Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2018 г. N 158"
(подготовлен Минэкономразвития России 14.04.2023 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2018 г. N 158" разработан в целях совершенствования, расширения механизма "фабрика" и развития программы "Фабрика проектного финансирования" (далее соответственно - проект постановления, постановление N 158, Программа, механизм "фабрика").
Проект постановления направлен на обеспечение реализации инвестиционных проектов по производству приоритетной продукции по льготной процентной ставке в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2023 г. N 295 "О государственной поддержке организаций, реализующих инвестиционные проекты, направленные на производство приоритетной продукции" (далее соответственно - инвестиционные проекты по производству приоритетной продукции, постановление N 295) с одновременным использованием механизма "фабрика".
В соответствии с постановлением N 295 период льготного кредитования в рамках финансирования инвестиционных проектов по производству приоритетной продукции рассчитывается с даты заключения кредитного договора (соглашения) до истечения 2 лет, начиная с последнего дня месяца завершения фазы строительства (инвестиционной фазы), определяемой в соответствии с паспортом инвестиционного проекта.
Учитывая, что срок указанного кредита может значительно превышать срок завершения инвестиционной фазы инвестиционного проекта по производству приоритетной продукции, в целях обеспечения реализации большего количества указанных проектов предлагается сохранить льготные условий финансирования для заёмщика по истечении периода льготного кредитования до конца срока кредита.
При этом Программа предусматривает финансирование инвестиционных проектов только в виде синдицированного кредита (займа).
Учитывая изложенное, проектом постановления предлагается внести изменения в Программу в части применения механизма поддержки инвестиционных проектов по производству приоритетной продукции, по которым заключены двусторонние кредитные договоры (соглашения) с плавающей процентной ставкой (зависящей от изменения размера ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации), на операционной стадии.
Кроме того, проектом постановления предусматривается обеспечение гарантиями или поручительствами ВЭБ.РФ в размере от 10 до 50 процентов суммы основного долга по заключенным двусторонним кредитным договорам (соглашениям) в целях финансирования инвестиционных проектов по производству приоритетной продукции.
В целях реализации вышеизложенного, проектом постановления предусматривается включение в Программу определения "льготной кредит", а также уточняется понятие "заемщик", как юридическое лицо, соответствующее условиям установленным Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, предоставленным российским организациям промышленности на цели реализации инвестиционных проектов, направленных на производство приоритетной продукции, по льготной процентной ставке, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2023 г. N 295 "О государственной поддержке организаций, реализующих инвестиционные проекты, направленные на производство приоритетной продукции", которому предоставляется льготный кредит в целях реализации инвестиционного проекта по производству приоритетной продукции.
Кроме того, проектом постановления уточняется содержание регламента Программы в части порядка отбора, экспертизы и структурирования инвестиционных проектов по производству приоритетной продукции в Программе, в том числе введение реестра таких проектов в Программе.
Проектом постановления устанавливается ограничение совокупного объема поручительств и (или) гарантий ВЭБ.РФ, предоставляемых в обеспечение обязательств по льготным кредитам, в размере не более 500 млрд рублей.
Проектом постановления вносятся дополнения в функции ВЭБ.РФ,как оператора Программы в части:
- необходимости ведения реестра проектов фабрики, реализуемых с предоставлением льготных кредитов, с ежеквартальным определением в отношении каждого такого проекта фабрики размера задолженности, в том числе просроченной задолженности с указанием срока просрочки;
- обязанности заключать с заемщиками (которым кредитными организациями предоставлены льготные кредиты с плавающей процентной ставкой, зависящей от размера ключевой ставки Банка России), договоры, предусматривающие обязательства сторон или стороны уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения размера ключевой ставки Банка России, направленные на снижение процентных рисков заемщиков по указанным льготным кредитам по истечении срока предоставления субсидии по льготному кредиту.
Проект постановления дополнен положениями о критериях отбора инвестиционных проектов по производству приоритетной продукции, по которым предоставляется льготный кредит, для участия в настоящей Программе.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), информация о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
С учетом того, что предлагаемые проектом постановления изменения вводятся впервые, правоприменительная практика по данному правовому регулированию не сложилась.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие соответствующего постановления Правительства Российской Федерации не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не повлечет отрицательных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.