Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 26.12.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение части 3 подпункта "б" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 22 ноября 2023 г. N Пр-2299, сформированного по итогам совещания Президента Российской Федерации с членами Правительства Российской Федерации 25 октября 2023 года, и направлен на совершенствование механизма государственно-частного партнерства (ГЧП) в целях его применения в промышленности.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 224-ФЗ) с целью формирования условий для реализации на федеральном уровне проектов на принципах ГЧП в отношении реконструкции принадлежащих российским юридическим лицам имущественных комплексов, предназначенных для производства промышленной продукции и (или) осуществления иной деятельности в сфере промышленности (далее соответственно - Проект ГЧП, объекты промышленности).
Законопроектом предлагается дополнить Закон N 224-ФЗ новой статьей 10.1, предусматривающей особенности регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением соглашения о ГЧП, публичным партнером в котором является Российская Федерация, в отношении реконструкции объекта промышленности, принадлежащего на момент заключения такого соглашения о ГЧП частному партнеру на праве собственности.
При этом законопроектом предлагается установить закрытый перечень критериев, которым должен соответствовать Проект ГЧП:
1) соответствие требованиям к проектам технологического суверенитета или проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации, установленным Правительством Российской Федерации;
2) объем финансирования реконструкции объекта соглашения о ГЧП составляет не менее 10 миллиардов рублей;
3) объем финансирования Проекта ГЧП за счет собственных средств частного партнера составляет не менее 15 % от общего объема финансирования Проекта ГЧП;
4) объем финансирования публичным партнером реконструкции, эксплуатации и технического обслуживания объекта соглашения о ГЧП не превышает в совокупности объема финансирования за счет собственных и заемных средств частным партнером реконструкции, эксплуатации и технического обслуживания такого объекта, размера рыночной стоимости объекта соглашения о ГЧП и земельных участков, принадлежащих частному партнеру на праве собственности, на которых расположен этот объект, определяемой на дату заключения соглашения о ГЧП, и (при наличии) размера платы частного партнера за период действия соглашения о ГЧП.
Кроме того, законопроектом также предусматривается, что в случае реализации Проекта ГЧП земельный участок, лесной участок, водный объект, часть водного объекта, участок недр могут принадлежать на момент заключения соглашения о ГЧП частному партнеру на праве собственности.
Вместе с тем в целях соблюдения принципов конкуренции и обеспечения прозрачности процедур законопроектом предусматривается заключение соглашения о ГЧП в рамках механизма "частной инициативы", что позволит частному инвестору представить свое предложение и заключить соглашение ГЧП в случае непоступления предложений от иных заинтересованных лиц.
В случае поступления предложений от иных заинтересованных лиц проводится конкурс на заключение соглашения о ГЧП по следующим критериям:
1) объем производства товаров, выполнения работ, оказания услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной соглашением о ГЧП;
2) финансово-экономические критерии Проекта ГЧП;
3) период со дня подписания соглашения о ГЧП до дня, когда производство товаров, выполнение работ, оказание услуг будут осуществляться в объеме, установленном соглашением о ГЧП.
Таким образом, предлагаемый законопроектом подход позволит обеспечить соблюдение принципа конкуренции при заключении соглашения о ГЧП.
Предложенные законопроектом изменения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не повлекут отрицательных социально-экономических и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект не содержит положений, вводящих или способствующих введению избыточных административных и иных ограничений и обязанностей для заинтересованных лиц.
Проведение оценки регулирующего воздействия, предусмотренной пунктом 60(1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, в отношении законопроекта не требуется.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), и сведения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям других международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.