Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(подготовлен Минфином России 28.02.2023 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации " (далее - проект постановления) подготовлен в целях реализации положений Федерального закона от 28 декабря 2022 г. N 568-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 3 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" (далее - Федеральный закон N 568-ФЗ).
Проект постановления предусматривает изменения, необходимые для приведения некоторых актов Правительства Российской Федерации в соответствии с положениями Федерального закона от 13 июля 2020 г. N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" (далее - Федеральный закон N 189-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом N 568-ФЗ:
1. Положениями Федерального закона 568-ФЗ предусматривается возможность использования простой электронной подписи подтвержденной учетной записи физического лица в дополнение к усиленной квалифицированной электронной подписи, используемой участниками конкурса, являющимися юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами.
В этой связи вносятся изменения в части уточнения возможности использования указанных подписей в постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 N 1842 "Об утверждении Правил проведения конкурса на заключение соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере", от 20.03.2021 N 434 "Об утверждении Положения об особенностях проведения конкурса, включающего в себя возможность подачи участниками конкурса предложений о величине значимости критериев", от 04.05.2021 N 706 "Об утверждении Правил определения сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых обеспечивается проведение конкурса на заключение соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, и Правил информационного взаимодействия с созданными в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации государственными (муниципальными) информационными системами в сфере бюджетных правоотношений", от 02.06.2021 N 859 "Об утверждении Положения об особенностях проведения конкурса, включающего в себя возможность подачи участниками конкурса предложений о величине значимости критериев";
2. В соответствии с пунктом "а" части 2 Федерального закона N 568-ФЗ положения Федерального закона N 189-ФЗ применяются по направлению деятельности "реализация дополнительных образовательных программ (за исключением дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств)". В этой связи, нормы Федерального закона N 189-ФЗ в сфере дополнительного образования реализуются в субъектах Российской Федерации, осуществляющими внедрение Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей (далее - Целевая модель). При этом часть из указанных субъектов Российской Федерации включены в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской федерации от 07.10.2020 N 2579-р (далее -Перечень) и осуществляют апробацию Федерального закона N 189-ФЗ по иным направлениям деятельности. В этой связи с органами власти таких регионов уже заключены соглашения о сотрудничестве в сфере апробации.
Учитывая, что все положения, необходимые для реализации в субъектах Российской Федерации, не включенных в Перечень, но реализующих Целевую модель, по применению механизмов социального сертификата предусмотрены положениями Федерального закона N 189-ФЗ и Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 N 678-р, заключение соглашений о сотрудничестве с для указанных регионов представляется не целесообразным.
Кроме того, предлагается обеспечить возможность использования органами местного самоуправления муниципальных образований, включенных в состав субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами, принятыми высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации во исполнение Федерального закона N 189-ФЗ, регламентирующих организацию реализации дополнительных образовательных программ для детей с применением социального сертификата с целью минимизации трудовых затрат по внедрению механизмов организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
3. В рамках подготовки проекта постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении состава и порядка формирования информации о социальном сертификате на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере" в соответствии с частью 5 статьи 28 Федерального закона N 189-ФЗ, сформированы бизнес-процессы, предусматривающие возможность передачи уполномоченным органом полномочий по формированию социального сертификата подведомственным учреждениям. В этой связи предлагаются изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 N 1915 "Об утверждении общих требований к форме и содержанию социального сертификата на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере" в части исключения требования о формировании социального сертификата исключительно уполномоченным органом.
Кроме того, вносится ряд изменений, необходимость которых выявлена в ходе правоприменительной практики реализации Федерального закона N 189-ФЗ.
4. Федеральным законом N 568-ФЗ к направлениям деятельности, в отношении которых может осуществляться формирование государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере на 2023 - 2024 годы отнесена профилактика социально значимых заболеваний, кроме психических расстройств и расстройств поведения (за исключением осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения) (далее - профилактика социально значимых заболеваний).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем:
1) разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя, потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;
2) осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
3) осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними.
Приложениями N 1 и N 9 к государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (далее - государственная программа "Развитие здравоохранения" утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации:
на реализацию мероприятий по предупреждению и борьбе с социально значимыми инфекционными заболеваниями;
в целях софинансирования расходных обязательств субъектов российской федерации, возникающих при реализации региональных проектов, предусматривающих формирование приверженности здоровому образу жизни и обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек".
В этой связи в целях обеспечения возможности использования субъектами Российской Федерации средств субсидий, предусмотренных вышеуказанными Правилами, при финансовом обеспечении исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере по направлению деятельности профилактика социально значимых заболеваний в проект постановления включены соответствующие изменения в приложения N 1 и приложение N 9 к государственной программе "Развитие здравоохранения", обеспечивающие такую возможность.
