Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту"
(подготовлен Минтрудом России 11.10.2023 г.)
Раздел 1. Обоснование необходимости актуализации профессионального стандарта
Уведомление о разработке проекта профессионального стандарта размещено сайте "Профессиональные стандарты" (http://profstandart.rosmintrud.ru/):
Совершенствование системы адаптивной физической культуры, адаптивного физического воспитания, адаптивного спорта в Российской Федерации является одним из приоритетных направлений Стратегии развития физической культуры и спорта до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. N 3081-р. Развитие Российской Федерации как ведущей мировой спортивной державы должно обеспечивать включение всех граждан в соблюдение принципов здорового образа жизни и занятия физической культурой и массовым спортом, способствующие развитию их долголетия, при этом потенциал реабилитационной (восстановительной) деятельности с помощью средств физической культуры, спортивной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов очень значителен. Спортсмены-паралимпийцы, сурдлимпийцы, участники специального олимпийского движения своим примером не только пропагандируют здоровый образ и стиль жизни среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, но и являются образцом стойкости и мужества для всех граждан страны.
В настоящее время в Российской Федерации усилены меры по воспитанию нулевой терпимости к допингу как среди начинающих, так и профессиональных спортсменов. Антидопинговая деятельность на национальном уровне должна гарантированно обеспечивать безопасную. среду для всех участников физкультурно-оздоровительной, физкультурно-спортивной сферы. Антидопинговые образовательные программы способствуют усилению защиты здоровья спортсменов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, вовлеченных в адаптивный спорт, обеспечивают рост их мастерства и достижение высоких спортивных результатов без использования запрещенных субстанций и методов. Для этого инструкторы-методисты по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту должны обладать знаниями в области антидопинга и формировать умения по противодействию допингу в повседневной практике адаптивного спорта, адаптивного физического воспитания и жизнедеятельности.
Актуализация профессионального стандарта вызвана необходимостью внесения изменений на основе замечаний и предложений, поступивших от организаций, обществ и объединений сферы адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, результатов выступления российских спортсменов на международных и всероссийских соревнованиях, усилению мер по воспитанию нулевой терпимости к допингу, практики применения профессионального стандарта и потребностью создания норм в части овладения цифровыми компетенциями и компетенциями в области антидопинга, используемыми в данном виде профессиональной деятельности.
Результаты анализа практики применения профессионального стандарта показали необходимость внесения следующих изменений:
В разделе I произведена корректировка кодов видов экономической деятельности по ОКВЭД.
В разделе III уточнены требования к образованию и обучению, необходимые для реализации обобщенных трудовых функций. Уточнены особые условия допуска к работе: включены условия о прохождении: обучения по оказанию первой помощи до оказания медицинской помощи; обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда; о прохождении обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров; о недопущение лиц, имевших или имеющих судимость, к деятельности в сфере физической культуры и спорта.
Уточнены другие характеристики: наряду с содержащимися ранее рекомендациями, направленными на повышение уровня квалификации и профессионального роста, дополнены условиями о прохождении дополнительного профессионального образования в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта при наличии высшего образование (включая интернатуру и аспирантуру) в зависимости о профильности образования, а также указанием на необходимость синхронизации требований к аттестации и повышению квалификации специалистов, работающих в образовательных организациях, в организациях сферы физической культуры и спорта, досуга и туризма, социального обслуживания населения, здравоохранения, с учетом требований, установленных для этих организаций законодательством Российской Федерации.
Во всех трудовых функциях профессионального стандарта произведена корректировка описания трудовых действий, уточнены формулировки требований к необходимым умениям и знаниям.
В профессиональном стандарте исключены неточности и раскрыта содержательная суть вида профессиональной деятельности. Терминология уточнена в соответствии с требованиями нормативной документации (включая ЕКС, ОКПДТР).
В профессиональном стандарте приведены в соответствие с современными классификаторами коды ОКЗ, ОКВЭД, ОКСО.
В документе приведены ссылки на актуальные нормативный правовые акты Российской Федерации.
Раздел 2. Актуализация профессионального стандарта
2.1. Общая характеристика области профессиональной деятельности, вида профессиональной деятельности, трудовых функций
Актуализируемый профессиональный стандарт "Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту" был утвержден в 2019 году.
В соответствии с Планом по реализации Стратегии развития физической культуры и спорта до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. N 3615-р, Министерством спорта Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Паралимпийским и Сурдлимпийским комитетами, Специальной Олимпиадой, общероссийскими спортивными федерациями по видам спорта, развивающими спорт лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, всероссийскими обществами инвалидов реализуются мероприятия для обеспечения доступности занятий физической культурой и спортом для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и развитию видов адаптивного спорта.
Представление Российской Федерации как государства, обеспечивающего соблюдение принципов здорового образа жизни и развития долголетия населения посредством занятий физической культурой и массовым спортом на мировом пространстве, демонстрируют ведущие спортсмены-паралимпийцы, сурдлимпийцы, участники специального олимпийского движения, показывая нулевую терпимость к допингу и своим примером пропагандируя здоровый образ жизни. В России реализуется государственная программа по борьбе с допингом в спорте. Разработан комплекс нормативных правовых документов, которые устанавливают ограничение доступности, обеспечение контроля за владением, распространением и продажей, а также контроль за использованием в спорте запрещенных допинговых средств и методов. Данные документы отражают консолидацию мер наказания и ответственности лиц за применение допинга. Подготовка высококвалифицированных кадров, специализирующихся в особенностях спортивной деятельности в области адаптивного спорта и знании нормативных правовых актов, как, например, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Постановление Правительства РФ от 28.03.2017 N 339 "Об утверждении перечня субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, для целей статей 230.1 и 230.2 Уголовного кодекса Российской Федерации", Приказ Минспорта России от 24 июня 2021 г. N 464 "Об утверждении Общероссийских антидопинговых правил" и других документов, включая международные нормы и правила, позволит обеспечить защиту чести и достоинства российских спортсменов.
По данным доклада на итоговом заседании Коллегии Министерства спорта Российской Федерации "Об итогах деятельности в 2022 году и задачах на 2023 год", на конец 2022 года работу по развитию адаптивной физической культуры и спорта осуществляют 21,0 тыс. штатных работников в области адаптивной физической культуры и спорта. Ежегодно открываются новые учреждения, отделения, секции, организующие работу по адаптивной физической культуре и спорту инвалидов. Расширение численности занимающихся адаптивной физической культурой и адаптивным спортом формирует дополнительную кадровую потребность, в том числе в инструкторах-методистах по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту.
01 января 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 30.04.2021 N127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", направленный на гармонизацию спортивной сферы деятельности с образованием на создание единого физкультурно-спортивного образовательного пространства. Идея этого закона основывается на концепции объединения на базе различных образовательных организаций, независимо от их ведомственной подчинённости, всех лиц, занимающихся спортом, при условии сохранения возможностей целевой подготовки спортсменов высокого класса. Формирование этого единого физкультурно-спортивного образовательного пространства рассматривается как процесс гармонизации сферы физической культуры и спорта со сферой образования. В рамках гармонизации предусмотрены изменения в организации подготовки спортивного резерва по видам спорта (включая адаптивный спорт) в учреждениях и организациях, осуществляющих такую спортивную подготовку.
Трансформация системы подготовки спортивного резерва мерами гармонизации физкультурно-спортивной сферы и сферы образования должна сопровождаться новыми подходами в вопросах подготовки специалистов. Реализация этой задачи формирует новые требования к специалистам по организационно-методическому обеспечению реабилитационной (восстановительной) деятельности с помощью средств физической культуры, спортивной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, вовлеченных в деятельность в сфере адаптивной физической культуры, адаптивного физического воспитания, адаптивного спорта. Таким образом, усиливаются требования к компетенциям в области формирования нетерпимости к использованию допинговых средств и методов, высоконравственного поведения у лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов: как спортсменов, так и любых граждан, получающих физкультурно-оздоровительные услуги или занимающихся адаптивной физической культурой и адаптивным спортом самостоятельно.
