Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719"
(подготовлен Минпромторгом России 31.05.2023 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719" (далее - Проект постановления) разработан в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации".
Проектом постановления вводится балльная система оценки уровня локализации производства автоэлектроники на территории Российской Федерации.
Указанные мероприятия направлены на развитие национальной экономики, поддержку отечественных производителей автоэлектроники и защиту внутреннего рынка Российской Федерации.
Рынок автоэлектроники в Российской Федерации сформирован и представлен российскими разработчиками, производителями и дистрибьюторами автоэлектроники и ее компонентов, а также отраслевыми объединениями (Ассоциация "Консорциум предприятий в сфере автомобильных электронных приборов и телематики", Ассоциация "Консорциум "Пассивные электронные компоненты", ООО "НПП "ИТЭЛМА", "ООО "НИИМА "ПРОГРЕСС", ООО "Элемент", ООО "ТД "БАТЭ", ФГБУ "ВНИИР", ООО "Микрон", АО "Ангстрем", ООО "Новые решения драйва", ООО "Форт-Телеком", АО "Завод "Копир", АО "Группа Кремний ЭЛ", ПАО "АВАР", ОАО "Завод Магнетон", АО "Завод АТЛАНТ", АО "СОАТЭ", АО "КАМЭК", ООО "НМ-Тех", АО "Азимут" и др.). Продукция указанных компаний соответствует требованиям, вводимым проектом постановления.
Электронные блоки управления для колесных транспортных средств, тракторов и другой подвижной техники (далее - автоэлектроника) в действующей редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (далее - ПП РФ N719) представлены исключительно в разделе II. "Продукция автомобилестроения" и отсутствует в профильном для электронной продукции разделе IX. "Продукция радиоэлектроники" (за исключением пункта "Устройства с функцией вызова экстренных оперативных служб и аппаратура спутниковой навигации, которые определены техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877").
Данный фактор не позволяет организациям, производящим автоэлектронику обеспечить исполнение обязательства по включению продукции в Единый реестр радиоэлектронной продукции согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 года N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", поскольку для подтверждения факта производства продукции на территории Российской Федерации необходимо получение акта экспертизы на товар Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в соответствии с требованиями ПП РФ N719. Отсутствие автоэлектроники в качестве продукции блокирует возможность для отрасли получения и успешного исполнения обязательств по профильным мерам поддержки для радиоэлектронной промышленности, а именно в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2016 года N109 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на финансовое обеспечение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры" и от 24 июля N1252 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на финансовое обеспечение части затрат на создание электронной компонентной базы и модулей". Это ограничивает потенциал развития и импортозамещения стратегически важной отрасли в соответствии со Стратегией развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2020 года N20-р.
Подтверждение российского происхождения автоэлектроники на основании сертификата СТ-1 требует доли отечественных комплектующих в конечных изделиях более 50% от их цены. В период 2021-2022 годов наблюдался резкий и скачкообразный рост курса валюты, а также беспрецедентные проблемы со сроками поставок и дефицитом электронных комплектующих для автоэлектроники. В результате, доля иностранных комплектующих в цене конечных изделий выросла и составляет более 50% и данное значение перестало быть прогнозируемым. При этом норма прибыли, соотношение покупных материалов и добавочной стоимости жестко регулируется и контролируется автопроизводителями, в связи с чем доля иностранных комплектующих не может приведена в соответствие с требованиями для получения сертификата СТ-1.
Вторым ключевым фактором, определяющим необходимость внесения указанных изменений в ПП РФ N719, является необходимость стимулирования глубокой локализации автоэлектроники в части обеспечения владения российскими организациями правами на техническую и конструкторскую документацию, программное обеспечение, выполнение научно-исследовательских и опытно конструкторских работ (далее - НИОКР) и ключевых технологических операций на территории Российской Федерации и применения ключевых электронных компонентов российского производства в целях обеспечения технологического суверенитета.
Проект постановления предусматривает поэтапный рост требований к указанным выше требованиям, стимулируя активный переход к глубокой локализации, по с учетом уровня технологической и производственной готовности российской промышленности. Начиная с 1 января 2026 года в соответствии с Проектом постановления для признания автоэлектроники российской в обязательно порядке требуется наличие всех необходимых прав, выполнение НИОКР и всех указанных технологических операций на территории Российской Федерации, а также обязательное применение части российских электронных компонентов. С учетом специфики технологического процесса в отрасли для выполнения данных требований уже с 2024 года российские разработчики автоэлектроники должны будут использовать при проектировании российские электронные компоненты, для постановки к 2026 году на производство изделий, соответствующих требованиям, предъявляемым Проектом постановления. Таким образом, данные изменения являются критичными для реализации политики импортозамещения и обеспечения бесперебойного выпуска автомобильной, сельскохозяйственной и строительно-дорожной техники.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте постановления требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.