологии информационного моделирования при формировании раздела по мероприятиям по охране окружающей среды в качестве компонента информационной модели при проектировании автомобильных дорог, мостов и транспортных тоннелей в единую информационную модель Использовать цифровые знания и умения при разработке и формировании раздела по мероприятиям по охране окружающей среды Использовать цифровой вид исходной информации для создания раздела по мероприятиям по охране окружающей среды в качестве компонента информационной модели при проектировании автомобильных дорог, мостов и транспортных тоннелей в единую информационную модель Выбирать необходимые компоненты для создания раздела по мероприятиям по охране окружающей среды в качестве компонента информационной модели при проектировании автомобильных дорог, мостов и транспортных тоннелей Отображать данные информационной модели в графическом и табличном виде при оформлении, публикации и выпуске проектной продукции при разработке мероприятий по охране окружающей среды объектов капитального строительства при проектировании автомобильных дорог на основе информационной модели |
Цели, задачи и принципы информационного моделирования раздела по мероприятиям по охране окружающей среды в качестве компонента информационной модели при проектировании автомобильных дорог, мостов и транспортных тоннелей Методы создания компонентов информационных моделей раздела по мероприятиям по охране окружающей среды в качестве компонента информационной модели при проектировании автомобильных дорог, мостов и транспортных тоннелей Форматы представления данных информационных моделей и их элементов для раздела по мероприятиям по охране окружающей среды в качестве компонента информационной модели при проектировании автомобильных дорог, мостов и транспортных тоннелей Форматы хранения и обмена данных информационной модели Форматы передачи данных информационной модели, в том числе открытых Способы именования файлов данных с учетом их версий Назначение среды общих данных Знание принципов коллективной работы над единой информационной моделью в среде общих данных Стандарты и своды правил на разработку информационных моделей объектов капитального строительства Назначение, состав и структура плана реализации проекта информационного моделирования Функциональные возможности программного обеспечения для информационного моделирования объектов капитального строительства Инструменты оформления, публикации и выпуска технической документации на основе информационной модели объекта капитального строительства Наполнение библиотек компонентов информационных моделей объектов капитального строительства и электронных справочников для многократного использования Способы создания и представления компонентов информационной модели в соответствии с уровнем детализации геометрии и информации Уровни детализации информационных моделей объектов капитального строительства Основные требования к составу и оформлению технической документации на этапе жизненного цикла объекта строительства |
Программы автоматизированного проектирования (CAD/CAM программы) Программы управления составом продукции и услуг (PDM-программы) Программы управления жизненным циклом продукции и услуг (PLM- программы) Программы для создания информационных моделей (BIM-программы) |
Раздел 2. Основные этапы разработки профессионального стандарта
2.1. Информация об организациях, на базе которых проводились исследования
В соответствии с Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утв. постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 г., N 23, профессиональный стандарт разработан Национальным объединением изыскателей и проектировщиков с участием представителей работодателей ключевых отраслей. Перечень организаций, участвовавших в разработке проекта профессионального стандарта, приведены в приложении 1.
2.2. Сведения о нормативно-правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект профессионального стандарта
Профессиональная деятельность специалиста в области проектирования мероприятий по охране окружающей среды объектов капитального строительства при проектировании автомобильных дорог, мостов и транспортных тоннелей регулируется следующими федеральными и отраслевыми нормативно-правовыми и законодательными актами.
1. ТР ТС 014/2011 "Технический регламент таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог"
2. Постановление Правительства РФ N87 от 16.02.2008 г. "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
3. Постановление Правительства РФ от 4 июля 2020 г. N 985 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
4. Постановление Правительства РФ от 06.06.2013 N 477 "Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды"
5. Постановление Правительства РФ от 28.02.2019 N 206 "Об утверждении Положения об отнесении водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения"
6. Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 года N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон"
7. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий
8. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 997 "Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи"
9. Постановление Правительства РФ от 31 марта 2017 г. N 402 "Об утверждении правил выполнения инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, перечня видов инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, и о внесении изменений в постановление правительства российской федерации от 19 января 2006 г. N 20"
10. Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2016 г. N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах"
11. Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" (зарегистрировано Минюстом России 12 февраля 2003 г., регистрационный N 4209) с изменениями, внесенными приказом Минтруда России, Минобрнауки России от 30 ноября 2016 г. N 697н/1490 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2016 г., регистрационный N 44767).
12. Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29 декабря 2004г. N 190-ФЗ
13. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018).
14. Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности" в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
15. Федеральный закон N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды"
16. Федеральный закон N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
17. Федеральный закон N 74-ФЗ от 03.06.2006 "Водный кодекс РФ"
18. Федеральный закон N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления"
19. Федеральный закон N 96-ФЗ от 04.05.1999 "Об охране атмосферного воздуха"
20. Федеральный закон N 136-ФЗ от 25.10.2001 "Земельный кодекс Российской Федерации"
21. Федеральный закон N 155-ФЗ от 31.07.1998 "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"
22. Федеральный закон N 166-ФЗ от 20.12.2004 "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
23. Федеральный закон N 174-ФЗ от 23.11.1995 "Об экологической экспертизе"
24. Федеральный закон N 200-ФЗ от 04.12.2006 "Лесной кодекс Российской Федерации"
25. Федеральный закон N 246-ФЗ от 19.07.2011 "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
26. Федеральный закон N 33-ФЗ от 14 марта 1995 года "Об особо охраняемых природных территориях"
27. Федеральный закон N 2395-1 от 21.02.1992 "О недрах"
28. ГОСТ 32847-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению экологических изысканий"
29. СП 32.13330.2018 "Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85"
30. СП 34.13330.2012 "Автомобильные дороги"
31. СП 35.13330.2011 "Мосты и трубы"
32. СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*"
33. СП 47.13330.2016 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96"
34. СП 51.13330.2011 "Защита от шума"
35. СП 122.13330.2012 "Тоннели железнодорожные и автодорожные. Актуализированная редакция СНиП 32-04-97"
36. СП 131.13330.2018 "Строительная климатология. Актуализированная редакция СНиП 23-01-99"
37. СП 461.1325800.2019 "Биопереходы на объектах транспортной инфраструктуры. Правила проектирования"
38. СП 438.1325800.2019 "Инженерные изыскания при планировке территорий"
39. ГОСТ Р 56059-2014 "Производственный экологический мониторинг. Общие положения"
40. ГОСТ Р 56062-2014 "Производственный экологический контроль. Общие положения"
41. ГОСТ Р 56063-2014 "Производственный экологический мониторинг. Требования к программам производственного экологического мониторинга"
42. ГОСТ Р 58556-2019 "Оценка качества воды водных объектов с экологических позиций"
43. СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"
44. СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
45. СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод"
46. СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения"
2.3. Требования к экспертам, привлеченным к разработке проекта профессионального стандарта
В целях разработки профессионального стандарта была сформирована рабочая группа экспертов, в состав которой были включены специалисты в области разработки профессиональных стандартов, эксперты Совета по профессиональным квалификациям в области инженерных изысканий, градостроительства, архитектурно-строительного проектирования, специалисты в области разработки мероприятий по охране окружающей среды объектов капитального строительства при проектировании автомобильных дорог, мостов и транспортных тоннелей, специалисты в области управления, обучения и развития персонала, другие специалисты.
Эксперты в рабочую группу выбирались исходя из следующих требований:
- требования к представителю профессионального сообщества - высшее образование, стаж работы в профессиональной области не менее 10 лет;
- требования к представителю образовательного сообщества - высшее образование, стаж педагогической деятельности по профильным дисциплинам не менее 10 лет, стаж работы в профессиональной области не менее 5 лет.
Все эксперты рабочей группы должны знать:
- Трудовой кодекс РФ в части, регламентирующей трудовые отношения в области образования, разработку и применение профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик;
- методические рекомендации по разработке профессионального стандарта, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2013 г. N 170н, а также другие нормативные, правовые и иные акты и документы, регулирующие процесс разработки и утверждения профессиональных стандартов, включая законы, подзаконные акты, локальные нормативные акты;
- уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 N 148н;
- содержание и структуру профессиональной деятельности в рамках предметной области профессионального стандарта, трудовые функции и действия, выполняемые работниками, профессиональные знания и умения, которыми должны они обладать;
- зарубежную и отечественную практику разработки профессиональных стандартов и иных инструментов определения квалификационных требований;
- методы эффективной командной работы, приемы эффективных коммуникаций.
Все эксперты рабочей группы должны уметь:
- собирать, агрегировать и декомпозировать исходные сведения;
- анализировать информацию, включая функциональный анализ сферы профессиональной деятельности;
- формулировать дефиниции, классификации и атрибуты в целях разработки профессионального стандарта;
- взаимодействовать с другими экспертами, работать в команде.
Все эксперты рабочей группы должны обладать навыками:
- оформление документации в соответствии с принятыми (установленными) нормами и правилами;
- эффективная коммуникация с использованием современных средств связи/ИКТ;
- подготовка и представление презентационных материалов.
