Проект Распоряжения Правительства РФ "Об утверждении Стратегии развития циркового искусства в Российской Федерации на период до 2035 года"
(подготовлен Минкультуры России 28.06.2023 г.)
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития циркового искусства в Российской Федерации на период до 2035 года (далее - Стратегия).
2. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер, направленных на сохранение и развитие циркового дела; учитывать положения Стратегии при разработке и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации и иных программных документов развития культуры.
3. Минкультуры России обеспечить реализацию Стратегии.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от________2023 г. N________
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
циркового искусства в Российской Федерации на период до 2035 года
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Стратегия развития циркового искусства в Российской Федерации на период до 2035 года определяет цели, задачи, приоритеты, принципы, направления и механизмы государственной политики в сфере развития циркового искусства и межотраслевого взаимодействия в цирковом деле в Российской Федерации. Необходимость разработки Стратегии обусловлена перспективами циркового дела в реализации государственной культурной политики, развитии творческих (креативных) индустрий и инновационных технологий, а также необходимостью межотраслевого подхода для оказания существенного влияния на развитие смежных отраслей экономики.
Стратегия разработана с учетом положений Основ государственной культурной политики (утв. указом Президента РФ от 24.12.2014 N 808), Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29.02.2016 N326-р), Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года (утв. указом Президента РФ от 19.12.2012 N1666), Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 13.02.2019 N207-р), Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 20.09.2019 N2129-р), Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом (утв. указом Президента РФ от 05.09.2022 N611), Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 20.09.2021 N2613-р), Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 25.08.2014 N1618-р), Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 N2403-р), Основных направлений политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества (утв. Президентом РФ от 18.12.2010), Государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры" (утв. распоряжением Правительства РФ от 15.04.2014 N317), а также другие документы стратегического планирования, разработанные в рамках целеполагания по отраслевому и территориальному принципу.
Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные и региональные нормативно-правовые акты в сфере культуры, а также в сфере бережного отношения к животным.
При разработке Стратегии учтены результаты реализации Концепции развития циркового дела в Российской Федерации до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 02.04.2012 N434-р).
Для целей настоящей Стратегии используются следующие понятия:
"государственная культурная политика" - это деятельность, осуществляемая органами публичной власти при участии институтов гражданского общества, направленная на поддержку, сохранение и развитие всех отраслей культуры, всех видов творческой деятельности граждан России и формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей;
"цирковое искусство" - вид исполнительских искусств (наряду с театральным и музыкальным), отличающийся трюковой составляющей и предусматривающий демонстрацию силы, ловкости и смелости, а также необъяснимого, необычного и/или смешного;
"цирковая деятельность" - деятельность, направленная на создание и/или показ произведений циркового искусства;
"цирковое дело" - организационно-экономическая система, обеспечивающая осуществление цирковой деятельности;
"жанры циркового искусства" - исторически сложившиеся группы цирковых номеров, эстетически близких между собой и имеющих общий функциональный признак (акробатика, атлетика, гимнастика, дрессура, жонглирование, иллюзия, клоунада, пантомима, эквилибристика и т.д.);
"цирк" - обобщенное наименование всех видов зрелищных номеров, аттракционов, программ, спектаклей, решаемых средствами цирковой выразительности; специальное зрелищное сооружение, являющееся сценической площадкой, с куполообразным покрытием и манежем, предназначенное для создания и (или) показа цирковых произведений;
"стационарный цирк" - постоянно действующее учреждение, характеризующей особенностью которого является неподвижность, фундамент сооружения;
"передвижной цирк", "шапито" - временные цирковые сооружения, смонтированные за короткое время из быстросборных конструкций, включающее манеж, зрительские трибуны и иные элементы, свойственные циркам;
"сценическая площадка" - здание, сооружение, иное место, предназначенное для проведения зрелищных мероприятий, в том числе цирк;
"цирковое представление" - творчески законченное произведение циркового искусства, являющееся цирковым спектаклем или дивертисментом, состоящее из совокупности цирковых номеров, аттракционов, интермедий, пролога, эпилога и т.п.; мероприятие в цирке, заключающееся в демонстрации циркового спектакля или дивертисмента для широкого круга зрителей;
"цирковой спектакль" - произведение циркового искусства, имеющего в основе сюжетно-тематическую линию, предусматривающего сквозной сценарий, связывающий с точки зрения смыслов все элементы циркового представления в одно целое;
"цирковой дивертисмент" - это развлекательная программа, составленная из цирковых номеров одного или нескольких жанров, и, как правило, не имеющая в основе сюжетно-тематическую линию и сквозной сценарий;
"цирковой номер" - отдельное законченное выступление, исполняемое в цирковом представлении одним или несколькими артистами; творчески-организованная совокупность элементов, в основе которой лежит завершенный художественно-цирковой образ;
"цирковой аттракцион" - центральный номер циркового представления, отличающийся элементами новизны, трюковой насыщенностью, высоким исполнительским мастерством и зрелищными эффектами;
"цирковая программа" - совокупность цирковых номеров, аттракционов, цирковых артистов, цирковых животных, творческого реквизита и бутафории, и др., составляющих цирковое представление;
"цирковая постановка" - процесс создания цирковых спектаклей, программ, номеров, предусматривающих существенную планово-репетиционную составляющую;
"цирковой конвейер" - особый вид организационно-управленческой деятельности, обеспечивающий демонстрацию цирковых программ на сценических площадках в соответствии с оптимальными маршрутами в рамках гастрольных периодов;
"маршрут" - путь следования цирковой программы по сценическим площадкам, где осуществляется ее показ (демонстрация), за определенный промежуток времени;
"гастрольный период" - период времени работы программы на одной сценической площадке;
"цирковые фестивали (смотры, конкурсы)" - вид творческого соревнования, включающий публичный показ достижений циркового искусства;
"цирковой продюсер (импресарио, прокатчик и т.п.)" - физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за создание и (или) показ циркового представления и преследующее экономические, культурные, социальные или иные цели;
"артист цирка" - физическое лицо (профессионал, учащийся или любитель), принимающий участие в цирковых номерах, программах, представлениях, и, как правило, специализирующийся в одном или нескольких из жанров циркового искусства;
"цирковая дрессура" - комплекс обучающих действий с животными, в основе которых лежат гуманные способы выработки и закрепления различных условных рефлексов и навыков, улучшение психоэмоционального контакта между животным и дрессировщиком;
"творческие (креативные) индустрии" - особый сектор экономики, основанный на продаже товаров и услуг, являющихся результатом интеллектуальной деятельности;
"цирковая индустрия", "цирковая сфера" - сектор экономики исполнительских искусств, представленный совокупностью хозяйствующих субъектов, задействованных в производстве и реализации циркового продукта.
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ЦИРКОВОГО ИСКУССТВА
Цирковое искусство России занимает лидирующие позиции в мире. Цирковые династии, номера и аттракционы - являются визитной карточкой России в сфере зрелищных видов искусства.
Цирковая система в России сформировалась на протяжении, по меньшей мере, четырех столетий. В XIX веке появился первый каменный стационарный цирк Российской империи - Большой Санкт-Петербургский Государственный цирк (открытие 26 декабря 1877 года). В советские годы для управления развитием цирковой индустрии было создано Всесоюзное творческо-производственное объединение "Союзгосцирк". Правопреемником "Союзгосцирка" стало Федеральное казенное предприятие "Российская государственная цирковая компания" (далее - Российская государственная цирковая компания).
2.1. Субъекты цирковой деятельности
В настоящее время субъектами цирковой деятельности в Российской Федерации являются:
- Российская государственная цирковая компания;
- Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского;
- государственные цирки, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации (Государственный цирк Республики Бурятия, Казанский государственный цирк, Государственный цирк Республики Саха (Якутия), Государственный цирк Республики Удмуртия, Киноцирковое объединение Хабаровского края, ГАУРК "Симферопольский государственный цирк им. Б. Тезикова");
- частные цирковые организации, самая крупная из которых - Московский цирк Никулина на Цветном бульваре;
- передвижные цирки (шапито), цирки на сцене, зооцирки;
- цирковые продюсеры, импресарио, агенты и т.д., работающие как с образованием, так и без образования юридического лица.
