Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства сельского хозяйства РФ "О внесении изменений в индикатор риска нарушения обязательных требований, используемого при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, утвержденный приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19 ноября 2021 г. N 783"
(подготовлен Минсельхозом России 14.03.2023 г.)
N |
Предлагаемые вопросы для определения возможности закрепления индикатора риска нарушения обязательных требований |
||
|
Вопросы |
Пример ответа |
Пояснения |
1. |
Каким образом контрольный (надзорный) орган получает (выявляет) сведения о параметрах объектов контроля, отклонение или соответствие которым является индикатором риска? |
Использование информационной системы (какой) Выездное обследование и др. (раскрыть) |
Предлагаемые индикаторы должны быть доступны для выявления средствами, имеющимися в распоряжении контрольного (надзорного) органа. Определение индикаторов риска нарушения обязательных требований должно осуществляться контрольным (надзорным) органом без взаимодействия с контролируемыми лицами. |
2. |
Сколько случаев информации, лежащей в предмете индикатора риска, было получено за 2019-2022 годы? |
(количество) случаев, при этом, например, в части из них (количество) позднее выявлялись случаи причинения вреда (ущерба) или выявлялись нарушения по итогам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий. |
Определение индикаторов должно быть основано на предшествующем опыте работы контрольного (надзорного) органа, иных органов, или на иных данных (статистике и т.д.). |
3. |
Является ли предлагаемое в качестве индикатора риска нарушения обязательных требований соответствие или отклонение от параметров объекта контроля доказательством нарушения обязательного требования? Если Да - какие именно обязательные требования могут быть с высокой степенью вероятности нарушены при наличии предлагаемого индикатора? |
Да/Нет Указываются обязательных требования или иные требования, являющиеся предметом контроля, нарушения которых по имеющемуся опыту сопутствуют предлагаемым индикаторам (структурная единица НПА). |
Индикаторами риска не могут быть сведения о таких соответствиях или отклонениях параметров объекта контроля, которые сами по себе являются обязательными требованиями. Индикаторы риска должны с высокой степенью вероятности свидетельствовать о наличии нарушений обязательных требований (но не являться при этом прямыми доказательствами их наличия). |
4. |
В рамках анализа какой правоприменительной практики (фактических обстоятельств) сделан вывод о необходимости наличия предлагаемого индикатора? |
Данные, использованные для предлагаемого индикатора риска, основаны на опыте работы контрольного (надзорного) органа в 2019-2022 гг. (раскрыть) |
Необходимо указать на опыт работы или иные данные (например, практика привлечения к административной ответственности), послужившие причиной для разработки предлагаемого индикатора. |
5. |
Использовались ли ранее обстоятельства, предлагаемые в качестве индикатора риска, основанием для проведения внеплановой проверки? Если использовались, что согласовывалось ли проведение проверок в связи с такими обстоятельствами, органами прокуратуры? Оспаривались ли такие проверки, их результаты в судебном или досудебном порядке? Если оспаривались, то необходимо представить статистику за 2019-2021 годы. |
Ранее, в 2019-2022 годах, при наличии обстоятельств, предлагаемых в качестве индикатора риска проверки, не проводились. Если проводились раскрыть. |
Описывается практика работы со сведениями об обстоятельствах, предлагаемых в качестве индикатора, в предшествующие годы |
6. |
Были ли ранее обстоятельства, предлагаемые в качестве индикатора риска, причиной направления предостережения? |
Ранее, в 2019-2022 годах, при наличии обстоятельств, предлагаемых в качестве индикатора риска, выдавалось предостережение (раскрыть содержание) |
Описывается практика работы со сведениями об обстоятельствах, предлагаемых в качестве индикатора, в предшествующие годы |
7. |
Может ли по предусмотренной индикатором риска информации проведено внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие или выдано предостережение? |
Нет/Да (раскрыть содержание) |
Предлагаемый индикатор риска необходимо соотнести с иными основаниями для проведения контрольных (надзорных) мероприятий (статья 57 Федерального закона N 248-ФЗ) и правилами выдачи предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (статья 57 Федерального закона N 248-ФЗ). |
Обоснование возможности закрепления индикаторов риска нарушения обязательных требований в рамках федерального государственного контроля (надзора) за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами
Индикатор риска |
Вопросы* |
Ответы* |