В условиях формирования цифровой экономики в Российской Федерации требуется от специалистов всех отраслей широкое владение цифровыми компетенциями для ускоренного внедрения цифровых технологий в производстве и предоставляемых услугах, что в свою очередь выстроит новые требования к умениям, знаниям и компетентности специалистов, в том числе в сфере адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.
Вместе с тем, содержание профессионального стандарта "Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту", утвержденного приказом Минтруда России от 02.04.2019 N 197н, не в полной мере соответствует задачам совершенствования адаптивной физической культуры, адаптивного физического воспитания, адаптивного спорта в Российской Федерации в условиях цифровой трансформации, усиления мер борьбы с допингом, установления дополнительных требований к специалистам, в том числе подготовке по оказанию первой помощи до оказания медицинской помощи, что выражается в недостаточно полном описании характеристик вида профессиональной деятельности.
Профессиональный стандарт "Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту" актуализирован на основании замечаний и предложений представителей профессионального сообщества, принимающих участие в деятельности Совета по профессиональным квалификациям в сфере физической культуры и спорта. Требовались корректировки требований к образованию, обучению и опыту практической работы, а также включение условий по допуску к работе. Кроме того, возникла необходимость в гармонизация требований к описываемой профессии и современных тенденции в отрасли, связанных с развитием цифровизации и организационными изменениями в системе управления физкультурно-спортивными организациями, направленными на повышение результативности, эффективности деятельности инструкторов-методистов по адаптивной физической культуре и адаптивному спорта, с учетом требований безопасности и не причинения вреда жизни и здоровью лицам с ограниченными возможностями и инвалидами В актуализированном профессиональном стандарте дополнен функционал специалистов в области антидопингового воспитания, цифровых компетенций и компетенций в области оказания первой помощи.
Актуализация профессионального стандарта "Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту" проведена без изменения структуры функциональной карты ранее утвержденного профессионального стандарта.
Во все трудовые функции дополнительно включены новые трудовые действия, необходимые умения и знания, связанные с воспитанием личностных характеристик противодействия допингу, с формированием цифровых компетенций и компетенций по оказанию первой помощи.
В актуализированном профессиональном стандарте за счет внесения изменений в общие сведения (раздел I) обеспечивается возможность более точного сбора данных статистического учета с использованием Общероссийского классификатора видов экономической деятельности" (ОКВЭД) с учетом требований Федерального закона от 30.04.2021 N127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". В коды ОКВЭД помимо ранее используемого кода видов экономической деятельности 93.1 -Деятельность в области спорта добавлены коды 85.1 - Образование общее, 85.21 - Образование профессиональное среднее, 85.22 - Образование высшее, 85.3 - Обучение профессиональное, 85.41.1 - Образование в области спорта и отдыха, 85.42 - Образование профессиональное дополнительное.
2.1.1 Значение для сферы физической культуры и спорта, анализ существующей ситуации, информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности
Значение описываемой области профессиональной деятельности для социально-экономического развития сферы физической культуры и спорта определяется широтой охвата субъектов, в отношении которых выполнятся деятельность, отраженная в данном профессиональном стандарте. Стратегией развития физической культуры и спорта до 2030 года (далее - Стратегия 2030), а также государственной программой "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации" определены направления и цели, установлены стратегические задачи и целевые показатели развития физической культуры и спорта. До 2030 года предстоит не только обеспечить увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом до 70%, но и воспитать новое поколение, для которого двигательная активность, спорт и здоровьесбережение станут неотъемлемой частью жизни.
В рамках реализации Плана мероприятий по реализации Стратегии 2030 утвержден План мероприятий по созданию условий для занятий физической культурой и спортом инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, до 2030 года. Ключевыми мероприятиями плана являются совершенствование нормативных правовых документов в сфере адаптивной физической культуры и спорта, проведение всероссийских физкультурных мероприятий среди инвалидов, создание детско-юношеских спортивно-адаптивных школ и центров в субъектах Российской Федерации, повышение доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере физической культуры и спорта. Для широкого вовлечения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в систематические занятия физической культурой и спортом открываются новые учреждения, отделения, секции, организующие работу восстановлению здоровья и работоспособности граждан методами адаптивной физической культуры и спорта, по развитию адаптивных видов спорта.
Исполнение программных мероприятий по развитию спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов ставит задачу расширения компетенций работников и требует совершенствования образовательных программ подготовки специалистов, осуществляющих деятельность в адаптивной физической культуре и адаптивном спорте.
Профессиональная деятельность по организационно-методическому обеспечение реабилитационных (восстановительных) мероприятий с помощью средств физической культуры, спортивной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, должна быть сопряжена с воспитанием нулевой терпимости к допингу и высоконравственного поведения у лиц, вовлеченных в адаптивную физическую культуру, адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт.
Актуализация профессионального стандарта направлена на учет изменений законодательства в сфере физической культуры и спорта (включая адаптивную физическую культуру и адаптивный спорт) и в сфере образования, а также на формирование новых профессиональных компетенций инструктора-методиста по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту, в том числе с применением цифровых технологий, что позволит более эффективно осуществлять организационно-методическое сопровождение спортивной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, вовлеченных в деятельность в сфере адаптивной физической культуры, адаптивного физического воспитания, адаптивного спорта.
Актуализация профессионального стандарта "Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту" способствует внедрению новых образовательных программ среднего профессионального и высшего образования, а также программ профессиональной подготовки в системе дополнительного профессионального образования с акцентом на цифровые компетенции, грамотность в реализации функций по направлению антидопинга, оказанию первой помощи и даст возможность инструкторам-методистам по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту по-новому оценить свою квалификацию и определить дальнейшее развитие тех компетенций, которые, возможно, отсутствуют или недостаточно у них сформированы.
Анализ вида профессиональной деятельности "Организационно-методическая деятельность в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта" и перспектив его развития показал наличие следующих тенденций:
- предотвращение нарушения антидопинговых правил путем повышения уровня знаний в сфере антидопинга среди целевых аудиторий адаптивного спорта, адаптивной физической культуры;
- формирование нетерпимости к использованию допинговых средств и методов у лиц, вовлеченных в адаптивную физическую культуру, адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт.;
- повышение осведомленности в вопросах оказания первой помощи до оказания медицинской помощи среди специалистов адаптивного спорта и адаптивной физической культуры;
- развитие адаптивных видов спорта в детско-юношеской, школьной, студенческой среде;
- популяризация занятий адаптивной физической культурой среди широких слоев населения за счет повышения осведомленности о реабилитационных (восстановительных) эффектах от занятий.
На современном этапе развития профессия, вид профессиональной деятельности которой описывается в профессиональном стандарте, наращивает актуальность и будет востребована в будущем.
Актуализированный профессиональный стандарт является многофункциональным нормативным документом, описывающим вид профессиональной деятельности, содержание трудовых функций и необходимых для их выполнения умений и знаний по 5 и 6 уровням квалификации, а также ряд других параметров, характеризующих специфику труда.
Профессиональный стандарт актуализирован также для обеспечения единства требований при оценке профессиональной компетентности и квалификации работника.
При актуализации данного профессионального стандарта принималось во внимание наличие специальной нормативной правовой базы, регулирующей данный вид профессиональной деятельности.
Область профессиональной деятельности (вид экономической деятельности), в которой применим профессиональный стандарт "Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту", приведены в таблице 1.