Основным субъектом цирковой деятельности остается Российская государственная цирковая компания, в управлении которой находятся 37 стационарных цирков и 3 цирка шапито. Коллектив Российской государственной цирковой компании на момент 2022 года составляет 3 727 штатных единицы, из них: сотрудники филиалов 2005 штатных единиц, сотрудники генеральной дирекции 190 штатных единиц, цирковой конвейер 1532 штатных единиц. В номерах и аттракционах Российской государственной цирковой компании задействовано 1106 животных, из которых 351 находится на балансе компании. Представлены животные 67-ми видов, из них 8 - краснокнижные.
Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского не входит в систему Российской государственной цирковой компании, однако является отдельным значительным институтом российской цирковой индустрии, отличаясь новизной и техническим уровнем своих программ. Здесь же проводится международный цирковой фестиваль "Идол".
В рамках реализации кадровой политики цирковой индустрии основную роль играет Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М.Н. Румянцева (Карандаша), осуществляющее подготовку артистов цирка различных жанров.
Помимо субъектов, профессионально занимающихся цирковой деятельностью, существуют цирковые кружки, студии, любительские цирковые коллективы.
В цирковом пространстве функционируют общественные объединения, представляющие и защищающие интересы цирков и их работников. К ним относятся Союз деятелей циркового искусства, Ассоциация специалистов и организаций, работающих с животными в культурно-зрелищных целях, Автономная некоммерческая организация "Центр содействия развитию цирков "Цирковой манеж", Ассоциация любительских цирков России, Ассоциация передвижных цирков.
2.2. Текущее состояние и основные проблемы циркового дела
Цирк является одним из самых востребованных видов искусства для семейного зрителя. Результаты социологических исследований показывают, что основной посетитель цирка (более 60%) - это семьи с детьми в возрасте от 2 до 14 лет (дети в общем количестве зрителей в среднем составляют 41%). Чаще цирк посещают женщины (в среднем 64% женщин, 36% мужчин). Аудитория зрителей распределяется по возрасту следующим образом: 18-25 лет - 16%, 26-35 лет - 31%, 36-45 лет - 42%, от 46 лет - 11%. Основная целевая аудитория цирка - компания из двух человек: женщина в возрасте 26-45 лет с ребенком в возрасте 4-9 лет.
Несмотря на растущую конкуренцию в сфере культуры, искусства и досуга, цирковая аудитория отличается высокой степенью регулярности в посещении цирка: 6% зрителей посещают цирк 1 раз в месяц; 27% - раз в полгода; 38% - раз в год; и только 29% ходят реже 1 раза в полгода.
Превалирующее количество зрителей цирка, до 72%, посещают цирковые представления именно в стационарных цирках, 18% - передвижные цирки (шапито), и только 10% зрителей посещают цирковые представления вне цирковых площадок (дома культуры, концертные залы, парки и уличные сооружения).
При этом в период с 1960 до 1990 года в СССР наблюдалась тенденция аккумуляции циркового искусства на базе стационарных цирков, о чем свидетельствует рост количества стационарных цирков на 7,6% (с 52 до 56 цирков) и одновременное снижение количества шапито на 30,7% (с 26 до 18 шапито). Однако, начиная с 1990 года происходил постепенный износ стационарных цирков без своевременного проведения ремонтно-реставрационных работ, что привело к сокращению стационарных цирков, пригодных для проведения представлений. В итоге за период с 1992 по 1999 годы наблюдался стремительный спад численности зрителей российских цирков на 60% (с 21,5 млн до 8,6 млн), что спровоцировало ряд системных негативных процессов в цирковой индустрии (таких, как снижение инвестиций в цирковую отрасль, сокращение качественных цирковых номеров и программ, износ цирковой инфраструктуры, уход из цирка артистов и специалистов).
В дальнейшем негативная динамика по численности зрителей цирковых представлений продолжилась, количество зрителей в период с 2000 по 2019 годы уменьшилось на 46% (с 8,6 млн зрителей в 2000 году до 4,6 млн в 2019), однако со значительной коррекцией в период с 2009 по 2012 (прирост зрителей в этот период составил 83%: 2009 год - 5,9 млн чел., 2010 год - 10,9 млн чел., 2011 год - 11 млн чел., 2012 год - 10,8 млн чел). Всплеск количества зрителей цирков объясняется приходом на российский рынок зарубежных цирковых проектов, исполненных на высоком творческом и техническом уровнях. Представленные данные свидетельствуют об имеющемся потенциале российского циркового искусства: в случае наличия достаточных инвестиций в создание качественных цирковых программ цирковое искусство имеет, по меньшей мере, двукратный потенциал роста.
На 2022 год в России из 45 стационарных цирков действуют только 35 (из них 27 филиалов ФКП "Росгосцирк", 6 цирков в муниципальном и региональном ведомстве, 1 частное учреждение).
Наблюдаемое сокращение количества действующих стационарных цирков на 22% за последние 30 лет сопровождается существенным износом материально-технической базы цирковой отрасли: только 15 из 35 цирков находятся в удовлетворительном состоянии, усредненный уровень износа материально-технической базы цирковой отрасли составляет порядка 70%. Это, в свою очередь, формирует ряд негативных трендов, связанных с ограничениями возможностей комфортной и безопасной эксплуатации стационарных цирков, что приводит к сокращению темпов наращивания инвестиций в цирковую отрасль.
Однако, несмотря на износ материально-технической базы цирков, наблюдается рост экономических показателей их деятельности: средний процент заполняемости цирков растет в среднем на 3% от года к году (с 39% в 2016 году до 59% в 2022 году); наблюдается снижение коэффициента простоя цирков в среднем на 1,2% в год (с 315 прокатов цирковых представлений в 2016 году до 340 прокатов цирковых представлений в 2021 году). Вместе с тем количество проводимых представлений в последнее время снижается в среднем на 5,1% в год (с 4 928 представлений в 2016 году до 3 417 представлений в 2021 году), при этом цена билета растет в среднем на 7% в год (с 944 рублей в 2016 году до 1 341 рублей в 2021 году), опережая темпы реальной инфляции примерно в 1,5 раза.
Приведенная выше динамика свидетельствует о том, что внутренний экономический ресурс цирковой отрасли в Российской Федерации постепенно исчерпывает себя, и без развития материально-технической базы цирков, плановых инвестиций в реконструкцию и ремонт действующих цирковых площадок и строительства новых, цирковая индустрия в скором времени столкнется с рядом ресурсных ограничений.
Износ материально-технической базы стационарных цирков приводит к увеличению региональной диспропорции в вопросах доступности циркового искусства: на 2022 год стационарные цирки присутствуют только в 38 субъектах Российской Федерации, население которых суммарно составляет 105 577 тыс. человек. При этом в субъектах Центрального и Приволжского федеральных округов сконцентрировано основное количество стационарных цирков (11 и 9 соответственно), тогда как Дальневосточном федеральном округе активно работает только 3 стационарных цирка.
Вследствие неравномерного распределения объектов цирковой инфраструктуры по территории Российской Федерации становится экономически нецелесообразным проведение качественных цирковых представлений на отдаленных территориях. Из-за этого цирки таких субъектов Российской Федерации, как Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край и другие, часто исключаются из циркового конвейера и не имеют возможности проводить качественные цирковые представления мирового уровня.
Следует также учитывать, что в ближайшие годы потребуется интеграция цирков в г. Луганске, г. Донецке, и г. Запорожье в цирковой конвейер, для чего необходимо создание новых цирковых программ, а также постановка цирковых номеров и аттракционов.