Выявление у контролируемого лица в течение одного месяца превышения максимально допустимого уровня остаточных количеств пестицидов и (или) агрохимикатов в образцах почвы, дренажных вод, сельскохозяйственных растений и (или) их частей, урожая сельскохозяйственных растений до его вывоза на склад, отобранных при проведении выездных обследований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами при отсутствии в ФГИС ППА информации о нарушении регламентов применения выявленных пестицидов и (или) агрохимикатов. |
Каким образом контрольный (надзорный) орган получает (выявляет) сведения о параметрах объектов контроля, отклонение или соответствие которым является индикатором риска? |
Мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом (выездное обследование). |
Сколько случаев информации, лежащей в предмете индикатора риска, было получено за 2019-2022 годы? |
Выявлено 452 образцов с превышением остаточных количеств пестицидов и нитратов. |
|
Является ли предлагаемое в качестве индикатора риска нарушения обязательных требований соответствие или отклонение от параметров объекта контроля доказательством нарушения обязательного требования? Если Да - какие именно обязательные требования могут быть с высокой степенью вероятности нарушены при наличии предлагаемого индикатора? |
Превышение ОКП с высокой вероятностью является результатом нарушения регламентов применения пестицидов и агрохимикатов (несоблюдение дозы, сроков, кратности применения пестицида и агрохимиката, периода ожидания). Соблюдение регламентов применения предусмотрено статьей 22 Федерального закона от 19.07.1999 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами". |
|
В рамках анализа какой правоприменительной практики (фактических обстоятельств) сделан вывод о необходимости наличия предлагаемого индикатора? |
Федеральный государственный контроль (надзор) за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами. |
|
Использовались ли ранее обстоятельства, предлагаемые в качестве индикатора риска, основанием для проведения внеплановой проверки? Если использовались, что согласовывалось ли проведение проверок в связи с такими обстоятельствами, органами прокуратуры? Оспаривались ли такие проверки, их результаты в судебном или досудебном порядке? Если оспаривались, то необходимо представить статистику за 2019-2021 годы. |
Направлено на согласование в органы прокуратуры 73 мотивированных представлений на согласование контрольных (надзорных) мероприятий. Согласовано 12 мероприятий. По 44 получен отказ, 17 находятся на рассмотрении. (выявление превышений ОКП и незарегистрированных пестицидов)**. |
|
Были ли ранее обстоятельства, предлагаемые в качестве индикатора риска, причиной направления предостережения? |
Объявлено 369 предостережений (выявление превышений ОКП и незарегистрированных пестицидов)**. |
|
Может ли по предусмотренной индикатором риска информации проведено внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие или выдано предостережение? |
Может (примеры приведены выше) |
|
Выявление у контролируемого лица в течение одного месяца в образцах сельскохозяйственных растений и (или) их частей, урожая сельскохозяйственных растений до его вывоза на склад, почвы с мест выращивания сельскохозяйственных растений, дренажных водах, отобранных при проведении выездных обследований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, остаточных количеств пестицидов, не зарегистрированных для применения на таких растениях, при отсутствии в ФГИС ППА информации о применении выявленных пестицидов и (или) агрохимикатов. |
Каким образом контрольный (надзорный) орган получает (выявляет) сведения о параметрах объектов контроля, отклонение или соответствие которым является индикатором риска? |
Мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом (выездное обследование). |
Сколько случаев информации, лежащей в предмете индикатора риска, было получено за 2019-2022 годы? |
Выявлено 68 образцов, в которых содержались остаточные количества пестицидов, не зарегистрированных для применения на исследуемых культурах. |
|
Является ли предлагаемое в качестве индикатора риска нарушения обязательных требований соответствие или отклонение от параметров объекта контроля доказательством нарушения обязательного требования? Если Да - какие именно обязательные требования могут быть с высокой степенью вероятности нарушены при наличии предлагаемого индикатора? |
Выявление остаточных количеств незарегистрированных пестицидов с высокой вероятностью является результатом нарушения регламентов их применения. Соблюдение регламентов применения предусмотрено статьей 22 Федерального закона от 19.07.1999 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами". |
|
В рамках анализа какой правоприменительной практики (фактических обстоятельств) сделан вывод о необходимости наличия предлагаемого индикатора? |
Федеральный государственный контроль (надзор) за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами. |
|
