Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Мастер леса"
(подготовлен Минтрудом России 22.01.2024 г.)
Профессиональный стандарт "Мастер леса" разрабатывается впервые в 2023 году.
Раздел 1. Обоснование необходимости разработки профессионального стандарта
Уведомление о разработке профессионального стандарта размещено сайте "Профессиональные стандарты": https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/reestr-uvedomleniy-o-razrabotke-peresmotre-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=112250.
Разработка профессионального стандарта вызвана необходимостью формализации трудовых функций в области контроля и надзора за лесными землями и ресурсами в соответствии с предложениями, поступившими от предприятий отрасли (ЗАО "Лесозавод 25", ГКУ АО "Шенкурское лесничество", ГКУ Архангельской области "Каргопольское Лесничество"), и других заинтересованных организаций (ФГБОУ ВО "Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г.Ф Морозова" г. Воронеж, ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С. М. Кирова", город Санкт-Петербург).
Результаты анализа запроса по применению профессионального стандарта показали необходимость внесения следующихформулировок:
В разделе I сформулировать корректно наименования вида и цели профессиональной деятельности.
В разделе II корректно сформулировать обобщенные трудовые функции и отдельные трудовые функции.
В разделе III корректно сформулировать требования к образованию и опыту профессиональной деятельности, необходимые для реализации обобщенных трудовых функций.
В обобщенных трудовых функциях сформулировать описания трудовых действий, требования к необходимым умениям и знаниям.
Во всем профессиональном стандарте использовать терминологию в соответствии с требованиями нормативной документации.
В профессиональном стандарте коды ОКВЭД, ОКЗ, ОКПДТР записать в соответствии с современными классификаторами.
Раздел 2. Разработка профессионального стандарта
2.1. Общая характеристика области профессиональной деятельности, вида профессиональной деятельности, трудовых функций
2.1.1. Значение для отрасли, анализ существующей ситуации, информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности
Значение данной области профессиональной деятельности для экономического развития лесной отрасли в целом определяется значительной долей занятости в лесохозяйственном производстве.
С 1сентября 2023 года вступил в силу новый Лесной кодекс РФ, который изменил систему лесных отношений. Российская Федерация пересмотрела основные принципы лесного законодательства, организацию полномочий по охране, защите леса, лесному контролю (надзору).
По данным государственного лесного реестра на 2022 год, общая площадь земель Российской Федерации, на которых расположены леса, составила 894042,6 млн. га. В соответствии с Основами государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. N 1724-р, государственная политика в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" (Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. N318 с изменениями на 18.10.2021 г.) основывается на принципах многоцелевого, комплексного и неистощительного использования лесов, а также сохранение площади лесов, находящихся в государственной собственности. Площади, занятые насаждениями основных лесообразующих пород, мало изменялись на протяжении последних десятилетий. В настоящее время в Российской Федерации реализуется национальный проект "Экология" и федеральный проект "Сохранение лесов".
Анализ государственных и отраслевых нормативных документов, анкетирование работодателей, анализ образовательных программ профессионального образования, образовательных стандартов среднего профессионального образования, высшего образования, требований к профессии показал, что в настоящее время развитие лесопромышленного комплекса является стратегически важной задачей государства. Для достижения высоких показателей отрасли Министерство промышленности и торговли Российской Федерации разработало широкий ряд мер государственной поддержки предприятий ЛПК.
29 января 2021 года Правительство Российской Федерации утвердило обновленную Стратегию развития лесного комплекса страны до 2030 года. Она предполагает переход на интенсивную модель ведения лесного хозяйства и самостоятельной переработки лесного сырья до производства и реализации готовой продукции. Для этого требуется дальнейшая работа в области расширения ресурсной базы предприятий, увеличения глубины переработки, улучшения инвестиционной привлекательности отрасли. Однако в лесном комплексе наблюдается серьезный дефицит кадров, обусловленный разными факторами. Доля работников с профильным лесотехническим образованием на предприятиях комплекса оценивается всего в 40-50%. В целом отмечается нехватка квалифицированного персонала. В конце 2020 года Совет Федерации подготовил рекомендации по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере кадрового обеспечения лесного комплекса. Рекомендации включают осуществление поддержки молодых специалистов: следует создать современные условия труда и обеспечить достойную заработную плату для работников отрасли.