На 2021 год в стационарных цирках Российской Федерации осуществляется прокат более 60-ти цирковых программ, включая 48 программ, демонстрируемых в филиалах Российской государственной цирковой компании, что на 9% больше по сравнению с 2016 годом (42 цирковые программы).
Примечательно, что в 2021 году из проведенных 340 прокатов, включающих 2 576 представлений, 25 были проведены с успехом (264 представления со средней заполняемостью зала не менее 60%), тогда как в 2016 году успешных прокатов было 42 (579 представлений). Данный тренд объясняется закрытием части стационарных цирков на капитальный ремонт, а также устареванием цирковых программ в связи с длительным отсутствием инвестиций в творческую составляющую (капитальное обновление программ, создание новых цирковых номеров и аттракционов), а также в разработку новых костюмов и реквизита.
Одним из важных условий развития цирковой индустрии является развитие рыночных механизмов, обеспечивающих равный доступ к цирковой инфраструктуре. Для этих целей в 2016 году приказом ФКП "Росгосцирк" было утверждено Положение о гастрольно-прокатной деятельности, определяющее порядок организации цирковых программ в Российской государственной цирковой компании, в том числе путем привлечения к прокату специализированных субъектов - продюсеров (прокатчиков). Принятие данного документа принесло положительный экономический эффект как для системообразующего предприятия отрасли - Российской государственной цирковой компании, так и для цирковой индустрии в целом: на 2016 год с успехом (со средней заполняемости зала более 60%) было проведено только 15 представлений одной собственной программы ФКП "Росгосцирк", тогда, как в 2021 году ФКП "Росгосцирк" успешно провел уже 95 представлений 7-ми собственных цирковых программ (со средней заполняемости зала более 60%).
Системной проблемой в развитии циркового искусства является падение престижа профессии артистов и специалистов цирка, а также уменьшение привлекательности цирковой индустрии как объекта частных инвестиций. Эти факторы являются концентрированным итогом негативной динамики основных показателей цирковой индустрии, а также износом материально-технической базы российских цирков за последние 30 лет.
Кроме того, действующие документы стратегического планирования Российской Федерации не в полной мере учитывают стратегическую значимость потенциала циркового искусства как инструмента реализации государственной культурной, молодежной, демографической и гуманитарной политики, развития творческих (креативных) индустрий, туризма, и других сфер.
2.3. Ключевые тренды в цирковом деле
Ключевые тренды в сфере развития циркового дела в Российской Федерации продиктованы как глобальными векторами развития зрелищных видов искусств, так и внутрироссийскими социокультурными особенностями.
Среди глобальных трендов можно выделить:
- увеличение доступности зрелищных видов искусств как по территориальному, так и по экономическому принципу;
- развитие мультиформатных цирковых номеров и программ на стыке различных жанров (эстрада, театр, кино, мультипликация, компьютерные игры и др.);
- реализация экспериментальных и синтез-форматов циркового искусства (совмещение в одном аттракционе двух и более жанров, синтез и дополнение с другими видами искусств);
- применение современных технологий в цирковом деле: визуализация, дополненная реальность, голографическая проекция и др.;
- освоение современным цирком онлайн-пространства, включая онлайн-трансляции наиболее популярных цирковых представлений и иллюзионных шоу.
Следует отметить, что сильными сторонами как для российских, так и зарубежных зрителей, являются традиционные для цирка составляющие цирковых программ: наличие аттракционов, исполняемых на высоком профессиональном уровне; технически сильных трюков; тематических номеров с серьезной художественной проработкой; а также животных с применением технологий гуманной дрессуры. И только во вторую очередь зрители оценивают технологические дополнения и применение технологий голограмм, визуализации, виртуальной реальности.
К внутрироссийским трендам можно отнести:
- рост востребованности циркового искусства среди детей в возрасте от 2 до 14 лет;
- повышение гуманности современной дрессуры, существенное улучшение условий содержания и использования животных в культурно-зрелищных целях;
- интеграция циркового искусства в повестку сохранения культурных ценностей, развития культур малых народов, а также патриотического воспитания подрастающего поколения;
- стремительное развитие творческих (креативных) индустрий, в том числе и в части зрелищных видов искусств.
В отличие от российской цирковой индустрии западная модель более сегментирована:
Первый сегмент представляет собой относительно небольшое количество инновационных высокотехнологичных шоу мирового класса, к которым относятся в первую очередь цирк Дю Солей, шоу иллюзионистов - Дэвид Копперфильд, Крис Ангел и т.д.. Происходит сближение спорта высших достижений, спортивных шоу и ряда жанров циркового искусства.
Второй сегмент - это традиционные цирковые труппы со стационарными площадками или цирками - шапито в качестве площадки базирования.
Третий сегмент - это большое количество самодеятельных или профессиональных цирковых артистов с отдельными номерами и программами, как правило выступающих на сцене или на улице и создающие привлекательный колорит для развития туризма.
Таким образом, в России практически отсутствует первый сегмент, мало развит третий, а второй встроен в общую систему циркового конвейера в связи с его высокой востребованностью среди детской и семейной аудитории.
Перед Россией стоит задача создания новой системы продвижения своих культурных ценностей, не зависящей от геополитических проявлений. В цирковом деле весьма перспективно развитие связей со странами ЕврАзЭС, ШОС и БРИКС, в которых популярность циркового искусства традиционно высока. Цирковые системы России, Китая и Индии являются мировыми лидерами. Необходимо отработать организационные процедуры обмена номерами и программами, проведения международных конгрессов и фестивалей, достичь соглашения об обмене студентами профильных учебных заведений, а также вузов, специализирующихся на смежных с цирковой сферах.
2.4. Роль цирка в формировании социокультурной среды и творческих (креативных) индустрий
Цирковое искусство обладает высоким уровнем социальной и культурной значимости, а централизованная система управления и конвейерный принцип обеспечивают доступность качественных цирковых программ. Совокупность этих факторов свидетельствует о существенном потенциале цирковой отрасли как инструмента реализации государственной культурной политики, а также высоком вкладе в решение социально-политических задач:
- Укрепление общероссийской гражданской идентичности за счет интеграции в цирковое искусство культурного наследия различных народов и национальностей России;
- Воспитание патриотических ценностей подрастающего поколения за счет проведения детских и молодежных тематических представлений в цирках, направленных на гармоничное развитие ответственной личности.
- Профессиональная ориентация детей и молодежи в сфере творческих (креативных) индустрий профессий путем организации системной деятельности цирковых студий, мастер-классов, конкурсов, фестивалей, соревнований;
- Формирование у детей и молодежи бережного отношения к природе и животным с помощью демонстрации передовых технологий и подходов работы с животными, а также гуманной дрессуры, содержания животных в цирках;
- Продвижение в обществе идей здорового образа жизни за счет широкого информационного освещения цирковых представлений, в основе которых - трюки на пределе человеческих возможностей, демонстрирующие отличную физическую форму цирковых артистов;
- Социализация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья путем просмотра цирковых представлений, а также посредством занятий в цирковых инклюзивных студиях;
- Развитие инвестиционного и креативного потенциала субъектов Российской Федерации за счет интеграции цирков в инфраструктуру развития творческих (креативных) индустрий территорий, развития цирков не только как зрелищных, но и выставочных, концертных, литературных, дискуссионных площадок.
Практически во всех городах присутствия цирк формирует социокультурную среду. Цель циркового искусства состоит не только в организации досуга детей и подростков, но, прежде всего, в воспитании и образовании, развитии у детей эстетического восприятия мира, духовности и нравственности.
Для усиления социально-экономического эффекта от цирковой деятельности необходим комплексный межведомственный подход в продвижении циркового искусства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Цирковое искусство является неотъемлемым элементом сектора творческих (креативных) индустрий Российской Федерации: существенная часть добавленной стоимости циркового продукта создается с использованием результатов творческой, интеллектуальной деятельности; основой циркового конвейера являются цирковые артисты и творческие специалисты, задействованные в прокате цирковых программ.
