Пояснительная записка к проекту Указа Президента Российской Федерации "Об особенностях осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц отдельными категориями лиц"
(подготовлен Минюстом России 17.01.2024 г.)
Проект указа Президента Российской Федерации "Об особенностях осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц отдельными категориями лиц" подготовлен в целях совершенствования порядка осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц с учетом национальных интересов Российской Федерации и во исполнение указания Президента Российской Федерации от 13.07.2023 N Пр-1385.
Предусмотренные федеральными законами от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах и принудительных мерах", от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности", от 04.06.2018 N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", указами Президента Российской Федерации от 05.03.2022 N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами", от 04.05.2022 N 254 "О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений перед некоторыми иностранными кредиторами", от 05.07.2022 N 430 "О репатриации резидентами - участниками внешнеэкономической деятельности иностранной валюты и валюты Российской Федерации" меры не позволяют предотвратить угрозы национальной безопасности Российской Федерации в сфере коллекторской деятельности.
По состоянию на 01.09.2022 в государственном реестре юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц (далее - государственный реестр), состоит 441 юридическое лицо. Учредителями (участниками) 16 из них являются юридические либо физические лица - нерезиденты.
В настоящее время Федеральным законом от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Федеральный закон N 230-ФЗ) не установлено требований к статусу учредителей (участников) юридических лиц, включенных в государственный реестр профессиональных коллекторских организаций, а также в перечень кредитных и микрофинансовых организаций, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в части государства их регистрации (для учредителей - юридических лиц) либо наличия иностранного гражданства (для учредителей - физических лиц).
При этом значительный объем отрасли приходится на ряд крупных профессиональных участников, учредителями (участниками) которых являются организации, находящиеся в иностранных государствах. Имеются также организации, учредителями которых являются иностранные граждане.
Юридические лица с иностранным участием, включенные в государственный реестр, осуществляют деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц как во внесудебном порядке, так и через суд в последующим с применением механизмов принудительного исполнения (то есть выступая стороной исполнительного производства).
Зачастую денежные средства, поступающие от принудительного исполнения, составляют до 80% доходов компаний, осуществляющих возврат просроченной задолженности. В отдельных случаях денежные средства, поступающие от исполнительного производства, составляют до 100% доходов таких компаний.
Таким образом, крупнейшие организации рынка коллекторских услуг, учредителями (участниками) которых являются иностранные организации, находящиеся в недружественных иностранных государствах (далее - взыскатели с иностранным участием), несмотря на совершение указанными государствами в отношении Российской Федерации, ее физических и юридических лиц недружественных действий и санкционное давление, продолжают осуществлять хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, извлекают прибыль от такой деятельности и сохраняют возможность вывода полученных доходов.
Наряду с этим взыскатели с иностранным участием за счет эксплуатации государственных органов принудительного исполнения в законном порядке получают доступ к значительной части персональных данных должника, фактически осуществляя сбор информации о гражданах Российской Федерации.
Кроме того, в силу сложившейся ситуации взыскатели с иностранным участием на законных основаниях под предлогом возврата просроченной задолженности имеют возможность оказывать давление на граждан Российской Федерации, что крайне негативно влияет на наиболее незащищенные слои населения (пенсионеры, люди, оставшиеся без средств к существованию, матери - одиночки и др.).
Такая ситуация создает социальную напряженность, а также угрозу национальной и экономической безопасности Российской Федерации.
В связи с этим проектом указа Президента Российской Федерации предлагается запретить осуществление деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц (совершение действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц) профессиональными коллекторскими организациями, микрофинансовыми и кредитными организациями, учредителями (участниками), членами совета директоров (наблюдательного совета), членами коллегиального исполнительного органа, единоличным исполнительным органом которого являются иностранные лица, связанные с иностранными государствами, которые совершают в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц недружественные действия (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), или лицами, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности.
Предлагаемое проектом указа регулирование является мерой, направленной на предотвращение данных угроз экономической и национальной безопасности, обеспечивает защиту экономической безопасности Российской Федерации, способствует минимизации переводов денежных средств за пределы Российской Федерации помимо случаев, определенных вышеназванными указами Президента Российской Федерации, а также направлено на исключение возможности оказания давления на граждан Российской Федерации со стороны взыскателей с иностранным участием, использующих правовые инструменты в интересах недружественных государств.
Проект указа устанавливает обязанность юридического лица, зарегистрированного в форме хозяйственного общества, учредителями (участниками) которого являются инвестиционные фонды, включенного в государственный реестр профессиональных коллекторских организаций на момент вступления в силу соответствующего указа, представить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ФССП России, территориальный орган ФССП России) информацию, предусмотренную пунктом 3 проекта указа, в течение 60 дней со дня его вступления в силу.
Проект указа соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация проекта указа не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте указа отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.