Проект Приказа Министерства промышленности и торговли РФ "Об утверждении правил проведения экспертной оценки в целях определения соответствия технологических процессов, оборудования, технических способов, методов, применяемых и (или) планируемых к применению на объекте, оказывающем значительное негативное воздействие на окружающую среду, наилучшим доступным технологиям и требования к экспертам, привлекаемым к проведению экспертной оценки"
(подготовлен Минпромторгом России 26.12.2023 г.)
В соответствии с пунктом 16 части 3 статьи 6 и частью 4 статьи 10.1 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" и абзацем девятым пункта 1 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438, приказываю:
1. Утвердить:
правила проведения экспертной оценки в целях определения соответствия технологических процессов, оборудования, технических способов, методов, применяемых и (или) планируемых к применению на объекте, оказывающем значительное негативное воздействие на окружающую среду, наилучшим доступным технологиям (далее - экспертная оценка) согласно приложению N 1 к настоящему приказу;
требования к экспертам, привлекаемым к проведению экспертной оценки согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации М.Н. Юрина.
Заместитель Председателя |
Д.В. Мантуров |
Приложение N 1
к приказу Минпромторга России
от______________ 2024 г.______
ПРАВИЛА
проведения экспертной оценки в целях определения соответствия технологических процессов, оборудования, технических способов, методов, применяемых и (или) планируемых к применению на объекте, оказывающем значительное негативное воздействие на окружающую среду, наилучшим доступным технологиям
I. Общие положения
1. Экспертная оценка в целях определения соответствия технологических процессов, оборудования, технических способов, методов, применяемых и (или) планируемых к применению на объекте, оказывающем значительное негативное воздействие на окружающую среду, наилучшим доступным технологиям (далее - экспертная оценка, НДТ) осуществляется федеральным государственным автономным утверждением "Научно-исследовательский институт "Центр экологической промышленной политики" (далее - экспертная организация) в соответствии с приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от ______ N__________.
2. Объектом проведения экспертной оценки является инвестиционный проект, предусматривающий создание или модернизацию промышленной инфраструктуры с использованием НДТ (за исключением проектной документации, разработанной в соответствии с законодательством Российской Федерации) (далее - инвестиционный проект).
3. Субъектом проведения экспертной оценки является юридическое лицо и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющее деятельность в сфере промышленности на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, реализующие инвестиционный проект (далее - заявитель).
4. Экспертная оценка в соответствии с частью 2 статьи 101 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" проводится на предмет соответствия технологических процессов, оборудования, технических способов, методов, применяемых и (или) планируемых к применению на объекте, оказывающем значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящемся к областям применения НДТ, технологическим процессам, оборудованию, техническим способам и методам, описанным в информационно-технических справочниках по НДТ, и (или) достижению технологических показателей НДТ и показателей ресурсной и энергетической эффективности, определенных в указанных справочниках по НДТ,по итогам реализации инвестиционного проекта.
5. При наличии выданного комплексного экологического разрешения в соответствии со статьей 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и отсутствии на момент проведения экспертной оценки актуализации информационно-технических справочников по НДТ, в соответствии с которыми разработаны технологические нормативы, экспертная оценка проводится на предмет достижения показателей ресурсной и энергетической эффективности, определенных в информационно-технических справочников по НДТ, по итогам реализации инвестиционного проекта.
II. Порядок проведения экспертной оценки
6. Экспертная оценка на предмет соответствия технологических процессов, оборудования, технических способов, методов, применяемых и (или) планируемых к применению на объекте, оказывающем значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящемся к областям применения НДТ, технологическим процессам, оборудованию, техническим способам и методам, описанным в информационно-технических справочниках по НДТ, проводится путем определения соответствия технологических процессов, оборудования, технических способов, методов, применяемых и (или) планируемых к применению на объекте, оказывающем значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящемся к областям применения НДТ, технологическим процессам, оборудованию, техническим способам и методам, описанным в соответствующих информационно-технических справочниках по НДТ.
