Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области саморегулирования в градостроительной деятельности"
(подготовлен Минтрудом России 28.09.2023 г.)
Профессиональный стандарт "Специалист в области саморегулирования в градостроительной деятельности" разработан в целях реализации Указов Президента РФ от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" и N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", в соответствии с которыми, в целях повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста, необходимо создать и модернизировать 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест, и обеспечить указанные рабочие места высококвалифицированными кадрами.
Уведомление о разработке проекта профессионального стандарта размещено сайте "Профессиональные стандарты" (http://profstandart.rosmintrud.ru/):
https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/reestr-uvedomleniy-o-razrabotke-peresmotre-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=106673.
Раздел 1. Общая характеристика области профессиональной деятельности, вида профессиональной деятельности, трудовых функций
1.1. Значение для отрасли, анализ существующей ситуации, информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности
Градостроительная деятельность, в виду ее значимости в жизни общества, а также потенциальной опасности в случае просчетов, допущенных в процессе капитального строительства зданий и сооружений, а также их проектирования и инженерных изысканий нуждается в постоянном контроле. При этом, эффективность такого контроля обусловлена наличием у контролирующих органов специальных знаний в области градостроения и заинтересованности в инновациях и развитии отрасли в целом. Иными словами, контроль за градостроительной деятельностью должен быть предметным, а не формальным.
В этой связи, в ходе административной реформы, которая осуществлялась в двухтысячных годах, на законодательном уровне было приняло решение об упразднении лицензионной системы контроля в градостроительстве. При этом система лицензирования была заменена на институт саморегулирования.
Институт саморегулирования является эффективным способом снижения прямого государственного регулирования и сокращения административных барьеров.
Саморегулирование является с одной стороны, деятельностью, связанной с саморазвитием градостроительной отраслей, а с другой стороны, мощным инструментом контроля за соблюдением правил и стандартов, поскольку контроль производится заинтересованными субъектами, хорошо знающими рынок и находящимися в условиях конкурентной борьбы.
Основным содержанием деятельности саморегулируемых организаций является обеспечение допуска на рынок только квалифицированных подрядчиков путем разработки и утверждения стандартов и правил предпринимательской деятельности, а также в дополнение к государственному надзору - контроль за соблюдением обязательных требований.
При этом саморегулируемыми организациями формируются компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, средствами которых они отвечают по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда потребителям работ, услуг.
В целях повышения качества подрядных работ и предупреждения причинения вреда потребителям работ, услуг введен институт национальных реестров специалистов, устанавливающий квалификационные требования к работникам членов саморегулируемых организаций (главным инженерам проектов, главным архитекторам проектов), ответственным за качество работ, их должностные обязанности, а также их персональную ответственность за принимаемые решения, обеспечивающие безопасность в строительстве.
Утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2022 N 3268-р "Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года", определены мероприятия, направленные на:
- формирование условий, стимулирующих самоконтроль саморегулируемых организаций, в том числе за счет оценки деятельности подрядчиков, расширения случаев выплат из средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций;
- создание информационного ресурса саморегулирования в строительной отрасли, содержащего сведения о членах всех саморегулируемых организаций и их обязательствах по договорам подряда, синхронизированного со сведениями национальных реестров специалистов.
Реализация поставленных задач, а также требований, предусмотренных положениями Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" и главы 6.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации, требует высокой квалификации сотрудников и экспертов саморегулируемых организаций, численность которых по состоянию на 29.06.2023 года, составляет около 500 организаций.
В саморегулируемых организациях трудится более 5 000 человек, для которых в российском законодательстве отсутствуют квалификационные требования. Проект профессионального стандарта призван установить квалификационные требования и траекторию профессионального роста специалистов, экспертов и руководителей саморегулируемых организаций в сфере строительства.
Согласно действующему законодательству, саморегулирование должно осуществляться не спонтанно, а в рамках саморегулируемых организаций, которые образуются в форме некоммерческих организаций представителями соответствующих отраслей на основе членства.
В этой связи особенно важным становится вопрос о профессиональной подготовке и объективной оценке специалистов, готовых работать в данном виде профессиональной деятельности.
Анализ государственных и отраслевых нормативных документов, анкетирование работодателей, анализ образовательных программ профессионального образования, образовательных стандартов среднего профессионального образования, высшего образования (ОКСО: 2.07.00.00 Архитектура, 2.08.00.00 Техника и технологии строительства, 2.21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия, 5.38.00.00 Экономика и управление, 5.40.00.00 Юриспруденция) показал, что в настоящее время) показал, что профессиональная деятельность таких специалистов, прежде всего, направлена на разработку правил и стандартов осуществления профессиональной и предпринимательской деятельности, а также на контроль за их соблюдением всеми участниками в рамках саморегулируемых организаций.
Современный этап развития саморегулирования в градостроительной деятельности характеризуется устойчивым развитием во всех регионах страны. Дальнейшие перспективы становятся все более серьезными и масштабными.