Таблица 1. Области профессиональной деятельности
Коды ОКВЭД |
Виды экономической деятельности |
85.1 |
Образование общее |
85.21 |
Образование профессиональное среднее |
85.22 |
Образование высшее |
85.3 |
Обучение профессиональное |
85.41.1 |
Образование в области спорта и отдыха |
85.42 |
Образование профессиональное дополнительное |
93.1 |
Деятельность в области спорта |
Основной целью вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) является организационно-методическое обеспечение реабилитационной (восстановительной) деятельности с помощью средств физической культуры, спортивной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, вовлеченных в деятельность в сфере адаптивной физической культуры, адаптивного физического воспитания, адаптивного спорта.
Основными задачами профессиональной деятельности являются:
обеспечение реализации мероприятий, занятий по адаптивной физической культуре с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
организационное и методическое обеспечение реабилитационной (восстановительной) деятельности с применением средств физической культуры, спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья;
проведение инструкторско-методической работы со спортсменами спортивной сборной команды Российской Федерации (субъекта Российской Федерации) по виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта.
Основными сферами применения профессионального стандарта являются:
- широкий круг задач в области управления персоналом (разработка стандартов организаций, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций, тарификация профессий, отбор, подбор и аттестация персонала, планирование карьеры);
- процедуры стандартизации и унификации в рамках видов экономической деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований профессий, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.);
- оценка квалификаций граждан;
- формирование государственных образовательных стандартов и программ профессионального образования и обучения, образовательных стандартов высшего образования, а также разработка учебно-методических материалов к этим программам.
Профессиональный стандарт "Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту" может быть использован работодателем для решения следующих задач:
выбор квалифицированного персонала на рынке труда, отвечающего поставленной функциональной задаче;
определение критериев оценки при подборе и отборе персонала;
обеспечение качества труда персонала и соответствия трудовых функций, выполняемых персоналом, установленным требованиям;
обеспечение профессионального роста персонала;
поддержание и улучшение стандартов качества в организации через контроль и повышение профессионализма своих работников;
повышение мотивации персонала к труду в своей организации;
повышение эффективности, обеспечения стабильности и качества труда, а, следовательно, и высоких экономических результатов.
Профессиональный стандарт "Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту" является основой для работника в следующих направлениях:
определение собственного профессионального уровня, направлений и задач профессионального обучения и совершенствования;
эффективное функционирование на предприятии;
обеспечение собственной востребованности на рынке труда и сокращение сроков поиска подходящей работы;
карьерный рост и увеличение доходов.
Профессиональный стандарт "Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту" необходим для сферы образования в качестве основы для формирования федеральных образовательных стандартов и образовательных программ всех уровней профессионального образования, разработки методических материалов и выбора форм и методов обучения в системе профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования кадров сферы физической культуры и спорта.
2.1.2. Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности
В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, в рамках вида профессиональной деятельности "Организационно-методическая деятельность в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта" были выделены обобщенные трудовые функции (ОТФ).
Декомпозиция вида профессиональной деятельности на составляющие его ОТФ осуществлялась на основе следующих принципов:
1. Соответствие требованию полноты. Совокупность ОТФ полностью охватывает вид профессиональной деятельности "Организационно-методическая деятельность в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта". Установленные ОТФ необходимы и достаточны для достижения цели вида профессиональной деятельности.
2. Соответствие требованию точности формулировки. Формулировки ОТФ соответствуют терминологии и положениям законодательной и нормативно-правовой базы и одинаково понимаются большинством представителей профессионального сообщества.
3. Соответствие требованию относительной автономности трудовой функции. Каждая ОТФ представляет собой относительно автономную (завершенную) часть профессиональной деятельности, ее выполнение возможно одним работником и приводит к получению конкретного результата.
4. Соответствие требованию проверяемости. Существует возможность объективной проверки владения работником любой ОТФ.
Объективным основанием для выделения ОТФ является вид работ и сложность их выполнения.
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 148н и для каждой ОТФ установлены уровни квалификаций. С учетом анализа требований к профессиональной деятельности инструктора-методиста по адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, ОТФ отнесены к 5 и 6 уровням квалификации.
Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации представлены в таблице 2.
Таблица 2. Обобщенные трудовые функции
Код |
Обобщенные трудовые функции |
Уровень квалификации |
Обоснование уровня квалификации |
А |
Организация групповых и индивидуальных занятий по адаптивной физической культуре с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
5 |
Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений. Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения. Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения. Решение различных типов практических задач с элементами проектирования/ Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации/ Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности Применение профессиональных знаний технологического или методического характера/ Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач |
В |
Организационно-методическое обеспечение реабилитационной (восстановительной) деятельности с применением средств физической культуры, спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья |
6 |
Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных. Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации |
С |
Организация групповых и индивидуальных занятий по адаптивной физической культуре со спортсменами спортивной сборной команды Российской Федерации (субъекта Российской Федерации) по виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта |
6 |
2.1.3 Описание состава трудовых функций
В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, в каждой ОТФ были выделены отдельные трудовые функции (ТФ).
Декомпозиция ОТФ на составляющие ее ТФ осуществлялась на основе следующих принципов:
1. Соответствие требованию полноты. Совокупность ТФ полностью охватывает соответствующую ОТФ.
2. Соответствие требованию точности формулировки. Формулировки трудовых действий, умений и знаний, требуемых ТФ, соответствуют терминологии и положениям законодательной и нормативно-правовой базы и одинаково понимаются большинством представителей профессионального сообщества.
3. Соответствие требованию относительной автономности трудовой функции. Каждая ТФ представляет собой относительно автономную (завершенную) часть ОТФ и приводит к получению конкретного результата.
4. Соответствие требованию проверяемости. Существует возможность объективной проверки владения работником каждой ТФ.
Объективным основанием для выделения ТФ выступает вид работы. В состав трудовых функций включены конкретные трудовые действия, выполняемые инструктором-методистом по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту в процессе работы.
Описание состава трудовых функций представлено в таблице 3.
Таблица 3. Трудовые функции
Код |
Уровень квалификации |
Трудовые функции |
А/01.5 |
5 |
Формирование групп для занятий адаптивной физической культурой с учетом типичных нарушений инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
А/02.5 |
5 |
Проведение с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья занятий по программам адаптивного физического воспитания и индивидуальным планам физической реабилитации |
А/03.5 |
5 |
Проведение воспитательной, рекреационно-досуговой, оздоровительной работы с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья |
А/04.5 |
5 |
Обучение инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья технике безопасности и предупреждению травматизма, проведение разъяснительной антидопинговой работы |
В/01.6 |
6 |
Планирование спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья по виду или спортивной дисциплине адаптивного спорта |
В/02.6 |
6 |
Методическое сопровождение спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья по виду или спортивной дисциплине адаптивного спорта |
В/03.6 |
6 |
Проведение мониторинга и анализа спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья по виду или спортивной дисциплине адаптивного спорта |
В/04.6 |
6 |
Управление процессами методического обеспечения реабилитационной (восстановительной) деятельности с помощью средств физической культуры, спортивной подготовки инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья |
С/01.6 |
6 |
Проведение занятий по адаптивной физической культуре, лечебной физической культуре и общей физической подготовке со спортсменами спортивной сборной команды |
С/02.6 |
6 |
Сопровождение спортсменов спортивной сборной команды во время специального тренировочного и соревновательного процессов |
С/03.6 |
6 |
Предупреждение травматизма и использования допинга среди спортсменов спортивной сборной команды |
2.2. Основные этапы актуализации профессионального стандарта
2.2.1. Информация об организациях, на базе которых проводились исследования
В соответствии с Правилами разработки и утверждения профессиональных стандартов, утв. постановлением Правительства РФ от 10.04.2023 г. N 580, профессиональный стандарт актуализирован Советом по профессиональным квалификациям в сфере физической культуры и спорта, с участием представителей работодателей, организаций, осуществляющих деятельность в области образования на основе материалов, предоставленных ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России. Перечень организаций, сведения об уполномоченных лицах, участвовавших в актуализации профессионального стандарта, приведены в приложении 1.