Использовались ли ранее обстоятельства, предлагаемые в качестве индикатора риска, основанием для проведения внеплановой проверки? Если использовались, что согласовывалось ли проведение проверок в связи с такими обстоятельствами, органами прокуратуры? Оспаривались ли такие проверки, их результаты в судебном или досудебном порядке? Если оспаривались, то необходимо представить статистику за 2019-2021 годы. |
Направлено на согласование в органы прокуратуры 73 мотивированных представлений на согласование контрольных (надзорных) мероприятий. Согласовано 12 мероприятий. По 44 получен отказ, 17 находятся на рассмотрении. (выявление превышений ОКП и незарегистрированных пестицидов)**. |
|
Были ли ранее обстоятельства, предлагаемые в качестве индикатора риска, причиной направления предостережения? |
Объявлено 369 предостережений (выявление превышений ОКП и незарегистрированных пестицидов)**. |
|
Может ли по предусмотренной индикатором риска информации проведено внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие или выдано предостережение? |
Может (примеры приведены выше) |
|
Поступление от федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, индивидуальных предпринимателей информации о выявлении превышения максимально допустимого уровня остаточных количеств пестицидов и (или) агрохимикатов в сельскохозяйственной продукции растительного происхождения, либо выявления остаточных количеств пестицидов, не зарегистрированных для применения при производстве такой продукции при отсутствии в ФГИС ППА информации о нарушении регламентов применения выявленных пестицидов и (или) агрохимикатов. |
Каким образом контрольный (надзорный) орган получает (выявляет) сведения о параметрах объектов контроля, отклонение или соответствие которым является индикатором риска? |
Письма Роспотребнадзора и иных ФОИВ, органов местного самоуправления, организаций, индивидуальных предпринимателей. |
Сколько случаев информации, лежащей в предмете индикатора риска, было получено за 2019-2022 годы? |
Получено 7 писем о 33 случаях выявления превышений максимально допустимых уровней (МДУ) остаточных количеств пестицидов и незарегистрированных пестицидов в отечественной растительной продукции |
|
Является ли предлагаемое в качестве индикатора риска нарушения обязательных требований соответствие или отклонение от параметров объекта контроля доказательством нарушения обязательного требования? Если Да - какие именно обязательные требования могут быть с высокой степенью вероятности нарушены при наличии предлагаемого индикатора? |
Превышение ОКП с высокой вероятностью является результатом нарушения регламентов применения пестицидов и агрохимикатов (несоблюдение дозы, сроков, кратности применения пестицида и агрохимиката, периода ожидания). Выявление остаточных количеств незарегистрированных пестицидов с высокой вероятностью является результатом нарушения регламентов их применения. Соблюдение регламентов применения предусмотрено статьей 22 Федерального закона от 19.07.1999 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами". |
|
В рамках анализа какой правоприменительной практики (фактических обстоятельств) сделан вывод о необходимости наличия предлагаемого индикатора? |
Федеральный государственный контроль (надзор) за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами. |
|
Использовались ли ранее обстоятельства, предлагаемые в качестве индикатора риска, основанием для проведения внеплановой проверки? Если использовались, что согласовывалось ли проведение проверок в связи с такими обстоятельствами, органами прокуратуры? Оспаривались ли такие проверки, их результаты в судебном или досудебном порядке? Если оспаривались, то необходимо представить статистику за 2019-2021 годы. |
В связи с мораторием на проведение контрольных (надзорных) мероприятий, введенным постановлением Правительства Российской Федерации согласовано с прокуратурой только 2 выездных и 1 документарная проверки. |
|
Были ли ранее обстоятельства, предлагаемые в качестве индикатора риска, причиной направления предостережения? |
Объявлено 10 предостережений |
|
Может ли по предусмотренной индикатором риска информации проведено внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие или выдано предостережение? |
Может (примеры приведены выше) |
|
Гибель в течении 1 вегетационного периода 5 и более пчелосемей без признаков инфекционного поражения на расстоянии до 2000 метров от границы земельного участка сельскохозяйственного назначения при отсутствии в средствах массовой информации извещения о применении пестицидов и (или) агрохимикатов на этом участке. (Примечание: 2000 м считается эффективной дальностью полета пчел при медосборе) |
Каким образом контрольный (надзорный) орган получает (выявляет) сведения о параметрах объектов контроля, отклонение или соответствие которым является индикатором риска? |