На современном этапе развития лесохозяйственной отрасли отмечается стабильно растущий спрос на профессии в области защиты и охраны лесов, лесного контроля (надзора), а также формирование нового набора профессиональных компетенций, связанных с применением более современных технологий, техники и оборудования.
Данный стандарт является многофункциональным нормативным документом, описывающим области профессиональной деятельности, содержание трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций по 5-6 квалификационным уровням, а также ряд других параметров, характеризующих специфику труда.
Виды экономической деятельности, к которым может быть отнесена деятельность, описанная в профессиональном стандарте "Мастер леса", приведены в таблице 1.
Таблица 1. Вид экономической деятельности
Коды ОКВЭД |
Вид экономической деятельности |
02.10.2 |
Деятельность лесохозяйственная прочая |
Основной целью вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) является: Обеспечение охраны, защиты, восстановления и законного пользования ресурсами лесного фонда Российской Федерации.
Основными задачами профессиональной деятельности являются:
- повышение производительности труда и безопасности в лесохозяйственном производстве;
- снижение рисков использования и себестоимости продукции лесохозяйственного производства;
- снижение рисков травматизма и нарушений экологических норм в лесохозяйственном производстве.
Основными сферами применения профессионального стандарта являются:
- широкий круг задач в области управления персоналом (разработка стандартов организаций, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификация должностей; отбор, подбор и аттестация персонала; планирование карьеры);
- процедуры стандартизации и унификации в рамках вида (видов) экономической деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.);
- оценка квалификаций граждан;
- формирование государственных образовательных стандартов и программ профессионального образования и обучения, а также разработка учебно-методических материалов к этим программам.
Профессиональный стандарт "Мастер леса" может быть использован работодателем для решения следующих задач:
- выбор квалифицированного персонала на рынке труда, отвечающего поставленной функциональной задачи;
- определение критериев оценки при подборе и отборе персонала;
- обеспечение качества труда персонала и соответствия трудовых функций, выполняемых персоналом, установленным требованиям;
- обеспечение профессионального роста персонала;
- поддержание и улучшение стандартов качества в организации через контроль и повышение профессионализма своих работников;
- повышение мотивации персонала к труду в своей организации;
- повышение эффективности, обеспечения стабильности и качества труда, а, следовательно, и высоких экономических результатов.
Профессиональный стандарт "Мастер леса" является основой для работника в следующих направлениях:
- определение собственного профессионального уровня, направлений и задач профессионального обучения и совершенствования;
- эффективное функционирование на предприятии;
- обеспечение собственной востребованности на рынке труда и сокращение сроков поиска подходящей работы;
- карьерный рост и увеличение доходов.
Профессиональный стандарт "Мастер леса" необходим для сферы образования в качестве основы для формирования федеральных образовательных стандартов и образовательных программ профессионального образования, разработки методических материалов и выбора форм и методов обучения в системе профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования персонала на предприятиях.
2.1.2. Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности
В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, в рамках вида профессиональной деятельности "Выполнение работ по охране и защите лесов" были выделены обобщенные трудовые функции (ОТФ).
Декомпозиция вида профессиональной деятельности на составляющие его ОТФ осуществлялась на основе следующих принципов.
1. Соответствие требованию полноты. Совокупность ОТФ полностью охватывает вид профессиональной деятельности "Выполнение работ по охране и защите лесов". Установленные ОТФ необходимы и достаточны для достижения цели вида профессиональной деятельности.
2. Соответствие требованию точности формулировки. Формулировки ОТФ соответствуют терминологии и положениям законодательной и нормативно-правовой базы, и одинаково понимаются большинством представителей профессионального сообщества.
3. Соответствие требованию относительной автономности трудовой функции. Каждая ОТФ представляет собой относительно автономную (завершенную) часть профессиональной деятельности, ее выполнение возможно одним работником, и приводит к получению конкретного результата.
4. Соответствие требованию проверяемости. Существует возможность объективной проверки владения работником любой ОТФ.