2.2.2. Сведения о нормативно-правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект актуализированного профессионального стандарта
Профессиональная деятельность инструктора-методиста по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту регулируется следующими федеральными и отраслевыми нормативными правовыми актами.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
2. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6242; 2023, N 26, ст. 4680).
3. Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 49, ст. 5491; 2023, N 25, ст. 4441).
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2023, N 32 (часть I), ст. 6211).
5. Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N48, ст. 6724; 2023, N 31 (часть III), ст. 5812).
6. Приказ Минтруда России, Минздрава России от 31 декабря 2020 г. N 988н/1420н "Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры" (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2021 г., регистрационный N 62278).
7. Приказ Минздрава России от 28 января 2021 г. N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры" (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2021 г., регистрационный N 62277; Собрание законодательства Российской Федерации, 2023, N 27 (часть I), ст. 5139).
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. N 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 1, ст. 171).
2.2.3. Требования к экспертам, привлеченным к актуализации профессионального стандарта
В целях актуализации профессионального стандарта была сформирована рабочая группа экспертов, в состав которой были включены специалисты в области разработки профессиональных стандартов, специалисты в области адаптивного физического воспитания, спортивной подготовки и физкультурно-оздоровительной деятельности, руководители организаций, обществ, объединений, сферы физической культуры и спорта, специалисты в области управления, обучения и развития персонала и другие специалисты.
Эксперты в рабочую группу выбирались исходя из следующих требований:
- требования к представителю профессионального сообщества - высшее образование, стаж работы в профессиональной области не менее 5 лет;
- требования к представителю образовательного сообщества - высшее образование, стаж педагогической деятельности по профильным дисциплинам не менее 10 лет, стаж работы в профессиональной области не менее 5 лет.
Все эксперты рабочей группы должны знать:
- Трудовой кодекс РФ в части, регламентирующей трудовые отношения в области образования, разработку и применение профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик;
- методические рекомендации по разработке профессионального стандарта, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2013 г. N 170н, а также другие нормативные, правовые и иные акты и документы, регулирующие процесс разработки и утверждения профессиональных стандартов, включая законы, подзаконные акты, локальные нормативные акты;
- уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 N 148н;
- содержание и структуру профессиональной деятельности в рамках предметной области профессионального стандарта, трудовые функции и действия, выполняемые работниками, профессиональные знания и умения, которыми должны они обладать;
- зарубежную и отечественную практику разработки профессиональных стандартов и иных инструментов определения квалификационных требований;
- методы эффективной командной работы, приемы эффективных коммуникаций.
Все эксперты рабочей группы должны уметь:
собирать, агрегировать и декомпозировать исходные сведения;
анализировать информацию, включая функциональный анализ сферы профессиональной деятельности;
формулировать дефиниции, классификации и атрибуты в целях разработки профессионального стандарта;
взаимодействовать с другими экспертами, работать в команде.
Все эксперты рабочей группы должны обладать навыками:
оформление документации в соответствии с принятыми (установленными) нормами и правилами;
эффективная коммуникация с использованием современных средств связи/ИКТ;
подготовка и представление презентационных материалов.
Кроме того, при отборе экспертов учитывались требования, не связанные с профессиональными компетенциями, но необходимые для разработки профессиональных стандартов:
независимость;
широкий кругозор;
способность формировать и отстаивать точку зрения.
Сведения об экспертах, привлеченных к разработке и согласованию проекта профессионального стандарта, приведены в Приложении 1 к пояснительной записке.
2.2.4. Этапы актуализации профессионального стандарта
Порядок работы с проектом актуализированного профессионального стандарта "Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту" определяется в соответствии с Постановление Правительства РФ от 10.04.2023 N 580 "О разработке и утверждении профессиональных стандартов".
1 этап: разработка концепции актуализированного профессионального стандарта на основе анализа квалификационных требований и положений существующего профессионального стандарта.
2 этап: разработка проекта профессионального стандарта.
3 этап: обсуждение проекта профессионального стандарта, сбор отзывов, доработка проекта с учетом поступивших замечаний.
Раздел 3. Профессионально-общественное обсуждение профессионального стандарта
3.1. Порядок обсуждения
Обсуждение проекта актуализированного профессионального стандарта "Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту" с заинтересованными организациями проводилось следующим путем:
- размещение проекта актуализированного профессионального стандарта на сайтах: Общероссийского отраслевого объединения работодателей "Союз работодателей в сфере физической культуры и спорта" (ооор-фкс.рф), Регионального отраслевого объединения работодателей "Союз работодателей сфере физической культуры и спорта Краснодарского края" (roor-fkis.ru), сетевого издания "Спорткадры" (спорткадры-россии.рф), СПК в сфере физической культуры и спорта (spk-fkis.ru) в разделе "Разработка и актуализация профессиональных стандартов", Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, ВНИИ труда:
https://ооор-фкс.рф/news/professionalno-obshhestvennoe-obsuzhdenie-proektov-novyh-i-trebuyushhih-aktualizatsii-profstandartov-v-sfere-fki/
https://roor-fkis.ru/news/sostoyalos-professionalno-obshhestvennoe-obsuzhdenie-proektov-novyh-i-trebuyushhih-aktualizatsii-profstandartov-v-sfere-fkis/
https://спорткадры-россии.рф/news/sostoyalos-professionalno-obshhestvennoe-obsuzhdenie-proektov-novyh-i-trebuyushhih-aktualizatsii-profstandartov-v-sfere-fkis/
https://spk-fkis.ru/activity/areasofwork/ps_development/discussion.
https://spk-fkis.ru/news/general/obsuzhdaem_proekty_professionalnyx_standartov
https://profstandart.rosmintrud.ru/expert-opinion.php?PAGEN_1=6
https://vcot.info/standards/developer-prof
- проведение рабочих встреч, круглых столов в очный форме (в том числе дистанционные с использованием современных средств связи / ИКТ (видеоконференцсвязь)) на базе организаций:
СПК в сфере физической культуры и спорта - 18 апреля 2023 г.;
ФГБОУ ВО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", г. Москва - 18 мая 2023 г.;
ФГБОУ ВО "Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург", г. Санкт-Петербург; - 23 мая 2023 г.;
Институт спортивного менеджмента и права Высшей школы юриспруденции и администрирования и Институт занятости и профессий НИУ "Высшая школа экономики", г. Москва - 30 июня 2023 г.
- размещение информации о разработанном проекте актуализированного профессионального стандарта и его публичном обсуждении на сайтах Минтруда России;
- направление информации о разработанном проекте актуализированного профессионального стандарта и его публичном обсуждении в более чем 100 предприятий и организаций (статистика посещаемости сайта показала, что проект стандарта был просмотрен более чем 50 пользователями);
- организация сбора отзывов и предложений на сайте разработчика http://spk-fkis.ru и на электронный адрес руководителю рабочей группы milasokol@mail.ru.
Информация о публикациях в специализированных изданиях:
- научно-методический журнал "Физическая культура, спорт - наука и практика" ФГБОУ ВО "Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма", https://journal.kgufkst.ru/;
- журнал "Международный правовой курьер", официальное издание Дипломатической академии МИД РФ, http://inter-legal.ru/
Профессиональный стандарт согласован с Советом по профессиональным квалификациям в сфере физической культуры и спорта, протокол N34 от 18.09.2023 г.
3.2. Организации и эксперты, привлеченные к обсуждению проекта актуализированного профессионального стандарта
Выборка респондентов, принимавших участие в экспертных опросах, формировались из числа специалистов, обладающих знанием специфики данного вида трудовой деятельности, квалификационных требований, предъявляемых к работникам (эксперты двух категорий: руководители и специалисты сферы физической культуры и спорта; руководители и специалисты по работе с персоналом).
Данные об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта, приведены в Приложении 2.
