Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719" (далее - проект акта), направленный Минпромторгом России (далее - разработчик) для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия, и сообщает.
Согласно пункту 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) основанием для разработки проекта акта является часть 1 статьи 6 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации", пункт 6 постановления Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2022 г. N 553 "О некоторых вопросах подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации", приказ Минпромторга России от 6 декабря 2022 г. N 5065 "Об утверждении плана-графика перехода промышленной продукции расчета уровня локализации в балльной системе оценки требований к промышленной продукции, предусмотренных приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации".
Согласно пункту 1.6 сводного отчета проект акта разработан в целях:
локализации производства продукции отрасли легкой промышленности;
установления балльной системы оценивания продукции легкой промышленности;
расширения применения балльной системы оценки продукции отрасли легкой промышленности, предполагающей, что процесс производства разделен на технологические операции, каждой из которых присвоено определенное количество баллов в зависимости от сложности и значимости;
дифференцирования предоставления государственной поддержки производителям на основе оценки степени локализации производства продукции отрасли легкой промышленности.
Проект акта и сводный отчет размещались разработчиком на официальном сайте regulation.gov.ru (ID: 02/07/08-23/00140797) в целях проведения публичного обсуждения в период с 11 по 31 августа 2023 г., заявлено о средней степени регулирующего воздействия. Предложения и замечания, поступившие в ходе публичного обсуждения проекта акта, разработчиком частично учтены.
Проектом акта предусматривается внесение изменений в раздел XVII "Продукция отрасли легкой промышленности" приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (далее соответственно - приложение, постановление N 719) в части дополнения позициями:
13.10.50 "Пряжа шерстяная";
13.20.12 "Ткани шерстяные";
13.20.13 "Ткани льняные",
а также изменения действующих требований к позициям:
13.2 "Ткани текстильные";
13.92.12 "Белье постельное";
13.92.13 "Белье столовое";
13.92.14 "Белье туалетное и кухонное";
14.12 "Спецодежда (кроме ОКПД2 14.12.30.150 Рукавицы, перчатки производственные и профессиональные)";
из 14.13 "Форменная (ведомственная) одежда, униформа";
32.99.11.140 "Одежда защитная огнестойкая";
из 15.20.3 "Обувь защитная и прочая, не включенная в другие группировки (кроме ОКПД2 15.20.32.130 Обувь детская прочая; 15.20.32.131 Тапочки детские меховые; 15.20.32.132 Тапочки детские шубные; 15.20.32.139 Обувь детская прочая, не включенная в другие группировки)".
Позиции раздела XVII "Продукция отрасли легкой промышленности" приложения дополняются указанием на отдельные технологические операции, осуществление которых учитывается при принятии решения о выдаче заключения о подтверждении производства продукции на территории Российской Федерации. Вводится балльная система оценки продукции отрасли легкой промышленности.
Кроме того, изменениями, которые вносятся в приложение к постановлению N 719 (далее - Изменения), предусматривается дополнение раздела XVII приложения сноской и примечанием.
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил в период с 17 по 24 октября 2023 г. проведены публичные консультации по проекту акта с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования, по итогам проведения которых в Минэкономразвития России поступила позиция ООО "Пехорский текстиль", поддерживающая проектируемое регулирование, а также позиция АО "Научно-производственное предприятие КлАСС" (прилагается), содержащая предложения, рекомендуемые разработчику для рассмотрения в целях их возможного учета при доработке Изменений.
В целях подготовки настоящего заключения необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 4 Правил при оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов проводится их оценка на соответствие принципам, установленным Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ) независимо от наличия (либо отсутствия) в проекте акта обязательных требований.
По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил, разработчиком соблюдены.
В отношении Изменений имеются следующие замечания.
1. Для производителей продукции отрасли легкой промышленности, упомянутой в Изменениях, предъявляется требование к наличию у юридического лица - налогового резидента стран - членов Евразийского экономического союза прав на использование нормативно-технической документации в объеме, достаточном для производства.
Вместе с тем согласно абзацам пятому и седьмому пункта 2 Правил выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением N 719, заявка на выдачу заключения о подтверждении производства продукции на территории Российской Федерации может подаваться не только юридическим лицом, но и индивидуальным предпринимателем.
