Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 N 1657 "О Единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов"
(подготовлен Минприроды России 08.12.2023 г.)
Во исполнение пункта 6 постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 23 мая 2023 г. N 3911-8ГД, пункта 3.2 поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко от 24 марта 2023 г. N ВА-П11-41пр подготовлены следующие изменения.
Единые требования разделены на разделы: общие положения, объекты обработки твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), объекты утилизации, объекты размещения ТКО для структурирования.
Единые требования приведены в соответствии с принятым положением Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 268-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" в части определения вторичных ресурсов.
Минприроды России в 2023 году проведен анализ действующих объектов обработки ТКО на территории Российской Федерации.
В рамках проведенного анализа следует, что среднероссийская выборка полезных фракций от массы образования ТКО составляет 7,61%, от входящего потока отходов на объекты обработки - 15,4 %.
При этом по информации субъектов Российской Федерации в части морфологического состава отходов на территории Российской Федерации следует, что пищевые отходы составляют - 17,7 %, а полезные фракции составляют - 44,6%, из них:
изделия из бумаги/макулатуры - 10,5%;
пластмассовые изделий - 7,5%;
изделия из стекла - 5,5%;
продукция древесины - 3,3%;
текстиль, текстильные изделия и кожа - 2,7%;
изделия из черных металлов - 1,9%;
многослойная упаковка - 1,1%;
изделия из резины - 1,1%;
изделия из цветных металлов - 0,5%;
электронные товары - 0,5%;
иные (камни, керамика, бетон, подгузники и др.) - 10%.
Стоит отметить, что Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" установлены цели в области обращения с ТКО, а именно:
создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами;
обеспечение сортировки отходов в объеме 100%;
снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза.
Одним из приоритетных способов достижения данных целей это утилизация отходов, то есть вовлечение вторичных ресурсов в хозяйственный оборот.
При этом эффективная выборка полезных фракций позволит вовлечь больше вторичных ресурсов в хозяйственный оборот за счет их направления на утилизацию, тем самым снизив их объем захоронения.
Также стоит отметить, что 4 августа 2023 г. принят Федеральный закон N 451-ФЗ - "Закон о РОП", которым установлен новый формат работы в рамках расширенной ответственности производителей и импортеров.
РОП предполагает обязанность производителей и импортеров товаров и упаковки самостоятельно организовать утилизацию (норматива утилизации) товаров и упаковки, выпущенных в обращение, после утраты ими потребительских свойств.
Тем самым, установление % выборки полезных фракций способствует производителям и импортерам выполнить свою обязанность по утилизации в полном объеме, а не платить экологический сбор.
Также данная концепция отвечает, в том числе принципам экономики замкнутого цикла, где вторичные ресурсы рационально используются и возвращаются в хозяйственный оборот.
Проектом постановления предлагается внести изменения в Единые требования, где необходимо закрепить следующее:
Значение показателя извлечения вторичных ресурсов на объектах обработки твердых коммунальных отходов, направляемых без раздельного накопления отходов на утилизацию, должно составлять:
|
Ручная обработка |
Автоматизированная обработка |
Действующие объекты и объекты, созданные до 1 сентября 2025 г. |
не менее 10% |
не менее 15% |
Объекты, созданные после 1 сентября 2025 г. и действующие объекты после 1 января 2027 г. |
не менее 12% |
не менее 17% |
В случае, если на объект обработки твердых коммунальных отходов поступают только твердые коммунальные отходы при совместном накоплении, полученные после раздельного накопления твердых коммунальных отходов, показатель выхода вторичных ресурсов устанавливается равным показателю без раздельного накопления твердых коммунальных отходов, уменьшенному на 2%.
В случае, если на объект обработки твердых коммунальных отходов поступают только вторичные ресурсы, полученные после раздельного накопления твердых коммунальных отходов, показатель выхода вторичных ресурсов после обработки устанавливается равным 30%, а с 1 января 2027 г. 40%.
С 1 января 2026 г. на комплексных объектах в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на которых осуществляется компостирование органической фракции твердых коммунальных отходов должно отбираться и направляться на компостирование не менее 25% массы твердых коммунальных отходов, прошедших обработку. При компостировании органической фракции твердых коммунальных отходов допускается возникновение остатков твердых коммунальных отходов, извлекаемых из получаемого грунта и направляемых на захоронение.
С 1 января 2026 г. на комплексных объектах в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на которых осуществляется производство из твердых коммунальных отходов топлива, выход топлива должен составлять не менее 20% от массы твердых коммунальных отходов, прошедших обработку. При этом топливо может производиться как из остатков твердых коммунальных отходов после обработки с дополнительной обработкой на объекте утилизации отходов, так и непосредственно из отходов, отобранных при обработке твердых коммунальных отходов для производства топлива.