Письма федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. |
Сколько случаев информации, лежащей в предмете индикатора риска, было получено за 2019-2022 годы? |
Получено 1121 сообщение о гибели пчел |
|
Является ли предлагаемое в качестве индикатора риска нарушения обязательных требований соответствие или отклонение от параметров объекта контроля доказательством нарушения обязательного требования? Если Да - какие именно обязательные требования могут быть с высокой степенью вероятности нарушены при наличии предлагаемого индикатора? |
Массовая гибель пчел является следствием неисполнения требований статьи 16 Федерального закона 30.12.2020 N 490-ФЗ "О пчеловодстве в Российской Федерации" об информировании населения о применении пестицидов. |
|
В рамках анализа какой правоприменительной практики (фактических обстоятельств) сделан вывод о необходимости наличия предлагаемого индикатора? |
Федеральный государственный контроль (надзор) за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами. |
|
Использовались ли ранее обстоятельства, предлагаемые в качестве индикатора риска, основанием для проведения внеплановой проверки? Если использовались, что согласовывалось ли проведение проверок в связи с такими обстоятельствами, органами прокуратуры? Оспаривались ли такие проверки, их результаты в судебном или досудебном порядке? Если оспаривались, то необходимо представить статистику за 2019-2021 годы. |
Согласовано с органами прокуратуры 65 внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий со взаимодействием. В органы прокуратуры направлено 29 мотивированных представлений на согласование внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий. Получено 26 отказов. |
|
Были ли ранее обстоятельства, предлагаемые в качестве индикатора риска, причиной направления предостережения? |
Выдано 312 предостережений |
|
Может ли по предусмотренной индикатором риска информации проведено внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие или выдано предостережение? |
Может (примеры приведены выше) |
|
Выявление на земельном участке сельскохозяйственного назначения не менее 3 трупов теплокровных животных (за исключением мышевидных грызунов) и птиц одновременно либо не менее 5 трупов животных (за исключением мышевидных грызунов) и птиц в течении 1 месяца в период с 1 января по 31 марта и с 1 октября по 31 декабря. |
Каким образом контрольный (надзорный) орган получает (выявляет) сведения о параметрах объектов контроля, отклонение или соответствие которым является индикатором риска? |
Выездные обследования, письма федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. |
Сколько случаев информации, лежащей в предмете индикатора риска, было получено за 2019-2022 годы? |
Всего поступило свыше 100 обращений о гибели свыше 2200 особей птиц и млекопитающих, в том числе 1 312 особей серого журавля. |
|
Является ли предлагаемое в качестве индикатора риска нарушения обязательных требований соответствие или отклонение от параметров объекта контроля доказательством нарушения обязательного требования? Если Да - какие именно обязательные требования могут быть с высокой степенью вероятности нарушены при наличии предлагаемого индикатора? |
Гибель диких животных наступает вследствие нарушение регламентов применения родентицидов. Соблюдение регламентов применения предусмотрено статьей 22 Федерального закона от 19.07.1999 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами". |
|
В рамках анализа какой правоприменительной практики (фактических обстоятельств) сделан вывод о необходимости наличия предлагаемого индикатора? |
Федеральный государственный контроль (надзор) за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами. |
|
Использовались ли ранее обстоятельства, предлагаемые в качестве индикатора риска, основанием для проведения внеплановой проверки? Если использовались, что согласовывалось ли проведение проверок в связи с такими обстоятельствами, органами прокуратуры? Оспаривались ли такие проверки, их результаты в судебном или досудебном порядке? Если оспаривались, то необходимо представить статистику за 2019-2021 годы. |
Направлено в органы прокуратуры 9 мотивированных представлений на согласование внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий. 7 согласовано. По 2-м отказ. |
|
Были ли ранее обстоятельства, предлагаемые в качестве индикатора риска, причиной направления предостережения? |
Объявлено 21 предостережение. |
|
Может ли по предусмотренной индикатором риска информации проведено внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие или выдано предостережение? |
Может (примеры приведены выше) |
|
Не менее 2-х случаев выявления в местах выращивания сельскохозяйственных культур, принадлежащих одному контролируемому лицу, либо на расстоянии до 100 метров от их границ незарегистрированных в Российской Федерации пестицидов и (или) агрохимикатов и (или) тары из-под них в течение 1 месяца. |