Данный стандарт является многофункциональным межотраслевым нормативным документом, описывающим области профессиональной деятельности, содержание трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций по 5, 6 и 7 квалификационным уровням, а также ряд других параметров, характеризующих специфику труда.
Профессиональный стандарт разработан также в целях обеспечения единства требований оценки профессиональной компетентности и квалификации работника.
При разработке данного профессионального стандарта принимали во внимание нормативно-правовую базу, регулирующую данный вид профессиональной деятельности.
Области профессиональной деятельности (виды экономической деятельности), в которых применим профессиональный стандарт "Специалист в области саморегулирования в градостроительной деятельности" приведены в таблице 1.
Таблица 1. Области профессиональной деятельности
94.12 |
Деятельность профессиональных членских организаций |
94.11 |
Деятельность коммерческих и предпринимательских членских организаций |
71.12.61 |
Деятельность в области технического регулирования и стандартизации |
69.10 |
Деятельность в области права |
82.1 |
Деятельность административно-хозяйственная и вспомогательная деятельность по обеспечению функционирования организации |
|
|
Основной целью вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) является: установление стандартов и правил предпринимательской деятельности субъектов в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, объединенных в саморегулируемые организации, а также контроль за их соблюдением.
Основными задачами профессиональной деятельности являются:
- разработка стандартов и правил предпринимательской деятельности в сфере саморегулирования в градостроительной деятельности;
- контроль исполнения требований стандартов и правил предпринимательской деятельности в сфере саморегулирования в градостроительной деятельности.
Основными сферами применения профессионального стандарта являются:
- широкий круг задач в области управления персоналом (разработка стандартов организаций, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификация должностей; отбор, подбор и аттестация персонала; планирование карьеры);
- процедуры стандартизации и унификации в рамках вида (видов) экономической деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.);
- оценка квалификаций граждан;
- формирование государственных образовательных стандартов и программ профессионального образования и обучения, а также разработка учебно-методических материалов к этим программам.
Профессиональный стандарт "Специалист в области саморегулирования в градостроительной деятельности" может быть использован работодателем для решения следующих задач:
- выбор квалифицированного персонала на рынке труда, отвечающего поставленной функциональной задачи;
- определение критериев оценки при подборе и отборе персонала;
- обеспечение качества труда персонала и соответствия трудовых функций, выполняемых персоналом, установленным требованиям;
- обеспечение профессионального роста персонала;
- поддержание и улучшение стандартов качества в организации через контроль и повышение профессионализма своих работников;
- повышение мотивации персонала к труду в своей организации;
- повышение эффективности, обеспечения стабильности и качества труда, а, следовательно, и высоких экономических результатов.
Профессиональный стандарт "Специалист в области саморегулирования в градостроительной деятельности" является основой для работника в следующих направлениях:
- определение собственного профессионального уровня, направлений и задач профессионального обучения и совершенствования;
- эффективное функционирование на предприятии;
- обеспечение собственной востребованности на рынке труда и сокращение сроков поиска подходящей работы;
- карьерный рост и увеличение доходов.
Профессиональный стандарт "Специалист в области саморегулирования в градостроительной деятельности" необходим для сферы образования в качестве основы для формирования федеральных образовательных стандартов и образовательных программ всех уровней профессионального образования, разработки методических материалов и выбора форм и методов обучения в системе профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования персонала на предприятиях.
1.2. Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности
В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, в рамках вида профессиональной деятельности "Обеспечение функционирования саморегулируемых организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства" были выделены обобщенные трудовые функции (ОТФ).
Декомпозиция вида профессиональной деятельности на составляющие его ОТФ осуществлялась на основе следующих принципов.
1. Соответствие требованию полноты. Совокупность ОТФ полностью охватывает вид профессиональной деятельности "Обеспечение функционирования саморегулируемых организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства". Установленные ОТФ необходимы и достаточны для достижения цели вида профессиональной деятельности.
2. Соответствие требованию точности формулировки. Формулировки ОТФ соответствуют терминологии и положениям законодательной и нормативно-правовой базы, и одинаково понимаются большинством представителей профессионального сообщества.
3. Соответствие требованию относительной автономности трудовой функции. Каждая ОТФ представляет собой относительно автономную (завершенную) часть профессиональной деятельности, ее выполнение возможно одним работником, и приводит к получению конкретного результата.
4. Соответствие требованию проверяемости. Существует возможность объективной проверки владения работником любой ОТФ.
Объективным основанием для выделения ОТФ является вид работ и сложность их выполнения.
В соответствии приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 148н и с учетом Отраслевой рамки квалификаций для каждой ОТФ установлены уровни квалификаций. С учетом анализа требований профессиональной деятельности специалистов в области саморегулирования в градостроительной деятельности ОТФ отнесены к 5, 6 и 7 уровням квалификации.
Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации представлены в таблице 2.
