Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О государственной информационной системе "Национальная единая среда взаимодействия участников нормотворческого процесса (ГИС "Нормотворчество")"
(подготовлен Минэкономразвития России 16.06.2023 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О государственной информационной системе "Национальная единая среда взаимодействия участников нормотворческого процесса (ГИС "Нормотворчество")" (далее соответственно - Постановление, Система) подготовлен Правовым департаментом Минэкономразвития России в целях реализации подпункта "г" пункта 21 Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203, пункта 11 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее соответственно - Стратегия развития информационного общества, Указ N 204).
Проект Постановления относится к сфере реализации национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (далее - Национальная программа) и непосредственно направлен на решение задач и достижение стратегических целей по направлению "Цифровая экономика Российской Федерации".
Целью реализации проекта Постановления является осуществление в Системе в электронной форме процессов подготовки проектов правовых актов органами государственной власти, организациями, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности и участвующими в подготовке проектов правовых актов.
Мотивом разработки проекта Постановления является необходимость достижения результата "Внедрены цифровые технологии в сферах государственного управления и оказания приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг", предусмотренного федеральным проектом "Цифровое государственное управление" (далее - Федеральный проект) Национальной программы.
Паспорт Федерального проекта утвержден президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (далее - Комиссия) (приложение N 7 к протоколу от 28 мая 2019 г. N 9), а паспорт национального проекта Национальной программы - президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (далее - Совет) (протокол от 4 июня 2019 г. N 7).
Согласно пункту 2 Положения о системе управления реализацией Национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2019 г. N 234, Национальная программа является комплексом взаимосвязанных мероприятий, направленных на получение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений, обеспечивающих достижение национальных целей и их целевых показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", достижение показателей и выполнение задач, определенных Указом N 204, общественно значимых результатов и их показателей, а также задач, не являющихся общественно значимыми результатами, и их показателей при необходимости достижение дополнительных показателей и выполнение дополнительных задач по поручению и (или) указанию Президента Российской Федерации,поручению Председателя Правительства Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, решению Совета, президиума Совета, Комиссии.
Кроме того, Национальная программа направлена на достижение национальных интересов, предусмотренных Стратегией развития информационного общества, в целях реализации которой первоначально в 2017 г. утверждена программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (далее - Программа).
Впоследствии, распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. N 1632-р об утверждении Программы признано утратившим силу в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2019 г. N 195-р и в качестве основного документа стратегического планирования построения цифровой экономики Российской Федерации во всех ее отраслях во исполнение Указа N 204, сформирована Национальная программа, в состав которой включен Федеральный проект.
Также реализация Национальной программы осуществляется в рамках государственных программ Российской Федерации "Информационное общество", "Экономическое развитие и инновационная экономика" и других государственных программ Российской Федерации, включая отраслевые государственные программы субъектов Российской Федерации.
Успешная реализация мероприятий Национальной программы позволит сформировать устойчивую информационно-коммуникационную инфраструктуру органов государственной власти, организаций, участвующих в процессе подготовки проектов правовых актов.
Таким образом, мероприятия, ранее предусмотренные в Программе и обеспечивающие достижение национальных целей в соответствии со Стратегией развития информационного общества, отражены в Национальной программе.
Федеральный проект Национальной программы, прежде всего, оказывает прямое влияние на обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере за счет использования цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления,а также обеспечивает качественное улучшение ряда показателей, отражающих рост национальной экономики.
Реализация Федерального проекта предполагает обеспечение цифровой трансформации органов государственной власти, организаций, направленной на повышение производительности возложенных на них указанных выше функций, снижения издержек при их осуществлении, а также создание системы управления данными, в том числе сбора, хранения, обработки и распространения данных о всех этапах процесса подготовки проектов правовых актов.
В целях реализации полномочий, возложенных на Минэкономразвития России в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Информационное общество", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313, мероприятий Федерального проекта Национальной программы в части оптимизации процесса подготовки проектов правовых актов, внедрения принципов совместной работы над проектами правовых актов, а также в соответствии с требованиями к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676, Минэкономразвития России издан приказ от 9 июля 2019 г. N 400 "О Федеральной государственной информационной системе "Национальная единая среда взаимодействия всех участников нормотворческого процесса при подготовке регуляторных решений" (в редакции приказа Минэкономразвития России от 20 июля 2022 г. N 374).
