Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства энергетики РФ "Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха работников в сфере электроэнергетики и о внесении изменений в Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденные приказом Минэнерго России от 4 октября 2022 г. N 1070"
(подготовлен Минэнерго России 24.11.2023 г.)
Проект приказа Минэнерго России "Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха работников в сфере электроэнергетики и о внесении изменений в Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденные приказом Минэнерго России от 4 октября 2022 г. N 1070" (далее - проект приказа) разработан Минэнерго России в рамках реализации полномочий по определению особенностей режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 877, а также по установлению требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок и обеспечению качества электрической энергии, предусмотренных пунктом 2 статьи 28 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2017 г. N 244 "О совершенствовании требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. N 937 "Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Так, в рамках оперативно-технологического управления владельцы объектов электроэнергетики обязаны обеспечить круглосуточное оперативное обслуживание принадлежащих им объектов. При этом установлено, что форма организации круглосуточного оперативного обслуживания объекта электроэнергетики (постоянное дежурство оперативного персонала на объекте, дежурство на дому, обслуживание объекта электроэнергетики персоналом оперативных выездных бригад, использование средств телеуправления) определяется его владельцем (пункт 39 Правил технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2018 N 937).
При этом определение понятия "дежурство на дому" законодательно закреплено только для медицинских работников (статья 350 ТК РФ).
Энергетические компании используют на практике отраслевой порядок установления рабочего времени и времени отдыха работников предприятий электрических сетей и автоматизированных гидроэлектростанций, который был доведен до сведения отраслевых организаций письмом Минтопэнерго РФ от 30.09.1993 N С-6276, и который не соответствует действующему трудовому законодательству.
Таким образом, в настоящее время отсутствует правовая определенность в привлечении работников в сфере электроэнергетики к дежурствам на объекте и дежурствам на дому, что имеет следствием применение энергетическими компаниями различных подходов к организации дежурств, включая учет времени дежурств. Отсутствие в отрасли единых правил организации дежурства на объекте и на дому является причиной:
регулярных жалоб работников в Минэнерго России, в государственные инспекции труда на нарушение трудовых прав со стороны работодателя, трудовые споры,
дополнительных издержек для работодателей в силу признания дежурства на дому контролирующими органами работой в выходной день,
непризнания экономически обоснованными расходов на оплату дежурств на объекте и дежурств на дому и невключения их в расходы на оплату труда при формировании тарифно-балансовых решений,
оспаривания налоговыми органами отнесения работодателями расходов на оплату труда дежурных работников в целях налогообложения прибыли согласно Налоговому кодексу Российской Федерации.
Проект приказа направлен на упорядочивание трудовых отношений в процессе обеспечения круглосуточного оперативного обслуживания объектов электроэнергетики, в том числе функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и (или) объектов электросетевого хозяйства (далее - объекты), включая установление единых подходов к учету рабочего времени работников, привлекаемых к дежурствам на объекте и(или) дежурствам на дому.
В проекте акта устанавливаются:
различия в регламентации рабочего времени и времени отдыха работников, привлекаемых к дежурствам на объекте и на дому в целях круглосуточного обслуживания объектов и в целях предотвращения развития и ликвидации нарушений нормального режима на объектах;
сроки доведения графиков работ (дежурств) до сведения работников;
предельная продолжительность дежурства;
обязанность работодателя вести учет времени дежурства;
порядок учета времени дежурства на объекте и времени дежурства на дому, а также следования работника от места жительства (временного пребывания) до объекта (пункта сбора) и обратно в случае вызова на объект;
предельная частота привлечения работников к дежурствам;
минимальная продолжительность междусменного отдыха работников.
Также проектом приказа вносятся изменения в приложение N 1 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 04.10.2022 N 1070, в части определения понятия "дежурство на дому".
Принятие проекта приказа не влечет негативных социально-экономических, финансовых и иных прогнозируемых последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект приказа не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы. Принятие проекта приказа не потребует выделения бюджетных средств.
Принятие проектом приказа изменений не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проект приказа содержит требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Проект приказа вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.