Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота метанола и отдельных видов метанолсодержащей продукции"
(подготовлен Минпромторгом России 20.06.2023 г.)
Проект федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота метанола и метанолсодержащих жидкостей" (далее - законопроект) разработан в целях защиты здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
На данный момент на территории Российской Федерации производство и оборот метанола регулируются:
1) постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.1992 N 959 "О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" утвержден перечень продукции (под продукцией в указанном постановлении понимаются продукция и отходы производства, свободная реализация которых запрещена Указом Президента Российской Федерации от 22.02.1992 N 179), поставки которой осуществляются потребителям, имеющим разрешение на ее применение в Российской Федерации (в соответствии с указанным постановлением утвержден Перечень продукции, поставки которой осуществляются потребителям, имеющим разрешение на ее применение в Российской Федерации, министерством, принимающим решение о применении в Российской Федерации ядов и наркотических средств, определен Минздрав России, однако на практике данное постановление не применяется, хотя и не отменено);
2) Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" приняты постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 12.07.2011 N 99 "Об утверждении СП 2.3.3.2892-11 "Санитарно-гигиенические требования к организации и проведению работ с метанолом" (используется исключительно для целей обеспечения безопасных условий труда при работе с метанолом) и от 11.07.2007 N 47 "О прекращении использования метилового спирта в средствах по уходу за автотранспортом".
Дополнительно контролируется порядок вывоза метанола из Российской Федерации и ввоза метанола на территорию Российской Федерации: ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации сильнодействующих и ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, осуществляется по лицензиям, выдаваемым Минпромторгом России на основании заключения Росприроднадзора, по номенклатуре, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 N 930 "Об утверждении номенклатуры сильнодействующих и ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, на которые распространяется порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.1996 N 278 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации сильнодействующих и ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ".
Однако принятые меры по регулированию производства и оборота метанола и метанолсодержащих жидкостей недостаточны для создания системы, исключающей бесконтрольный оборот метанола и его выбытие во владение неустановленных лиц, в том числе физических. При этом в силу схожести по цвету, консистенции и запаху метанола и этилового спирта существует риск отравления метанолом или метанолсодержащими жидкостями граждан, получивших доступ к указанной продукции.
В этих условиях необходимо создать систему учета и контроля произведенного метанола по всей цепочке производства и оборота (включая использование) метанола, предусмотрев в качестве обязательных требований внесение в государственный реестр всех лиц, осуществляющих производство и (или) оборот данного вида продукции, а также вменив им обязанность по учету и предоставлению сведений об объемах производства и реализации, приобретения и использования метанола.
Вместе с тем, метанол является базовым химическим сырьем, использование которого необходимо для производства широкого спектра промышленной продукции:
- автомобильного бензина (метанол является основным компонентом октаноповышающих присадок),
- синтетических смол, необходимых для производства фанеры, древесных плит, теплоизоляции;
- агрохимикатов и дезинфицирующих средств (формалин, параформальдегид), пестицидов, гербицидов и фунгицидов, используемых в животноводстве для защиты от инфекций и растениеводстве для защиты урожая;
- продукции фармацевтической промышленности;
- пластиков (этилен, пропилен и вся изготавливаемая из них потребительская продукция);
- красок, лаков и растворителей;
- проведения лабораторных и научных исследований;
- добычи и транспортировки природного газа (ингибитор образования гидратов).
Большая часть указанных производств носят непрерывный характер. Снижение и (или) перебои в производстве и поставках метанола могут создать риски снижения объемов производства и (или) приостановки деятельности не только всей химической промышленности Российской Федерации, но и смежных отраслей (лесопромышленный комплекс, газодобыча, нефтепереработка и другие).
Общее потребление метанола в Российской Федерации для обеспечения нужд экономики и производства потребительской промышленной продукции с учетом товарной реализации на рынок и внутризаводской переработки в 2022 г. составило 2 556,5 тыс. тонн или 17,5 кг на человека в год.
При введении государственного регулирования важно не допустить негативного влияния государственного регулирования на легальных производителей и потребителей метанола, которое может повлечь разрывы производственных цепочек, которые могут сделать невозможным обеспечение Российской Федерации ключевыми потребительскими продуктами.
