Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Государственную программу Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(подготовлен Минсельхозом России 12.12.2023 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Государственную программу Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее соответственно - проект постановления, Государственная программа) разработан Минсельхозом России в инициативном порядке в целях совершенствования мер государственной поддержки, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях обеспечения их квалифицированными специалистами, а также повышения их эффективности.
Проектом постановления предлагается изложить Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на оказание содействия сельскохозяйственным товаропроизводителям в обеспечении квалифицированными специалистами (далее - правила N 6, субсидии, СХТП) в новой редакции приложения N 6 к Государственной программе.
Правила N 6 направлены на обеспечение СХТП квалифицированными специалистами, в этой связи для увеличения темпов привлечения квалифицированных специалистов на сельские территории проектом постановления предлагается следующее.
Расширить перечень профессий профессионального обучения, для обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти или исполнительных органов субъектов Российской Федерации, за исключением Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Федерального агентства по рыболовству и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
В целях создания кадрового резерва сотрудников предприятий агропромышленного комплекса и обеспечения бесперебойной работы подотраслей сельского хозяйства, вводится понятие "кадровый резерв".
Для формирования кадрового резерва проектом постановления предусматривается предоставление грантов образовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по реализации дополнительных профессиональных программ - программ профессиональной переподготовки; основных программ профессионального обучения - программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих и программ переподготовки рабочих, служащих по наиболее востребованным для агропромышленного комплекса профессиям и специальностям. Средний размер гранта не превышает 60 тыс. рублей на одного обучающегося.
По оперативным данным Минсельхоза России, на текущий момент потребность в кадрах по рабочим профессиям и специальностям у СХТП составляет порядка 173 тыс. человек. В этой связи вводимая мера государственной поддержки позволит создать резерв граждан, способных восполнить эту потребность.
Одновременно с этим, на 2023 год, средний размер затрат СХТП, связанных с обучением граждан по ученическим договорам и договорам целевого обучения, должен составить порядка 60 637 рублей в год на одного учащегося. Учитывая, что продолжительность обучения по профессиональным программам - программам профессиональной переподготовки; основным образовательным программам: профессионального обучения - программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих и программам переподготовки рабочих, служащих, составляет около 3-6 месяцев, за размер возмещения принята сумма в 60 тыс. рублей на одного обучающегося.
При этом предусмотрено предоставление гранта в размере 60 процентов затрат - при подтверждении заключения договора об обучении гражданина, и 40 процентов затрат - при подтверждении трудоустройства гражданина, обученного с целью включения в кадровый резерв.
Реализация мероприятий, направленных на формирование кадрового резерва, предусматривается в "пилотном" режиме 2024 году. В последующих периодах реализация данных мероприятий будет осуществляться по итогам анализа результатов, достигнутых в указанном периоде.
Данная мера позволит в короткий срок сформировать кадровый резерв для предприятий агропромышленного комплекса и обеспечит качественное функционирование отраслей сельского хозяйства.
Кроме того, одними из главных приоритетов развития сектора МСП являются помощь начинающим предпринимателям, а также акселерация уже действующих предприятий, в связи с чем предлагается осуществлять в приоритетном порядке возмещения затрат заявителям, отнесенным в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к категории субъекта малого или среднего предпринимательства - микропредприятие или малое предприятие.
Также в целях эффективности использования средств федерального бюджета проект постановления дополнен положениями, определяющими условия предоставления субсидий, исключающими возможность дублирования финансирования мер поддержки, предусмотренных проектом постановления.
Так, в случае если обучающийся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации или обучающийся в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляет трудовую деятельность у заявителя в соответствии с трудовым договором, не связанную с прохождением практики, возмещение затрат, связанных с прохождением практики указанными обучающимися не осуществляется.
Также в случае если в отношении гражданина заключен ученический договор и (или) договор о целевом обучении, и осуществлено возмещение части затрат, обеспечение затрат в целях включения в кадровый резерв не допускается.
Принятие постановления не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Реализация положений, предусмотренных проектом постановления, не потребует внесения изменений в иные акты Правительства Российской Федерации.
Принятие проекта постановления не повлечет за собой негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект постановления направлен на достижение целей Государственной программы, федерального проекта и не окажет влияния на достижение целей иных государственных программ Российской Федерации.
Проект постановления не приведет к изменению объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, сокращению доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации.
В процессе разработки проекта постановления проведен анализ правоприменительной практики в рамках реализации вышеуказанных мер государственной поддержки.
Проект постановления не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования). Проект постановления не содержит положений, касающихся соответствующих видов государственного контроля (надзора), видов разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект постановления соответствует положениям пункта 6 приложения N 29 "Протокол о мерах государственной поддержки сельского хозяйства" к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.