Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 04.12.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект, Федеральный закон) разработан в целях исполнения пункта 32 плана мероприятий ("дорожной карты") реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата" "Интеллектуальная собственность", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 августа 2020 г.
N 2027-р (далее - План мероприятий).
Указанным пунктом Плана мероприятий предусмотрено внесение в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК РФ) и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - АПК РФ) изменений в части отнесения экономических споров в сфере интеллектуальной собственности, стороной спора в которых является физическое лицо, к подсудности арбитражным судам и соответствующего исключения указанных вопросов из подсудности судам общей юрисдикции.
По общим правилам судопроизводства разграничение подсудности осуществляется исходя из субъектного состава участников спора, а также характера спорных правоотношений.
Так, согласно части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, тогда как согласно части третьей статьи 22 ГПК РФ федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй статьи 22 ГПК РФ, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к компетенции арбитражных судов.
Вместе с тем основная сущность исключительных прав, являющихся имущественными правами, проявляется при осуществлении правообладателем предпринимательской деятельности, использовании результатов интеллектуальной деятельности и (или) исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в коммерческой деятельности, а также при коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
Согласно статистике Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации арбитражными судами в 2021 г. рассмотрено 19259 дел, связанных с защитой авторских и патентных прав, а также прав на топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) и средства индивидуализации.
В 2022 г. по данной категории споров рассмотрено 27602 дела.
При этом судами общей юрисдикции за 2021 г. рассмотрено 903 дела о защите указанных прав, в 2022 г. - 1129 дел.
Исходя из важности экономической составляющей исключительного права, законопроектом предусматривается отнесение дел о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности в виде программ для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ), баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), а также о защите исключительных прав на товарные знаки, знаки обслуживания, географические указания и наименования мест происхождения товаров, независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане, к исключительной подсудности арбитражным судам.
Законопроектом также предусмотрено исключение из АПК РФ положений о праве использования результата интеллектуальной деятельности в составе единой технологии в связи с признанием утратившей силу главы 77 "Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии" Гражданского кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 456-ФЗ "О внесении изменений в части вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации").
В целях обеспечения непрерывного рассмотрения судами споров в сфере интеллектуальной собственности законопроектом закреплено, что дела и жалобы по спорам в сфере интеллектуальной собственности, принятые к производству судами общей юрисдикции и не рассмотренные до вступления Федерального закона в силу, рассматриваются указанными судами по правилам, установленным процессуальным законодательством Российской Федерации, действовавшим на день принятия соответствующих дел и жалоб к производству. При этом датой вступления Федерального закона в силу определено 1 января 2026 г.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.