Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2022 г. N 2253"
(подготовлен Минстроем России 13.07.2023 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2022 г. N 2253" (далее - Проект постановления) подготовлен во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллина от 31 мая 2023 г. N 2967-П16-МХ (далее - поручение) и пункта 7 протокола совместного совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Новака от 2 мая 2023 г. N АБ-П51-88пр. Проект постановления разработан в рамках реализации федерального проекта "Инфраструктурное меню" государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2016 г. N 445.
В соответствии с частью 2 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении отдельных объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, Правительство Российской Федерации в установленных им случаях принимает решение о проведении строительного контроля федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или подведомственным указанному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением.
В целях пресечения нецелевого расходования средств на проведение строительного контроля, сокращения расходов и не допущения злоупотребления на местах, связанных с выполнением мероприятий по модернизации коммунальной инфраструктуры, затягивания проведения работ, а также в целях реализации единых подходов как в нормативном правовом регулировании деятельности по строительному контролю, так и непосредственно к самому порядку его реализации проект постановления предусматривает осуществление строительного контроля в отношении объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств финансовой поддержки, предоставляемой бюджетам субъектов Российской Федерации публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" (далее - Фонд) на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, подведомственным Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации федеральным бюджетным учреждением "Федеральный центр строительного контроля".
Текущая редакция Правил предоставления публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств публично-правовой компании "Фонд развития территорий" на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры на 2023 - 2027 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2022 г. N 2253 (далее - Правила), не предусматривает предоставления финансовой поддержки на реализацию мероприятий региональной программы по модернизации систем коммунальной инфраструктуры (далее - Региональная программа) в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, являющихся в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях объектами концессионного соглашения.
Вместе с тем, основные объекты теплоснабжения, централизованных систем водоснабжения и водоотведения (котельные, тепловые сети, водопроводные и канализационные очистные сооружения, насосные станции, водопроводные и канализационные сети), требующие реконструкции (модернизации) или капитального ремонта, передаются концессионерам в составе объекта концессионного соглашения. В составе иного имущества, технологически и функционально связанного с объектом концессионного соглашения, передается вспомогательное имущество, непосредственно не участвующее в процессе теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и, как правило, не нуждающееся в реконструкции (модернизации) или капитальном ремонте.
Проектом постановления в Правила вносятся изменения в части введения положения, допускающего возможность предоставления финансовой поддержки на реализацию мероприятий Региональной программы в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, являющихся в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях объектом концессионного соглашения, если финансовое обеспечение реализации мероприятий Региональной программы предусмотрено за счет платы концедента, внесение которой осуществляется с использованием финансовой поддержки, по концессионному соглашению, заключаемому после 20 декабря 2022 г.
Проектом постановления условия предоставления субъектам Российской Федерации средств финансовой поддержки дополняются условием о включении в региональную программу мероприятий в отношении не менее 50 процентов (по протяженности) линейных объектов коммунальной инфраструктуры (по каждому условному диаметру таких объектов), входящих в состав объекта концессионного соглашения, объектом которого являются объекты коммунальной инфраструктуры (за исключением объектов коммунальной инфраструктуры, которые в соответствии с законодательством в сфере электроэнергетики относятся к объектам электросетевого хозяйства), заключаемого после 1 января 2024 года, при условии финансирования модернизации иных объектов коммунальной инфраструктуры, входящих в состав объекта данного концессионного соглашения, за счет концессионера (при наличии таких концессионных соглашений, в пределах объема финансовой поддержки на реализацию региональной программы соответствующего субъекта Российской Федерации (лимита) на текущий и будущие годы.
Необходимость введения указанной нормы обусловлена следующим.
В настоящее время в отношении объектов коммунальной инфраструктуры (объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения), передаваемых по концессионным соглашениям, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" предусматривается обязанность концессионера по созданию и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения.
