Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О ветеранах"
(подготовлен Следственным комитетом Российской Федерации 08.06.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О ветеранах" разработан в целях введения дополнительных оснований отнесения к ветеранам боевых действий прокуроров органов прокуратуры и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, исполняющих (исполнявших) свои служебные обязанности на территории Российской Федерации и других государств в период ведения там боевых действий для последующего распространения на них социальных гарантий, предусмотренных частью 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" (далее - Федеральный закон).
Федеральный закон предусматривает возможность отнесения к ветеранам боевых действий не только военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, принимавших непосредственное участие в специальной военной операции, но и лиц, направлявшихся для обеспечения выполнения задач в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года (пункт 9 статьи 3 Федерального закона).
Прокуроры органов прокуратуры и сотрудники Следственного комитета Российской Федерации при исполнении своих служебных задач наряду с военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов стоят на защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации в условиях специальной военной операции.
В рамках реализации федеральных конституционных законов от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ, N 6-ФКЗ, N 7-ФКЗ, N 8-ФКЗ на территориях новых субъектов Российской Федерации созданы органы прокуратуры Российской Федерации. В настоящее время реализуются мероприятия по комплектованию штатных должностей прокуратур Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
Прокурорские работники, назначенные на указанные должности, а также командированные во вновь созданные органы прокуратуры, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" в целях выполнения задач по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, с риском для жизни и здоровья осуществляют надзор за исполнением законов, уголовное преследование, судебную защиту, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, другие полномочия и функции.
Сотрудники Следственного комитета Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Следственном комитете Российской Федерации" в целях реализации полномочий в сфере уголовного судопроизводства и выполняющих отдельные задачи в условиях специальной военной операции, принимают участие, а в ряде случаев лично выполняют следственные действия, направленные на закрепление доказательств применения ствольной и реактивной артиллерии по жилым домам и иным объектам мирной инфраструктуры со стороны вооруженных формирований Украины.
В целях своевременного закрепления имеющихся доказательств сотрудники следственно-оперативных групп прибывают на места происшествий незамедлительно после обстрелов и в ряде случаев находятся в зоне наблюдения корректировщиков огня военных преступников, подвергая свои жизни и здоровье угрозам повторных обстрелов.
Исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 19 ноября 2006 г. N 506-0, 19 марта 2009 г. N 18-О-О, законодатель с учетом специфики конкретных правоотношений вправе определять условия, при которых граждане признаются ветеранами боевых действий. Установленные в Федеральном законе "О ветеранах" различия в основаниях отнесения тех или иных лиц к ветеранам боевых действий поставлены в зависимость от выполняемой работы, страны пребывания, времени нахождения на данной территории и основаны на объективных обстоятельствах - важности и сложности выполняемых задач, а также условиях их выполнения.
В этой связи и в силу высокой государственной важности задач, реализуемых прокурорами и сотрудниками следственных органов, а также в целях соблюдения конституционных принципов равенства и справедливости, обеспечения равных социальных гарантий лицам, находящимся в схожих условиях, законопроектом предлагается установить статус ветерана боевых действий указанным категориям граждан, исполнявшим в соответствии с решениями органов прокуратуры Российской Федерации или Следственного комитета Российской Федерации свои служебные обязанности в условиях специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года; на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года.
По аналогичным основаниям к ветеранам боевых действий предлагается отнести прокуроров и сотрудников, исполнявших свои служебные обязанности в соответствии с решениями органов прокуратуры Российской Федерации или Следственного комитета Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики с 30 сентября 2015 года.
Вносимые законопроектом изменения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 60(1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, законопроект не относится к числу проектов актов, требующих оценку регулирующего воздействия.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.