Объективным основанием для выделения ОТФ является вид работ и сложность их выполнения.
В соответствии приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 148н и с учетом отраслевой специфики для каждой ОТФ установлены уровни квалификаций. С учетом анализа требований профессиональной деятельности Мастера леса ОТФ отнесены к 5-6 уровню квалификации.
Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации представлены в таблице 2.
Таблица 2. Обобщенные трудовые функции
Код |
Обобщенные трудовые функции |
Уровень квалификации |
Обоснование уровня квалификации |
A |
Проведение лесохозяйственных, лесокультурных, противопожарных и лесозащитных работ в лесах |
5 |
Лесник Мастер леса Работник лесной охраны осуществляет самостоятельную деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений, несет ответственность за решение поставленных задач и результат работы группы работников подразделения. Осуществляет текущий контроль этапов производства, самостоятельно ищет информацию, необходимую для решения поставленных задач. Обладает широким диапазоном практических и теоретических знаний специализированного характера. |
В |
Оперативное управление деятельностью и организационно-хозяйственное обеспечение деятельности лесохозяйственного участка в лесничестве, национальном парке, госзаповеднике |
6 |
Лесничий Участковый государственный инспектор по охране леса самостоятельно определяет задачи для себя и подчиненных, коммуницирует с работниками других подразделений и несет ответственность на уровне подразделения. Занимается разработкой, оценкой, корректировкой технологических и методических решений. Самостоятельно осваивает новые знания, в том числе инновационного характера и применят их на практике. Обладает углубленными практическими и теоретическими знаниями специализированного характера, включая инновационные знания, требующие критического осмысления теорий и принципов |
С |
Государственный контроль соблюдения законодательства Российской Федерации о лесах и об охране лесов |
6 |
Государственный инспектор по охране леса самостоятельно определяет задачи для себя и подчиненных, коммуницирует с работниками других подразделений и несет ответственность на уровне подразделения. Занимается разработкой, оценкой, корректировкой технологических и методических решений. Самостоятельно осваивает новые знания, в том числе инновационного характера и применят их на практике. Обладает углубленными практическими и теоретическими знаниями специализированного характера, включая инновационные знания, требующие критического осмысления теорий и принципов |
2.1.3. Описание состава трудовых функций
В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, в каждой ОТФ были выделены отдельные трудовые функции (ТФ).
Декомпозиция ОТФ на составляющие ее ТФ осуществлялась на основе следующих принципов.
1. Соответствие требованию полноты. Совокупность ТФ полностью охватывает соответствующую ОТФ.
2. Соответствие требованию точности формулировки. Формулировки трудовых действий, умений и знаний, требуемых ТФ, соответствуют терминологии и положениям законодательной и нормативно-правовой базы и одинаково понимаются большинством представителей профессионального сообщества.
3. Соответствие требованию относительной автономности трудовой функции. Каждая ТФ представляет собой относительно автономную (завершенную) часть ОТФ и приводит к получению конкретного результата.
4. Соответствие требованию проверяемости. Существует возможность объективной проверки владения работником каждой ТФ.
Объективным основанием для выделения ТФ выступает вид работы. В состав трудовых функций включены конкретные трудовые действия, выполняемые Мастером леса в процессе работы.
Описание состава трудовых функций представлено в таблице 3.
Таблица 3. Трудовые функции
Код |
Уровень квалификации |
Трудовые функции |
A/01.5 |
5 |
Контроль состояния, использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов лесохозяйственного участка в зоне ответственности |
A/02.5 |
5 |
Предотвращение, выявление и пресечение нарушений лесного законодательства в зоне ответственности |
A/03.5 |
5 |
Организация работы при тушении лесных пожаров |
B/01.6 |
6 |
Организация и контроль работы по охране леса на вверенном участке |
B/02.6 |
6 |
Контроль выполнения лесохозяйственных мероприятий |
B/03.6 |
6 |
Организация работ по профилактике и ликвидации лесных пожаров |
B/04.6 |
|
Организация и контроль обеспечения и обучения работников лесной охраны |
C/01.6 |
6 |
Разработка и осуществление мероприятий по всем видам лесонарушений |
C/02.6 |
6 |
Выполнение мероприятий по привлечению лесонарушителей к ответственности |
C/03.6 |
6 |
Надзор за выполнением санитарного минимума в лесах |
2.2. Основные этапы разработки профессионального стандарта
2.2.1. Информация об организациях, на базе которых проводились исследования
В соответствии с Правилами разработки и утверждения профессиональных стандартов, утв. постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 г., N 23, профессиональный стандарт разработан Советом по профессиональным квалификациям в целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности с участием, представителей работодателей отрасли, ведущих образовательных организаций высшего образования на основе материалов, предоставленных ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России. Перечень организаций, сведения об уполномоченных лицах, участвовавших в актуализации профессионального стандарта, приведены в Приложении 1.