Россия занимает 4-е место по объему производства метанола, обеспечивая около 5% мирового производства. В настоящее время производственные мощности представлены 9-ю компаниями: АО "Метафракс Кемикалс", ООО "Сибметахим", ООО "Томет", АО "Щекиноазот", АО "Новомосковская АК "Азот", АО "Аммоний", АО "Невинномысский "Азот", ПАО "Акрон", АО "Ангарская НХК", и составляют 4,632 млн т в год, порядка 40-60% которых ориентированы на экспорт, что делает производство метанола одной из крупнейших отраслей - экспортеров промышленной продукции.
Предприятия - производители метанола входят в число системообразующих предприятий Российской Федерации и являются крупнейшими работодателями и налогоплательщиками в территориях своего присутствия. В городах, где производители метанола являются градообразующими предприятиями и основными работодателями живёт порядка 80 тысяч человек, 15-20% их населения работает на предприятиях-производителях метанола.
Количество производителей метанола будет постепенно расти и составит 17 компаний к 2024 г. и 23 компании к 2030 г. за счет реализации инвестиционных проектов по созданию новых производств.
На основании изложенного, законопроект подготовлен с учетом одновременного учета важности защиты жизни и здоровья граждан и недопущения негативного влияния государственного регулирования на экономику Российской Федерации.
В частности, предлагаемое регулирование предусматривает формирование цепочки прослеживаемости метанола от его производства до потребления и формирование специального реестра, в который будут включены производители, продавцы и потребители метанола. Для включения в федеральный реестр:
1) производители метанола документарно подтверждают наличие у них соответствующих мощностей для безопасного производства и хранения метанола;
2) потребители метанола предоставляют документное подтверждение цели его использования путем предоставления технологических документов, регламентирующих порядок и цели использования ими приобретаемого метанола.
Реализация, хранение и использование метанола лицами, не включенными в реестр, по завершению переходного периода будет запрещена, что позволит исключить неподконтрольное производство и оборот метанола на территории Российской Федерации.
Предусматривается определение на федеральном уровне регулирующего органа и федерального органа по контролю и надзору, в полномочия которого будут входить регулирование и контроль оборота метанола на территории Российской Федерации. После принятия данного законопроекта регулирующий орган и федеральный органа по контролю и надзору будут определены Правительством Российской Федерации;
В рамках создания системы учета и контроля за оборотом метанола создается реестр учета объема производства и оборота метанола и метанолсодержащих жидкостей (включая учет инцидентов с метанолом, далее - Реестр);
Организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, оборот и использование метанола, вменяется обязанность регулярно предоставлять в Реестр сведения об объемах:
- произведенного метанола;
- реализованного и приобретенного метанола (с указанием контрагентов);
- переданного к перевозке и принятого после перевозки метанола;
- находящегося на хранении метанола;
- использованного метанола с указанием объема и цели использования;
- утилизированного метанола;
Также организациям вменяется в обязанность фиксация в Реестре инцидентов с метанолом (хищение, случайное разлитие и иные непредвиденные ситуации, повлекшие выбытие метанола и метанолсодержащих жидкостей).
Принятие данного законопроекта позволит решить проблему незаконного производства и оборота метанола на российском рынке, повысит защищенность жизни и здоровья граждан.
Данная мера, с одной стороны, позволит создать систему учета и контроля в сфере производства и оборота метанола и отдельных видов метанолсодержащих жидкостей в виде Реестра, чей функционал будет схож с аналогичной системой учета этилового спирта, с другой стороны, исключит установление дорогостоящих и сложно выполнимых требований к участникам рынка производства и оборота метанола.
Кроме того, предусмотрено поэтапное внедрение механизма государственного регулирования производства и оборота метанола. В частности, вступление в силу самого законопроекта предусмотрено с 1 сентября 2024 года, а отдельных положений, касающихся учета производства и оборота метанола и включения в федеральный реестр лиц, участвующих в процессе производства и оборота метанола, с 1 сентября 2026 года.
Принятие законопроекта повлечет необходимость внесения изменений в статью 14 Федерального закона от 31.12.2024 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных отношениях.
Принятие положений, предусмотренных законопроектом не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе и иным международным договорам Российской Федерации.
В законопроекте содержатся обязательные требования, соответствие которым проверяется при ведении реестра организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и оборот метанола и отдельных видов метанолсодержащей продукции, а также обязательные требования, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора) и при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.