Кроме того, при отборе экспертов учитывались требования, не связанные с профессиональными компетенциями, но необходимые для разработки профессиональных стандартов:
- независимость;
- широкий кругозор;
- способность формировать и отстаивать точку зрения.
Сведения об организациях, привлеченных к разработке и согласованию проекта профессионального стандарта, приведены в Приложении 1 к пояснительной записке.
Проведение исследований и структурно-функционального анализа вида профессиональной деятельности и предварительное отнесение трудовых функций к уровням квалификации, осуществлялось на базе и с привлечением специалистов АО "Институт "Стройпроект" и ЗАО "Институт "Трансэкопроект".
Таблица 5
Состав рабочей группы для подготовки стандарта
N п/п |
ФИО |
Должность |
Организация |
Контактный тел. |
1 |
Злотников А.Г. |
Главный инженер |
АО "Институт "Стройпроект" |
+7 (812) 327-00-55 most@stpr.ru |
2 |
Боль В.А. |
Заместитель генерального директора по развитию |
АО "Институт "Стройпроект" |
+7 (812) 327-00-55 most@stpr.ru |
3 |
Азанов С.Ю. |
Заместитель главного инженера |
АО "Институт "Стройпроект" |
+7 (812) 327-00-55 most@stpr.ru |
4 |
Злотникова Е.А. |
Начальник учебного отдела |
АО "Институт "Стройпроект" |
+7 (812) 327-00-55 most@stpr.ru |
5 |
Тюрина Н.В. |
Руководитель службы главного инженера |
ЗАО "Институт "Трансэкопроект" |
+7 (812) 331-68-74 %C2%A0tep@transecoproject.ru |
6 |
Минченко Н.Н. |
Главный специалист |
ЗАО "Институт "Трансэкопроект" |
+7 (812) 331-68-74 %C2%A0tep@transecoproject.ru |
7 |
Слободенюк И.А. |
Главный специалист |
ЗАО "Институт "Трансэкопроект" |
+7 (812) 331-68-74 %C2%A0tep@transecoproject.ru |
2.4. Этапы разработки профессионального стандарта
1 этап: анализ квалификационных требований и разработка концепции профессионального стандарта в области разработки мероприятий по охране окружающей среды объектов капитального строительства при проектировании автомобильных дорог, мостов и транспортных тоннелей
2 этап: разработка проекта профессионального стандарта.
3 этап: обсуждение проекта профессионального стандарта, сбор отзывов, доработка проекта с учетом поступивших замечаний.
Раздел 3. Профессионально-общественное обсуждение профессионального стандарта
3.1. Порядок обсуждения
Обсуждение проекта профессионального стандарта "Специалист в области разработки мероприятий по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог, мостовых сооружений и транспортных тоннелей" с заинтересованными организациями проводилось следующим путем:
- размещение проекта профессионального стандарта на сайте Национального объединения изыскателей и проектировщиков, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, и других Интернет-ресурсов:
https://www.nopriz.ru/news/?ID=30950
http://spk.nopriz.ru/spk/professionalnye-standarty-i-kvalifikatsii/proekty-professionalnykh-standartov/
- проведение круглых столов;
- размещение информации о разработанном проекте стандарта и его публичном обсуждении на сайтах Минтруда РФ;
- направление информации о разработанном проекте стандарта и его публичном обсуждении в более чем 2000 предприятий и организаций (статистика посещаемости сайта показала, что проект стандарта был просмотрен более чем 2500 пользователями);
- организация сбора отзывов и предложений на сайте разработчика.
Профессиональный стандарт будет согласован с Советом по профессиональным квалификациям в области инженерных изысканий, градостроительства, архитектурно-строительного проектирования
Информация о публикациях в специализированных изданиях:
http://sroportal.ru/news/nopriz-predstavil-k-obsuzhdeniyu-shest-profstandartov/
http://www.all-sro.ru/news/nopriz-predlagaet-obsudit-profstandarti_21191340
https://isguru.ru/novosti/16676-nopriz-priglashaet-obsudit-proekty-profstandartov/
3.2. Организации и эксперты, привлеченные к обсуждению проекта профессионального стандарта
Участники фокус-групп и выборка респондентов, принимавших участие в экспертных опросах, формировались из числа специалистов, обладающих знанием специфики данного вида трудовой деятельности, квалификационных требований, предъявляемых к работникам (эксперты: проектировщики, руководители проектных организаций, специалисты по работе с персоналом).
Данные об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта, приведены в Приложении 2.