7. Экспертная оценка на предмет достижения технологических показателей НДТ и показателей ресурсной и энергетической эффективности, определенных в информационно-технических справочниках по НДТ по итогам реализации инвестиционного проекта, проводится путем:
а) определения соответствия технологических показателей сбросов, выбросов загрязняющих веществ, образования отходов производства и потребления, потребления воды, использования энергетических ресурсов технологическим показателям НДТ, установленными в информационно-технических справочниках по НДТ;
б) определения соответствия показателей ресурсной и энергетической эффективности, характеризующих производственный процесс, показателям ресурсной и энергетической эффективности, установленным в информационно-технических справочниках по НДТ;
в) возможности достижения технологических показателей НДТ и показателей ресурсной и энергетической эффективности по итогам реализации инвестиционного проекта.
8. В рамках проведения Министерством промышленности и торговли Российской Федерации конкурсных механизмов предоставления субсидий при предоставлении финансовой поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" заявитель направляет с использованием государственной информационной системы промышленности в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации паспорт инвестиционного проекта и обосновывающие материалы.
9. В день размещения в государственной информационной системе промышленности заявителем паспорта инвестиционного проекта и обосновывающих материалов Министерство промышленности и торговли Российской Федерации регистрирует их и в течение трех рабочих дней проводит проверку на достоверность представленных заявителем информации, в том числе о месте нахождения и адресе юридического лица.
10. По итогам проверки, указанной в пункте 9 настоящего Порядка, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации направляется уведомление о принятии направленных заявителем документов к рассмотрению или о возврате направленных заявителем документов.
11. В течение трех рабочих дней после направления уведомления о принятии к рассмотрению, указанного в пункте 10 настоящего Порядка, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации направляет паспорт инвестиционного проекта с обосновывающими материалами в экспертную организацию.
12. Экспертная оценка проводится в течение 14 рабочих дней со дня поступления паспорта инвестиционного проекта и обосновывающих материалов в экспертную организацию.
13. Экспертная организация в течение ___ рабочих дней со дня поступления паспорта инвестиционного проекта с обосновывающими материалами в экспертную организацию формирует рабочие группы, в состав которых входят штатные сотрудники экспертной организации и эксперты из реестра экспертов по проведению экспертной оценки в целях определения соответствия технологических процессов, оборудования, технических способов, методов, применяемых и (или) планируемых к применению на объекте, оказывающем значительное негативное воздействие на окружающую среду, наилучшим доступным технологиям, утвержденного приказом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации от _____ N______ (далее - реестр экспертов).
14. Руководитель отраслевого структурного подразделения экспертной организации (заместитель руководителя в отсутствие руководителя структурного подразделения) определяет отраслевую специфику и область применения НДТ поступившего в экспертную организацию паспорта инвестиционного проекта с обосновывающими материалами, формирует предложения в состав рабочей группы и проект приказа об утверждении состава рабочей группы в течение ___ рабочих дней со дня поступления паспорта инвестиционного проекта с обосновывающими материалами в экспертную организацию.
15. Состав рабочей группы формируется с учетом отраслевой специфики и области применения информационно-технического справочника по НДТ в отношении каждого объекта экспертной оценки.
16. Состав рабочей группы формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на решения, принимаемые рабочей группой. Число членов рабочей группы должно быть нечетным и не может быть менее трех человек.
17. В состав членов рабочей группы помимо руководителя и ответственного секретаря рабочей группы входит не менее 1 (одного) эксперта из реестра экспертов.
18. Эксперты, включаются в состав членов рабочей группы при условии:
а) соответствия требованиям к экспертам, привлекаемым к экспертной оценке (приложение N 2 к настоящему приказу);
б) наличия их в реестре экспертов;
в) отсутствие в течение 3 (трех) лет со дня подачи паспорта инвестиционного проекта с обосновывающими материалами в экспертную организацию трудовых и (или) гражданско-правовых отношений с субъектом проведения экспертной оценки.