Таблица 2. Обобщенные трудовые функции
Код |
Обобщенные трудовые функции |
Уровень квалификации |
Обоснование уровня квалификации |
A |
Контроль документооборота саморегулируемой организации (далее - СРО) и ведение реестра членов СРО |
5 |
Решение различных типов практических задач с элементами проектирования, выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации, текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности - ключевые особенности профессиональной деятельности специалистов в области саморегулирования в градостроительной деятельности в рамках данной обобщенной трудовой функции. К специалистам в области саморегулирования в градостроительной деятельности в рамках данной обобщенной трудовой функции не предъявляются требования к опыту работы, но рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации в области саморегулирования, осуществляемое не реже одного раза в пять лет. |
B |
Контроль за осуществлением членами СРО предпринимательской деятельности, а также за соблюдением требований стандартов и внутренних документов саморегулируемой организации |
6 |
Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, сложных технологических или методических решений - ключевые особенности профессиональной деятельности специалистов в области саморегулирования в градостроительной деятельности в рамках обозначенных обобщенных трудовых функций. К специалистам в области саморегулирования в градостроительной деятельности в рамках данных обобщенных трудовых функций предъявляются обязательные требования к опыту работы и рекомендуются дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации в области саморегулирования, осуществляемое не реже одного раза в пять лет. |
С |
Организация и ведение дисциплинарного производства в СРО |
||
D |
Документальное и юридическое сопровождение деятельности СРО |
||
E |
Руководство деятельностью СРО |
7 |
Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием, знание разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных, разработка новых методов, технологий, понимание методологических основ профессиональной деятельности, создание новых знаний прикладного характера в определенной области, определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации являются основными направлениями деятельности специалистов в области саморегулирования в градостроительной деятельности в рамках данной обобщенной трудовой функции. Специалисты должны иметь опыт практической деятельности - не менее пяти менее шести лет в области саморегулирования или строительной деятельности для специалистов с высшим образованием или высшим (непрофильным) образованием и профессиональной переподготовкой по профилю деятельности, или не менее десяти лет в сфере саморегулирования для специалиста с высшим (непрофильным) образованием. |
1.3. Описание состава трудовых функций
В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, в каждой ОТФ были выделены отдельные трудовые функции (ТФ).
Декомпозиция ОТФ на составляющие ее ТФ осуществлялась на основе следующих принципов.
1. Соответствие требованию полноты. Совокупность ТФ полностью охватывает соответствующую ОТФ.
2. Соответствие требованию точности формулировки. Формулировки трудовых действий, умений и знаний, требуемых ТФ, соответствуют терминологии и положениям законодательной и нормативно-правовой базы и одинаково понимаются большинством представителей профессионального сообщества.
3. Соответствие требованию относительной автономности трудовой функции. Каждая ТФ представляет собой относительно автономную (завершенную) часть ОТФ и приводит к получению конкретного результата.
4. Соответствие требованию проверяемости. Существует возможность объективной проверки владения работником каждой ТФ.
Объективным основанием для выделения ТФ выступает вид работы. В состав трудовых функций включены конкретные трудовые действия, выполняемые специалистами в области саморегулирования в градостроительной деятельности в процессе работы.
Описание состава трудовых функций представлено в таблице 3.
Таблица 3. Трудовые функции
Код |
Уровень квалификации |
Трудовые функции |
A/01.5 |
5 |
Формирование и ведение дел членов СРО |
A/02.5 |
5 |
Организация и ведение реестра членов СРО |
A/02.5 |
5 |
Прием, первичная проверка и направление заявлений и прилагаемых документов от физических лиц для включения сведений о них в Национальный реестр специалистов |
B/01.6 |
6 |
Проверка индивидуального предпринимателя или юридического лица при приеме в члены СРО или его деятельности на соответствие требованиям, установленным СРО к своим членам |
B/02.6 |
6 |
Организация и проведение плановых проверок деятельности членов СРО |
B/03.6 |
6 |
Организация и проведение внеплановых проверок деятельности членов СРО |
С/01.6 |
6 |
Подготовка материалов и документов для проведения заседания органа по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия |
С/02.6 |
6 |
Проведение заседания органа по рассмотрению дел о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении членов СРО |
D/01.6 |
6 |
Приобретение статуса СРО |
D/02.6 |
6 |
Разработка стандартов и внутренних документов СРО |
D/03.6 |
6 |
Юридическое сопровождение деятельности СРО |
D/04.6 |
6 |
Оказание юридической помощи членам СРО по вопросам их деятельности |
D/05.6 |
6 |
Осуществление экспертной деятельности СРО |
E/01.7 |
7 |
Организация и контроль текущей хозяйственной деятельности СРО |
E/02.7 |
7 |
Организация деятельности органов управления СРО |
E/03.7 |
7 |
Организация системы взаимодействия с членами СРО |
Раздел 2. Основные этапы разработки профессионального стандарта
2.1. Информация об организациях, на базе которых проводились исследования
В соответствии с Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утв. постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 г., N 23, профессиональный стандарт разработан Советом по профессиональным квалификациям в области инженерных изысканий, градостроительства, архитектурно-строительного проектирования совместно с Национальным объединением изыскателей и проектировщиков и ООО "Центр исследований", с участием представителей работодателей ключевых отраслей, ведущих образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования. Перечень организаций, участвовавших в разработке проекта профессионального стандарта, приведены в приложении 1.
