Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (по вопросам аккредитации в области использования атомной энергии)"
(подготовлен Госкорпорацией "Росатом" 16.11.2023 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - проект постановления) разработан в целях актуализации требований к аккредитации в области использования атомной энергии, необходимость которой выявлена по итогам анализа законодательства в сфере предоставления государственных услуг (в частности, с учетом необходимости обеспечения цифровых механизмов их применения), а также сложившейся правоприменительной практики Госкорпорации "Росатом" в качестве органа по аккредитации в области использования атомной энергии (далее также - орган по аккредитации), предоставляющего государственные услуги в сфере аккредитации в области использования атомной энергии.
Проектом постановления предлагается внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 20.07.2013 N 612 "Об аккредитации в области использования атомной энергии" (далее - постановление N 612) и Положение об особенностях оценки соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2016 N 544 "Об особенностях оценки соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения" (далее - Положение N 544).
В частности, в постановление N 612 изменения вносятся в части:
1) замены используемого в действующей редакции словосочетания "подтверждение соответствия продукции" словосочетанием "оценка соответствия продукции" как более корректным с точки зрения вопросов, регулируемых постановлением N 612, и с учетом терминологии в отношении обозначения соответствующих процессов, применяемой в Федеральном законе от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
2) введения новых используемых в постановлении N 612 (в том числе с учетом предлагаемых проектом постановления изменений) понятий "актуализация области аккредитации" (благодаря введению данного понятия закрепляется порядок осуществления права аккредитованного лица актуализировать свою область аккредитации в связи с изменением документов, в соответствии с которыми аккредитованное лицо осуществляет свою деятельность, если указанные изменения не связаны с установлением новых требований к компетенции аккредитованного лица), "обязательные требования" (со ссылкой на понимание данного понятия в значении, установленном пунктом 2 Положения N 544) и их определений, а также уточнения понятия "область аккредитации" (конкретизируется содержание данного понятия в целях предотвращения неоднозначного толкования данной категории в правоприменительной практике);
3) выделения выдачи свидетельств об аттестации эксперта и их дубликатов в качестве отдельного вида деятельности, осуществляемого органом по аккредитации в рамках проведения работ по аккредитации и аттестации экспертов по аккредитации;
4) уточнения сведений, указываемых в подаваемом заявителем заявлении об аккредитации, а также перечня прилагаемых к данному заявлению документов;
5) конкретизации возможности подачи заявления о предоставлении соответствующей государственной услуги, направления оформляемых в процессе ее предоставления документов, а также получения необходимых заявителю результатов данной государственной услуги посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)";
6) актуализации (с учетом правоприменительной практики органа по аккредитации и актуальных требований к процессу предоставления государственных услуг) оснований и порядка переоформления аттестата аккредитации, прекращения действия аттестата аккредитации, а также расширения и сокращения органом по аккредитации области аккредитации аккредитованного лица и порядка проведения планового и внепланового инспекционного контроля;
7) введения обязанности организации по оценке соответствия, в отношении которой принято решение о прекращении действия ранее выданного ей аттестата аккредитации, по соглашению с лицом, подавшим заявку на сертификацию, на безвозмездной основе передать иному аккредитованному лицу материалы дел по оценке соответствия в отношении заявителя на проведение работ по оценке соответствия;
8) уточнения требований к ведению реестров по аккредитации и осуществлению мониторинга деятельности аккредитованных лиц, экспертов по аккредитации и технических экспертов;
9) изложения в новой редакции, учитывающей актуальные требования к обеспечению безопасности в области использования атомной энергии, критериев аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), прилагаемых к утвержденным постановлением N 612 Правилам и применяемых в ходе осуществления деятельности по аккредитации в области использования атомной энергии, в том числе предоставления соответствующих государственных услуг.
Изменения в Положение N 544 направлены на уточнение в его пункте 12 оснований утверждения Госкорпорацией "Росатом" формы реестра выданных сертификатов соответствия продукции (внесение корреспондирующего изменения в пункт 94 утвержденных постановлением N 612 Правил также предусмотрено проектом постановления).
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
При подготовке проекта постановления был проведен анализ правоприменительной практики, сложившейся по результатам применения постановления N 612 и Положения N 544 (в предлагаемой для изменения части), по итогам которого была выявлена необходимость предусмотренного проектом постановления изменения правового регулирования.
В проекте постановления не содержится положений, которые могут привести к негативным социально-экономическим, финансовым и иным последствиям реализации предлагаемых им решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предлагаемые проектом постановления решения не влияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект постановления не влияет на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В проекте постановления содержатся требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках аккредитации, оценки соответствия продукции. При этом данные требования не относятся к обязательным требованиям по смыслу части 1 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - ФЗ-247), так как согласно пункту 5 части 2 статьи 1 ФЗ-247 данный нормативный правовой акт не распространяется на отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований в области использования атомной энергии, которые затрагиваются проектом постановления.
С учетом указанного для внесения проекта постановления в Правительство Российской Федерации в соответствии с пунктом 53 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2004 N 260 (далее - Регламент), наличие протокола заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы или ее подкомиссии, на котором рассмотрен проект постановления, не требуется.
Проект постановления в соответствии с пунктом 60(1) Регламента не подлежит оценке регулирующего воздействия согласно Правилам проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 N 1318, так как (как уже было отмечено выше) проект постановления не содержит обязательных требований по смыслу ФЗ-247 (в отношении которых должны осуществляться процедуры оценки регулирующего воздействия), а также согласно пункту 2 указанных Правил они не применяются в отношении проектов актов, проектов решений или их отдельных положений, устанавливающих требования и нормы в области использования атомной энергии (которые содержатся в проекте постановления).
Согласно пункту 5 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96, проект постановления размещался на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", созданном для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях проведения независимой антикоррупционной экспертизы с __.__.2023 по __.__.2023.
Согласно требованиям пункта 3 Правил раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2012 N 851, с целью обеспечения общественного обсуждения проект постановления размещался на вышеуказанном сайте в период с __.__.2023 по __.__.2023.
Заключений, замечаний и предложений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы и общественного обсуждения по проекту постановления не поступало.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.