Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части установления полномочий Минтранса России по утверждению типовых условий договоров аренды объектов федерального недвижимого имущества, относящихся к объектам инфраструктуры морских портов, а также внесение изменений в законодательство о ежегодной индексации арендной платы за пользование объектами федеральной собственности"
(от 26.12.2023 г. N 48596-ТИ/Д26и)
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 28 сентября по 18 октября 2023 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/04/09-23/00142233).
По информации разработчика, проект акта разработан во исполнение поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Белоусова А.Р. от 22 февраля 2023 г. N АБ-П50-2513 по вопросу внесения изменений в законодательство о ежегодной индексации арендной платы за пользование объектами федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 1.6 сводного отчета проект акта разработан в целях утверждения типовых условий договоров аренды объектов федерального недвижимого имущества, относящихся к объектам инфраструктуры морских портов, а также в целях внесения изменений в законодательство о ежегодной индексации арендной платы за пользование объектами федеральной собственности.
Статья 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) регулирует условия предоставления во владение и в пользование находящихся в государственной собственности земельных участков в границах территории морского порта и объектов инфраструктуры морского порта путем передачи таких земельных участков и объектов инфраструктуры морского порта в аренду и заключения концессионных соглашений.
В соответствии с положением части 5 статьи 31 Федерального закона N 261-ФЗ порядок индексации арендной платы за пользование находящимися в государственной собственности объектами инфраструктуры морского порта определяется в соответствии с условиями заключенного сторонами договора аренды.
По информации разработчика, в связи с отсутствием нормативно установленного порядка и сроков осуществления индексации арендной платы за пользование вышеуказанными объектами индексация арендной платы осуществляется фактически по усмотрению сторон договора аренды либо на величину фактического уровня инфляции с использованием индекса потребительских цен на конец предшествующего календарного года аренды, либо на величину прогнозируемого уровня инфляции на предстоящий календарный год.
В целях установления единообразного подхода к проведению ежегодной индексации арендной платы по договорам аренды объектов инфраструктуры морского порта разработчиком предлагается дополнить часть 8 статьи 31 Федерального закона N 261-ФЗ пунктами 4 и 5, предусматривающими, что обязательными условиями договора аренды, концессионного соглашения в отношении находящихся в государственной собственности и относящихся к недвижимому имуществу объектов инфраструктуры морского порта являются:
проведение ежегодной индексации арендной платы путем изменения размера арендной платы в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен договор аренды, но не чаще чем один раз в год - в отношении договоров аренды находящихся в государственной собственности и относящихся к недвижимому имуществу объектов инфраструктуры морского порта;
обязанность арендодателя уведомить арендатора в письменном виде об изменении размера арендной платы в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в течение двадцати календарных дней после официального опубликования федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период - в отношении договоров аренды находящихся в государственной собственности и относящихся к недвижимому имуществу объектов инфраструктуры морского порта.
В настоящее время при заключении договоров аренды в отношении объектов инфраструктуры морских портов применяются утвержденные приказом Минфина России от 5 октября 2021 г. N 146н типовые условия договоров аренды в отношении находящихся в федеральной собственности нежилых помещений, зданий, строений, сооружений, закрепленных за федеральным государственным учреждением, федеральным государственным унитарным предприятием. Проектом акта предлагается передать полномочия по установлению типовых условий договоров аренды Минтрансу России.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующего замечания к проекту акта.
В соответствии со статьей 2 проекта акта действие положений пунктов 4 и 5 части 8 статьи 31 Федерального закона N 261-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие из договоров аренды, которые заключены до дня вступления в силу настоящего проекта акта и обязательства по которым не исполнены на день вступления в силу проекта акта.
Таким образом, разработчиком предлагается предусмотреть для требований проекта акта обратную силу закона.
Законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, обязан учитывать специфику регулируемых общественных отношений, прежде всего то, что придание закону обратной силы должно иметь место преимущественно в интересах индивида в отношениях, возникающих между ним и государством в публичной сфере, и не вести к отмене для индивида права, которое он приобрел в соответствии с ранее действовавшим законодательством и осуществляемого им в конкретных правоотношениях.
Учитывая, что под обратной силой закона понимается распространение действия нормативно-правовых актов на отношения, возникшие до вступления таких правовых актов в силу, частью 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации установлен запрет на придание обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему ответственность.
Обращаем внимание, что исходя из сути предлагаемых разработчиком изменений в статью 31 Федерального закона N 261-ФЗ, новое положение о необходимости индексации арендной платы в одностороннем порядке арендодателем должно квалифицироваться как ухудшающее положение арендатора положение, поскольку дает неограниченное право арендодателю (который является представителем публичной власти) изменять обязательное условие договора оплаты, а именно условие о величине арендной платы.
Так как проект акта предполагает ретроактивное применение проектируемых положений Федерального закона N 261-ФЗ и ухудшает положение арендаторов, осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность, считаем целесообразным исключить статью 2 из проекта акта.
В случае учета указанного замечания Минэкономразвития России могут быть сделаны следующие выводы:
наличие проблемы разработчиком обосновано;
в проекте акта не выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проектом акта не устанавливаются обязательные требования в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.