Каким образом контрольный (надзорный) орган получает (выявляет) сведения о параметрах объектов контроля, отклонение или соответствие которым является индикатором риска? |
Выездные обследования, информация от федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. |
Сколько случаев информации, лежащей в предмете индикатора риска, было получено за 2019-2022 годы? |
В ходе проверок транспортных средств были выявлены 4 партии незарегистрированных пестицидов общим весом свыше 2,5 тонн ввезенных из Республики Казахстан в адрес граждан России и Китая. |
|
Является ли предлагаемое в качестве индикатора риска нарушения обязательных требований соответствие или отклонение от параметров объекта контроля доказательством нарушения обязательного требования? Если Да - какие именно обязательные требования могут быть с высокой степенью вероятности нарушены при наличии предлагаемого индикатора? |
Применение только зарегистрированных пестицидов и агрохимикатов предусмотрено статьей 3 Федерального закона от 19.07.1999 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами". Соблюдение регламентов применения предусмотрено статьей 22 Федерального закона от 19.07.1999 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами". |
|
В рамках анализа какой правоприменительной практики (фактических обстоятельств) сделан вывод о необходимости наличия предлагаемого индикатора? |
Федеральный государственный контроль (надзор) за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами. |
|
Использовались ли ранее обстоятельства, предлагаемые в качестве индикатора риска, основанием для проведения внеплановой проверки? Если использовались, что согласовывалось ли проведение проверок в связи с такими обстоятельствами, органами прокуратуры? Оспаривались ли такие проверки, их результаты в судебном или досудебном порядке? Если оспаривались, то необходимо представить статистику за 2019-2021 годы. |
Ранее данные обстоятельства не являлись основанием для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий. |
|
Были ли ранее обстоятельства, предлагаемые в качестве индикатора риска, причиной направления предостережения? |
Нет. |
|
Может ли по предусмотренной индикатором риска информации проведено внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие или выдано предостережение? |
Нарушением обязательных требований является применение незарегистрированного пестицида. С помощью выездных обследований в полной мере не возможно определить факт применения именно незарегистрированного препарата, поскольку многие из них имеют те же действующие вещества, что и зарегистрированные. Необходим доступ к внутренней документации предприятия. Кроме того, чаще всего незарегистрированные пестициды используются в теплицах, в которых провести выездное обследование невозможно, так как они не являются местами с общим доступом. Наличие тары или самих незарегистрированных пестицидов само по себе не является нарушением регламента применения и в этом плане полностью соответствуют критериям индикатора риска, который может служить основанием для внеплановой проверки, а также соответствуют основаниям, при которых объявляются предостережения. |
|
Отсутствие в ФГИС ППА информации о применении пестицидов и агрохимикатов на земельных участках хозяйствующего субъекта, оформившего в течение 1 календарного года производство партии зерна в ФГИС "Зерно" (при урожайности выше уровня естественного плодородия почвы), в отношении которого отсутствуют Уведомления об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства и не включенного в Перечень производителей органической продукции. |
Каким образом контрольный (надзорный) орган получает (выявляет) сведения о параметрах объектов контроля, отклонение или соответствие которым является индикатором риска? |
Мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом (наблюдение за соблюдением обязательных требований). |
Сколько случаев информации, лежащей в предмете индикатора риска, было получено за 2019-2022 годы? |
В настоящее время ФГИС ППА и ФГИС "Зерно" находятся в состоянии наполнения баз данных. Достоверные статистические данные |
|
Является ли предлагаемое в качестве индикатора риска нарушения обязательных требований соответствие или отклонение от параметров объекта контроля доказательством нарушения обязательного требования? Если Да - какие именно обязательные требования могут быть с высокой степенью вероятности нарушены при наличии предлагаемого индикатора? |
Применение только зарегистрированных пестицидов и агрохимикатов предусмотрено статьей 3 Федерального закона от 19.07.1999 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами". |
|
В рамках анализа какой правоприменительной практики (фактических обстоятельств) сделан вывод о необходимости наличия предлагаемого индикатора? |
Федеральный государственный контроль (надзор) за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами. |