3.3. Данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту актуализированного профессионального стандарта
Поступило более 20 отзывов от 12 организаций из 7 регионов Российской Федерации, в том числе:
очные мероприятия (дистанционные с использованием современных средств связи / ИКТ) - более 500 участников, 10 - предложений и замечаний, из которых принято - 4, отклонено - 6;
обсуждение на Интернет-площадках: более 50 посещений/просмотров, более 5 - предложений и замечаний;
заочные мероприятия: 24 адреса рассылки, более 5 - предложений и замечаний.
Сводные данные по результатам публичного обсуждения, поступивших замечаний и предложений к проекту актуализированного профессионального стандарта приведены в Приложении 3.
Совет по профессиональным квалификациям в сфере физической культуры и спорта, в соответствии с требованиями, содержащимися в постановлении Правительства РФ от 10.04.2023 N 580 "О разработке и утверждении профессиональных стандартов" и приказах Минтруда России от 12 апреля 2013 г. N 147н "Об утверждении Макета профессионального стандарта", N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов", провел доработку актуализированного профессионального стандарта "Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту".
Раздел 4. Согласование проекта профессионального стандарта
В проекте актуализированного профессионального стандарта трудовые функции, особо регулируемые законодательством и требующие проведения согласования, отсутствуют.
Проект актуализированного профессионального стандарта "Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту" вносится в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации для утверждения в установленном порядке.
Приложение 1
к пояснительной записке к проекту
актуализированного профессионального стандарта
"Инструктор-методист по адаптивной физической
культуре и адаптивному спорту"
Сведения об организациях и экспертах, привлеченных к актуализации и согласованию профессионального стандарта
N п/п |
Организация |
Субъект Российской Федерации |
Разработка профессионального стандарта | ||
1 |
Совет по профессиональным квалификациям в сфере физической культуры и спорта |
Москва |
2 |
ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России |
Москва |
3 |
Институт занятости и профессий ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" |
Москва |
4 |
Общероссийская общественная организация "Всероссийская Федерация спорта лиц с интеллектуальными нарушениями" |
Москва |
5 |
Общероссийская общественная организация "Паралимпийский комитет России" |
Москва |
6 |
Региональное отраслевое объединение работодателей "Союз работодателей в сфере физической культуры и спорта Краснодарского края" |
Краснодар |
7 |
ФГБОУ ВО "Кубанский государственный университет физической культуры и спорта" |
Краснодар |
8 |
ФГБОУ ВО "Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта" |
Санкт-Петербург |
Информация о персональной численности членов рабочей группы по разработке и актуализации профессиональных стандартов и наименований квалификаций Совета по профессиональным квалификациям в сфере физической культуры и спорта, принимающих участие в работе с проектом профессионального стандарта, содержится на сайте https://spk-fkis.ru/ .
Приложение 2
к пояснительной записке к проекту
актуализированного профессионального стандарта
"Инструктор-методист по адаптивной физической
культуре и адаптивному спорту"
Сведения о мероприятиях профессионально-общественного обсуждения проекта актуализированного профессионального стандарта
Мероприятие |
Дата проведения |
Наименования организаций, участвующих в мероприятии (с указанием субъекта Российской Федерации) |
Общее количество участников мероприятия |
URL-адрес Интернет-ресурса, содержащего информацию о проведенном мероприятии |
Заседание Совета по профессиональным квалификациям в сфере физической культуры и спорта, г. Москва, ул. Казакова, 18 |
18 апреля 2023 г. |
Государственная дума Федерального Собрания Российской Федерации; Минспорта России; Региональная общественная организация "Федерация лёгкой атлетики г. Москвы", г. Москва; ОООР "Союз работодателей в сфере физической культуры и спорта", г. Москва; РООР "Союз работодателей в сфере ФКиС Краснодарского края", г. Краснодар; Ассоциация СРО Отраслевое объединение национальных производителей в сфере физической культуры и спорта "ПРОМСПОРТ", г. Москва; Института спортивного менеджмента и права ВШЮА ФГАОУ ВО НИУ "Высшая школа экономики", г. Москва; Институт занятости и профессий ФГАОУ ВО НИУ "Высшая школа экономики", г. Москва; Русская фитнес группа, сеть World Class; Общероссийская общественная организация спортивная федерация "Российский футбольный союз"; Общероссийский союз общественных объединений "Российский союз боевых искусств"; ФГБОУ ВО "Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург", г. Санкт-Петербург; Общероссийская физкультурно-спортивная общественная организация "Всероссийская федерация самбо"; Общероссийская физкультурно-спортивная общественная организация "Российская ассоциация спортивных сооружений"; Общероссийская общественная организация "Российский студенческий спортивный союз"; Общероссийская общественная организация "Федерация бейсбола России"; Общероссийская общественная организация "Федерация хоккея России"; ФАУ Министерства обороны Российской Федерации "Центральный спортивный клуб Армии"; ФГБОУ ВО "Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма", г. Краснодар; Общественная организация "Общероссийский профессиональный союз работников физической культуры, спорта и туризма Российской Федерации"; ФГБУ ВО ""Смоленский государственный университет спорта"; Общероссийская общественная организация "Всероссийская федерация танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла"; Общероссийская общественная организация "Федерация фитнес-аэробики России"; ФГБУ "Федеральный центр подготовки спортивного резерва"; ФГБОУ ПОО "Брянское государственное училище (колледж) олимпийского резерва"; Общероссийская общественная организация "Паралимпийский комитет России"; ФГБУ "Федеральный научный центр физической культуры и спорта" (ФГБУ ФНЦ ВНИИФК), г. Москва; Общероссийский союз общественных объединений "Олимпийский комитет России"; ФГБОУ ВО "Российский государственный уни-верситет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)", г. Москва; Некоммерческое партнерство "Национальное сообщество профессиональных участников спортивно-оздоровительной индустрии" |
40 |
https://spk-fkis.ru/upload/doc/Protokol-zasedaniya-Soveta-ot-18.04.2023---32.pdf |
Научно-практическая конференция "Национальная система профессиональных квалификаций: правовые вопросы и практика правоприменения", г. Москва, пр. Вернадского 82, к.1 ФГБУ ВО "РАНХиГС" с использованием видеоконференцсвязи (ВКС) |
18 мая 2023 года |
Государственная дума Федерального Собрания Российской Федерации; федеральные органы исполнительной власти; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органы исполнительной власти муниципальных образований; Национальное агентство развития квалификаций; Ассоциация юристов России; советы по профессиональным квалификациям; отраслевые объединения работодателей (различные отрасли); ВНИИ труда Минтруда России, ФГБУ "Федеральный центр подготовки спортивного резерва"; ФГБУ ФНЦ ВНИИФК; Паралимпийский комитет России; ФГБУ ВО "РАНХиГС"; Федерация независимых профсоюзов России; Общероссийский профессиональный союз работников физической культуры, спорта и туризма Российской Федерации; общероссийские спортивные федерации |
500 |
https://conference.spkchs.ru |
Заседание президиума Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 49.00.00 Физическая культура и спорт, г. Санкт-Петербург, с использованием видеоконференцсвязи (ВКС) |
23 мая 2023 г. |
Министерство образования и науки Российской Федерации; Министерство спорта Российской Федерации; ФГБОУ ВО "Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург", г. Санкт-Петербург; ФГБОУ ВО "Великолукская государственная академия физической культуры и спорта", г. Великие Луки; ФГБОУ ВО "Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма", г. Краснодар; ФГБОУ ВО "Самарский государственный социально-педагогический университет", г. Самара; Департамент образования, науки и международных отношений Министерства спорта Российской Федерации; ФГБОУ ВО "Чайковская государственная академия физической культуры и спорта", г. Чайковский; ГАОУ ВО "Московский государственный университет спорта и туризма", г. Москва; ФГБОУ ВО "Уральский государственный университет физической культуры", г. Челябинск; Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России; ФГБОУ ВО "Смоленский государственный университет спорта", г. Смоленск; ФГБОУ ВО "Волгоградская государственная академия физической культуры", г. Волгоград; ФГБОУ ВО "Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)", г. Москва; ФГБОУ ВО "Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена", г. Санкт-Петербург; Департамент государственной политики в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации; ФГБОУ ВО "Воронежская государственная академия спорта", г. Воронеж; ФГБОУ ВО "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта", г. Омск; ФГБУ "Федеральный научный центр физической культуры и спорта" (ФГБУ ФНЦ ВНИИФК), г. Москва; ФГБОУ ВО "Дальневосточная государственная академия физической культуры", г. Хабаровск; ФГБОУ ВО "Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта", с. Чурапча |