Наряду с тем, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. N 1646 "О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами", в целях обеспечения комплексного достижения целей и решения задач цифровой трансформации в деятельности федеральных органов исполнительной власти Минэкономразвития России издан приказ от 30 декабря 2020 г. N 876 "Об утверждении ведомственной программы цифровой трансформации Министерства экономического развития Российской Федерации на 2021 - 2023 годы" (далее - приказ Минэкономразвития России N 876).
В указанных целях с учетом целей и задач, определенных Федеральным проектом Национальной программы, в Ведомственную программу цифровой трансформации Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - ВПЦТ) на 2021 - 2023 годы, утвержденную приказом Минэкономразвития России N 876, по направлению "Цифровая трансформация государственных услуг и функций" включено мероприятие 139.Т.21.002.20-03 "Создание объекта учета Электронная платформа регуляторных решений (ГИС "Нормотворчество")" (далее - мероприятие ВПЦТ).
В настоящее время одобрена ВПЦТ Минэкономразвития России на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов (приложение N 6 к протоколу заочного голосования членов президиума Комиссии от 28 декабря 2022 г. N 60), в состав которой включены:
мероприятие 139.Т.23.002.22-01 "Создание объекта учета Электронная платформа регуляторных решений (ГИС "Нормотворчество")" (КБК 139 04 12 23 2 D6 73100 246);
мероприятие 139.Т.23.127.22-01 "Эксплуатация объекта учета Электронная платформа регуляторных решений (ГИС "Нормотворчество")" (КБК 139 04 12 23 2 D6 73100 246).
В целях создания Системы и использования ее органами государственной власти, организациями при исполнении ими указанных выше государственных функций в установленной сфере своей деятельности проектом Постановления предусматривается:
утверждение положения о Системе, определяющее цели, задачи и структуру Системы, состав и полномочия участников Системы, а также принципы создания, развития и эксплуатации Системы;
определение Министерства экономического развития Российской Федерации оператором Системы;
Реализация Системы не повлечет изменения объема полномочий и (или) компетенций указанных выше органов и организаций.
В ходе реализации Федерального проекта и выполнения мероприятий, предусмотренных по ВПЦТ будет обеспечено:
исполнение в электронной форме органами государственной власти функций по выработке и реализации государственной политики и (или) нормативно-правовому регулированию;
в) снижения временных издержек для участников процесса подготовки проектов правовых актов за счет использования при их разработке механизмов совместной работы с документами и семантического анализа текста для формирования автоматических предложений альтернативных формулировок и перекрестного внесения изменений в правовые акты;
единого информационно-цифрового пространства участников процесса подготовки проектов правовых актов, позволяющего использовать информацию о процессе подготовки проектов правовых актов для принятия государственных управленческих решений;
д) сокращения временных и организационных издержек, связанных с контролем, мониторингом и анализом процесса выполнения поручений (задач),а также процесса подготовки проектов правовых актов, получением результирующей отчетности о всех стадиях прохождения процесса подготовки проектов правовых актов в порядке информационного взаимодействия.
Реализованные в Системе технологические процессы, связанные с прохождением жизненного цикла проектов правовых актов, будут носить обязательный характер для федеральных органов исполнительной власти и рекомендательный - для иных органов государственной власти, организаций.
Целевые функциональные возможности Системы будут обеспечивать интеграционное и информационное взаимодействие с внешними системами и ресурсами, в том числе задействованными в планировании, управлении и контроле исполнения поручений Правительства Российской Федерации о подготовке проектов правовых актов.
Таким образом, Система будет предназначена для исполнения федеральными органами исполнительной власти, иными органами государственной власти организациями, уполномоченными на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию и (или) полномочий по реализации государственного регулирования в установленной сфере деятельности и (или) участию в подготовке проектов правовых актов.
В проекте Постановления не содержатся:
положения, которыми устанавливаются, изменяются или отменяются требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования);
сведения о соответствующем виде государственного контроля (надзора),виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация положений, предусмотренных проектом Постановления,не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие проекта Постановления способствует достижению целей Национальной программы.
Реализация Постановления будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований, заложенных в финансовом плане реализации Национальной программы.
Информация об объемах финансирования при создании, развитии и эксплуатации Системы представлена в финансово-экономическом обосновании решений, предлагаемых к принятию проектом Постановления.
В связи с тем, что источником финансирования для создания, развития и эксплуатации Системы являются средства из федерального бюджета,проект Постановления подлежит направлению на согласование в Минфин России и Минцифры России.
Проект Постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.