2.2.2. Сведения о нормативных правовых актах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект профессионального стандарта
Данный вид профессиональной деятельности регулируется следующими федеральными и отраслевыми нормативными правовыми актами.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018).
2. Приказ Минздравсоцразвития России от 8 августа 2008 г. N 390н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников лесного хозяйства" (зарегистрирован Минюстом России 25 августа 2008 г., регистрационный N 12161).
3. Тарифно-квалификационные характеристики должностей работников лесного хозяйства, утв. Министерством экологии РФ, Комитет по лесу 17.11.1992.
4. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (редакция от 06 февраля 2023 г.)
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. N 143 "Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием, и о внесении изменения в Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации".
6. Приказ Минтруда России, Минздрава России от 31 декабря 2020 г. N 988н/1420н "Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры";
7. Приказ Минздрава России от 28 января 2021 г. N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры"
8. Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций", с изменениями, внесенными приказом Минтруда России, Минобрнауки России от 30 ноября 2016 г. N 697н/1490
2.2.3. Требования к экспертам, привлеченным к разработке профессионального стандарта
В целях разработки профессионального стандарта была сформирована рабочая группа экспертов, в состав которой были включены специалисты в области разработки профессиональных стандартов, специалисты в области лесохозяйственного производства, специалисты в области управления, обучения и развития персонала другие специалисты.
Эксперты в рабочую группу выбирались исходя из следующих требований:
- требования к представителю профессионального сообщества - высшее образование или среднее профессиональное, стаж работы в профессиональной области не менее 10 лет;
- требования к представителю образовательного сообщества - высшее образование, стаж педагогической деятельности по профильным дисциплинам не менее 10 лет.
Все эксперты рабочей группы должны знать:
- Трудовой кодекс РФ в части, регламентирующей трудовые отношения в области образования, разработку и применение профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик;
- методические рекомендации по разработке профессионального стандарта, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2013 г. N 170н, а также другие нормативные, правовые и иные акты и документы, регулирующие процесс разработки и утверждения профессиональных стандартов, включая законы, подзаконные акты, локальные нормативные акты;
- уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 N 148н;
- содержание и структуру профессиональной деятельности в рамках предметной области профессионального стандарта, трудовые функции и действия, выполняемые работниками, профессиональные знания и умения, которыми должны они обладать;
- зарубежную и отечественную практику разработки профессиональных стандартов и иных инструментов определения квалификационных требований;
- методы эффективной командной работы, приемы эффективных коммуникаций.
Все эксперты рабочей группы должны уметь:
- собирать, агрегировать и декомпозировать исходные сведения;
- анализировать информацию, включая функциональный анализ сферы профессиональной деятельности;
- формулировать дефиниции, классификации и атрибуты в целях разработки профессионального стандарта;
- взаимодействовать с другими экспертами, работать в команде.
Все эксперты рабочей группы должны обладать навыками:
- оформление документации в соответствии с принятыми (установленными) нормами и правилами;
- эффективная коммуникация с использованием современных средств связи/ИКТ;
- подготовка и представление презентационных материалов.
2.2.4. Этапы разработки профессионального стандарта
1 этап: анализ квалификационных требований и разработка концепции профессиональных стандартов в области лесохозяйственного производства.
2 этап: анализ действующих профессиональных стандартов в области лесохозяйственного производства.
3 этап: разработка проекта профессионального стандарта.