2.2. Сведения о нормативно-правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект профессионального стандарта
Профессиональная деятельность специалистов в области саморегулирования в градостроительной деятельности регулируется следующими федеральными и отраслевыми нормативно-правовыми актами.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018);
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 02.07.2021);
3. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (с изменениями и дополнениями);
4. Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (в ред. от 30.12.2020г.);
5. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (в ред. от 02.07.2021г.);
2.3. Требования к экспертам, привлеченным к разработке проекта профессионального стандарта
В целях разработки профессионального стандарта была сформирована рабочая группа экспертов, в состав которой были включены специалисты в области разработки профессиональных стандартов, эксперты Совета по профессиональным квалификациям в области инженерных изысканий, градостроительства, архитектурно-строительного проектирования, НОПРИЗ, НОСТРОЙ, руководители СРО, специалисты в области управления, обучения и развития персонала, представители системы образования и другие специалисты.
Эксперты в рабочую группу выбирались исходя из следующих требований:
- требования к представителю профессионального сообщества - высшее образование, стаж работы в профессиональной области не менее 10 лет;
- требования к представителю образовательного сообщества - высшее образование, стаж педагогической деятельности по профильным дисциплинам не менее 10 лет, стаж работы в профессиональной области не менее 5 лет.
Все эксперты рабочей группы должны знать:
- Трудовой кодекс РФ в части, регламентирующей трудовые отношения в области образования, разработку и применение профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик;
- методические рекомендации по разработке профессионального стандарта, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2013 г. N 170н, а также другие нормативные, правовые и иные акты и документы, регулирующие процесс разработки и утверждения профессиональных стандартов, включая законы, подзаконные акты, локальные нормативные акты;
- уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 N 148н;
- содержание и структуру профессиональной деятельности в рамках предметной области профессионального стандарта, трудовые функции и действия, выполняемые работниками, профессиональные знания и умения, которыми должны они обладать;
- зарубежную и отечественную практику разработки профессиональных стандартов и иных инструментов определения квалификационных требований;
- методы эффективной командной работы, приемы эффективных коммуникаций.
Все эксперты рабочей группы должны уметь:
- собирать, агрегировать и декомпозировать исходные сведения;
- анализировать информацию, включая функциональный анализ сферы профессиональной деятельности;
- формулировать дефиниции, классификации и атрибуты в целях разработки профессионального стандарта;
- взаимодействовать с другими экспертами, работать в команде.
Все эксперты рабочей группы должны обладать навыками:
- оформление документации в соответствии с принятыми (установленными) нормами и правилами;
- эффективная коммуникация с использованием современных средств связи/ИКТ;
- подготовка и представление презентационных материалов.
Кроме того, при отборе экспертов учитывались требования, не связанные с профессиональными компетенциями, но необходимые для разработки профессиональных стандартов:
- независимость;
- широкий кругозор;
- способность формировать и отстаивать точку зрения.
Сведения об организациях, привлеченных к разработке и согласованию проекта профессионального стандарта, приведены в Приложении 1 к пояснительной записке.
2.4. Этапы разработки профессионального стандарта
1 этап: анализ квалификационных требований и разработка концепции профессионального стандарта.
2 этап: разработка проекта профессионального стандарта.
3 этап: обсуждение проекта профессионального стандарта, сбор отзывов, доработка проекта с учетом поступивших замечаний.
Раздел 3. Профессионально-общественное обсуждение профессионального стандарта
3.1. Порядок обсуждения
Обсуждение проекта профессионального стандарта "Специалист в области саморегулирования в градостроительной деятельности" с заинтересованными организациями проводилось следующим путем:
- размещение проекта профессионального стандарта на сайте Национального объединения проектировщиков и изыскателей, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, ВНИИ труда и других Интернет-ресурсов:
https://spk.nopriz.ru/
https://nopriz.ru/
http://profstandart.rosmintrud.ru/;
http://www.vcot.info/;
- проведение круглых столов;
- размещение информации о разработанном проекте стандарта и его публичном обсуждении на сайтах Минтруда РФ;
- направление информации о разработанном проекте стандарта и его публичном обсуждении в более чем 300 предприятий и организаций (статистика посещаемости сайта показала, что проект стандарта был просмотрен более чем 135 пользователями);
- организация сбора отзывов и предложений на сайте разработчика.