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ЦИРКОВОГО ДЕЛА
Цели реализации Стратегии - развитие и популяризация циркового искусства среди населения, увеличение его вклада в культурную жизнь Российской Федерации, технологическое и организационное совершенствование циркового дела, социальная защита артистов цирка и цирковых коллективов, расширение международных позиций российского цирка.
Для этого нужно предусмотреть решение следующих задач:
- повышение популярности цирка как формы семейного досуга и туристической достопримечательности;
- поддержание и развитие материальной базы цирка, создание базы для разработки и внедрения новых цирковых продуктов;
- развитие межотраслевой и межведомственной кооперации;
- повышение престижа поддержки цирка не только на федеральном, но и на региональном и муниципальном уровнях, а также в корпоративном секторе;
- расширение ассортимента и улучшение качества цирковых продуктов;
- модернизация системы поддержания и развития цирковых кадров и обеспечивающего персонала цирковой индустрии;
- повышение международного статуса российских цирковых организаций и коллективов.
Реализация целей и задач Стратегии предполагается путем выполнения комплекса программ и мероприятий в соответствии со сценариями реализации Стратегии, зависящие от объема выделяемого финансирования на развитие циркового искусства, а также динамикой экономического развития Российской Федерации.
4. СЦЕНАРИЙ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Поэтапный план реализации настоящей Стратегии разрабатывается и утверждается приказом Министерства культуры Российской Федерации. Восстановление материально-технической базы отрасли производится в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы (далее- ФАИП), в соответствии с поданными в установленном законом порядке заявками, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 716 "Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы" и приказа Минэкономразвития России от 22.03.2019 г. N 150 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 716 "Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы".
Полноценная реализация настоящей Стратегии возможна только в случае восстановления материально-технической базы цирковой отрасли. В частности, до 2025 года в рамках ФАИП должны быть восстановлены 5 стационарных цирков (Екатеринбургский, Воронежский, Тверской, Иркутский, Волгоградский государственные цирки), а также необходимо завершить работы в Красноярском, Пензенском, Челябинском государственных цирках, к 2027 году - реконструировать еще 6 цирков (Уфимский, Кировский, Самарский, Ростовский-на-Дону, Оренбургский, Пермский государственные цирки), восстановить стационарные цирки в г. Донецке и г. Луганске. К 2028 году требуется капитально отремонтировать и оснастить Большой Московский государственный цирк на Проспекте Вернадского, а также произвести строительство цирков в Севастополе, Благовещенске, Чите и на территории Арктической зоны.
К 2030 году необходимо, чтобы доля недвижимых объектов цирковой инфраструктуры (стационарные цирки и цирковые гостиницы), находящихся в удовлетворительном состоянии, достигла не менее 80%.
К 2027 году должно быть создано более 15 новых цирковых программ. К 2030 году должно произойти капитальное обновление 80% действующих цирковых программ, а 15% из них должны стать симбиотическими экспериментальными программами, усиленными за счет интеграции в них элементов оперы, театра и других видов искусств.
При условии восстановления материально-технической базы цирковой отрасли должна планомерно возрасти популярность отечественного цирка среди зрителей.
Цирковая индустрия пополнится и новыми номерами, которых до 2025 года будет создано более 25, а к 2030 - более 85. Государственная поддержка цирковой отрасли позволит реализовать ряд масштабных инициатив в сфере социальной защиты работников цирка (в частности, обеспечено страхование жизни и здоровья цирковых артистов, осуществляющих сложные и рискованные трюки).
Цирковые мероприятия получат поддержку региональных и местных властей, что положительно скажется на их экономике и качестве. Будет реализован комплекс мер по повышению вовлеченности местных государственных и частных предприятий в проведение цирковых представлений, обеспечена информационная, методическая, образовательная и административная поддержка цирковых проектов и мероприятий регионального и межрегионального значения, за счет чего количество цирковых представлений, проводимых в стационарных и передвижных цирках субъектов РФ, повысится на 90% к 2025 году (с 3 417 мероприятий в 2021 году до 6 500 в 2027 году).
Ожидается повышение доступности циркового искусства, в первую очередь, за счет реализации масштабных социальных проектов, в том числе и для зрителей с ограниченными физическими возможностями, а также социально уязвимых категорий граждан и семей с низким доходом.
При условии достаточного финансирования отрасли предполагается, что рост средней стоимости билета на цирковое представление не будет опережать средний уровень роста дохода населения более, чем на 5% в год (цена на билет составит не более 2,1% от среднего подушевого уровня заработной платы в Российской Федерации).
Таким образом, будет в достаточной степени раскрыт потенциал российского цирка в части патриотического воспитания подрастающего поколения, популяризации семейных ценностей и гармонизации межнациональных отношений.
5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЦИРКОВОГО ДЕЛА
Среди основных направлений развития циркового дела настоящей Стратегией обозначены: развитие цирковой инфраструктуры; повышение эффективности циркового конвейера; управление цирковой отраслью и развитие внутриотраслевой конкуренции; творческая составляющая циркового дела; защита интеллектуальной собственности при осуществлении цирковой деятельности; цифровизация цирковой индустрии; инвестиционный потенциал цирковой индустрии; кадровое обеспечение циркового дела; социальная защита работников цирка; животные в цирках; повышение популярности цирка среди широких масс населения; межведомственная и межотраслевая кооперация в цирковом деле; научно-исследовательский потенциал российского цирка.
5.1. Развитие цирковой инфраструктуры
Инфраструктура российской цирковой индустрии состоит из нескольких сегментов: стационарные цирки и цирковые гостиницы - филиалы Российской государственной цирковой компании; региональные и муниципальные цирки; частные цирки; объекты обеспечивающей цирковой инфраструктуры.
К наиболее значимым представителям региональных и частных цирков относятся: Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского; Московский цирк Никулина на Цветном бульваре; Казанский государственный цирк. Активную деятельность также осуществляют Государственный цирк Республики Саха (Якутия), Хабаровский государственный цирк и Государственный цирк Республики Бурятия.
В цирковой отрасли также работают частные цирковые труппы; передвижные цирки (шапито), которых на 2021 год насчитывается 7 ед.; а также зооцирки и цирки на сцене.
Имущественный комплекс цирковой инфраструктуры в России централизован на базе Российской государственной цирковой компании. По состоянию на 2022 год в управлении ФКП "Росгосцирк" находятся следующие объекты: стационарные цирки и вспомогательные помещения - 37 ед.; цирки шапито - 3 ед.; 3 базы отдыха, 14 гостиниц, 17 общежитий и 4 административных здания. Общая площадь зданий и помещений, находящихся в оперативном управлении ФКП "Росгосцирк" составляет 470 000 квадратных метров, площадь земельных участков - 80 Га.
Цирковая инфраструктура нуждается в существенной модернизации. К проблемам имущественного комплекса отрасли можно отнести относительно высокую степень износа зданий цирков, гостиниц, общежитий, баз отдыха и устаревшую планировку зданий цирков, не удовлетворяющую ряду современных требований, в частности, по безопасности, комфорту.
Стратегия предусматривает обновление зданий цирков, гостиниц, общежитий, баз отдыха. Необходимо модернизировать планировку и оснащение зданий цирков, в частности в целях повышения комфорта для зрителей и животных.
Целесообразным является развитие системы циркового конвейера на Восточную Сибирь и Дальний Восток. Для этого необходимо строительство новых цирков в Барнауле, Чите и Благовещенске, а также скорейшая реконструкция Иркутского государственного цирка. После завершения строительства автомобильного моста через Амур Благовещенск становится настоящими воротами в Китай, и новый цирк может помочь городу в развитии туризма и культурного обмена с Китайской Народной Республикой. Фактически цирк в Благовещенске сможет обслуживать два города - Благовещенск с населением 230 тысяч человек и близлежащий китайский город Хэйхэ с населением 1 миллион 700 тысяч человек.
