Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Российской Федерации"
(подготовлен Минпромторгом России 03.11.2023 г.)
Минпромторгом России ведется системная работа по увеличению спроса на отечественную промышленную продукцию во всех сегментах рынка.
В этой связи в целях достижения указанного спроса в государственном секторе при закупке соответствующей продукции Минпромторгом России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - проект постановления), которым вносятся изменения в постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - постановление N 616), N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление N 617) и от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее соответственно - постановление N 145, Правила к постановлению N 145, КТРУ), а также признаются утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление N 102) и от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 878).
Проект постановления разработан Минпромторгом России в целях расширения мер комплексной поддержки производителей промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, в рамках осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), а также в рамках исполнения подпункта "д" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина по вопросам развития беспилотных авиационных систем от 30 декабря 2022 г. N Пр-2548 (далее - поручение N Пр-2548), пункта 5 Плана мероприятий по стимулированию спроса на продукцию алюминиевой промышленности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу до 2030 года, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Министром промышленности и торговли Российской Федерации от 19 мая 2023 г. N 2353-П9-МД (далее - План мероприятий).
В связи с чем во исполнение поручения N Пр-2548 и Плана мероприятий, а также учитывая анализ правоприменительной практики и динамичное развитие производства указанной промышленной продукции, проектом постановления предусмотрено дополнение перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением N 616 (далее - перечень к постановлению N 616), и перечня отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением N 617 (далее - перечень к постановлению N 617).
В частности, в целях оказания всесторонней поддержки отечественным производителям промышленной продукции посредством обеспечения реализации механизма "гарантированного спроса" и приоритета в закупках для государственных и муниципальных нужд перечень к постановлению N 616 дополняется позициями 19, 26, 27 и 131 (в проектируемой редакции) (по ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОКПД 2) - 25.21.11.130 "Радиаторы центрального отопления и их секции из прочих металлов", 27.11.50.120 "Зарядные станции для электротранспорта", 27.20.21 "Аккумуляторы свинцовые для запуска поршневых двигателей" и 32.20.11.120 "Пианино") в связи с ростом рынка указанной продукции.
Дополнительно перенос продукции с кодом ОКПД 2 - 25.21.11.130 "Радиаторы центрального отопления и их секции из прочих металлов" из перечня к постановлению N 617 в перечень к постановлению N 616 обусловлен пунктом 5 Плана мероприятий.
Учитывая изложенное, из перечня к постановлению N 617, исключаются позиции 94, 110(4) и 128, в которых содержится указанная продукция.
В свою очередь, в рамках исполнения подпункта "д" пункта 1 поручения N Пр-2548 в перечне к постановлению N 616 актуализируется код ОКПД 2 - 30.30.31 "Вертолеты". Это позволит внести отдельные коды, включенные в указанный код ОКПД 2 в соответствии с иерархическим методом классификации, в перечень к постановлению N 617. Так, данный перечень дополняется позицией 275 (в проектируемой редакции) (по ОКПД 2 - 30.30.31.130 "БАС в составе с беспилотным воздушным судном вертолетного типа").
В соответствии с вышеуказанным поручением перечень к постановлению N 617 также дополняется позициями 276 - 279 (в проектируемой редакции) (по ОКПД 2 - 30.30.32.130 "БАС в составе с беспилотным воздушным судном самолетного типа", 30.30.32.140 "БАС в составе с беспилотным воздушным судном самолетного типа с вертикальным взлетом и посадкой", 30.30.32.150 "БАС в составе с беспилотным воздушным судном мультироторного типа", 30.30.32.190 "БАС в составе с беспилотным воздушным судном других типов, не включенные в другие группировки"), что также обусловлено активным развитием рынка соответствующей продукции и необходимостью введения дополнительных мер обеспечения спроса на продукцию российских производителей.
При этом перечень к постановлению N 617 также дополняется позициями 229 и 234 (в проектируемой редакции) (по ОКПД 2) - 27.11.3 "Установки генераторные", 27.20.22 "Аккумуляторы свинцовые, кроме используемых для запуска поршневых двигателей").
Вышеизложенное обусловлено динамическим ростом объемов производства указанной продукции, что позволяет полностью обеспечить осуществление закупок для государственных и муниципальных нужд у отечественных производителей, в связи с чем представляется необходимым установить ограничение на допуск иностранной промышленной продукции, классифицируемой указанными кодами.
В целях снижения административной нагрузки, возлагаемой на заказчиков в рамках закупок для целей обеспечения государственных и муниципальных нужд, из перечня к постановлению N 616 в перечень к постановлению N 617 переносятся коды ОКПД 2 - 28.14.11 "Арматура регулирующая, обратная, предохранительная, распределительно-смесительная, разделительная, комбинированная, клапаны редукционные" и 28.14.3 "Арматура запорная для управления процессом (задвижки, краны, клапаны запорные, затворы дисковые и другая арматура)".