19. Рабочая группа состоит из руководителя рабочей группы (руководитель отраслевого структурного подразделения экспертной организации или его заместитель) и членов рабочей группы.
20. Состав рабочей группы утверждается приказом экспертной организации в течение ___ рабочих дней со дня поступления паспорта инвестиционного проекта с обосновывающими материалами в экспертную организацию.
21. Основной формой деятельности рабочей группы является заседание.
Заседания рабочей группы проводятся как в очной, так и в заочной форме, которые могут проходить в дистанционном формате.
22. Руководитель рабочей группы:
а) направляет паспорт инвестиционного проекта с обосновывающими материалами экспертам для формирования индивидуальных экспертных позиций;
б) взаимодействует с членами экспертной рабочей группы;
в) отстраняет эксперта от проведения экспертной оценки при конфликте интересов;
г) формирует проект заключения о проведении экспертной оценки на основании индивидуальных экспертных позиций;
д) принимает решение о проведении заседания рабочей группы в очном формате;
е) проводит заседание рабочей группы и участвует в голосовании.
23. Члены рабочей группы:
а) имеют право обращаться к руководителю рабочей группы по вопросам деятельности рабочей группы;
б) участвуют в заседаниях рабочей группы или заочном голосовании лично, при невозможности участия в заседании или заочном голосовании извещают об этом руководителя рабочей группы.
24. В ходе проведения экспертной оценки:
а) подготавливается индивидуальная экспертная позиция эксперта, которая передается руководителю рабочей группы;
б) составляется руководителем рабочей группы проект заключения о проведении экспертной оценки на основании индивидуальной экспертной позиции;
в) принимается решение об одобрении проекта заключения о проведении экспертной оценки.
25. Руководитель рабочей группы обеспечивает соблюдение процедуры проведения экспертной оценки в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и организует подготовку сводного заключения о проведении экспертной оценки экспертной организации.
26. По результатам рассмотрения паспорта инвестиционного проекта с обосновывающими материалами экспертом в течение ___ рабочих дней с даты получения экспертной организацией паспорта инвестиционного проекта с обосновывающими материалами готовится индивидуальная экспертная позиция, содержащая мотивированные выводы о соответствии или несоответствии НДТ паспорта инвестиционного проекта по результатам оценки соответствия технологическим процессам, оборудованию, техническим способам и методам, описанным в информационно-технических справочниках по НДТ, согласно пункту 7 настоящих Правил, и оценки соответствия и достижения технологическим показателям НДТ, показателям ресурсной и энергетической эффективности, определенным в информационно-технических справочниках по НДТ, по итогам реализации инвестиционного проекта согласно пункту 8 настоящих Правил.
27. Индивидуальная экспертная позиция должна быть подготовлена с учетом статьи 101 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации", требований законодательства в области охраны окружающей среды, настоящих Правил и положений утвержденных и опубликованных информационно-технических справочников по НДТ.
28. Подготовленная экспертом индивидуальная экспертная позиция в течение 1 рабочего дня передается руководителю рабочей группы.
29. В течение ____ рабочих дней руководителем рабочей группы составляется проект заключения о проведении экспертной оценки на основании индивидуальной экспертной позиции, направленной экспертом по результатам рассмотрения паспорта инвестиционного проекта с обосновывающими материалами согласно пункту 26 настоящих Правил.
30. Решение рабочей группы принимается большинством голосов, присутствовавших на заседании рабочей группы либо принявших участие в заочном голосовании. При равенстве голосов решающим является голос руководителя рабочей группы.
31. Любой из членов рабочей группы вправе выразить особое мнение в случае несогласия с принятым решением рабочей группы. При этом особое мнение оформляется экспертом в виде документа, содержащего обоснование причин несогласия эксперта с выводами заключения, излагается в письменном виде и прилагается к протоколу заседания рабочей группы.