5.2. Повышение эффективности циркового конвейера
Отечественный цирк выработал конвейерный принцип использования цирковых номеров и программ. Лежащее в основе конвейера объединение творческого состава под единым управлением сыграло важную положительную роль в развитии циркового искусства в нашей стране и к концу XX века широко распространилось в мировом цирковом пространстве.
Суть конвейерного принципа заключается в следующем: цирковые программы не базируются в конкретном цирке, а передвигаются, осуществляя прокаты в разных стационарных цирках (в среднем до 8 прокатов в год по 1,5 месяца, каждый прокат включает в среднем от 15 до 25 показов цирковой программы). Траектория проката конкретной программы определяется с учетом множества параметров самой цирковой программы, территории проката, особенностей цирка, маркетинговых характеристик целевой аудитории, анализа инфоповодов (дни города, национальные и этнические праздники, погодные условия и др.), а также предыстории проката подобных программ в цирках. Также учитывается ряд экономических параметров: стоимость передвижения программы, оптимальность маршрутов и др.
Для повышения интереса к цирковому искусству среди широких масс населения необходимо совершенствовать инструменты маркетинга в цирковом деле. В частности, наряду с традиционными каналами взаимодействия с целевой аудиторией зрителей цирковых представлений необходимо осваивать новые инструменты интернет-рекламы и применения технологий анализа больших данных для повышения эффективности от рекламы.
Также необходимо проработать вопрос создания дополнительного внутреннего контура циркового конвейера, охватывающего регионы Дальнего Востока. Интеграция циркового искусства в государственные приоритеты развития вышеуказанных территорий потребует активного взаимодействия Российской государственной цирковой компании с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
5.3. Управление цирковой отраслью и развитие внутриотраслевой конкуренции
Российская государственная цирковая компания имеет статус федерального казенного предприятия, является системообразующим предприятием отрасли и фактически задает стратегические ориентиры для всей цирковой сферы.
В последние годы были осуществлены переход на качественно новый уровень функционирования системы управления цирковой отраслью и ее оптимизация. Организована система взаимодействия Российской государственной цирковой компании с независимыми прокатчиками цирковых программ, внедрен единый план проката собственных и независимых цирковых программ, разработано и утверждено приказом ФКП "Росгосцирк" Положение о гастрольно-прокатной деятельности.
В сфере менеджмента и маркетинга циркового дела можно выделить следующие перспективные направления развития:
- анализ жизненного цикла цирковых номеров и программ с формализацией понятия "цирковой продукт" с целью декомпозиции цирковой деятельности и оценки ее эффективности;
- унификация деятельности цирковых предприятий с точки зрения существующих типовых моделей деятельности предприятий с целью выявления организационных резервов развития и перспективных направлений их трансформации;
- изучение наиболее значимых рисков, издержек и ограничений деятельности цирковых организаций;
- разработка средств и методов объективных оценок качества цирковых продуктов и реакции на них зрителей;
- оптимизация моделей получения дохода от использования нематериальных активов цирковой деятельности, включая медиа-контент различных видов;
- проработка инструментов интеграции элементов цирковых представлений в культурно-массовые мероприятия субъектов Российской Федерации;
- обработка массивов больших данных зрителей цирковых представлений с целью оптимизации маркетинговой активности.
В части создания рыночных методов доступа к цирковой инфраструктуре Российская государственная цирковая компания привлекает независимых прокатчиков, заключая с ними соответствующие договоры проката. Однако в целях развития добросовестной конкуренции в цирковой индустрии требуется дальнейшее совершенствование конкурсных механизмов на право заключения договоров проката в цирках, а также распространение данной практики на цирки, не входящие в Российскую государственную цирковую компанию.
5.4. Творческая составляющая циркового дела
Цирковое искусство по сравнению с иными видами искусства отличается интегрированностью жанров, постоянной работой на их стыке, что позволяет аккумулировать достижения смежных видов искусства. В то же время цирковое искусство по использованию человеческого потенциала сближается со спортом высших достижений.
Важным направлением дальнейшего творческого развития российской цирковой системы должно стать создание качественно новых цирковых программ и спектаклей с использованием возможностей смежных видов искусств (театра, кино, эстрады и др.) и применением современных технологий. Это комплексные коммерчески привлекательные программы, основанные на цирковых номерах разных жанров, сведенных в единую программу с учетом единой композиции, стилистики и смысловой нагрузки. Подобные цирковые программы обеспечиваются современным световым и музыкальным сопровождением, спецэффектами.
Номера с животными как одна из отличительных особенностей отечественного циркового искусства должны оставаться значимым элементом цирковых программ. При этом современные мировые тенденции развития взаимоотношений человека и животного предполагают применение в цирке только методов гуманной дрессуры. Цирковые трюки в номерах с животными должны быть основаны на игре, зрелищном показе красоты животного.
Эффективным инструментом повышения художественного уровня цирковых представлений является сохранение и развитие цирковых конкурсов и фестивалей, особенно международных. Необходимо проведение планомерной работы по подготовке номеров для участия в престижных международных конкурсах и фестивалях с последующим их показом на цирковых площадках страны.
Основой качественного циркового продукта являются цирковые номера и аттракционы. Необходимо предусмотреть государственную поддержку полного цикла мероприятий по созданию номеров и аттракционов, а также с этой целью создать эффективную систему взаимодействия всех участников рынка циркового искусства: начиная от формирования запроса на новые элементы представления, и заканчивая постановкой номера, организацией репетиционного процесса, изготовления костюмов, бутафории, реквизита, закупку необходимого оборудования. Целесообразно предусмотреть преференции для прокатчиков, дополняющих свои программы новыми номерами и аттракционами.
В различных сферах экономики, включая творческие (креативные) индустрии, практикуется экосистемный подход к организации государственной и частной поддержки. Подобные меры рекомендуется проработать для сферы циркового искусства в следующих направлениях: экосистема поддержки создания цирковых программ (создание идей-концептов цирковых представлений, формирование цирковой программы, постановка программы, прокат программы, экспорт циркового искусства); экосистема поддержки создания номеров и аттракционов; экосистема подготовки кадров для циркового искусства; экосистема поддержки смежных индустрий (инновации в создании реквизита и бутафории, трансляции цирковых представлений онлайн и прочее).
5.5. Защита интеллектуальной собственности при осуществлении цирковой деятельности
В цирковой индустрии осуществляется активное создание и использование результатов интеллектуальной деятельности. В частности, цирковое искусство активно создает и использует объекты авторских и смежных прав: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; произведения сценографического искусства; музыкальные произведения; фонограммы.
Также при создании новых цирковых номеров и аттракционов (или капитальном обновлении старых) могут возникать изобретения и полезные модели (в частности, на реквизит, костюмы, специальные крепления, цирковые снаряды и др.), а также средства индивидуализации (товарные знаки и знаки обслуживания).
В целях создания условий для привлечения частных инвестиций в цирковую индустрию важным шагом является формирование правового поля для защиты авторских и смежных прав на сложные объекты (такие, как цирковой номер, аттракцион, цирковая программа). В плане реализации Стратегии необходимо предусмотреть мероприятия по формированию понятийного аппарата, а также формирование специализированных институтов, на которые будут возложены обязательства по депонированию и ведению реестра поступивших произведений.
Секреты производства (ноу-хау) и коммерческая тайна как объект интеллектуальной собственности могут быть защищены с помощью института коммерческой тайны.
Во всех жанрах циркового искусства, где используются реквизит, в котором технологии играют ключевую роль, информация о дизайне или функциях соответствующих устройств имеет критически важное значение для соответствующих цирковых номеров и аттракционов, а также цирковых артистов. Важно обеспечить защиту авторских прав на изобретения и инновации при разработке циркового реквизита, а также привить в сообществе специалистов цирковой индустрии культуру депонирования (регистрации) соответствующих патентов и полезных моделей.
