Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
(подготовлен Минюстом России 15.12.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (далее - законопроект) направлен на обеспечение защиты прав граждан при обращении взыскания на денежные средства.
Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что законодательная регламентация обращения взыскания по исполнительным документам должна осуществляться на стабильной правовой основе сбалансированного регулирования прав и законных интересов всех участников исполнительного производства с законодательным установлением пределов возможного взыскания, не затрагивающих основное содержание прав должника и одновременно отвечающих интересам защиты прав кредитора (охватывающих его право требования), с целью предотвращения либо уменьшения размера негативных последствий неисполнения обязательства должником (абзац 2.2 постановления от 12 июля 2007 г. N 10-П).
В этой связи законопроектом устанавливается принцип соразмерности исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, который предполагает соразмерность применяемых судебным приставом-исполнителем мер принудительного исполнения и совершаемых им исполнительных действия объему требований, содержащихся в исполнительных документах.
Данный принцип реализуется в ряде положений законопроекта.
В частности, положения пункта 2 законопроекта предусматривают наложение ареста на денежные средства в размере задолженности, то есть в размере, необходимом для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с учетом взыскания расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
В законопроект включена норма, содержащая перечень сведений, обязательных к предоставлению судебному приставу-исполнителю налоговыми органами, банками и иными кредитными организациями. При этом полученные сведения будут использоваться судебным приставом-исполнителем в объеме требований, содержащихся в судебном акте, акте другого органа или должностного лица.
Предлагаемый законопроектом порядок предоставления сведений банком и иных кредитных аналогичен действующему, при котором могут быть запрошены сведения об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также иные сведения об имуществе должника, и не предполагает возложение функции по розыску имущества должника на кредитные организации.
Законопроектом также предусмотрено расширение перечня исполнительных действий (установление запрета на совершение регистрационных действий в отношении имущества должника).
В настоящее время перечень исполнительных действий, предусмотренный статьей 64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", не является исчерпывающим и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в связи с чем предлагаемая законопроектом формулировка не требует установления видов, целей и правовых последствий регистрационных действий, совершение которых судебный пристав-исполнитель может запретить.
Устанавливаемый законопроектом порядок направления судебным приставом-исполнителем постановлений о наложении ареста и очередность списания денежных средств при наличии у должника нескольких счетов одной очереди в разных банках и иных кредитных организациях позволит защитить его имущественные интересы.
Законопроект содержит новеллу об особенностях исполнения судебного акта, акта другого органа и должностного лица с суммой взыскания, не превышающей 30 000 рублей.
Так, исполнение судебного акта, акта другого органа и должностного лица с суммой взыскания, не превышающей 30 000 рублей, за исключением исполнительных документов по требованиям о возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, о взыскании алиментов, о возмещении ущерба, причиненного преступлением, о компенсации морального вреда, по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, осуществляется за счет заработной платы и иных доходов должника либо денежных средств, находящихся на счетах должника в банке или иной кредитной организации, цифровых рублей, учитываемых на счете цифрового рубля должника.
При этом исполнительное производство оканчивается в случаях перечисления денежных средств на депозитный счет службы судебных приставов в полном объеме; отсутствия в течение двух месяцев с момента возбуждения исполнительного производства денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, цифровых рублей, учитываемых на счете цифрового рубля должника, или доходов, на которые может быть обращено взыскание.
В 2022 году на исполнении в территориальных органах ФССП России находилось 99,7 млн. исполнительных производств с суммой взыскания до 30 тыс. руб. В первом полугодии 2023 года порядка 65 млн. таких исполнительных производств.
В среднем у одного судебного пристава-исполнителя на исполнении в 2022 году находилось 5,6 тыс. исполнительных производств, что в 21,2 раза превышает норму нагрузки судебного пристава-исполнителя, установленную постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Минюста России от 15.08.2002 N 60/1.
В силу положений Федерального закона N 229-ФЗ в редакции законопроекта арест имущества должника по исполнительному документу, содержащему требование о взыскании денежных средств менее 30 000 рублей, не допускается, за исключением ареста денежных средств.
Между тем длительное нахождение исполнительных документов указанной категории в ФССП России без возможности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, ограничения имущественных и личных неимущественных прав, нецелесообразно.
По общему основанию, предусмотренному статьей 36 Федерального закона N 229-ФЗ, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Указанный срок не является пресекательным и носит для судебного пристава-исполнителя организационно-процедурный характер (определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.10.2016 N 305-КГ16-13322 по делу N А41-81770/2015).
Таким образом, исполнительное производство может быть окончено судебным приставом-исполнителем и ранее истечения двухмесячного срока при отсутствии у должника денежных средств и имущества.
Введение особенностей исполнения судебного акта, акта другого органа и должностных лиц с суммой взыскания, не превышающей 30 000 рублей, а также обязательный двухмесячный срок его принудительного исполнения позволит оптимизировать работу судебных приставов-исполнителей по исполнению исполнительных документов, и, как следствие, снизит нагрузку на судебных приставов-исполнителей, позволив им сосредоточить внимание на исполнение более сложных и важных (социально-значимых) категорий исполнительных документов.
Отлагательный срок вступления в силу соответствующего федерального закона обусловлен необходимостью комплексной доработки информационных систем, программного обеспечения ФССП России, банков и иных кредитных организаций.
Реализация законопроекта не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета, иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не потребует увеличения штатной численности заинтересованных органов государственной власти и организаций.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация законопроекта не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве", не потребует дополнительных расходов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений
в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не потребует признания утратившим силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.