Однако, в связи с тем, что теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение являются регулируемыми видами деятельности, тарифы на которые при этом дополнительно ограничены предельными индексами роста платы граждан за коммунальные услуги, концессионер в большинстве случаев объективно не может в рамках концессионной модели обеспечить создание и реконструкцию одновременно дорогостоящих т.н. "площадных" объектов (котельных, станций водоподготовки, водопроводных и канализационных насосных станций, канализационных очистных сооружений и др.) и всех линейных объектов (сетей теплоснабжения, водопроводных и канализационных сетей), имеющих значительную протяженность.
Соответственно в большинстве концессионных соглашений, в том числе долгосрочных, темпы строительства и реконструкции линейных объектов (сетей) являются недостаточными, что не позволяет коренным образом решить проблему значительного износа сетей и высокой аварийности на них.
В то же время даже при обеспечении конкретной системы теплоснабжения, централизованной системы водоснабжения и водоотведения всеми необходимыми современными "площадными" объектами, ненадлежащее состояние линейных объектов (сетей) приведет к невозможности обеспечения потребителей качественным теплоснабжением, водоснабжением и водоотведением.
С учетом изложенного необходим комплексный подход к модернизации коммунальной инфраструктуры, когда основную часть обязательств принимает на себя концессионер (модернизация "площадных" объектов и 50% сетей), а модернизация остальных 50% сетей (или более) обеспечивается за счет бюджетных средств, в том числе средств публично-правовой компании "Фонд развития территорий".
Проектом постановления предлагается в качестве базового уровня установить распределение финансирования мероприятий по модернизации линейных объектов (сетей) в равной пропорции (50% на 50%) между концессионером и бюджетом, во избежание избыточной нагрузки на одну из сторон. Однако, в рамках конкретного концессионного соглашения может быть осуществлено увеличение доли финансирования модернизации линейных объектов (сетей) за счет средств бюджета (при наличии соответствующего волеизъявления со стороны концедента и субъекта Российской Федерации).
Также Правила дополняются положениями, допускающими внесение в утвержденные Региональные программы изменений, предусматривающих корректировку основных параметров Региональной программы на основании решения Фонда по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации без одобрения таких изменений Презиумом (штабом) Комиссии за исключением случаев когда происходит увеличение средств финансовой поддержки в целом по региональной программе и по годам реализации региональной программы и (или) изменения в утвержденную региональную программу, предусматривающее ухудшение значения одного или нескольких целевых показателей реализации мероприятий региональной программы (в целом по региональной программе и по годам реализации региональной программы), перечень которых установлен пунктом 16 Правил.
Фонд является владельцем прав на автоматизированную информационную систему "Реформа ЖКХ" 2.0 (далее - Система), созданную и введенную в эксплуатацию государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, правопреемником которой Фонд стал в результате реорганизации.
В соответствии с постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами Минстроя России в Системе подлежит размещению публично значимая информация, посредством Системы осуществляется взаимодействие Фонда и субъектов Российской Федерации при подаче заявок на предоставление финансирования и при представлении отчетности.
Указанное наименование Системы не соответствует характеру размещаемой в ней информации, а также целям деятельности Фонда, определенным Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Проектом постановления предлагается исключить наименование Системы из текста Правил.
По ряду субъектов Российской Федерации тарифы на коммунальные услуги были утверждены до вступления в силу Правил, имеется риск неисполнения условия предоставления финансовой поддержки, предусмотренный абзацем третьим пункта 8 Правил, в связи с этим предлагается осуществлять контроль исполнения условия по обеспечению достижения доли фактического значения индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъекту Российской Федерации по итогам каждого года реализации региональной программы не менее 80 процентов значения указанного индекса, утвержденного Правительством Российской Федерации на соответствующий год начиная с 2024 года.
Принятие Проекта постановления обеспечит доведение финансовой поддержки на реализацию концессионером мероприятий по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных в утвержденной Региональной программе и направленных на повышение качества и надежности коммунальных услуг, позволит оптимизировать процесс внесения изменения в утвержденные региональные программы, а также будет способствовать реализации федерального проекта "Инфраструктурное меню" государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами".
Положения Проекта постановления полностью соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация предлагаемых решений не окажет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие Проекта постановления не повлечет за собой изменение установленных целей государственных программ Российской Федерации.
В Проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Принятие Проекта постановления не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.