5.6. Цифровизация цирковой индустрии
Цифровизация цирковой индустрии открывает новые возможности как в части повышения эффективности управления отраслью, так и создания новых форматов взаимодействия со зрителем, получения им нового опыта взаимодействия с контентом циркового искусства.
В целях оптимизации процессов взаимодействия между участниками цирковой индустрии и снижения трансакционных и административных издержек необходимо сформировать цифровую экосистему циркового дела. В плане реализации Стратегии рекомендуется предусмотреть следующие мероприятия:
- Разработка и внедрение конструктора цирковых программ - общецирковой платформы с функцией уберизации взаимодействия артистов и продюсеров, позволяющей подбирать номера и аттракционы, привлекать артистов и специалистов для создания и проведения представлений;
- Разработка и внедрение краудинвестинговой платформы - сервиса по привлечению частных инвестиций в проекты по созданию и прокату цирковых программ в цирках Российской Федерации и экспорту циркового искусства;
- Создание Единой информационной системы управления цирковым конвейером - программного комплекса для эффективного планирования и управления прокатом цирковых программ, а также их сопровождения на протяжении всего жизненного цикла;
- Создание комплекса сервисов и приложений для широкой аудитории любителей цирка, включая мобильные приложения, направленный на получение нового зрительского опыта, а также вовлечение аудитории в интерактивные формы взаимодействия;
- Разработка образовательной платформы для обучения и повышения квалификации артистов и специалистов цирка по основным направлениям их деятельности, формирование специализированных баз знаний отечественного цирка;
- Создание цифрового стока виртуальных моделей животных в кинематике, нацеленный на коммерческое использование участниками мирового рынка киноиндустрии нейросетей, обученных на реальных движениях реальных животных (применимо при создании мультсериалов с высокой степенью реалистичности, видеоигр, метавселенных).
5.7. Повышение инвестиционной привлекательности цирковой индустрии
Объем рынка цирковой индустрии на 2022 год оценивается в 5 млрд. рублей (при количестве посетителей 4,6 млн человек, средней ценой билета 1 100 рублей, уровне дохода на душу населения 35 000 рублей в месяц). Потенциал роста рынка циркового искусства при благоприятных обстоятельствах (оптимистичный сценарий экономического роста в Российской Федерации, отсутствие ограничений на проведение мероприятий, своевременное обновление материально-технической базы стационарных цирков) в горизонте ближайших трех лет (до 2025 года) составляет более 28% (или 9,3% в год, что опережает прогнозы по темпу роста внутреннего валового продукта на 8,9%).
Инвестиции в создание одной полноценной цирковой программы могут достигать 150 миллионов рублей (по состоянию на 2022 год), что меньше, чем у качественного художественного фильма, однако выше, чем у театрального спектакля (в связи с размерами труппы, трюковой сложностью и спецификой).
Также для повышения инвестиционной привлекательности цирковой индустрии необходимо реализовать комплекс мер по защите авторских и смежных прав на цирковой продукт, сформировать необходимые институты, отстаивающие интересы участников рынка.
Важнейшим условием экономического роста цирковой индустрии является обновление материально-технической базы российских цирков, а также организация равного доступа к ней участников рынка, в т.ч. на конкурсной основе.
5.8. Кадровое обеспечение циркового дела
На 2022 год в цирковом деле занято более 5 тыс. специалистов, из которых около 1,5 тыс. человек - цирковые артисты. Потребность цирковой индустрии в кадрах высока: для обеспечения циркового конвейера новыми номерами, создания новых цирковых программ и капитального обновления устаревших, в рамках реализации настоящей Стратегии требуется по меньшей мере порядка 500 цирковых артистов высокого уровня. Также высока потребность в специалистах: требуются режиссеры, сценографы, хореографы, специалисты по свету, звуку и другим участкам организационного процесса, имеющие специфические навыки работы в рамках постановки и проката цирковых программ.
Необходимо углубление взаимодействия всех субъектов циркового дела с Государственным училищем циркового и эстрадного искусства им. М.Н. Румянцева (Карандаша) (далее - ГУЦЭИ) в части формирования оптимального распределения обучающихся артистов по жанрам, разработки учебных программ, преподавания, наставничества, прохождения практики, трудоустройства выпускников. Требуется активная государственная поддержка деятельности в сфере подготовки новых цирковых номеров высокого технического и профессионального уровня исполнения.
Для развития циркового дела необходима также подготовка специфических, "штучных" для отрасли кадров (таких как, например, инспектор манежа, отвечающих в том числе и за безопасность в проведении цирковых представлений). Спрос на них относительно небольшой (до 5 специалистов в год на всю территорию Российской Федерации), однако без их подготовки со временем возрастают риски в функционировании цирковых организаций.
Наряду со всесторонней поддержкой любительских цирковых коллективов необходимо регулирование их деятельности. В частности, важно разработать унифицированные требования и методические рекомендации для цирковых студий по технике безопасности, охране труда, ведению деятельности в области дополнительного образования, а также провести переподготовку руководителей любительских цирковых коллективов по направлениям, учитывающим специфику циркового искусства. Необходимо проработать вопрос о создании дополнительного инструмента регулирования деятельности любительских цирковых коллективов, провести необходимые консультации с профильными федеральными законодательными и исполнительными органами государственной власти, субъектами циркового дела.
Для целей обмена опытом специалистов в сфере подготовки кадров для цирковой индустрии является реализация обменных программ между ГУЦЭИ и зарубежными учреждениями по подготовке цирковых артистов. Традиционно интересными направлениями для обмена могут стать страны БРИКС и СНГ.
Важным элементом реализации кадровой политики цирковой индустрии является профориентация детей и молодежи, популяризация цирковых профессий среди широких масс населения. Необходимо проведение комплекса мероприятий фестивального формата межрегионального и всероссийского значения с участием учеников цирковых студий.
5.9. Социальная защита работников цирка
Профессия артиста цирка сопряжена с высокой степенью риска и тяжелым физическим трудом, в связи с этим они нуждаются в комплексе дополнительных мер социальной поддержки и гарантий.
Рекомендуется в рамках реализации Стратегии проработать возможность закрепления на законодательном уровне права цирковых артистов на бесплатное страхование жизни и здоровья, а также медицинское страхование в целях получения дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программ обязательного медицинского страхования.
Необходимо проработать возможность создания специализированного фонда поддержки работников цирка, основной задачей которого станет оказание адресной помощи артистам и пенсионерам цирка в сложных жизненных условиях. Наполнение фонда предлагается осуществлять за счет отчислений цирковых организаций.
Необходимо предусмотреть возможность переквалификации цирковых кадров, позволяющую артисту перейти в другой цирковой жанр с менее жесткими требованиями к возрасту; организовать, возглавить или принять участие в работе цирковых кружков, студий, секций при стационарных цирках; перейти на административную, творческую и преподавательскую работу в системе цирков; поменять сферу деятельности на сопоставимую по уровню квалификации.
5.10. Животные в цирках
Стационарные цирки полностью соответствуют требованиям федерального законодательства по содержанию животных. Все цирки Российской государственной цирковой компании, в которых осуществляется показ цирковых представлений, имеют соответствующие лицензии.
Ужесточение требований к организациям, осуществляющим использование животных в культурно-зрелищных и просветительских целях, привело к положительным результатам для цирковой отрасли: наблюдается усредненный рост качества циркового продукта. Деятельность цирковых организаций, не соответствующих требованиям действующего законодательства, приостанавливается, что увеличивает долю на рынке профессиональных организаций, обеспечивающих высокий уровень и качество цирковых представлений.
Нужны объективные разнопрофильные исследования содержания животных в цирках, влиянию их работы на манеже на репродуктивные и иные функции. Для этого следует предоставить для исследований материально-техническую базу цирков.