Профессиональный стандарт согласован с Советом по профессиональным квалификациям в области инженерных изысканий, градостроительства, архитектурно-строительного проектирования (протокол от 09.06.2023 N 45), Профсоюзом работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации, Советом по профессиональным квалификациям в строительстве (Протокол от ____________________), Экспертным Советом НОСТРОЙ (Заключение от 15.02.2023), Совет НОПРИЗ (Протокол от 27.06.2023 N 60).
Данные об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта, приведены в Приложении 2.
3.2. Организации и эксперты, привлеченные к обсуждению проекта профессионального стандарта
Участники фокус-групп и выборка респондентов, принимавших участие в экспертных опросах, формировались из числа специалистов, обладающих знанием специфики данного вида трудовой деятельности, квалификационных требований, предъявляемых к работникам (эксперты двух категорий: производственники и специалисты по работе с персоналом).
Данные об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта, приведены в Приложении 2.
3.3. Данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта и к проектам квалификаций, сформированных на его основе
Поступило более (32) отзывов от (30) организаций из (15) регионов Российской Федерации, в том числе:
- очные мероприятия - (1500) участников, (20) - предложений и замечаний;
- обсуждение на Интернет-площадках: (95) посещений/просмотров, (12) - предложений и замечаний.
Сводные данные по результатам публичного обсуждения, поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта приведены в Приложении 3.
Совет по профессиональным квалификациям в области инженерных изысканий, градостроительства, архитектурно-строительного проектирования, содержащимися в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 "О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов" и приказах Минтруда России от 12 апреля 2013 г. N 147н "Об утверждении Макета профессионального стандарта" и N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов", организовал доработку профессионального стандарта "Специалист в области саморегулирования в градостроительной деятельности".
Раздел 4. Согласование проекта профессионального стандарта
В проекте профессионального стандарта трудовые функции, особо регулируемые законодательством и требующие проведения согласования, отсутствуют.
Проект профессионального стандарта "Специалист в области саморегулирования в градостроительной деятельности" вносится в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации для утверждения в установленном порядке.
Приложение 1
к пояснительной записке к проекту профессионального стандарта
"Специалист в области саморегулирования в градостроительной деятельности"
Сведения об организациях, привлеченных к разработке и согласованию проекта профессионального стандарта
N п/п |
Организация |
Субъект Российской Федерации |
Разработка профессионального стандарта | ||
1. |
Совет по профессиональным квалификациям в области инженерных изысканий, градостроительства, архитектурно-строительного проектирования |
город Москва |
2. |
Совет по профессиональным квалификациям в строительстве |
город Москва |
3. |
Ассоциация саморегулируемых организаций общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское межотраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации" |
город Москва |
4. |
Национальное объединение изыскателей и проектировщиков |
город Москва |
5. |
ООО "Центр исследований" |
город Москва |
Согласование профессионального стандарта | ||
1. |
Ассоциация саморегулируемых организаций общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское межотраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации" (Экспертный Совет НОСТРОЙ (Заключение от 15.02.2023)) |
город Москва |
2. |
Национальное объединение изыскателей и проектировщиков (протокол Совета НОПРИЗ от 27.06.2023 N 60) |
город Москва |
3 |
Совет по профессиональным квалификациям в строительстве (протокол от 27.07.2023 N 189) |
город Москва |
4. |
Совет по профессиональным квалификациям в области инженерных изысканий, градостроительства, архитектурно-строительного проектирования (протокол от 09.06.2023 N 45) |
город Москва |
5. |
Профсоюз работников строительства и промышленности строительных материалов (письмо от "03" июля 2023 г.N 37-1) |
город Москва |
Приложение 2
к пояснительной записке к проекту профессионального стандарта
"Специалист в области саморегулирования в градостроительной деятельности"
Сведения о мероприятиях профессионально-общественного обсуждения проекта профессионального стандарта
Мероприятие |
Дата проведения |
Наименования организаций, участвующих в мероприятии (с указанием субъекта Российской Федерации) |
Общее количество участников мероприятия |
URL-адрес Интернет-ресурса, содержащего информацию о проведенном мероприятии |
Обучающий семинар для специалистов саморегулируемых организаций г. Москвы и ПФО |
14-15.09.2021 |
Саморегулируемые организации ПФО и Москвы, строительные организации |
150 |
https://nopriz.ru/news/?ID=32379 |
Обучающий семинар для специалистов саморегулируемых организаций СЗФО |
09-10.09.2021 |
Саморегулируемые организации СЗФО и Москвы, строительные организации |
100 |
https://nopriz.ru/news/?ID=32362 |
Обучающий семинар для специалистов саморегулируемых организаций ЮФО и СКФО |
22-23.09.2021 |
Саморегулируемые организации ЮФО и СКФО Москвы, строительные организации |