Анализ государственных закупок соответствующей продукции, а также данных реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, свидетельствует о значительном расширении российского производства соответствующей продукции, в связи с чем перенос соответствующих позиций в перечень к постановлению N 617 и, как следствие, применение к данной продукции в рамках закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд правила "второй лишний" позитивно скажется на обеспечении государственных закупок такой продукции в рамках конкурентных процедур с участием российских производителей, что в свою очередь дополнительно стимулирует производителей российской промышленной продукции на дальнейшее развитие соответствующих рынков.
В свою очередь, Минпромторг России отдельно подчеркивает, что проектом постановления также планируется унификация и объединение нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В этих целях в перечень к постановлению N 617 включаются позиции перечня радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением N 878 (далее - перечень к постановлению N 878), и перечни отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств,в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные постановлением N 102 (далее при совместном упоминании - перечни к постановлению N 102, перечень N 2 к постановлению N 102).
В этой связи постановление N 878 и постановление N 102 признаются утратившим силу.
Так, в связи с переносом позиций перечня к постановлению N 878 актуализируется подпункт "а" пункта 5 Правил к постановлению N 145. В частности, указанная в данном положении ссылка на постановление N 878 заменена ссылкой на отдельные позиции перечня к постановлению N 617. Отмечается также, что указание конкретных позиций соответствующего перечня в проектируемой проектом постановления редакции подпункта "а" пункта 5 указанных Правил позволяет упростить закупочные процедуры для целей государственных и муниципальных нужд, позволяя заказчикам указывать дополнительную информацию о закупаемой радиоэлектронной продукции относительно описания, которое дано в КТРУ, по позициям переносимым в перечень к постановлению N 617 из перечня к постановлению N 878, за исключением отдельных позиций по которым постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" предусмотрена уровневая система подтверждения производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации, что обуславливает особую детализацию КТРУ по соответствующим кодам.
В то же время в связи с отсутствием КТРУ также не перенесены в перечень к постановлению N 617 следующие позиции по ОКПД 2: 26.20.12 "Терминалы кассовые, банкоматы и аналогичное оборудование, подключаемое к компьютеру или сети передачи данных", 26.30.50.112 "Устройства приемно-контрольные охранные и охранно-пожарные", 26.40.20.110 "Приемники телевизионные (телевизоры) цветного изображения с устройствами записи и воспроизведения звука и изображения", 26.40.34.110 "Мониторы, не предназначенные специально для использования в качестве периферийного оборудования", 26.51.12.110 "Дальномеры, теодолиты и тахиметры (тахеометры)" 26.51.12.120 "Инструменты и приборы геодезические", 26.51.12.130 "Инструменты и приборы гидрографические", 26.51.33.131 "Микрометры", 26.51.33.133 "Глубиномеры микрометрические", 26.51.41.110 "Приборы, установки, системы дозиметрические", 26.51.41.120 "Приборы, установки, системы радиометрические", 26.51.41.140 "Приборы, установки, системы комбинированные", 26.51.42 "Осциллоскопы и осциллографы электронно-лучевые", 26.51.43.120 "Системы информационные электроизмерительные, комплексы измерительно-вычислительные и установки для измерения электрических и магнитных величин", 26.51.44 "Приборы и аппаратура для телекоммуникаций", 26.51.53.110 "Газоанализаторы или дымоанализаторы", 26.51.53.130 "Анализаторы аэрозолей, твердых и сыпучих веществ", 26.51.64.170 "Скоростемеры", 26.51.66.114 "Приборы для измерения деформации", 26.51.66.121 "Приборы акустического неразрушающего контроля", 26.51.66.126 "Приборы радиоволнового неразрушающего контроля", 26.51.66.127 "Приборы электромагнитного (вихревых токов) и электрического неразрушающего контроля", 26.51.66.131 "Аппаратура общего назначения для определения основных параметров вибрационных процессов", 26.51.66.133 "Аппаратура контрольно-сигнальная для автоматической защиты агрегатов от опасных вибраций", 26.51.66.135 "Аппаратура виброизмерительная специальная", 26.51.70.190 "Приборы автоматические регулирующие и контрольно-измерительные прочие", 26.51.81 "Части и принадлежности аппаратуры радиолокационной, радионавигационной и радиоаппаратуры дистанционного управления" 26.60.12.110, 32.50.21.112 "Эндоскопические комплексы, соответствующие кодам 271710, 271720, 271740, 271780, 271790, 271800, 271830, 271850, 282950 вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации", 26.60.12.123 "Приборы для исследования звуковых колебаний в органах человека", 27.40.22 "Светильники электрические настольные, прикроватные или напольные", 27.40.31 "Лампы-вспышки фотографические, фотоосветители типа "кубик" и аналогичные изделия", 27.40.42 "Части светильников и осветительных устройств", 27.51.21.120 "Машины и приборы для механизации кухонных работ", 27.90.11.171 "Анализаторы частиц", 27.90.40.150 "Генераторы сигналов электрические", 29.32.30.163 "Тахографы".