Необходимо сформировать открытую базу данных, отражающую объективную информацию о размножении, состоянию жизни и здоровья, питанию и др. всех животных, содержащихся в цирках. Деятельность цирковых организаций, работающих с животными, должна быть основана на принципах открытой системы содержания животных. В частности, целесообразным является проведение открытых экскурсий зрителей в питомники с животными, а также привлечение различных общественных институтов и медийных персон к шефству над цирковыми животными, контролю за их содержанием.
Также необходимо создание инфраструктуры для цирковых животных, которые по различным причинам не могут продолжить работать на манеже (по состоянию здоровья или в связи с возрастом), обеспечивающей для них проживание в комфортных условиях и питание. Необходимо проработать вопрос о создании экономических стимулов участников цирковой индустрии в сопровождении животных-пенсионеров цирка.
5.11. Развитие передвижных цирков, цирков на сцене
Развитие передвижных цирков и цирков на сцене является важной составляющей популяризации и повышения доступности циркового искусства, особенно для жителей малых городов и удаленных территорий.
Цирки на сцене представляют собой дополнительное измерение для цирка, воплощающее результат слияния искусства циркового со сценическим. Дополнительным преимуществом цирков на сцене является высокая степень мобильности, что делает возможным проникновение циркового искусства в малые населенные пункты, в которых проживает до 100 тысяч человек.
На сегодняшний день передвижные цирки сталкиваются с рядом трудностей в работе: несогласованность нормативно-правовой документации в части возможности размещения на них передвижных цирков; недофинансированность передвижных цирков (в частности, шапито, работающих на удаленных малонаселенных территориях); недостаточное регулирование в части соблюдения передвижными цирками требований законодательства об ответственном обращении с животными и др.
Требуется существенно расширить перечень видов разрешенного использования земельных участков, на которых возможно размещение передвижных цирков, а также минимизировать административные барьеры по согласованию установки шапито на соответствующих территориях. Также необходимо проработать возможность дополнения видов разрешенного использования земельных участков, прилегающих к торговым центрам, включив в них размещение передвижных цирков.
5.12. Повышение популярности цирка среди широких масс населения
Пик популярности циркового искусства приходится на конец XIX - начало XX века. Достаточно сказать, что количество мест (включая стоячие места галерки) в Петербургском Цирке Чинизелли превышало 5000. Цирковые представления посещали члены императорской семьи.
Представляется перспективным проработать с ВГТРК, продюсерскими центрами и Фондом кино создание кинофильма (кинофильмов) и/или сериальной телепродукции при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Необходимы разнообразные программы о цирке на телеканале "Культура".
Предлагается предусмотреть поддержку развития информационно-развлекательных интернет-порталов и блогеров, популяризирующих цирк и артистов цирка, особенно среди детей и молодежи.
Следует поощрять создание информационно-развлекательных и музейно-выставочных проектов на базе цирковой инфраструктуры, которые смогут знакомить посетителей с цирковой технологией, с историей цирка. Это позволит повысить эффективность использования цирковой инфраструктуры в качестве инструмента маркетинга цирковых программ.
Большую роль в популяризации цирка, развитии технологии, цирковой режиссуры и сценографии может сыграть ежегодный конкурс или биеннале цирковых номеров и программ, проводимый в прямом эфире на одном из федеральных телеканалов.
Необходимо совместно с Министерством культуры Российской Федерации расширить процесс цифрового сохранения цирковых номеров и программ как объекта культурного наследия подобно тому, как этот уже делается с театральными постановками на канале "Культура" с целью обеспечения доступа к цирковым номерам широкому кругу зрителей.
Для повышения узнаваемости отечественных цирковых брендов необходимо развитие системы ко-брендинга и коллаборации, включающее привлечение звёзд отечественной эстрады и лидеров общественного мнения к проведению цирковых представлений, а также реализация комплекса проектов социальной направленности.
5.13. Повышение статуса российских цирковых организаций и коллективов на международном уровне
Цирковое искусство является важнейшим инструментом продвижения российских культурных ценностей, которое проецирует нашу культуру на всю планету на языке, понятном каждому. Гастрольные поездки и международное сотрудничество в цирковом деле нуждаются в интенсивной государственной поддержке. В связи с этим следует проработать международное продвижение российского цирка по линии Россотрудничества и Российского экспортного центра. Цирковая программа - это полноценный экспортный продукт творческих (креативных) индустрий, к которому может быть применен весь арсенал средств государственной поддержки от юридической защиты, дипломатической поддержки и предоставления экспортного финансирования.
Существенную роль в продвижении отечественного циркового искусства на мировой арене играют международные цирковые фестивали и участие Российских коллективов и артистов в них. Россия традиционно занимает лидирующие места на цирковых фестивалях, проводимых за рубежом.
Для повышения статуса российских цирковых организаций и коллективов на международном уровне необходимо усилить государственную поддержку в проведении фестивалей циркового искусства с участием зарубежных артистов и экспертов.
Необходимо способствовать интеграции циркового искусства в проведение культурно-массовых мероприятий, посвященных дням дружбы народов, а также праздникам городов-побратимов.
Перспективным направлением международного сотрудничества в сфере развития циркового искусства является экспорт российских цирковых программ в страны ЕврАзЭС, ШОС и БРИКС. Также необходимо проработать возможность проведения совместных цирковых фестивалей России и стран-участников Содружества Независимых Государств.
5.14. Межведомственная и межотраслевая кооперация в цирковом деле
Существенным фактором развития циркового дела в Российской Федерации является наличие эффективных каналов межведомственного взаимодействия. Цирковая отрасль нуждается в переоснащении, технической и цифровой трансформации, импортозамещении, трансфере технологий и многих других аспектах, решение которых невозможно в пределах деятельности только Российской государственной цирковой компании или только Министерства культуры Российской Федерации. Требуется межведомственный подход и стратегическое целеполагание.
Документ "Стратегия развития циркового дела до 2035 года" прежде всего направлен на обеспечение интенсивного роста отрасли за счет интеграции цирковой индустрии в уже созданные институты государственной поддержки в смежных областях.
Стратегия является исходным документом для определения целей и задач для органов государственной власти, агентств и институтов развития, являющихся участниками процесса, что обеспечит создание эффективных каналов межведомственного взаимодействия в интересах не только цирковой отрасли, но экономики и общества в целом.
Деятельность цирковой отрасли пересекается или может пересекаться с деятельностью других отраслей и сфер деятельности. Весьма значительный эффект можно получить от координации деятельности цирковой отрасли с Министерством экономического развития Российской Федерации и администрациями курортных регионов. В частности, необходимо проработать включение цирков и цирковых мероприятий в туристские маршруты, в том числе и в рамках реализации государственной программы развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации. Информация о цирковых представлениях высокого качества (с указанием маршрутов их следования) может быть использована в рамках деятельности Туристско-информационных центров в субъектах Российской Федерации.
Следует проработать с Министерством обороны Российской Федерации создание совместных программ для военнослужащих, военных городков и гарнизонов, а также интеграцию цирковых мероприятий в повестку патриотического воспитания подрастающего поколения.
Целесообразным является необходимость проработки новых форм показа цирковых представлений с использованием современных технологий виртуальной и дополненной реальности, в связи с чем необходимо проработать совместно с Министерством цифрового развития Российской Федерации и Министерством культуры Российской Федерации технологические и организационные основы для удаленных форматов участия в цирковых спектаклях, а также трансляции цирковых представлений в формате голограмм с применением новых технологий проекции.