30 |
https://nopriz.ru/news/?ID=32397 |
Обучающий семинар для специалистов саморегулируемых организаций СФО |
15-16.11.2021 |
Саморегулируемые организации СФО и Москвы, строительные организации |
40 |
https://nopriz.ru/news/?ID=32637 |
Обучающий семинар для специалистов саморегулируемых организаций УФО |
07.10.2021 |
Саморегулируемые организации УФО и Москвы, строительные организации |
50 |
https://nopriz.ru/news/?ID=32429 |
Комиссия по саморегулированию при Общественном совете Минстроя России |
26.11.2021 |
Саморегулируемые организации, строительные организации, представители федеральных органов исполнительной власти |
40 |
https://nopriz.ru/news/?ID=32596 |
Комитет НОПРИЗ по саморегулированию |
25.11.2021 |
Саморегулируемые организации, строительные организации, представители федеральных органов исполнительной власти |
40 |
https://nopriz.ru/news/?ID=32592 |
Комитет НОПРИЗ по саморегулированию |
26.01.2023 |
Саморегулируемые организации, строи-тельные организации, представители федеральных органов исполнительной власти |
40 |
https://nopriz.ru/news/?ID=34213 |
Заседание Совета НОПРИЗ |
27.06.2023 |
Саморегулируемые организации |
25 |
https://nopriz.ru/news/news.php?ID=35104 |
Окружная конференция НОСТРОЙ в Сибирском федеральном округе3 |
20.07.2023 |
Саморегулируемые организации, строительные организации |
100 |
https://nostroy.ru/company/news/?COMP_ID=t_news&CUR_TAB=0&eid=37373 |
Приложение 3
к пояснительной записке к проекту профессионального стандарта
"Специалист в области саморегулирования в градостроительной деятельности"
Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта "Специалист в области саморегулирования в градостроительной деятельности", проектам квалификаций и описанию профессий для Справочника профессий
N п/п |
ФИО эксперта |
Организация, должность |
Замечание, предложение |
Принято, отклонено, частично принято (с обоснованием) |
Замечания и предложения к проекту профессионального стандарта | ||||
1. |
Ирина Евгеньевна Кузьма |
председатель Совета СРО "ОРОС", |
В разделе "Содержание" в проекте профессионального стандарта не использовать аббревиатуры. Наименования обобщенных трудовых функций, трудовых функций и формулировки трудовых действий привести в соответствие с названием профессионального стандарта и вида профессиональной деятельности (саморегулирование в градостроительной деятельности). Привести в соответствие друг другу характеристики ОТФ (в части возможных наименований должностей и сведений по Общероссийском классификатору занятий, Общероссийскому классификатору профессий, должностей и разрядов, а также квалификационного справочника) (см. ОТФ В и ОТФ С). |
Принято |
2. |
С. Г. Черных |
АССОЦИАЦИЯ СРО "ГЕОБАЛТ", член Комитета по саморегулированию |
ОТФ А. Фактически, здесь и далее - это делопроизводитель, нет необходимости для этой должности вводить новый стандарт. |
Отклонено. Выделение обобщенной трудовой функции связано с профильной деятельностью специалиста по контрою документооборота саморегулируемой организации и ведение реестра членов СРО. |
3. |
ОТФ В. В Градостроительном Кодексе не предусмотрен контроль СРО за предпринимательской деятельностью своих членов. |
Отклонено. Контроль СРО за предпринимательской деятельностью своих членов - одна из основных задач специалиста по саморегулированию в градостроительной деятельности. |
||
4. |
А.Ф.Суров |
Ассоциация СРО "МОСП МСП - ОПОРА",%20к.ю.н,%20доцент%20afsurov@gmail.com |
Отнесение к видам экономической деятельности: С. 2 94.99 Деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки Предложение: Исключить, так как некоммерческие организации, имеющие статус саморегулируемой организации не являются общественными организациями (разные законы регулируют деятельность). |
Принято. |
5. |
ОТФ В. Контроль за осуществлением членами СРО предпринимательской деятельности. Предложение: Дополнить словами: "а также за соблюдением требований стандартов и внутренних документов саморегулируемой организации". Ч. 1 Ст. 2 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" |
Принято. |
||
6. |
3.1.1. Трудовая функция. Необходимые знания "Основания для отказа в принятии документов, для включения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в члены СРО" Предложение: Изложить в редакции: "Основания возврата документов, представленных для принятия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в члены СРО Техническая правка Юридические лица не включаются, а принимаются в члены СРО |
Принято. |
||
7. |
3.2.2. Трудовая функция. Трудовые действия "Осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов" Предложение: Исключить в данном разделе Включить данный вопрос в раздел "Осуществление экспертной деятельности СРО D/04.6" Указанный вопрос не относится к контролю за деятельностью членов. Это вопрос более высокого уровня. |
Принято. |
||
8. |
3.2.3. Трудовая функция Передача материалов внеплановой проверки в орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия, при выявлении нарушений в деятельности проверяемого члена СРО Предложение: Исключить или редактировать: Оформление материалов внеплановой проверки для передачи в орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия, при выявлении нарушений в деятельности проверяемого члена СРО |
Принято |
||
9. |
3.3. Обобщенная трудовая функция Организация и ведение дисциплинарного производства в СРО Вызывает сомнение, что Возможные наименования должности: - Член дисциплинарного органа |