Из перечней к постановлению N 102 не переносятся в перечень к постановлению N 617 коды по ОКПД 2: 13.20.44.120 "Марля медицинская отбеленная хлопчатобумажная", 14.12.11, 14.12.21, 14.12.30.131, 14.12.30.132, 14.12.30.160 "Одежда медицинская", 14.12.30.170 "Одежда специальная для поддержания физической формы", 14.19.32.120 "Специальные хирургические одноразовые стерильные изделия из нетканых материалов для защиты пациента и медицинского персонала" (в связи с наличием общих кодов ОКПД 2 - 13.2 "Ткани текстильные" и 14.1 "Одежда, кроме одежды из меха" в перечне к постановлению N 616), 20.20.14.000 "Медицинские изделия, содержащие антисептические и дезинфицирующие препараты", 32.50.22.129 "Кресла-стулья с санитарным оснащением; опоры (опоры-ходунки шагающие, опоры-ходунки на колесиках); поручни (перила) для самоподнимания угловые, прямые (линейные) и откидные; ходунки на колесах; ходунки шагающие складные, регулируемые по высоте" (в связи с наличием общих кодов ОКПД 2 - 20.20.1 "Пестициды и агрохимические продукты прочие", 32.50.22.129 "Приспособления ортопедические прочие" в перечне к постановлению N 617), 26.60.12.119, 26.70.22.150 "Микроскопы медицинские; микроскопы для клинической лабораторной диагностики; микроскопы биологические" (в связи с переносом общих кодов ОКПД 2 - 26.60.12.119 "Аппараты электродиагностические прочие" и 26.70.2 "Приборы оптические прочие и их части" в перечень к постановлению N 617 из перечня к постановлению N 878), 22.22.14.000 "Контейнеры для биопроб полимерные" (объединен с кодом ОКПД 2 - 22.22.1 "Изделия пластмассовые упаковочные (за исключением контейнеров для биопроб полимерных с кодом ОКПД 2 22.22.14.000)", включенный в перечень к постановлению N 617, в позицию 22.22.1 "Изделия пластмассовые упаковочные"), 32.50.30.110 "Кровати медицинские функциональные" (объединен с кодом ОКПД 2 - 32.50.30.110 "Мебель медицинская, включая хирургическую, стоматологическую или ветеринарную, и ее части (кроме кроватей медицинских функциональных)", включенную в перечень к постановлению N 617, в позицию 32.50.30.110 "Мебель медицинская, включая хирургическую, стоматологическую или ветеринарную, и ее части").
Вышеизложенные изменения в рамках признания постановления N 878 и положений постановления N 102, кроме абзаца 4 пункта 1 указанного постановления, в соответствии с которым утвержден Показатель локализации собственного производства медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утратившими силу призваны оптимизировать работу как для заказчиков, так и для поставщиков, осуществляющих свою деятельность в рамках Закона N 44-ФЗ, что в свою очередь соответствует концепции регуляторной гильотины.
При этом в отношении позиций, переносимых из постановлений N 878 и N 102, сохраняются отдельные положения, устанавливающие особенности закупок соответствующей продукции для государственных и муниципальных нужд.
Так, в отношении позиций, переносимых из перечня к постановлению N 878, проектом постановления предусмотрено добавление в постановление N 617 положений, применяющих в рамках принципа "второй лишний" уровневой системы локализации радиоэлектронной продукции, а также особенностей формирования лотов из радиоэлектронной продукции включенной в перечень к постановлению N 617 и не включенной в него.
В отношении позиций, переносимых из перечня к постановлению N 102, проектом постановления также сохраняются действующие в указанном постановлении требования к заявкам, содержащим предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, соблюдение которых позволяет продукции участвовать в закупке в рамках принципа "второй лишний".
При этом, учитывая различия в способах подтверждения производства промышленной продукции, предусмотренной соответствующими перечнями, в соответствии с постановлением N 102 и постановлением N 617, проектом постановления предусмотрен переходный период, в рамках которого для позиций, переносимых из перечня к постановлению N 102, до 1 января 2025 года подтверждением страны происхождения товара будет выступать также регистрационный номер сертификата СТ-1.
Также в целях бесперебойного обеспечения поставок промышленной продукции для нужд оборонно-промышленного комплекса и специальной военной операции проектом постановления постановление N 617 дополняется пунктом 9(2), регламентирующий особый режим подтверждения происхождения промышленной продукции при поставках вооружения, военной и специальной техники, принятых на вооружение, снабжение, в эксплуатацию, и (или) при поставках образцов вооружения, военной и специальной техники, разработанных в соответствии с конструкторской документацией с литерой не ниже "О1".
Немаловажно отметить, что положениями проекта постановления предусматривается дополнение пункта 10 постановления N 616 в части исполнения контракта. Так, в настоящий пункт включаются нормы, предусматривающие особенности "уровневной системы", предусмотренной для радиоэлектронной продукции, а также для продукции из позиций перечня N 2 к постановлению N 102.
Дополнительно проектом постановления в постановление N 616 и постановление N 617 также вносятся оптимизационные изменения, направленные на упрощение работы с соответствующими перечнями, а также повышение прозрачности нумерации позиций.
Дополнительных средств из федерального бюджета на реализацию проекта постановления не потребуется.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, не повлияет на достижение целей государственных программ, реализацию и достижение национальных целей развития Российской Федерации, документов стратегического планирования, национальных проектов и инициатив социально-экономического развития Российской Федерации.
Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
В проекте постановления требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения, отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.