51 |
https://lesgaft.ktalk.ru/9186296 |
Круглый стол "Профессионально-общественное обсуждение проектов профессиональных стандартов в сфере физической культуры спорта, разработанных и актуализированных в 2023 году" на базе Института спортивного менеджмента и права Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ и Института занятости и профессий НИУ ВШЭ, г. Москва, Покровский бульвар, д. 11, с использованием видеоконференцсвязи (ВКС) |
30 июня 2023 г. |
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации; СПК в области управления персоналом; Ассоциация объединений и организаций, деятельность которых направлена на разработку и внедрение методик и стандартов управления и оценки качества программ делового и управленческого образования "Национальный аккредитационный совет делового и управленческого образования", г. Москва; СПК в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения; ВНИИ труда Минтруда России; СПК в сфере гостеприимства; ФГБУ "Федеральный центр подготовки спортивного резерва", г. Москва; ФГБУ ВО "Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма", г. Краснодар; Высшая школа юриспруденции и администрирования НИУ "Высшая школа экономики", г. Москва; ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, г. Москва; ЗАО "Спорт Девелопмент", г. Москва; Региональное отраслевое объединение работодателей "Союз работодателей в сфере физической культуры и спорта Краснодарского края", г. Краснодар; Национальное фитнес-сообщество; Университет "Синергя"; Российской международный олимпийский университет; Ассоциация СРО Отраслевое объединение национальных производителей в сфере физической культуры и спорта "ПРОМСПОРТ", г. Москва; Технический комитет по стандартизации "Спортивные и туристские изделия, оборудование, инвентарь, физкультурные и спортивные услуги", Профсоюз работников физической культуры, спорта и туризма Российской Федерации , Паралимпийский комитет России; общероссийские спортивные федерации |
46 |
https://us02web.zoom.us/j/7028465098?pwd=TnVUSThabVJNVDVSd3pEcENTMVVGZz09 |
Размещение проекта актуализированного профессионального стандарта на сайтах: Минтруда РФ "Профессиональные стандарты" и ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России |
3 июня 2023 г. |
Профессиональное сообщество: - работодатели; - специалисты Российского антидопингового агентства РУСАДА; - специалисты Олимпийского, Паралимпийского комитетов; - руководители, педагоги, специалисты и студенты образовательных организаций; - руководители и научные работники научно-исследовательских институтов сферы физической культуры и спорта; - спортивные судьи, тренеры, специалисты, спортсмены, спортсмены-инвалиды спортивных школ, физкультурно-спортивных организаций, клубов (включая фитнес-клубы, ВФСК ГТО), общественных организаций и объединений (включая федерации по видам спорта); - специалисты и представители департаментов и министерств сферы физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации, включая муниципальные образования; - производители экипировки, спортивного оборудования и товаров спортивной направленности; и другие. |
продолжается в текущем режиме |
https://profstandart.rosmintrud.ru/expert-opinion.php?PAGEN_1=6
https://vcot.info/standards/developer-prof
|
Размещение проекта актуализиро-ванного профессионального стан-дарта на сайтах: Общероссийского отраслевого объединения работодателей "Союз работодателей в сфере физической культуры и спорта", Регионального отраслевого объединения работодателей "Союз работодателей сфере физической культуры и спорта Краснодарского края", Совета по профессиональным квалификациям в сфере физической культуры и спорта, на информационной платформе "Сетевое издание "Спорткадры"" (Свидетельство о регистрации Эл N ФС 77 - 76299) |
3 июня 2023 г. |
Профессиональное сообщество: - работодатели; - специалисты Российского антидопингового агентства РУСАДА; - специалисты Олимпийского, Паралимпийского комитетов; - руководители, педагоги, специалисты и студенты образовательных организаций; - руководители и научные работники научно-исследовательских институтов сферы физической культуры и спорта; - спортивные судьи, тренеры, специалисты, спортсмены, спортсмены-инвалиды спортивных школ, физкультурно-спортивных организаций, клубов (включая фитнес-клубы, ВФСК ГТО), общественных организаций и объединений (включая федерации по видам спорта); - специалисты и представители департаментов и министерств сферы физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации, включая муниципальные образования; - производители экипировки, спортивного оборудования и товаров спортивной направленности; и другие. |
продолжается в текущем режиме |
https://ооор-фкс.рф/news/professionalno-obshhestvennoe-obsuzhdenie-proektov-novyh-i-trebuyushhih-aktualizatsii-profstandartov-v-sfere-fki/ https://roor-fkis.ru/news/sostoyalos-professionalno-obshhestvennoe-obsuzhdenie-proektov-novyh-i-trebuyushhih-aktualizatsii-profstandartov-v-sfere-fkis/ https://spk-fkis.ru/activity/areasofwork/ps_development/discussion https://спорткадры-россии.рф/news/sostoyalos-professionalno-obshhestvennoe-obsuzhdenie-proektov-novyh-i-trebuyushhih-aktualizatsii-profstandartov-v-sfere-fkis/ |
Публикация статьи об актуализации профессионального стандарта в отраслевых СМИ: научно-методический журнал "Физическая культура, спорт - наука и практика" ФГБОУ ВО "Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма" |
IV квартал 2023 г. |
Профессиональное сообщество: - работодатели; - специалисты Российского антидопингового агентства РУСАДА; - специалисты Олимпийского, Паралимпийского комитетов; - руководители, педагоги, специалисты и студенты образовательных организаций; - руководители и научные работники научно-исследовательских институтов сферы физической культуры и спорта; - спортивные судьи, тренеры, специалисты, спортсмены, спортсмены-инвалиды спортивных школ, физкультурно-спортивных организаций, клубов (включая фитнес-клубы, ВФСК ГТО), общественных организаций и объединений (включая федерации по видам спорта); - специалисты и представители департаментов и министерств сферы физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации, включая муниципальные образования; - производители экипировки, спортивного оборудования и товаров спортивной направленности; и другие. |
продолжается в текущем режиме |
https://journal.kgufkst.ru/
|
Публикация статьи об актуализа-ции профессионального стандарта в отраслевых СМИ: журнал "Международный правовой курьер", официальное издание Дипломатической академии МИД РФ |
IV квартал 2023 г. |
Профессиональное сообщество: - работодатели; - специалисты Российского антидопингового агентства РУСАДА; - специалисты Олимпийского, Паралимпийского комитетов; - руководители, педагоги, специалисты и студенты образовательных организаций; - руководители и научные работники научно-исследовательских институтов сферы физической культуры и спорта; - спортивные судьи, тренеры, специалисты, спортсмены, спортсмены-инвалиды спортивных школ, физкультурно-спортивных организаций, клубов (включая фитнес-клубы, ВФСК ГТО), общественных организаций и объединений (включая федерации по видам спорта); - специалисты и представители департаментов и министерств сферы физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации, включая муниципальные образования; - производители экипировки, спортивного оборудования и товаров спортивной направленности; и другие. |
продолжается в текущем режиме |
http://inter-legal.ru/
|
Приложение 3
к пояснительной записке к проекту
актуализированного профессионального стандарта
"Инструктор-методист по адаптивной физической
культуре и адаптивному спорту"
Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту актуализированного профессионального стандарта "Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту" и описанию профессий для Справочника профессий
N п/п |
ФИО эксперта |
Организация, должность |
Замечание, предложение |
Принято, отклонено, частично принято (с обоснованием) |
Замечания и предложения к проекту профессионального стандарта | ||||
1 |
Герций Ю.В. |
СПК в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения, председатель |
Дополнить во всех ОТФ формулировку раздела "Особые условия допуска к работе" фразой "с участием несовершеннолетних": "К работе с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации". |