|
Использовались ли ранее обстоятельства, предлагаемые в качестве индикатора риска, основанием для проведения внеплановой проверки? Если использовались, что согласовывалось ли проведение проверок в связи с такими обстоятельствами, органами прокуратуры? Оспаривались ли такие проверки, их результаты в судебном или досудебном порядке? Если оспаривались, то необходимо представить статистику за 2019-2021 годы. |
Ранее данные обстоятельства не являлись основанием для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий. |
|
Были ли ранее обстоятельства, предлагаемые в качестве индикатора риска, причиной направления предостережения? |
Нет. |
|
Может ли по предусмотренной индикатором риска информации проведено внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие или выдано предостережение? |
Нарушением обязательных требований является применение незарегистрированных пестицидов и агрохимикатов. Получения урожайности зерна выше уровня естественного плодородия почв не возможно без применения пестицидов и агрохимикатов. Отсутствие при этом в ФГИС ППА информации о применении пестицидов и агрохимикатов свидетельствует об использовании пестицидов и агрохимикатов, находящихся в обороте нелегально, прежде всего незарегистрированных на территории |
* - осуществление надзора начато с 29.06.2021. Статистические данные приводятся за II полугодие 2021 г - 2022 г.
** - в ряде проб одновременно выявлялись и превышения ОКП зарегистрированных пестицидов и незарегистрированные пестициды. По таким пробам выдавалось одно предостережение и подготавливалось одно мотивированное представление.
Справочная информация по остаточным количествам действующих веществ пестицидов.
Остаточное количество действующего вещества пестицида - количественный показатель содержания действующего вещества пестицида и (или) продуктов его распада (метаболитов) в сельскохозяйственной продукции и объектах окружающей среды, на основании которого оценивается безопасность пестицида для здоровья человека и (или) окружающей среды*(1).
Оценка уровней содержания остаточных количеств пестицидов, применяемых в сельском хозяйстве, осуществляется в соответствии с гигиеническими нормативами содержания пестицидов в объектах окружающей среды*(2).
Гигиенический норматив - установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека*(3).
В настоящее время в Российской Федерации используются гигиенические нормативы, установленные Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе", Техническими регламентами Таможенного союза 015/2011 "О безопасности зерна" и 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)*(4).
Санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами*(5).
Соблюдение санитарно-эпидемиологических требований является предметом федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), который осуществляют:
а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, за исключением государственного контроля (надзора), осуществляемого органами государственного контроля (надзора), указанными в подпунктах "б" и "в";
б) Федеральное медико-биологическое агентство и его территориальные органы - в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
в) подразделения федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, исполнения наказаний, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, Управления делами Президента Российской Федерации, их территориальных органов, соответствующих органов управления, а также их государственные учреждения на объектах указанных федеральных органов исполнительной власти;
г) федеральные государственные учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, указанным в подпунктах "а" и "б", в случаях, предусмотренных статьей 44 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"*(6).
Таким образом, содержание остаточных количеств действующих веществ пестицидов в растительной продукции и окружающей среде относится к предмету федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), осуществляемого Роспотребнадзором. Превышение максимально допустимых уровней остаточных количеств пестицидов, а также содержание в растительной продукции остаточных количеств пестицидов, регламенты которых не допускают применения на исследуемой культуре соответственно является нарушением обязательных требований в области федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).
Предметом федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами является соблюдение гражданами и юридическими лицами регламентов применения пестицидов и агрохимикатов при производстве сельскохозяйственной продукции, за исключением применения пестицидов и агрохимикатов гражданами для ведения личного подсобного хозяйства*(7).
Регламент применения пестицидов и агрохимикатов - обязательные требования к условиям и порядку применения пестицидов и агрохимикатов*(8).