3.3. Данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта и к проектам квалификаций, сформированных на его основе
Поступило более 5 отзывов от организаций из двух регионов Российской Федерации В том числе:
- очные мероприятия - 355 участников, 0- предложений и замечаний
- обсуждение на Интернет-площадках: 2500 посещений/просмотров,
- заочные мероприятия: 2000 адресов рассылки, 8 - предложений и замечаний;
Сводные данные по результатам публичного обсуждения, поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта приведены в Приложении 3.
Разработчиками в соответствии с требованиями, содержащимися в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 "О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов" и приказах Минтруда России от 12 апреля 2013 г. N 147н "Об утверждении Макета профессионального стандарта" и N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов", провели доработку профессионального стандарта "Специалист в области разработки мероприятий по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог, мостовых сооружений и транспортных тоннелей".
Раздел 4. Согласование проекта профессионального стандарта
В проекте профессионального стандарта трудовые функции, особо регулируемые законодательством и требующие проведения согласования, отсутствуют.
Проект профессионального стандарта "Специалист в области разработки мероприятий по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог, мостовых сооружений и транспортных тоннелей" вносится в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации для утверждения в установленном порядке.
Приложение 1
к пояснительной записке к проекту профессионального стандарта
"Специалист в области разработки мероприятий по охране окружающей среды
при проектировании автомобильных дорог,
мостовых сооружений и транспортных тоннелей"
Сведения об организациях, привлеченных к разработке и согласованию проекта профессионального стандарта
N п/п |
Организация |
Субъект Российской Федерации |
Разработка профессионального стандарта | ||
1. |
Национальное объединение изыскателей и проектировщиков |
г. Москва |
2. |
ООО "ИЭмСИ" |
г. Санкт-Петербург |
3. |
АО "Институт "Стройпроект", |
г. Санкт-Петербург |
4. |
ЗАО "Институт "Трансэкопроект" |
г. Санкт-Петербург |
Согласование профессионального стандарта | ||
1. |
Совет по профессиональным квалификациям в области инженерных изысканий, градостроительства, архитектурно-строительного проектирования |
г. Москва |
Приложение 2
к пояснительной записке к проекту профессионального стандарта
"Специалист в области разработки мероприятий по охране окружающей среды
при проектировании автомобильных дорог,
мостовых сооружений и транспортных тоннелей"
Сведения о мероприятиях профессионально-общественного обсуждения проекта профессионального стандарта
Мероприятие |
Дата проведения |
Наименование организаций, участвующих в мероприятии (с указанием субъекта Российской Федерации) |
Общее количество участников мероприятия |
URL-адрес Интернет-ресурса, содержащего информацию о проведенном мероприятии |
Заседание Комитета цифрового развития НОПРИЗ |
24 сентября 2020 год |
АС "СЗ Центр АВОК" |
18 |
https://www.nopriz.ru/news/?ID=30950 |
Межрегиональная ассоциация архитекторов и проектировщиков | ||||
ООО "Геометр-Центр" | ||||
Ассоциация СРО "Центризыскания" | ||||
Межрегиональная Академия строительного и промышленного комплекса | ||||
МГСУ | ||||
Автономная Некоммерческая Организация Национальный центр сертификации управляющих | ||||
Ассоциация "Объединение организаций выполняющих проектные работы в газовой и нефтяной отрасли "Инженер-Проектировщик" | ||||
ФГБОУ ВО "СибАДИ" | ||||
Союз дорожных проектных организаций "РОДОС" | ||||
АС СРО "Инженерные системы-проект" | ||||
НОПРИЗ | ||||
ЗАО "ЦНИИПСК им. Мельникова" | ||||
Заседание Комитета цифрового развития НОПРИЗ |
25 февраля 2021 год |
АС "СЗ Центр АВОК" |
13 |
https://www.nopriz.ru/news/?ID=31571 |
Межрегиональная ассоциация архитекторов и проектировщиков | ||||
ООО "Геометр-Центр" | ||||
Ассоциация СРО "Центризыскания" | ||||
Межрегиональная Академия строительного и промышленного комплекса | ||||
МГСУ | ||||
Автономная Некоммерческая Организация Национальный центр сертификации управляющих | ||||
Ассоциация "Объединение организаций выполняющих проектные работы в газовой и нефтяной отрасли "Инженер-Проектировщик" | ||||
ФГБОУ ВО "СибАДИ" | ||||
Союз дорожных проектных организаций "РОДОС" | ||||