Отклонено. Кроме преступлений в отношении несовершеннолетних лиц, могут возникать иные нарушения, в отношении которых установлены меры административной ответственности и уголовной ответственности, в частности, такие меры применяется в отношении нарушения антидопинговых правил (ст. 12.14 Общероссийских антидопинговых правил, утвержденных Приказом Минспорта России от 24.06.2021 N 464). |
Антонова А.В. |
СПК в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения, эксперт |
|||
2 |
Герций Ю.В. |
СПК в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения, председатель |
Заменить в разделе "Другие характеристики" ОТФ 3.1, ОТФ 3.2 код ОКСО "3.31.00.00 Клиническая медицина" на: "3.31.02.01 Лечебное дело" и "3.31.02.01 Лабораторная диагностика". Предложено указать только программы СПО. |
Отклонено. Направления обучения "3.31.00.00 Клиническая медицина" включено по предложениям Паралимпийского комитета, профессионального сообщества и на основе сложившейся практики. Обучение по программам укрупненной группы 3.31.00.00 включает такие предметы, как анатомия, физиологии и другие, связанным с жизнедеятельностью человека, особенностями его организма. Группы для занятий адаптивной физической культурой и адаптивным спортом формируются исходя из установленного физического или физиологического ограничения занимающихся лиц. |
Антонова А.В. |
СПК в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения, эксперт |
|||
3 |
Герций Ю.В. |
СПК в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения, председатель |
Объединить в А/02.5, В/03.6 два необходимых знания: "Анатомия человека" и "Физиология человека" в одно знание: "Анатомия и физиология человека" Для 5 уровня этот курс достаточно. |
Отклонено. По мнению представителей образования, объединение знаний "Анатомия человека" и "Физиология человека" в одно знание недопустимо. |
Антонова А.В. |
СПК в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения, эксперт |
|||
4 |
Герций Ю.В. |
СПК в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения, председатель |
Заменить в формулировках трудовых действий А/03.6, В/03.6 слово "Анализ" на словосочетание "Проведение анализа". |
Принято. С. 7, 13, 29, 32, 43, 44 |
Антонова А.В. |
СПК в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения, эксперт |
|||
5 |
Герций Ю.В. |
СПК в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения, председатель |
Объединить в А/04.6 два необходимых умения: "Разъяснять антидопинговые правила инвалидам, лицам с ограниченными возможностями здоровья" и "Разъяснять инвалидам, лицам с ограниченными возможностями здоровья вопросы антидопинговой подготовки, применения фармакологических средств спортсменами, правила техники безопасности при выполнении упражнений, участии в спортивной (подвижной) игре, использовании спортивного инвентаря, технических средств реабилитации" в одно умение: "Разъяснять инвалидам, лицам с ограниченными возможностями здоровья антидопинговые правила, вопросы антидопинговой подготовки, применения фармакологических средств спортсменами, правила техники безопасности при выполнении упражнений, участии в спортивной (подвижной) игре, использовании спортивного инвентаря, технических средств реабилитации" |
Отклонено. Антидопинговые правила общие для всех видов адаптивного спорта, а правила техники безопасности при выполнении физических упражнений и упражнений со спортивным инвентарем и оборудованием обусловлены спецификой вида адаптивного спорта. Это темы, которые не объединяются. |
Антонова А.В. |
СПК в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения, эксперт |
|||
6 |
Строкин А.А. |
Паралимпийский комитет России, генеральный секретарь |
Указать в других характеристиках ОТФ А, какой именно уровень образования (более высокий) имеется в виду: "При наличии уровня образования БОЛЕЕ ВЫСОКОГО в сфере физической культуры и спорта или здравоохранения и медицинских наук (включая аспирантуру) необходимо пройти программу повышения квалификации в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта" |
Принято. Сформулировано в редакции: "При наличии высшего образования в сфере физической культуры и спорта (включая аспирантуру) или здравоохранения и медицинских наук (включая ординатуру) необходимо пройти обучение по программам повышения квалификации в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта. При наличии высшего образования непрофильного (включая аспирантуру) необходимо пройти обучение по программам профессиональной переподготовки в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта". С. 6, 21, 36. |
Манзуров А.В. |
Паралимпийский комитет России, заместитель руководителя отдела паралимпийского образования, науки, антидопингового и медицинского обеспечения |
|||
7 |
Строкин А.А. |
Паралимпийский комитет России, генеральный секретарь |
Удалить во всех ОТФ из особых условий допуска к работе требование "К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации". Обоснование. Основной целью вида проф. деятельности инструктора-методиста по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту является обеспечение подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд и организация, обеспечение участия в соревнованиях по адаптивным видам спорта и спортивным дисциплинам инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, без осуществления педагогической деятельности. В соответствии с нормами действующего трудового законодательства РФ (ст. 65 ТК РФ) предоставление справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям при поступлении на работу соискателя необходима для обеспечения защиты несовершеннолетних непосредственно от преступных посягательств, а также от неблагоприятного воздействия на их нравственность и психику. Таким образом для этих целей законодатель в ст. 331 и 351.1 ТК РФ установил ограничения на занятие определёнными видами трудовой деятельности, в том числе в сфере детско-юношеского спорта, что никак не относится к деятельности инструктора-методиста по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту. |
Отклонено. Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту может работать с детьми-инвалидами и несовершеннолетними спортсменами, имеющими ограниченные возможности здоровья. Для этих случаев устанавливаются требования по допуску к работе в соответствии со ст. 331 и 351.1 ТК РФ. Привлечение к административной или уголовной ответственности может применяться к иным лицам (персонал спортсмена, работающий, оказывающий медицинскую помощь и помогающий спортсменам, должностные лица) за нарушения антидопинговых правил и требований независимо от наличия или отсутствия дисквалификации по данному основанию. |
Манзуров А.В. |
Паралимпийский комитет России, заместитель руководителя отдела паралимпийского образования, науки, антидопингового и медицинского обеспечения |
|||
8 |
Строкин А.А. |
Паралимпийский комитет России, генеральный секретарь |
Удалить во всех ОТФ из особых условий допуска к работе требование: "Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований)". Обоснование. Инструктор-методист по адаптивной физической культуры и адаптивному спорту в соответствии с ТК РФ не подлежит прохождению предварительного медицинского осмотра при заключении трудового договора и прохождению периодических мед. осмотров. Работодатель обязан проводить медицинские осмотры только в случаях, установленных законом. |
Отклонено. Прохождение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) нацелено на проверку медицинских документов и определение фактического состояния здоровья человека. Это необходимо как для предоставления гарантий и компенсаций непосредственно работнику, установленных трудовым законодательством, так и для целей охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний. Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование, порядок прохождения которого установлен законодательством. В случаях обнаружения заболевания у работника, при котором его состояние здоровья может ухудшиться, работодатель обязан предоставить условия работы, исключающие факторы ухудшения состояния здоровья работника. Наличие группы инвалидности II и III не является запретом для выполнения определенной работы, а служит основанием для работодателя по созданию работнику условий работы с наличием реабилитирующих факторов, изложенных в его медицинских документах, а также для предоставления положенных работнику гарантий и компенсаций, установленных трудовым законодательством. Законодательством предусмотрена возможность организации рабочих мест для инвалидов с учетом создания безопасных условий труда. |
Манзуров А.В. |
Паралимпийский комитет России, заместитель руководителя отдела паралимпийского образования, науки, антидопингового и медицинского обеспечения |
|||
9 |
Строкин А.А. |
Паралимпийский комитет России, генеральный секретарь |