Регламенты применения пестицидов и агрохимикатов содержатся в рекомендации о транспортировке, применении, хранении пестицида, о его обезвреживании, утилизации, уничтожении, захоронении, которые прилагаются к тарной этикетке пестицида и агрохимиката*(9).
Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации содержит перечень пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к обороту на территории Российской Федерации, а также основные регламенты применения пестицидов, установленные в ходе их регистрационных испытаний: норма применения препарата (л/га, кг/га, л/т, кг/т), культура, обрабатываемый объект, вредный объект, способ, время обработки, особенности применения, срок ожидания до следующей обработки или уборки урожая, сроки выхода для ручных и механизированных работ*(10).
Таким образом, нарушением при федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами является отклонение фактических показателей применения пестицидов от параметров, внесенных в Государственный каталог (использование на культуре препаратов, для которых не разработан регламент применения, увеличена доза препарата или кратность обработки, не выдержан срок до сбора урожая и тому подобное).
Следовательно, превышение максимально допустимого уровня остаточных количеств пестицидов либо содержание в растительной продукции остаточных количеств не зарегистрированных пестицидов не является нарушением регламентов применения пестицидов, поскольку регламенты применения пестицидов не содержат гигиенических нормативов. В то же время, накопление высоких доз остаточных количеств пестицидов чаще всего наблюдается в случае превышения дозы препарата, увеличения кратности обработок либо уборки раньше срока, в течение которого препарат должен разложиться либо содержание его остатков должно стать ниже предельных уровней.
При этом, превышение максимально допустимого уровня остаточных количеств пестицидов либо содержание остаточных количеств не зарегистрированных пестицидов для целей федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами наиболее точно соответствуют определению индикатора риска нарушения обязательных требований с точки зрения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации":
Ключевые признаки индикатора риска нарушения обязательных требований: |
Описание ключевых признаков индикатора риска нарушения обязательных требований: |
Объект контроля |
Деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, связанные с применением пестицидов и агрохимикатов (соблюдение регламентов применения пестицидов и агрохимикатов) |
Параметры объекта контроля |
Безопасность применения пестицидов и агрохимикатов обеспечивается соблюдением установленных регламентов и правил применения пестицидов и агрохимикатов, исключающих их негативное воздействие на здоровье людей и окружающую среду |
Соответствие или отклонение от параметров объекта контроля |
Не соответствие растительной продукции и объектов окружающей среды требованиям безопасности (гигиеническим нормативам) |
Не являются нарушениями обязательных требований |
Гигиенические нормативы не являются регламентами применения пестицидов и агрохимикатов. Им не дается оценка при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами |
С высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям |
Нарушение гигиенических нормативов в высокой долей вероятности свидетельствует о нарушении регламентов применения пестицидов и агрохимикатов |
Вывод: нарушение гигиенических нормативов не является нарушение обязательных требований в рамках федерального государственного контроля (надзора) за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами. В то же время такие нарушения широко используется для подготовки обращений в органы прокуратуры как основания для организации проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий. То есть, в настоящее время Россельхознадзор уже фактически использует несколько индикаторов риска нарушения обязательных требований. Практика согласования прокуратурой внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий по данным основаниям подтверждает, что такие индикаторы риска обязательных требований являются эффективными. Их включение в соответствующий приказ Минсельхоза России позволит нормативно закрепить реальное положение дел.
-------------------------------------------
*(1) Пункт 3 раздела 15 Единых санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе".
*(2) Пункт 36 раздела 1.5. Единых санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе".
*(3) Статья 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
*(4) Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322.
*(5) см. сноску 3.
*(6) Пункты 3,4 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1100.
*(7) Часть 3 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1067.
*(8) Часть 1 статьи 1 Федерального закона от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами".
*(9) Пункт 27 части 1 и пункт 14 части 2 Требований к форме и порядку утверждения рекомендаций о транспортировке, применении, хранении пестицидов и агрохимикатов, об их обезвреживании, утилизации, уничтожении, захоронении, а также пункт 26 части 1 и пункт 22 части 2 Требований к тарной этикетке пестицидов и агрохимикатов, установленных приказом Минсельхоза России от 21.01.2022 N 23.
*(10) Предисловие к печатной версии Государственного каталога пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.