Принято |
||
10. |
3.3.2. Трудовая функция Трудовое действие "Рассмотрение дел о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении членов СРО". Штатные сотрудники СРО могут быть только специалистами, обеспечивающими деятельность Дисциплинарного органа и не принимают решений на заседании ДК. Изложить в редакции: "Организация проведения заседания по рассмотрению дел о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении членов СРО". |
Принято |
||
11. |
3.3.2. Трудовая функция Умение "Принимать решение о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении членов СРО" Исключить. Штатные сотрудники СРО могут быть только специалистами, обеспечивающими деятельность Дисциплинарного органа и не принимают решений на заседании ДК. |
Принято |
||
12. |
3.3.2. Трудовая функция "Порядок и правила освобождения от дисциплинарной ответственности" Изложить в редакции: "Порядок и правила освобождения от применения мер дисциплинарного воздействия" |
Принято |
||
13. |
ОТФ D. Дополнить - Магистр Для бакалавра установить минимальный срок к опыту практической работы - 5 лет. |
Принято частично. Для 6 уровня квалификации максимальный уровень образования - бакалавриат. (Приказ Минтруда России от 12.04.2013 N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"). |
||
14. |
3.4.1. Трудовая функция В соответствии с требованиями Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" СРО обязаны размещать информацию о деятельности на Информационном портале Минюста России. Дополнить: "Размещать информацию о деятельности НКО на Информационном портале Минюста России" |
Принято |
||
15. |
3.4.3. Трудовая функция "Консультирование членов СРО по правовым вопросам, связанным с их предпринимательской деятельностью" Изложить в редакции: "Консультирование членов СРО по правовым вопросам, связанным градостроительной деятельностью и деятельностью саморегулируемых организаций". Вопросы консультирования по вопросам предпринимательской деятельности в сферу деятельности |
Принято |
||
16. |
3.5.1. "Организация формирования и размещения средств компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в соответствии с решениями общего собрания членов СРО". Изложить в редакции: "Организация системы имущественной ответственности саморегулируемой организации".
Статья 13. Способы обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях"
Формирование средств компенсационного фонда является частным случаем формирования Имущественной ответственности СРО, которая может включать, в том числе, страхование. Профстандарт не должен ограничивать действия, предусмотренные законом. |
Принято |
||
17. |
3.5.1. Дополнить трудовые действия: "Организация размещения средств компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств и контроля за их Сохранностью". |
Принято |
||
18. |
3.5.1. Слова "в соответствии с решениями общего собрания членов СРО" далее по тексту исключить. Данная фраза не несет смысловой нагрузки для конкретных трудовых действий. Указанный вопрос регулируется законом и внутренними документами СРО и не может содержаться в Профстандарте. |
Принято |
||
19. |
Капинус Николай Иванович |
Председатель Комитета НОПРИЗ по саморегулированию |
Не учтены требования действующего законодательства Российской Федерации о требованиях к статусу саморегулируемой организации. Специалист в области саморегулирования должен обладать познаниями во всех вопросах с момента получения статуса саморегулируемой организации, ее функционирования в пределах правового поля, и прекращения такого статуса. |
Принято |
20. |
Ирина Евгеньевна Кузьма |
председатель Совета СРО "ОРОС", представитель ООО "СтилТрейд" |
1. Трудовая функция 3.1.1 "Формирование и ведение дел членов СРО". "Трудовые действия" в основном связаны со вступлением. Но помимо вступления, члены также могу изменять уровень ответственности, получать право выполнять работы, связанные с конкурентными процедурами, получать право выполнять работы на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, объектах атомной энергий, прекращать членство, изменять иные данные, которые находятся в делах членов СРО и реестре (сведения о руководителе, адрес и т.п.). По данным вопросам также происходит прием и регистрация документов, проверяется комплектность, дополняются дела членов. Необходимо дополнить трудовые действия, либо сделать универсальными фразы, чтобы документы касались не только "вступления в члены". "Необходимые умения" и "необходимые знания" аналогично вышеизложенному. |
Принято |
21. |
В трудовой функции 3.2.1 Специалиста контрольного органа опять указаны действия только при приеме членов. Необходимо дополнить ОТФ 3.2. функцией осуществления контроля за деятельностью своих членов |
Принято |
||
22. |
Глушков Антон Николаевич |
Президент Ассоциации "Национальное объединение строителей" |
Наименование вида профессиональной деятельности изложить в следующем виде: "Обеспечение функционирования саморегулируемых организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства", поскольку применение профессиональных стандартов напрямую связано с текущей деятельностью саморегулируемых организаций. |
Принято |
23. |
Дополнить "необходимые знания" "трудовые действия", ТФ "Формирование "необходимые умения", и ведение дел членов саморегулируемой организаций" специалистов, связанные с актуализацией дел членов саморегулируемой организаций в процессе проводимого саморегулируемой организацией анализа информации, полученной от членов саморегулируемой организаций. |