АС СРО "Инженерные системы-проект" | ||||
НОПРИЗ | ||||
ЗАО "ЦНИИПСК им. Мельникова" | ||||
Заседание Совета по профессиональным квалификациям в области инженерных изысканий, градостроительства, архитектурно-строительного проектирования |
31 марта 2021 год |
НОПРИЗ |
17 |
https://spk.nopriz.ru/upload/iblock/a68/Protokol_9_310321.pdf |
Ассоциация "Объединение ГрадСтройПроект" | ||||
Союз Архитекторов России | ||||
АС "СЗ Центр АВОК" | ||||
СРО НП "Гильдия архитекторов и проектировщиков" | ||||
НИУ МГСУ | ||||
СРО "ПроектСвязьТелеком" | ||||
Ассоциация СРО "Центризыскания" | ||||
Профсоюз работников строительства и промышленности строительных материалов РФ | ||||
МИИГаиК | ||||
Заседание Совета Национального объединения изыскателей и проектировщиков (видеоконференция) |
8 апреля 2021 год |
НОПРИЗ |
22 |
https://www.nopriz.ru/news/?ID=31744 |
Ассоциации "Центр объединения проектировщиков "СФЕРА-А" | ||||
Союз Архитекторов России | ||||
АС "СЗ Центр АВОК" | ||||
СРО НП "Гильдия архитекторов и проектировщиков" | ||||
МГСУ | ||||
СРО "ПроектСвязьТелеком" | ||||
Ассоциация СРО "Центризыскания" | ||||
НП СРО "Северо-Кавказская ассоциация проектных организаций" | ||||
Ассоциация "Объединение проектировщиков Владимирской области" | ||||
Ассоциации проектировщиков "Столичное объединение проектировщиков" | ||||
НП СРО "Проектировщики Северо-Запада" | ||||
СРО "Союз проектировщиков" | ||||
НП "Балтийское объединение проектировщиков" | ||||
Ассоциации "СРО "Проектировщики Свердловской области" | ||||
Ассоциации "Объединение профессиональных проектировщиков "РусСтрой-проект"" | ||||
Ассоциация "Гильдия проектировщиков Сибири" | ||||
Ассоциации Саморегулируемой организации "Объединение смоленских проектировщиков"; | ||||
ООО "УК "Проект Менеджмент" | ||||
директор СРО Союз "Проектировщики Северного Кавказа" |
Приложение 3
к пояснительной записке к проекту профессионального стандарта
"Специалист в области разработки мероприятий по охране окружающей среды
при проектировании автомобильных дорог,
мостовых сооружений и транспортных тоннелей"
Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта "Специалист в области разработки мероприятий по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог, мостовых сооружений и транспортных тоннелей", проектам квалификаций и описанию профессий для Справочника профессий
N п/п |
ФИО эксперта |
Организация, должность |
Замечание, предложение |
Принято, отклонено, частично принято (с обоснованием принятия или отклонения) |
Замечания и предложения к первой редакции проекта профессионального стандарта | ||||
1. |
Крумер Роман Григорьевич |
ООО "ПетроТеплоПрибор", директор |
Добавить знания и умения в области информационного моделирования |
Принято.
Введена дополнительная трудовая функция 3.2.3 Создание раздела по мероприятиям по охране окружающей среды в качестве компонента информационной модели при проектировании автомобильных дорог, мостов и транспортных тоннелей. В рамках которой учтены рекомендованные изменения в части информационного моделирования. |
2. |
С.М. Андрейченко, заместитель генерального директора по проектированию дорожных объектов |
Институт "Мосинжпроект" |
Исключить из названия и текста проекта ПС словосочетание "линейных объектов", а также словосочетание "при проектировании автомобильных дорог, мостов и транспортных тоннелей".
В связи с этим необходимо внести соответствующие логические изменения по тексту проекта ПС.
Обоснование предложения: 1. Представляется необоснованным выделение специалистов по разработке проектной документации в области охраны окружающей среды (далее - специалист по ООС) для линейных объектов в отдельную категорию. Тем более, что линейными объектами являются не только постоянно повторяемые в тексте проекта ПС "автомобильные дороги, мосты и транспортные тоннели", но и метрополитены, коллекторы для инженерных коммуникаций, трубопроводы, воздушные и кабельные линии электроснабжения и другие объекты. Специалист по ООС выполняет аналогичные профессиональные обязанности и для проектируемых производственных и не производственных зданий и сооружений, которые не являются линейными. |
Принято частично.
Из наименования вида профессиональной деятельности исключено словосочетание "линейных объектов".
Наименование ВПД изложить в редакции: Разработка мероприятий по охране окружающей среды автомобильных дорог, мостовых сооружений и транспортных тоннелей
При этом отмечаем следующее.