5. В рамках реализации в 2022 году Федерального закона N 189-ФЗ по направлению деятельности "Создание благоприятных условий для развития туристской индустрии в субъектах Российской Федерации" в отдельных субъектах Российской Федерации сложилась практика по осуществлению получателями услуг доплаты с целью увеличения количества дней и (или) категории гостиницы в рамках получения туристического продукта, предусмотренного социальным сертификатом.
В этой связи, предлагается исключить из Положения о структуре реестра исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с социальным сертификатом на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере и порядке формирования информации, включаемой в такой реестр, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2021 N 183 "Об утверждении Положения о структуре реестра исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с социальным сертификатом на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере и порядке формирования информации, включаемой в такой реестр, а также Правил исключения исполнителя государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере из реестра исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с социальным сертификатом на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере" (далее - Постановление N 183) пункт 21 с целью установления требования о включении в реестр исполнителей услуг информации о стоимости оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере в объеме превышающем определенный социальным сертификатом объем финансового обеспечения ее оказания.
Кроме того, в связи с утверждением Правительством Российской Федерации нового Положения о классификации гостиниц, предлагается исключить реквизиты указанного Положения из перечня дополнительных требований к условиям предоставления государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере по направлению деятельности "Создание благоприятных условий для развития туристской индустрии в субъектах Российской Федерации", утвержденного Постановлением N 183.
6. В 2022 году на официальном портале bus.gov.ru введен в эксплуатацию функционал, обеспечивающий возможность размещения исполнителями услуг информации об открытости. Практика использования указанного функционала выявила отсутствие регламентации порядка включения и исключения исполнителей услуг в реестр информационной открытости государственных услуг в социальной сфере.
В этой связи предлагается внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 05.11.2020 N 1789 "Об установлении дополнительных требований к условиям предоставления государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, доступности государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере для инвалидов, штатной численности участника отбора исполнителей услуг (в том числе к наличию и численности работников, имеющих определенные образование и квалификацию), оснащению оборудованием, необходимым для оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, а также требований к документам, которые могут быть истребованы у участников конкурса для подтверждения соответствия указанным дополнительным требованиям" в части требования об утверждении Министерством финансов Российской Федерации порядка размещения сведений об участнике отбора, а также с целью установления требования об обеспечении участником отбора полноты и достоверности размещаемой им информации;
7. Реализация в ГИИС "Электронный бюджет" функционала по размещению информации об утвержденных государственных (муниципальных) социальных заказах и отчетов об их исполнении выявила потребность в унификации примерной формы государственного (муниципального) социального заказа, примерной структуры социального заказа, формы отчета об исполнении социального заказа и общих требований к ней, путем внесения изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 15.10.2020 N 1694 "Об утверждении примерной формы государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, примерной структуры государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и общих требований к форме отчета об исполнении государственных (муниципальных) социальных заказов на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" и от 19.11.2020 N 1891 "О порядке формирования государственных социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям федеральных органов государственной власти, о форме и сроках формирования отчета об их исполнении";
8. Разработка площадки по проведению конкурса на заключение соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в ГИИС "Электронный бюджет" выявила потребность урегулирования следующих вопросов:
- установление порядка действий в случае отказа от заключения соглашения победителем конкурса, в связи с чем предлагаются изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 02.06.2021 N 859 "Об утверждении Правил проведения конкурса в целях заключения соглашения об оказании государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям федеральных органов исполнительной власти" в части установления указанного порядка;
- необходимость установления условий подтверждения согласия участника конкурса на включение его в реестр на новый срок в постановлении Правительства Российской Федерации от 19.05.2021 N 757 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра участников конкурса на заключение соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, получивших аккредитацию в соответствии с Федеральным законом "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере";
- установление возможности регистрации потребителей и исполнителей услуг на сайтах после прохождения ими идентификации и аутентификации в соответствии с положениями пункта "в" части 1 статьи 3 Федерального закона N 568-ФЗ в постановлении Правительства Российской Федерации от 19.02.2021 N 222 "Об утверждении Правил формирования, ведения и размещения реестра недобросовестных исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере";
- определение Министерства финансов Российской Федерации ответственным за ведение реестра недобросовестных исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и реестра участников конкурса в постановлении Правительства Российской Федерации от 19.05.2021 N 757 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра участников конкурса на заключение соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, получивших аккредитацию в соответствии с Федеральным законом "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере".
Положения проекта постановления соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
К последствиям реализации проекта постановления относится обеспечение участия субъектов Российской Федерации в процессе внедрения новых механизмов оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, что будет способствовать привлечению негосударственных (немуниципальных) исполнителей к оказанию таких услуг и применению конкурентных методов отбора указанных исполнителей, что, в свою очередь, позволит повысить качество предоставляемых в субъектах Российской Федерации государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
Издание проекта постановления не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, реализация положений проекта постановления не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект постановления не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, представления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Положения проекта постановления не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проведение анализа правоприменительной практики не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.