32. При одобрении проекта заключения экспертной организации, подготовленного руководителем рабочей группы, проект заключения передается на подписание руководителю экспертной организации (или его заместителю). Руководитель экспертной организации (или его заместитель) подписывают экспертное заключение в течение трех рабочих дней после проведения заседания рабочей группы.
33. Экспертное заключение, подготовленное экспертной организацией, должно содержать:
а) общие сведения об объекте, оказывающем значительное негативное воздействие на окружающую среду;
б) оценку соответствия НДТ согласно пункту 8 настоящих Правил;
в) оценку достижения технологических показателей НДТ и показателей ресурсной и энергетической эффективности согласно пункту 9 настоящих Правил;
г) выводы о соответствии или несоответствии НДТ.
III. Права, обязанности и ответственность экспертов при проведении экспертной оценки
34. Эксперты после включения в состав рабочей группы имеют право:
а) рассматривать паспорт инвестиционного проекта с обосновывающими материалами;
б) направлять свои предложения по совершенствованию деятельности рабочих групп в рамках экспертной оценки и реализации настоящих Правил.
35. Эксперты после включения в состав рабочей группы обязаны:
а) обеспечивать рассмотрение паспорта инвестиционного проекта с обосновывающими материалами и дополнительных материалов к ней в сроки, указанные в пункте 26 настоящих Правил;
б) не разглашать коммерческую тайну и (или) иную конфиденциальную информацию, и (или) информацию о результатах интеллектуальной деятельности,в том числе об исключительных правах на них, полученной в рамках рассмотрения паспорта инвестиционного проекта с обосновывающими материалами в связи с исполнением экспертных обязанностей;
в) принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликтов интересов.
36. В случае, если при проведении экспертной оценки возможно возникновение обстоятельств, при которых личная заинтересованность (прямая или косвенная) влияет или может повлиять на надлежащую оценку инвестиционных проектов (конфликт интересов), эксперт обязан сообщить о конфликте интересов председателю рабочей группы, в состав которой он включен, а также принимать меры по недопущению условий возникновения конфликта интересов.
37. Эксперт не допускается к проведению экспертной оценки инвестиционных проекта(ов), в отношении которого(ых) у него возможен и (или) выявлен конфликт интересов.
38. Эксперт несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за разглашение третьим лицам информации, полученной им в рамках проведения экспертной оценки.
Приложение N 2
к приказу Минпромторга России
от______________ 2024 г.______
ТРЕБОВАНИЯ
к экспертам, привлекаемым к проведению экспертной оценки в целях определения соответствия технологических процессов, оборудования, технических способов, методов, применяемых и (или) планируемых к применению на объекте, оказывающем значительное негативное воздействие на окружающую среду, наилучшим доступным технологиям
Эксперт, привлекаемый к экспертной оценке в целях определения соответствия технологических процессов, оборудования, технических способов, методов, применяемых и (или) планируемых к применению на объекте, оказывающем значительное негативное воздействие на окружающую среду, наилучшим доступным технологиям (далее - экспертная оценка, НДТ), должен соответствовать следующим требованиям:
а) иметь высшее образование;
б) иметь опыт осуществления деятельности в сфере разработки информационно-технических справочников по НДТ и (или) научно-методического обеспечения внедрения НДТ (не менее шести месяцев);
в) иметь опыт работы на предприятиях, относящихся к области применения НДТ (не менее шести месяцев);
г) иметь дополнительное профессиональное образование и (или) дополнительное образование в сфере внедрения НДТ (получение не реже одного раза в три года);
д) иметь публикации, индексируемые в российских и международных информационно-аналитических системах научного цитирования, и (иди) опыт участия в международных проектах или в научных мероприятиях в сфере промышленной экологии и НДТ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.