А) Данный профессиональный стандарт целенаправленно разработан для специалистов-экологов, разрабатывающих ООС при проектировании автомобильных дорог, мостов и транспортных тоннелей.
В соответствии с ст. 1, п. 10 Градостроительного кодекса линейные объекты, включая автомобильные дороги выделены в отдельную категорию. В соответствии с Постановлением Правительства N 87, требования к разработке мероприятий по охране окружающей среды для линейных объектов выделены в отдельный раздел (п. 40) и отличаются от требований к объектам производственного назначения. В тоже время, автомобильные дороги, мосты и транспортные тоннели оказывают специфическое значительное воздействие на окружающую среду по всем компонентам, в сравнении с другими перечисленными в замечании линейными объектами. Расчетные методики при оценке воздействия от объектов, к которым относится ПС, имеют существенные отличия от методик, используемых при оценке воздействия других линейных объектов. В частности, расчеты по загрязнению атмосферного воздуха, по акустическому воздействию, воздействию на поверхностные воды, ущерба водным биологическим ресурсам.
Б) Действительно, принципиальный алгоритм производственного процесса проектирования одинаков для всех видов деятельности, для любых проектируемых объектов: собрать исходные данные, принять проектные решения, сдать документацию заказчику и т.п.
Вместе с тем очевидно, что в целях реализации требований Раздела IX. Квалификация работника, профессиональный стандарт, подготовка и дополнительное профессиональное образование работников Трудового кодекса Российской Федерации такого укрупнённого описания вида профессиональной деятельности, соответствующих трудовых функций и действий, знаний и умений и т.д. недостаточно. Так как очевидно, что, например, решающее влияние на формирование такого важного компонента квалификации как опыт практической работы оказывает именно отраслевая специфика и (или) специфика самих проектируемых объектов.
В связи с этим на текущий момент складывается практика разработки достаточно детализированной номенклатуры профессиональных стандартов. С учётом этой практики и перспектив применения профессиональных стандартов конкретными работодателями вид профессиональной деятельности "Разработка мероприятий по охране окружающей среды автомобильных дорог, мостовых сооружений и транспортных тоннелей" был вынесен в отдельный профессиональный стандарт для применения в дорожно-транспортной отрасли РФ. Считаем, что коллеги из нефтегазовой и энергетических отраслей, железнодорожного, авиационного и морского транспорта при проектировании различного рода трубопроводов и электрических сетей, аэропортов, морских терминалов и т. п. должны сами определиться с содержанием аналогичного профессионального стандарта с учётом их отраслевой специфики. Будем рады, если в дальнейшем разработанный нами профессиональный стандарт в процессе обязательной периодической актуализации станет единым универсальным документом для всех отраслей. |
3. |
1. Исключить фразу "Правила и стандарты системы контроля (менеджмента) качества проектной организации" из текста всех пунктов проекта ПС.
Знания требований системы менеджмента качества (далее - СМК) не являются обязательными, т.к. они не имеют отношения к профессиональной деятельности специалистов по ООС. Данные специалисты должны владеть и применять другие знания и умения, перечисленные в разделах "Необходимые знания" и "Необходимые умения". При этом собственно СМК в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" относится к системе добровольного применения |
Отклонено.
Правила и стандарты системы контроля (менеджмента) качества проектной организации - это, в частности, правила взаимодействия между работником, выполняющим ТФ 3.2 и работником, выполняющим ТФ 3.4 в соответствии с данным ПС: порядок, сроки, формы передачи проектной продукции на проверку, нормативы времени на выполнение тех или иных трудовых действий и т.д..
Т.е. в данном случае речь идёт о локальных нормативных актах (ЛНА) самой проектной организации, а не о знании стандартов серии ИСО 9000 и тому подобных, и вне зависимости от наличия сертификата системы менеджмента качества.
Представляется, что без знаний ЛНА проектной организации работник не сможет выполнять своих трудовые функции. |
||
4. |
Предложение "Опыт практической работы должен включать разработку мероприятий по охране окружающей среды в составе проектной продукции, принятой заказчиками по не менее чем половине договоров (контрактов), на основании которых ведется её подготовка." следует отредактировать и сделать более доступным для понимания его сути.
Не понятен смысл предложения, которое многократно повторяется в тексте проекта ПС. |
Отклонено.
Смысл предложения заключается в том, что до тех пор, пока результат работы не сдан заказчику, его нельзя учитывать в качестве опыта практической работы.