В связи с этим не ясна причина, по которой требование к наличию прав на использование нормативно-технической документации в объеме, достаточном для производства, предъявляется исключительно к юридическим лицам.
Таким образом, к субъектам деятельности в сфере промышленности, осуществляющим производство продукции одного вида, предлагается установить разный объем требований.
В то же время согласно пункту 8 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами признаются дискриминационными.
Полагаем, что указанное не в полной мере учитывает принципы законности и обоснованности, закрепленные статьями 5 и 6 Закона N 247-ФЗ.
2. Пунктом 2 Изменений предлагается дополнить приложение сноской <36> следующего содержания: "До 2027 года с возможностью осуществления указанных операций в рамках аффилированных и договорных отношений с российскими производителями, после 2027 года с необходимостью подтверждения осуществления не менее двух технологических процессов в рамках одного юридического лица".
Предложенная текстовая структура сноски <36> не позволяет точно определить, утратится ли возможность осуществления операций в рамках аффилированных и договорных отношений с российскими производителями после 2027 года или такая возможность будет сохранена и дополнена условием о необходимости подтверждения осуществления не менее двух технологических процессов в рамках одного юридического лица.
Предложенная редакция сноски <36> может быть противоречиво истолкована правоприменителем и не соответствует принципу правовой определенности и системности, закрепленному статьей 7 Закона N 247-ФЗ.
3. В тексте сноски <36> содержится формулировка "в рамках одного юридического лица". При этом не конкретизировано, о каком юридическом лице идет речь: о лице, заинтересованном в подтверждении происхождения продукции на территории Российской Федерации, или о российском производителе, с которым указанное заинтересованное лицо состоит в аффилированных и (или) договорных отношениях.
В случае если под юридическим лицом в контексте сноски <36> понимается российский производитель, состоящий в аффилированных и (или) договорных отношениях с лицами, заинтересованными в подтверждении производства продукции на территории Российской Федерации (далее - заинтересованные лица), из представленной в сводном отчете информации невозможно определить необходимость подтверждения осуществления таким производителем не менее двух технологических процессов.
В частности, предлагаемое регулирование может создать ситуацию, когда заинтересованные лица вынуждены будут отказываться от привлечения к процессам производства в рамках договорных правоотношений представителей малого и среднего предпринимательства, осуществляющих только одну технологическую операцию. Поиск производителей, осуществляющих как минимум две технологические операции, с целью заключения договоров может вызвать затруднения у заинтересованного лица.
В случае если под юридическим лицом в контексте сноски <36> понимается заинтересованное лицо, необоснованным представляется тот факт, что необходимость подтверждения осуществления не менее двух технологических процессов устанавливается в условиях отсутствия (в отдельных случаях) возможности набрать минимальное количество баллов за два технологических процесса.
При этом разработчиком не представлено обоснований установления того или иного количества баллов, которые присваиваются за выполнение разных технологических операций.
Кроме того, формулировка "в рамках одного юридического лица" необоснованно исключает из регулируемых правоотношений индивидуальных предпринимателей, осуществляющих упомянутые в Изменениях технологические операции.
Учитывая изложенное, полагаем, что соответствующее положение Изменений не в полной мере соответствует принципу правовой определенности и системности, закрепленному статьей 7 Закона N 247-ФЗ, либо принципу обоснованности, установленному статьей 6 Закона N 247-ФЗ.
4. В тексте Изменений для обозначения действий, осуществляемых в процессе производства продукции, используются понятия "технологический процесс" и "технологическая операция". В целях обеспечения правовой определенности в проекте акта необходимо обеспечить единство терминологии.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, в случае учета замечаний, изложенных в настоящем заключении об оценке регулирующего воздействия, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
наличие проблемы разработчиком обосновано;
в проекте акта отсутствуют положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
проект акта не устанавливает обязательные требования в соответствии с Законом N 247-ФЗ.
Приложение: на 7 л. в 1 экз.
Департамент регуляторной политики |
А.И. Херсонцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.