Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(подготовлен Минтрансом России 24.07.2023 г.)
1. Общая характеристика проекта акта
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" вносится Минтрансом России в рамках исполнения поручений Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 21.06.2023 N 4220-П50-ММ и Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова от 27.06.2023 N 4509-П50-АБ.
2. Информация об анализе правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
Принятие проекта постановления не требует проведения анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования.
3. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
1. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации возмещение недополученных авиакомпаниями доходов от перевозок по специальному тарифу в салонах экономического класса льготных категорий граждан по маршрутам с удаленными и труднодоступными населенными пунктами, расположенными в том числе в Дальневосточном федеральном округе, является публичным обязательством Российской Федерации (приложение N 1 постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2018 N 215, далее - постановление N 215).
К указанным льготным категориям относятся граждане Российской Федерации в возрасте до 23 лет, женщины в возрасте свыше 55 лет, мужчины в возрасте свыше 60 лет, инвалиды I группы и сопровождающие их лица, дети-инвалиды и сопровождающие их лица, инвалиды с детства II или III группы, а также многодетные семьи.
В 2022 году авиакомпаниями выполнены указанные субсидируемые авиаперевозки на сумму 10,46 млрд. рублей, из которых в рамках предусмотренных бюджетных ассигнований выплачено 7,62 млрд. рублей.
Таким образом, дефицит средств для выполнения публичных обязательств за 2022 год составляет 2,84 млрд. рублей (для компенсации за перевозку 330 588 пассажиров).
Постановлением N 215 предусмотрено, что в связи с недостаточностью лимитов бюджетных обязательств в отношении указанных перевозок субсидия в их отношении предоставляется в очередном финансовом году в приоритетном порядке.
Вместе с тем бюджетные ассигнования, предусмотренные на выполнение публичных обязательств за 2023 год в размере 4,3 млрд. рублей законтрактованы в полном объеме, их перераспределение на исполнение публичных обязательств за 2022 год не представляется возможным.
В настоящее время продано более 713 тыс. билетов, что уже превышает плановое значение продаж в рамках бюджетных лимитов на 48%, дефицит финансирования публичного обязательства по итогам 2023 года оценивается примерно в 4,1 млрд. рублей.
При этом дополнительное сокращение иных программ субсидирования воздушных перевозок в целях покрытия указанного дефицита может привести к сокращению перевозок по социальным маршрутам.
Следует отметить, что неисполнение публичного обязательства может привести:
к сокращению выставляемых в продажу авиакомпаниями субсидируемых авиабилетов;
к исковым судебным претензиям от авиакомпаний о взыскании средств из федерального бюджета в целях компенсации недополученных доходов.
С учетом изложенного предлагается внести в постановление N 215 изменения, которые позволят компенсировать расходы авиакомпаниям, понесенные в предшествующем году в рамках реализации приложения N 1,не только в очередном финансовом году, но и в последующем.
2. Уточнено понятие "специального тарифа", применяемого в рамках Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 N 1242 (далее - постановление N 1242).
В целях нивелирования рисков увеличения размера установленного постановлением N 1242 размера специального тарифа за счет взимания дополнительных сборов, специальный тариф определен как провозная плата, т.е. денежная сумма за перевозку, включающая все установленные сборы и стоимость дополнительных услуг повышенной комфортности (при наличии).
3. Положения постановлений N 215 и N 1242 приведены в соответствие с Общими требованиями к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1492.
4. Оценка эффективности предлагаемых решений
Принятие проекта постановления не потребует выделения дополнительных финансовых ассигнований из федерального бюджета.
5. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Принятие проекта постановления не повлечет за собой:
изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов;
сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
6. Прогноз социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются эти решения либо к сфере реализации которой они относятся, или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации
Принятие проекта постановления не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных прогнозируемых последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект постановления не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению,а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Реализация проекта постановления позволит достичь цели федерального проекта "Обеспечение доступности услуг воздушного транспорта" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы".
7. Соответствие предлагаемых решений положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
8. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
В проекте постановления обязательные требования отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.