В соответствии с Методическими рекомендациями по формированию содержания профессиональных стандартов п. 5д. Определение других характеристик ОТФ "Позиция "Другие характеристики" заполняется при необходимости. Здесь может быть указано наличие факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника, а также другие значимые, по мнению разработчика, характеристики ОТФ, например, специфика средств труда или предметов труда, конкретизация ответственности. Также здесь могут быть указаны рекомендации по повышению квалификации или получению более высокой должностной позиции. В случае отсутствия ставится прочерк." В данном случае факт приёмки проектной продукции заказчиком является значимой характеристикой ОТФ, так как если работа не сдана заказчику, то она не может считаться практическим опытом, т.к. результат выполнения вида профессиональной деятельности не получен. Результатом выполнения заявленного вида профессиональной деятельности является раздел по охране окружающей среды проектной продукции для строительства автомобильных дорог, мостов и транспортных тоннелей. Таковой она становится после её приёмки заказчиком.
Вместе с тем, учитывая имеющиеся в практической деятельности проектных организаций ситуации с разной степенью готовности проектов (один только начинается, другой уже заканчивается), достаточным условием по мнению разработчиков является приёмка заказчиком разделов по МООС в 50% договоров, в рамках которых они разрабатываются. |
||
5. |
Исключить из текста проекта ПС показатели, связанные с количеством объектов: "не менее чем по 3 (7, 10, 15 или 20) объектам" Организация, в которой работает конкретный специалист по ООС, может заниматься, как правило, разработкой проектной документации по объектам капитального строительства повышенного или нормального уровней ответственности. При чём, сроки проектирования по некоторым объектам с учётом сложности и многоплановости решаемых экологических вопросов могут исчисляться годами. Поэтому количество объектов, в проектировании которых принимал участие специалист по ООС, не может служить объективным показателем повышения его компетенции и обоснованием необходимости повышения его должности. |
Отклонено.
Зависимость опыта практической работы, как одной из характеристик квалификации, от количества объектов, в проектировании которых принимал участие работник, очевидна. Если работник не принял участие в проектировании ни одного объекта, то говорить о наличии у него опыта практической работы нет оснований.
С точки зрения профессионального стандарта это находит своё отражение в соответствующих требованиях. В частности, к инженеру требования по наличию опыта практической работы не предъявляются.
На практике при прочих равных более квалифицированным считается тот ГИП, в портфолио которого больше положительных заключений экспертизы, больше проектной продукции, принятой заказчиком, больше объектов, введённых в эксплуатацию по разработанной документации и т.д. В связи с этим с практической точки зрения крайне важным представляется обозначить меру перехода количества в качество. В проекте профессионального стандарта предложена количественная оценка, основанная на опыте работы разработчиков ПС. В процессе эксплуатации профессионального стандарта данная оценка может быть уточнена, дополнена, конкретизирована. Как таковые сроки проектирования объектов не имеют значения, так как в рамках длительных проектов выделяются этапы работ, которые принимаются заказчиком. В целом, такой подход отвечает современным тенденциям при разработке профессиональных стандартов и оценке квалификации работников. При этом, требования к опыту практической работы изложены в редакции, которая учитывает, как стаж работы, так и объемно-качественные показатели.
Таким образом, на практике работодатель при оценке уровня квалификации может руководствоваться любым удобным для него способом. |
||
6. |
Исключить из текста проекта ПС упоминания о необходимости осуществления авторского надзора
По своей сути раздел проектной документации "Мероприятия по охране окружающей среды" является обосновывающим и включает в себя оценку воздействия на окружающую среду принятых архитекторами, конструкторами, технологами проектных решений. Поэтому непосредственно на строительных площадках авторский надзор осуществляют именно архитекторы, конструкторы, технологи - авторы принятых в проектной документации решений. |
Отклонено.
На практике специалисты по охране окружающей среды принимают участие в авторском надзоре, в частности, при реализации шумозащитных мероприятий (строительстве шумозащитных экранов и устройстве шумозащитного остекления). |
||
7. |
Крумер Роман Григорьевич |
ООО "ПетроТеплоПрибор", директор |
Внести информацию про применение ресурсосберегающих, малоотходных, безотходных и иные технологий |
Принято.
Информация о применении ресурсосберегающих, малоотходных, безотходных технологий добавлена в раздел 3.4.2
|
8. |
Внести информацию про нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду |
Принято.