Принято |
||
24. |
Привести код "3431" и наименование группы занятий "Административно-управленческий персонал" в соответствие с "ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий" (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст), а именно заменить на код "3343" и наименование группы занятий Административный и иной исполнительный среднетехнический персонал |
Принято |
||
25. |
Уточнить термины и определения, которые используются по тексту проекта Стандарта и, при этом, не являются стандартизированными, например: "опыт практической деятельности", а также исправить замечания юридико-технического характера. |
Принято |
Приложение 4
к пояснительной записке к проекту профессионального стандарта
"Специалист в области саморегулирования в градостроительной деятельности"
Форма описания профессии/специальности, соответствующей профессиональному стандарту "Специалист в области саморегулирования в градостроительной деятельности", для Справочника профессий
Параметры описания профессии |
Описание профессии |
Наименование профессии |
Специалист в области саморегулирования в градостроительной деятельности |
Область профессиональной деятельности |
Саморегулирование в градостроительной деятельности |
Наименование профессионального стандарта |
Специалист в области саморегулирования в градостроительной деятельности |
Должность (профессия рабочего) |
Специалист по ведению реестра Специалист по приему и оформлению документов Специалист отдела контроля Специалист контрольного органа Специалист дисциплинарной комиссии Специалист дисциплинарного органа Юрист Юрисконсульт Старший юрист Консультант Руководитель юридического отдела Директор юридического департамента Начальник правового управления Заместитель директора по юридическим вопросам Директор СРО Исполнительный директор СРО Генеральный директор СРО Президент СРО |
ФГОС |
2.07.00.00 Архитектура 2.08.00.00 Техника и технологии строительства 2.21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия 5.38.00.00 Экономика и управление 5.40.00.00 Юриспруденция |
Отнесение к списку 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования |
Нет |
Стандарты и компетенции Ворлдскиллс Россия |
Нет |
Код начальной группы (XXXX) и ее наименование в соответствии с ОКЗ (только один код) |
Руководители подразделений (управляющие) в строительстве |
5-значный код и наименование одной или нескольких должностей (профессий) по ОКПДТР |
20196 Архитектор 20557 Генеральный директор объединения 20758 Главный инженер (в прочих отраслях) 21299 Делопроизводитель 22827 Инженер-проектировщик 22446 Инженер 26541 Специалист 27728 Экономист 27931 Юрисконсульт 40064 Администратор баз данных |
Наименования должностей или профессий в соответствии с ЕКС или ЕТКС |
Делопроизводитель Специалист Специалист (по направлению) Архитектор Главный инженер проекта Инженер Строительный эксперт Экономист Юрисконсульт Директор (генеральный директор, управляющий) строительной организации Директор (генеральный директор) |
Профильный совет по профессиональным квалификациям |
Совет по профессиональным квалификациям в области инженерных изысканий, градостроительства, архитектурно-строительного проектирования |
Особые условия допуска к профессии |
- |
Возможности прохождения независимой оценки квалификации |
Возможно при утверждении ПС и соответствующих квалификаций |
Зарубежные аналоги (при наличии информации) |
- |
Обобщенное описание профессиональной деятельности |
Обеспечение саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства |
Профессиональное образование и обучение |
ОТФ А. Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена ОТФ В. Высшее образование - бакалавриат или Высшее образование - бакалавриат (непрофильное), и Дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности ОТФ С. Высшее образование - бакалавриат или Высшее образование - бакалавриат (непрофильное) и Дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности. ОТФ D. Высшее образование - бакалавриат ОТФ Е. Высшее образование - магистратура или специалитет или Высшее образование - магистратура или специалитет (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности или Высшее образование - магистратура или специалитет (непрофильное). |
Сфера применения профессии |
Саморегулирование в градостроительной деятельности |
Родственные профессии |
- |
Возможности получения образования |
Образование по профессии "Специалист в области саморегулирования в градостроительной деятельности" могут получить лица, имеющие образование не ниже среднего общего образования, в образовательных организациях высшего образования, среднего профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования. |
Возможности трудоустройства |
Трудоустройство в саморегулируемые организации в градостроительной деятельности |
Примерная заработная плата по профессии, руб.: |
|
минимальная - |
50.000 |
максимальная - |
250 000 |
Востребованность, перспективы развития профессии и занятости |
Профессия "Специалист в области саморегулирования в градостроительной деятельности" останется востребованной в долгосрочной перспективе. |
Ключевые слова |
Саморегулирование, градостроительство, архитектурно-строительное проектирование |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.