Объекты в сфере обращения с отходами привести в соответствие с Едиными требованиями к 1 сентября 2025 году.
Также предлагается закрепить в Единых требованиях, что обязательным являются технологии автоматизированной обработки ТКО при сочетании с ручной.
Ввиду того, что утилизация отходов - это использование отходов для производства товаров (продукции) (статья 1 89-ФЗ), то на объектах утилизации производится продукция.
Важнейшим элементом экономики замкнутого цикла является современная система обращения с отходами, обеспечивающая эффективный сбор и сортировку отходов, а также отбор из них полезных фракций для их повторного использования в качестве вторичных материальных или энергетических ресурсов.
В соответствии с тем, что отрасль обращения с отходами в России сформировалась недавно, на данный момент идет ее успешное развитие и уже есть успешные примеры по созданию в России новых производств, а также локализации в России соответствующих производств в сотрудничестве с ведущими зарубежными компаниями.
Минпромторг России с 2018 года проводит работу по обеспечению отрасли по обращению ТКО отечественным высокотехнологичным оборудованием в рамках федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология" (далее - федеральный проект).
Доля импорта оборудования для обработки и утилизации ТКО, % |
Период, год |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022* |
2023 |
2024 |
Плановое значение |
50% |
40% |
40% |
39% |
38% |
37% |
36% |
|
Фактическое значение |
50% |
39,1% |
37,5% |
34,9% |
31,5% |
- |
- |
* Согласно приказу Минприроды России от 15 февраля 2022 года N 103 "Об утверждении методологии расчета показателя "Доля импорта оборудования для обработки и утилизации твердых коммунальных отходов" федерального проекта "Комплексная система обращения с ТКО" национального проекта "Экология".
Федеральным проектом установлен целевой показатель по снижению доли импорта оборудования. Достижение целевого показателя способствует выполнению задачи по созданию соответствующей инфраструктуры.
Согласно федеральному проекту значения показателя выполняются и результат за 2021 г. составил 34,9%, при плановом значении - 39%, а за 2022 г. составил 31,5%, при плановом значении - 38%.
Минпромторгом России реализуются меры, направленные на разработку и применение передовых отечественных промышленных технологий в сфере обращения с отходами, (например: механизм специального инвестиционного контракта (далее - СПИК), заключаемый в соответствии со статьей 16 федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации"; субсидирование НИОКР). Таким образом, по субсидированию НИОКР поступают предложения по оборудованию, которое входит в план-импортозамещения, утвержденный приказом Минпромторга России от 31 марта 2022 г. N 1163.
Также в перечень современных технологий включены технологии по обращению с ТКО.
В качестве примера можно привести компанию ООО "ЭКОМАШГРУПП".
Минпромторгом России подписан СПИК на производство оборудования для автоматизированной сортировки ТКО (технология производства оптических сепараторов с механической классификацией (робот). Технология включена в План мероприятий по импортозамещению оборудования.
Минпромторг также отмечает, что за 5 лет совершен существенный прогресс в развитии отечественного машиностроительного сектора отрасли по обращению с ТКО с конвейерных лент до полного цикла производства включая сортировку, переработку с выделением полезного вторсырья, или энергии.
На сегодняшний день при строительстве новых и реконструкции имеющихся объектов по обращению с отходами предпочтение отдается отечественному оборудованию.
Также сейчас в секторе обращения с ТКО активно развиваются робототехника и сенсорика, которые отвечают за повышение автоматизации процессов обработки ТКО. Это позволяет минимизировать потенциальные риски для людей, работающих в сфере переработки отходов.
Проектом постановления не предусматривается полный запрет на использование иностранного оборудования, только на использование оборудования произведенных на территориях недружественных стран, закрепленных распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 430-р (ред. от 29.10.2022).
В свою очередь Минприроды России считает необходимым развивать отечественные разработки в секторе обращения с отходами, но при крайней необходимости закупку оборудования стоит осуществлять, произведенное на территории дружественных стран.
Минприроды России считает недопустимым стимулировать развитие промышленности и экономики недружественных стран.
Проект постановления содержит положения в части вывода из эксплуатации объектов размещения твердых коммунальных отходов после их заполнения. Указанные меры направлены на недопущение возникновения объектов накопленного вреда окружающей среде, в частности, по восстановлению природной среды и рекультивации земель. Также проект постановления содержит положения, описывающие требования в отношении мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объектов размещения твердых коммунальных отходов, выведенных из эксплуатации.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров.
В проекте постановления содержатся обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.