4 этап: обсуждение проекта профессионального стандарта, сбор отзывов, доработка проекта с учетом поступивших замечаний.
Раздел 3. Профессионально-общественное обсуждение профессионального стандарта
3.1. Порядок обсуждения
Обсуждение проекта профессионального стандарта "Мастер леса" с заинтересованными организациями проводилось следующим путем:
- размещение проекта профессионального стандарта на сайте СПК в целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности:
https://bumprom.ru/spk-lpk/professionalnye-standarty/razrabotka-i-aktualizatsiya-professionalnykh-standartov/
- проведение круглых столов;
- размещение информации о разработанном проекте стандарта и его публичном обсуждении на сайтах Минтруда РФ;
- направление информации о разработанном проекте стандарта и его публичном обсуждении в более чем 17 предприятий и организаций (статистика посещаемости сайта показала, что проект стандарта был просмотрен более чем 45 пользователями);
- организация сбора отзывов и предложений на сайте разработчика.
Профессиональный стандарт согласован с Советом по профессиональным квалификациям в целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности, Профсоюзом работников лесных отраслей РФ.
Информация о публикациях в специализированных изданиях: Информационно-Аналитический журнал Леспроминформ:
https://lesprominform.ru/news.html?id=21263
Данные об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта, приведены в Приложении 2.
3.2. Данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта
Поступило более 10 отзывов от 9 организаций из 6 регионов Российской Федерации В том числе:
- очные мероприятия в режиме онлайн совещания - 14 участников, 6 - предложений и замечаний;
- обсуждение на Интернет-площадках:7 посещений/просмотров, 2 - предложения и замечания;
- заочные мероприятия: 30 адресов рассылки, 3 - предложений и замечаний;
Сводные данные по результатам публичного обсуждения, поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта приведены в Приложении 3.
ФГБУ "ВНИИ труда Минтруда России" совместно с отраслевыми экспертами в соответствии с требованиями, содержащимися в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 "О правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов" и приказах Минтруда России от 12 апреля 2013 г. N 147н "Об утверждении Макета профессионального стандарта" и N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов", провели доработку проекта профессионального стандарта "Мастер леса".
Раздел 4. Согласование проекта профессионального стандарта
В проекте профессионального стандарта трудовые функции, особо регулируемые законодательством и требующие проведения согласования, отсутствуют.
Проект профессионального стандарта "Мастер леса" вносится в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации для утверждения в установленном порядке.
Приложение 1
к пояснительной записке
к проекту профессионального стандарта
"Мастер леса"
Сведения об организациях и экспертах, привлеченных к актуализации и согласованию профессионального стандарта
N п/п |
Организация |
Субъект Российской Федерации |
Актуализация профессионального стандарта | ||
1 |
ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С. М. Кирова" |
город Санкт-Петербург |
2 |
ФГБОУ ВО "Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г.Ф. Морозова" |
город Воронеж |
3 |
АО "Соликакмскбумпром" |
город Соликамск, Пермский край |
4 |
ЗАО "Лесозавод 25" |
город Архангельск |
5 |
Совет по профессиональным квалификациям в целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности |
город Москва |
6 |
ГКУ АО "Шенкурское лесничество" |
Архангельская область, Шенкурский район |
7 |
ГКУ Архангельской области "Каргопольское Лесничество" |
Архангельская область, Каргопольский район, город Каргополь |
8 |
ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России |
город Москва |
Согласование профессионального стандарта | ||
1 |
Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) |
город Москва |
2 |
Профессиональный союз работников лесных отраслей Российской Федерации (Рослеспрофсоюз) |
город Москва |
3 |
Российская Ассоциация организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности (РАО "Бумпром") |
город Москва |
4 |