Перспективным направлением может стать сотрудничество с фондом "Росконгресс" с целью включения цирковых программ в культурную повестку больших форумов, таких как Петербургский экономический форум, Российский инвестиционный форум в Сочи, Восточный экономический форум во Владивостоке.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны рассматривать региональные стационарные цирки как "точки притяжения" для развития творческих (креативных) индустрий, повышающих в т.ч. инвестиционную привлекательность региона. На региональном уровне необходимо предусмотреть комплекс мер по продвижению циркового искусства, включая:
- Включение цирковых представлений в планы мероприятий субъектов РФ в сфере культуры и социальной политики;
- Интеграция цирковых проектов социальной и патриотической направленности в планы просветительской работы с молодежью;
- Поддержка проектов по продвижению циркового искусства в рамках направлений развития здорового образа жизни;
- Развитие творческих (креативных) индустрий в культурно-зрелищном секторе и др.
Необходимо, чтобы субъекты РФ и органы местного самоуправления рассматривали цирк и цирковое искусство как один из эффективных механизмов реализации национальных приоритетов в сфере культуры, просвещения, демографии, патриотического воспитания, гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений и др.
5.15. Научно-исследовательский потенциал российского цирка
Цирк представляет собой идеальную площадку для реализации множества разнообразных научных проектов в гуманитарной, естественно-научной, технической областях. Цирк - это естественный объект для изучения возможностей человека и животных, в том числе в экстремальных условиях, под экстремальными нагрузками и в экстремальных обстоятельствах.
В то же время цирк - это феномен общественной и социальной жизни и может представить материалы для изучения в области социологии и других сферах познания.
Также нужна разработка методических рекомендаций, касающихся вовлечения людей с ограниченными возможностями в цирковую среду с целью их социальной интеграции.
Изучение поведения животных в экстремальной обстановке нужно для уточнения границ гуманного обращения с животными; определения объективных показателей качества жизнедеятельности циркового животного во всём спектре сценариев практики содержания, методов оценки и измерения таких показателей; для подготовки методик подтверждения гуманного обращения с животными по объективным показателям с целью уточнения стандартов в этой сфере.
При этом государственную поддержку должны получать в первую очередь технологически сложные экспериментальные программы, затраты на которые не смогут быть компенсированы доходами от их проката.
6. ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Наименование показателя |
Значение показателя |
|||||
2023 |
2024 |
2025 |
2027 |
2030 |
2035 |
|
Количество цирков (всего) |
52 |
52 |
52 |
53 |
54 |
55 |
в том числе стационарных цирков |
45 |
45 |
45 |
45 |
45 |
45 |
из них прошедших реновацию (нарастающим итогом) |
0 |
0 |
3 |
8 |
10 |
12 |
из них в удовлетворительном состоянии |
15 |
15 |
16 |
18 |
20 |
23 |
в том числе передвижных цирков (шапито) |
7 |
7 |
7 |
8 |
9 |
10 |
из них соответствуют эксплуатационным требованиям |
5 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Количество цирковых гостиниц и общежитий |
31 |
31 |
32 |
34 |
37 |
38 |
в том числе прошедших реновацию (нарастающим итогом) |
0 |
0 |
8 |
12 |
18 |
26 |
в том числе в удовлетворительном состоянии |
3 |
3 |
11 |
15 |
21 |
29 |
Количество цирковых баз отдыха |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
в том числе в удовлетворительном состоянии |
0 |
0 |
0 |
1 |
3 |
3 |
Количество цирковых программ (с учетом создания и расформирования), прокатываемых в пределах календарного года |
63 |
67 |
72 |
84 |
92 |
100 |
в том числе созданных (нарастающим итогом) |
5 |
10 |
15 |
35 |
52 |
84 |
в том числе капитально обновленных (нарастающим итогом) |
3 |
7 |
16 |
35 |
38 |
40 |
в том числе на высоком художественном уровне |
15 |
18 |
21 |
24 |
35 |
52 |
в том числе патриотической направленности и/или продвигающих российскую национальную культуру |
10 |
10 |
12 |
15 |
15 |
25 |
в том числе экспортируемых в пределах календарного года |
0 |
1 |
5 |
5 |
7 |
10 |
Количество цирковых номеров и аттракционов |
378 |
402 |
432 |
504 |
552 |
600 |
в том числе созданных (нарастающим итогом) |
11 |
18 |
29 |
45 |
118 |
215 |
в том числе капитально обновленных (нарастающим итогом) |
14 |
28 |
61 |
97 |
225 |
350 |
в том числе лауреаты международных конкурсов и фестивалей |
35 |
50 |
75 |
100 |
150 |
200 |
Количество зрителей цирковых представлений (в млн. чел) |
4,2 |
4,8 |
6,4 |
8 |
9,7 |
12 |
в том числе по билетам, выкупаемым в рамках региональных и муниципальных программ социальной поддержки граждан |
0,1 |
0,25 |
0,45 |
0,6 |
1 |
1,5 |
в том числе по билетам, приобретенным в рамках программы "Пушкинская карта" |
0,03 |
0,05 |
0,1 |
0,15 |
0,25 |
0 |
в том числе по билетам, приобретенным юридическими лицами в целях осуществления корпоративных программ поддержки сотрудников и их семей |
0,07 |
0,1 |
0,25 |
0,5 |
0,8 |
0,8 |
Количество цирковых представлений |
4000 |
5000 |
6500 |
7000 |
9000 |
10000 |
в том числе проводимых в стационарных цирках |
3000 |
4000 |
5500 |
6000 |
7500 |
8500 |
в том числе проводимых в зарубежных странах (включая мероприятия, проводимые в рамках экспорта циркового искусства) |
15 |
50 |
100 |
300 |
500 |
500 |
Количество детских цирковых студий и школ |
200 |
200 |
200 |
200 |
200 |
250 |
в том числе соответствующих требованиям по безопасности, применяемых к учреждениям циркового искусства |
20 |
25 |
100 |
150 |
200 |
250 |
в том числе имеющих образовательную лицензию |
10 |
15 |
80 |
125 |
200 |
250 |
Количество грантов и субсидий, полученных от институтов развития на реализацию проектов в сфере развития циркового дела |
25 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Количество тематических информационных материалов на телевидении, посвященных цирковому искусству |
10 |
25 |
50 |
100 |
100 |
100 |
Количество зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности в сфере циркового искусства |
25 |
50 |
100 |
300 |
100 |
100 |
Количество научных публикаций по цирковой тематике уровня РИНЦ |
10 |
25 |
50 |
50 |
50 |
50 |
7. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ НАСТОЯЩЕЙ СТРАТЕГИИ
Реализация настоящей Стратегии обеспечивается согласованными действиями государственных органов, органов местного самоуправления и организаций:
1) Правительство Российской Федерации;
2) Администрация Президента Российской Федерации;
3) Федеральные органы исполнительной власти;
4) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
5) органы местного самоуправления;
6) Публично-правовая компания "Единый заказчик в сфере строительства"
7) субъекты цирковой деятельности, в том числе:
a) Федеральное казенное предприятие "Российская государственная цирковая компания";
b) Государственное унитарное предприятие города Москвы "Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского";
c) Акционерное общество "Московский цирк Никулина на Цветном бульваре".
Согласованное планирование и реализация мероприятий, предусмотренных настоящей Стратегией, осуществляются на основе документов стратегического планирования с использованием механизмов координации мероприятий по обеспечению стратегического управления в сфере развития циркового дела и смежных сфер.
В рамках реализации настоящей Стратегии субъекты цирковой деятельности, институты развития осуществляют инвестиции в развитие циркового искусства и смежных сфер, его популяризацию и продвижение на территории Российской Федерации и зарубежных стран.
Мероприятия по реализации настоящей Стратегии учитываются при формировании и корректировке государственных программ Российской Федерации, документов, принимаемых субъектами цирковой деятельности, программ институтов развития, программ субъектов Российской Федерации по развитию циркового дела и смежных сфер.
Оценка эффективности результатов деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по реализации настоящей Стратегии проводится ежегодно.
Положения настоящей Стратегии и план ее реализации обязательны для выполнения всеми органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления и являются основой для разработки и корректировки соответствующих государственных, ведомственных и региональных программ и планов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.