Информация про нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду добавлена в раздел 3.2.1 "Необходимый знания". |
||
Замечания и предложения к описанию профессий | ||||
9. |
|
|
|
|
10. |
|
|
|
|
Приложение 4
к пояснительной записке к проекту профессионального стандарта
"Специалист в области разработки мероприятий по охране окружающей среды
при проектировании автомобильных дорог,
мостовых сооружений и транспортных тоннелей"
Форма описания специальности, соответствующей профессиональному стандарту "Специалист в области разработки мероприятий по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог, мостовых сооружений и транспортных тоннелей", для Справочника профессий
Параметры описания профессии |
Описание профессии |
Наименование профессии |
Специалист в области разработки мероприятий по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог, мостовых сооружений и транспортных тоннелей |
Область профессиональной деятельности |
Архитектура, проектирование, геодезия, гидрометеорология, топография и дизайн |
Наименование профессионального стандарта |
Специалист в области разработки мероприятий по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог, мостовых сооружений и транспортных тоннелей |
Должность (профессия рабочего) |
Инженер Инженер III категории Инженер II категории Инженер I категории Ведущий инженер Руководитель группы Главный специалист Главный специалист Главный инженер проекта |
ФГОС |
|
Отнесение к списку 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования |
Нет |
Стандарты и компетенции Ворлдскиллс Россия |
Нет |
Код начальной группы (XXXX) и ее наименование в соответствии с ОКЗ (только один код) |
2143 Инженеры по охране окружающей среды |
5-значный код и наименование одной или нескольких должностей (профессий) по ОКПДТР |
22656 Инженер по охране окружающей среды 22446 Иненер 22827 Инженер-проектировщик |
Наименования должностей или профессий в соответствии с ЕКС или ЕТКС |
Инженер-проектировщик Ведущий инженер Главный специалист в основном отделе (архитектурно-планировочной мастерской) Руководитель проектной группы Главный инженер проекта |
Профильный совет по профессиональным квалификациям |
Совет по профессиональным квалификациям в области инженерных изысканий, градостроительства, архитектурно-строительного проектирования |
Особые условия допуска к профессии |
|
Возможности прохождения независимой оценки квалификации |
Возможно при утверждении ПС и соответствующих квалификаций |
Зарубежные аналоги (при наличии информации) |
- |
Обобщенное описание профессиональной деятельности |
Разработка мероприятий по охране окружающей среды при подготовке проектной продукции по автомобильным дорогам, мостам и транспортным тоннелям для выполнения строительно-монтажных работ |
Профессиональное образование и обучение |
Для ОТФ 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 Высшее образование - или Высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности Для ОТФ 3.5 Высшее образование И дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации не реже одного раза в пять лет или Высшее образование (непрофильное) и дополнительное образование профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности. И дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации не реже одного раза в пять лет |
Сфера применения профессии |
Организации различных форм собственности, занимающиеся разработкой мероприятий по охране окружающей среды объектов капитального строительства при проектировании автомобильных дорог, мостов и транспортных тоннелей |
Родственные профессии |
Инженер-сметчик, инженер-строитель, инженер-конструктор |
Возможности получения образования |
Образование по профессии "Специалист в области разработки мероприятий по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог, мостовых сооружений и транспортных тоннелей" могут получить лица, имеющие образование не ниже среднего общего образования, в образовательных организациях высшего образования и дополнительного профессионального образования. |
Возможности трудоустройства |
Трудоустройство в проектных организациях. Подробнее с вакансиями можно ознакомиться на сайте https://trudvsem.ru. |
Примерная заработная плата по профессии, руб.: |
|
минимальная - |
30 000 |
максимальная - |
200 000 |
Востребованность, перспективы развития профессии и занятости |
Профессия "Специалист в области разработки мероприятий по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог, мостовых сооружений и транспортных тоннелей" останется востребованной в долгосрочной перспективе ввиду совершенствования строительных технологий, изменения нормативно-технической документации, проведения работ по новому строительству и реконструкции существующих автомобильных дорог, мостов и транспортных тоннелей |
Ключевые слова |
Проектирование, проектная продукция, автомобильные дороги, мосты, транспортные тоннели |
Екатерина Сергеевна, добрый день!
Специалистами компании Норильский никель проведена оценка направленных проектов ПС.
В процессе ознакомления с ПС вопросов не возникло. Они отвечают действующим требованиям нормативно-правовых актов, нормативно-технических и нормативно-методических документов по проектированию и строительству Российской Федерации.
Хочу отметить, что ПС выполнены очень профессионально и качественно, и однозначно будут востребованы для применения в проектных организациях.
С уважением,
Волосенков
Сергей Валериевич
Руководитель проектов
Департамент кадровой политики
ПАО "ГМК "Норильский никель"
1-й Красногвардейский проезд, Москва, Россия, 123100 тел. +7 (495) 787-7667 Доб. 3-060
VolosenkovSV@nornik.ru
www.nornik.ru
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.