ФГБОУ ВО "Уральский государственный лесотехнический университет" |
город Екатеринбург |
5 |
Мытищинский филиала МГТУ им. Н. |
Московская область, город Мытищи |
6 |
ООО ПКП "Титан" |
город Архангельск |
7 |
ФАУ ДПО "Всероссийский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства" |
Московская область, город Пушкино |
Приложение 2
к пояснительной записке
к проекту профессионального стандарта
"Мастер леса"
Сведения о мероприятиях профессионально-общественного обсуждения проекта актуализированного профессионального стандарта
Мероприятие |
Дата проведения |
Наименования организаций, участвующих в мероприятии (с указанием субъекта Российской Федерации) |
Общее количество участников мероприятия |
URL-адрес Интернет-ресурса, содержащего информацию о проведенном мероприятии |
Круглый стол в рамках VI всероссийской научно-технической конференции "Леса России: политика, промышленность, наука, образование", г. Санкт-Петербург |
25 мая 2023 года |
-РАО "Бумпром" -Профсоюз работников лесных отраслей РФ - Совет по профессиональным квалификациям в целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности -учебные организации -производственные организации |
42 |
https://bumprom.ru/spk-lpk/novosti-spk-lpk/professionalnye-standarty-lesopromyshlennogo-kompleksa-obsudili-na-konferentsii-lesa-rossii/
|
Онлайн совещание в формате ZOOM конференции |
03 августа 2023 года |
РАО "Бумпром" -Профсоюз работников лесных отраслей РФ - Совет по профессиональным квалификациям в целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности - Мытищинский Филиал МГТУ им. Н.Э. Баумана -ФГБОУ ВО "Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г.Ф. Морозова" - ФГБОУ ВО "Уральский государственный лесотехнический университет" -ФАУ ДПО "Всероссийский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства" -АО "Соликакмскбумпром" -ЗАО "Лесозавод 25" -ГКУ АО "Шенкурское лесничество" -ГКУ Архангельской области "Каргопольское Лесничество" - ГКУ АО "Вельское лесничество" Архангельск - ООО ПКП "Титан" -Тотемское государственное лесничество ДЛК, Вологда - Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) |
25 |
https://bumprom.ru/spk-lpk/novosti-spk-lpk/prodolzhayutsya-obshchestvennye-obsuzhdeniya-professionalnykh-standartov-lesopromyshlennogo-kompleksa/
https://lesprominform.ru/news.html?id=21263
|
Круглый стол в рамках XXV Петербургского международного лесопромышленный форума, г. Санкт Петербург |
27 сентября 2023 года |
РАО "Бумпром" -Профсоюз работников лесных отраслей -Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) - Совет по профессиональным квалификациям в целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности -учебные организации -лесозаготовительные предприятия |
36 |
http://amedoro.com/ru/news/novosti-otrasli/otraslevye-professionalnye-standarty-obsudili-na-ploshchadke-25-go-peterburgskogo-mezhdunarodnogo-lesopromyshlennogo-foruma.html
https://bumprom.ru/spk-lpk/novosti-spk-lpk/otraslevye-professionalnye-standarty-obsudili-na-ploshchadke-25-go-peterburgskogo-mezhdunarodnogo-lesopromyshlennogo-foruma/ |
Приложение 3
к пояснительной записке
к проекту профессионального стандарта
"Мастер леса"
Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту актуализированного профессионального стандарта "Мастер леса"
N п/п |
ФИО эксперта |
Организация, должность |
Замечание, предложение |
Принято, отклонено, частично принято (с обоснованием) |
Замечания и предложения к проекту профессионального стандарта | ||||
1 |
Вуколова Ирина Александровна |
Ректор ФАУ ДПО "Всероссийский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства" |
Учитывать в формулировках проекта ПС статус, форму собственности организаций-работодателей, форму и порядок их финансирования |
Отклонено, т.к. не является существенным для структуры и содержания ПС |
2 |
Трошев Вячеслав Викторович |
Директор по лесозаготовкам и лесоснабжению АО "Соликакмскбумпром" |
Помимо вариантов названия должностей по Тарифно-квалификационным характеристикам должностей работников лесного хозяйства, утв. Министерством экологии РФ, Комитет по лесу 17.11.1992 использовать названия должностей, принятых на рынке труда |
Принято |
3 |
Хмель Алла Владимировна |
Член СПК в целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности |
Не использовать в проекте ПС ОТФ 7 квалификационного уровня |
Принято |
4 |
Верещагина Лариса Николаевна |
Директор ГКУ АО "Шенкурское лесничество" |
Учитывать в описании ОТФ А, В, С реальный функционал специалистов лесничеств |
Принято |
5 |
Кускова Юлия Николаевна |
И.о. Директора ГКУ АО "Каргопольское лесничество" |
Сформулировать особые требования к возрасту и состояния здоровья специалистов, учитывая нормативные правовые акты в области обращения с оружием |
Принято |
6 |
Царалунга Анна Викторовна |
Декан лесного факультета ФГБОУ ВО "Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова", кандидат биологических наук |
Использовать в описании ОТФ нормы и формулировки нового лесного кодекса РФ от 01.09.2023г. |
Принято |
Приложение 4
к пояснительной записке
к проекту профессионального стандарта
"Мастер леса"
Паспорт разработки профессионального стандарта "Мастер леса"
п/п |
Раздел/подраздел профессионального стандарта |
Краткое описание |
1 |
Наименование профессионального стандарта |
Мастер леса |
Раздел I профессионального стандарта | ||
2 |
Наименование ВПД |
Выполнение работ по охране и защите лесов |
3 |
Цели ВПД |
Обеспечение охраны, защиты, восстановления и законного пользования ресурсами лесного фонда Российской Федерации |
4 |
Сведения по ОКЗ |
3143 3359 2132 |
5 |
Сведения по ОКВЭД |
02.10.2 |
Раздел II профессионального стандарта | ||
6 |
Обобщенные трудовые функции |
ОТФ А: "Проведение лесохозяйственных, лесокультурных, противопожарных и лесозащитных работ в лесах"; ОТФ В: "Оперативное управление деятельностью и организационно-хозяйственное обеспечение деятельности лесохозяйственного участка в лесничестве, национальном парке, госзаповеднике"; ОТФ С: "Государственный контроль соблюдения законодательства Российской Федерации о лесах и об охране лесов" |
7 |
Трудовые функции |
Наименования ТФ: А/01.5 Контроль состояния, использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов лесохозяйственного участка в зоне ответственности А/02.5 Предотвращение, выявление и пресечение нарушений лесного законодательства в зоне ответственности А/03.5 Организация работы при тушении лесных пожаров
В/01.6 Организация и контроль работы по охране леса на вверенном участке B/02.6 Контроль выполнения лесохозяйственных мероприятий В/03.6 Организация работ по профилактике и ликвидации лесных пожаров B/04.6 Организация и контроль обеспечения и обучения работников лесной охраны
C/01.6 Разработка и осуществление мероприятий по всем видам лесонарушений C/02.6 Выполнение мероприятий по привлечению лесонарушителей к ответственности C/03.6 Надзор за выполнением санитарного минимума в лесах |
Раздел III профессионального стандарта | ||
8 |
Перечень возможных наименований должностей, профессий |
Сформулированы в ОТФ А, В, С |
9 |
Требования к образованию и обучению |
Сформулированы в ОТФ А, В, С |
10 |
Требования к опыту практической работы |
Сформулированы в ОТФ А, В, С |
11 |
Особые условия допуска к работе |
Сформулированы в ОТФ А, В, С |
12 |
Другие характеристики |
- |
13 |
Дополнительные характеристики |
- |
14 |
Трудовые функции: - трудовые действия; - необходимые умения; - необходимые знания |
В ТФ: - установлен перечень трудовых действий. - требования к необходимым умениям изменены в соответствии с трудовыми действиями. - требования к необходимым знаниям изменены в соответствии с трудовыми действиями. |
Раздел IV профессионального стандарта | ||
15 |
Ответственная организация-разработчик |
Совет по профессиональным квалификациям в целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности, город Москва |
16 |
Организации-разработчики |
Российская ассоциация организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности РАО "БУМПРОМ" ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России, город Москва АО "Соликакмскбумпром", город Соликамск, Пермский край ЗАО "Лесозавод 25", город Архангельск ФГБОУ ВО "Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г.Ф Морозова" город Воронеж ЗАО "Лесозавод 25", город Архангельск ГКУ АО "Шенкурское лесничество", Архангельская область, Шенкурский район ГКУ Архангельской области "Каргопольское Лесничество", Архангельская область, Каргопольский район, город Каргополь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.