По всему тексту профессионального стандарта к словосочетанию "физическая культура" добавить словосочетание "адаптивная физическая культура". |
Принято. С. 8, 9 и далее. |
Манзуров А.В. |
Паралимпийский комитет России, заместитель руководителя отдела паралимпийского образования, науки, антидопингового и медицинского обеспечения |
|||
Замечания и предложения к описанию профессий | ||||
10 |
Лызарь О.Г. |
ФГБОУ ВО "Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма", заведующий кафедрой дополнительного профессионального образования и развития квалификаций |
Дополнить перечень возможных наименований должностей, профессий ОТФ В наименованием должности: "Руководитель физического воспитания". Обоснование: в рамках гармонизации образования и физической культуры в системе образования предложено включить должность "Руководитель физического воспитания", поскольку лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды часто обучаются в колледжах и техникумах в системе общего (не специализированного) образования, и введение данной должности будет способствовать формированию условий для более эффективной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
Принято. С. 20. |
Приложение 4
к пояснительной записке к проекту
актуализированного профессионального стандарта
"Инструктор-методист по адаптивной физической
культуре и адаптивному спорту"
Форма описания (актуализации описания) профессии/специальности, соответствующей актуализированному профессиональному стандарту "Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту", для Справочника профессий
Параметры описания профессии |
Описание профессии |
Наименование профессии |
Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту |
Область профессиональной деятельности |
Физическая культура и спорт |
Наименование профессионального стандарта |
Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту |
Должность (профессия рабочего) |
- Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту - Инструктор-методист по виду спорта (спортивной дисциплине) адаптивного спорта - Инструктор-методист спортивной сборной команды Российской Федерации (субъекта Российской Федерации) по виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта - Руководитель физического воспитания - Старший инструктор-методист по адаптивной физической культуре - Старший инструктор-методист по виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта - Старший инструктор-методист спортивной сборной команды Российской Федерации (субъекта Российской Федерации) по виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта |
ФГОС |
31.02.01 Лечебное дело 31.02.02 Акушерское дело 34.02.01 Сестринское дело 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению) 34.03.01 Сестринское дело 49.02.01 Физическая культура 49.02.02 Адаптивная физическая культура 49.02.03 Спорт 49.03.01 Физическая культура 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм |
Отнесение к списку 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования |
Нет |
Стандарты и компетенции Ворлдскиллс Россия |
Нет |
Код начальной группы (XXXX) и ее наименование в соответствии с ОКЗ (только один код) |
2358 Тренеры и инструкторы-методисты по физкультуре и спорту |
5-значный код и наименование одной или нескольких должностей (профессий) по ОКПДТР |
23103 Инструктор-методист по адаптивной физической культуре 26234 Руководитель физического воспитания 26676 Старший инструктор-методист физкультурно-спортивной организации |
Наименования должностей или профессий в соответствии с ЕКС или ЕТКС |
Инструктор по адаптивной физической культуре Инструктор-методист по адаптивной физической культуре Руководитель физического воспитания Старший инструктор-методист по адаптивной физической культуре Инструктор-методист спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивной физической культуре |
Профильный совет по профессиональным квалификациям |
Совет по профессиональным квалификациям в сфере физической культуры и спорта |
Особые условия допуска к профессии |
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) Прохождение обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда Прохождение обучения оказанию первой помощи до оказания медицинской помощи |
Возможности прохождения независимой оценки квалификации |
Возможно при утверждении ПС и соответствующих квалификаций |
Зарубежные аналоги (при наличии информации) |
Информация отсутствует |
Обобщенное описание профессиональной деятельности |
Организационно-методическая деятельность в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта |
Профессиональное образование и обучение |
Среднее профессиональное образование, высшее образование, дополнительное профессиональное образование |
Сфера применения профессии |
Физическая культура и спорт Образование |
Родственные профессии |
Специалист по инструкторской и методической работе в области физической культуры и спорта Тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту |
Возможности получения образования |
Образование по профессии "Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и спорт" могут получить лица, имеющие образование не ниже среднего профессионального образования, в образовательных организациях дополнительного профессионального образования |
Возможности трудоустройства |
Трудоустройство в физкультурно-спортивных и других организациях различных форм собственности. Подробнее с вакансиями можно ознакомиться на сайте https://trudvsem.ru |
Примерная заработная плата по профессии, руб.: |
https://trudvsem.ru |
минимальная - |
не установлено |
максимальная - |
|
Востребованность, перспективы развития профессии и занятости |
Профессия "Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту" останется востребованной в долгосрочной перспективе. |
Ключевые слова |
Инструктор-методист, адаптивная физическая культура, адаптивной спорт, обеспечение реабилитационной (восстановительной) деятельности, спортивная подготовка лиц с ограниченным возможностями здоровья и инвалидов |
Приложение 5
к пояснительной записке к проекту
актуализированного профессионального стандарта
"Инструктор-методист по адаптивной физической
культуре и адаптивному спорту"
Паспорт актуализации профессионального стандарта "Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту"
п/п |
Раздел/подраздел профессионального стандарта |
Вносимые изменения (краткое описание) |
1 |
Наименование профессионального стандарта |
Не менялось |
Раздел I профессионального стандарта | ||
2 |
Наименование ВПД |
Не менялось |
3 |
Цели ВПД |
Не менялось |
4 |
Сведения по ОКЗ |
Не менялись |
5 |
Сведения по ОКВЭД |
Добавлены коды: 85.1 - Образование общее, 85.21 - Образование профессиональное среднее, 85.22 - Образование высшее, 85.3 - Обучение профессиональное, 85.41.1 - Образование в области спорта и отдыха, 85.42 - Образование профессиональное дополнительное. |
Раздел II профессионального стандарта | ||
6 |
Обобщенные трудовые функции |
Не менялись |
7 |
Трудовые функции |
Не менялись |
Раздел III профессионального стандарта | ||
8 |
Перечень возможных наименований должностей, профессий |
Изменены в ОТФ А, В |
9 |
Требования к образованию и обучению |
Изменены в ОТФ A, B, С |
10 |
Требования к опыту практической работы |
Изменены в ОТФ С |
11 |
Особые условия допуска к работе |
Изменены в ОТФ A, B, С |
12 |
Другие характеристики |
Изменены в ОТФ A, B, С |
13 |
Дополнительные характеристики |
Изменены в ОТФ A, B. С |
14 |
Трудовые функции: трудовые действия; необходимые умения; необходимые знания |
Во всех трудовых функциях: требования к необходимым умениям изменены в соответствии с трудовыми действиями. требования к необходимым знаниям изменены в соответствии с трудовыми действиями. |
Раздел IV профессионального стандарта | ||
15 |
Ответственная организация-разработчик |
Совет по профессиональным квалификациям в сфере физической культуры и спорта |
16 |
Организации-разработчики |
Институт занятости и профессий ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", город Москва Общероссийская общественная организация "Всероссийская Федерация спорта лиц с интеллектуальными нарушениями", город Москва Общероссийская общественная организация "Паралимпийский комитет России", город Москва Региональное отраслевое объединение работодателей "Союз работодателей в сфере физической культуры и спорта Краснодарского края", город Краснодар ФГБОУ ВО "Кубанский государственный университет физической культуры и спорта", город Краснодар ФГБОУ ВО "Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта", город Санкт-Петербург ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России, город Москва |
Приложение 6
к пояснительной записке к проекту
актуализированного профессионального стандарта
"Инструктор-методист по адаптивной физической
культуре и адаптивному спорту"
Скан-копии некоторых писем от организаций в процессе актуализации профессионального стандарта "Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.