Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719" (далее соответственно - проект акта, постановление N 719), направленный Минпромторгом России (далее - разработчик) для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия, и сообщает.
Согласно пункту 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) основанием для разработки проекта акта является постановление Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2022 г. N 553 "О некоторых вопросах подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации", приказ Минпромторга России от 6 декабря 2022 г. N 5065 "Об утверждении плана-графика перехода промышленной продукции расчета уровня локализации в балльной системе оценки требований к промышленной продукции, предусмотренных приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации".
Согласно пункту 1.6 сводного отчета проект акта разработан в целях расширения внедрения балльной системы оценки продукции силового и низковольтного электротехнического оборудования, которая предполагает, что весь процесс создания продукции поделен на технологические операции, для которых присвоен определенный балл в зависимости от значимости в процессе производства конечного изделия и сложности выполнения.
Проект акта и сводный отчет размещались разработчиком на официальном сайте regulation.gov.ru (ID: 02/07/04-23/00137865) в целях проведения публичного обсуждения в период с 12 сентября по 2 октября 2023 г., заявлено о средней степени регулирующего воздействия. Предложения и замечания, поступившие в ходе публичного обсуждения проекта акта, разработчиком не учтены.
Проектом акта предусматривается внесение изменений в раздел V "Продукция энергетического машиностроения, электротехнической и кабельной промышленности" приложения к постановлению N 719 (далее соответственно - изменения, приложение) в части изложения в новой редакции (с учетом балльной системы оценки) следующих позиций:
из 27.11.4 "Измерительные трансформаторы напряжением 6 кВ и выше";
из 27.12.10.110 "Выключатели силовые высоковольтные напряжением 6 кВ и выше";
из 27.12.10.120 "Разъединители, короткозамыкатели, отделители, заземлители переменного тока напряжением 35 кВ и выше";
из 27.12.10.130 "Ограничители перенапряжения нелинейные (ОПН) и разрядники высоковольтные напряжением 110 кВ и выше";
из 27.12 "Вакуумные контакторы низковольтные переменного тока";
из 27.33 "Контакторы и пускатели электромагнитные низковольтные".
Предусматривается исключение из содержания приложения позиции, классифицируемой кодами по ОК 034-2014 (КПЕС 2008) из 27.12 "Контакторы и пускатели электромагнитные низковольтные".
Приложение дополняется позицией, классифицируемой кодом по ОК 034-2014 (КПЕС 2008) из 27.12.23 "Устройства защиты от импульсивных перенапряжений (УЗИП)".
Примечание 27 приложения дополняется новыми абзацами, содержащими суммарное количество баллов за выполнение операций (условий).
В целях подготовки настоящего заключения необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 4 Правил при оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов проводится их оценка на соответствие принципам, установленным Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ), независимо от наличия (либо отсутствия) в проекте акта обязательных требований.
По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил, разработчиком соблюдены.
В отношении изменений имеются следующие замечания.
1. Для производителей продукции, упомянутой в новой позиции, а также позициях, излагаемых в новой редакции, предлагается установить требование к наличию у юридического лица - налогового резидента стран - членов Евразийского экономического союза прав на конструкторскую и техническую документацию в объеме, достаточном для производства, модернизации и развития соответствующей продукции, на срок не менее 5 лет.
Вместе с тем согласно абзацам пятому и седьмому пункта 2 Правил выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением N 719, заявка на выдачу заключения о подтверждении производства продукции на территории Российской Федерации может подаваться не только юридическим лицом, но и индивидуальным предпринимателем.
В случае если производителем продукции, упомянутой в соответствующих позициях приложения, будет выступать индивидуальный предприниматель, к нему будет предъявляться иной в сравнении с юридическими лицами объем требований.
Согласно пункту 8 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами, признаются дискриминационными.
Полагаем, что данное обстоятельство не в полной мере учитывает принципы законности и обоснованности, закрепленные статьями 5 и 6 Федерального закона N 247-ФЗ, в связи с чем проект акта нуждается в доработке.
2. В пункте 1.4 сводного отчета разработчик сообщил о проблеме, состоящей в отсутствии возможности у ряда российских производителей подтвердить производство продукции на территории Российской Федерации, поскольку текущие требования постановления N 719 предусматривают необходимость выполнения всех указанных технических операций и использования всех указанных комплектующих, сырья и материалов вне зависимости от конструктивных особенностей изделий.
Исходя из пункта 3.2 сводного отчета, негативным эффектом, возникающим в связи с наличием указанной проблемы, является недостаточная объективность и "гибкость" критериев, определяющих степень локализации производства продукции.
Согласно абзацам седьмому и девятому пункта 2 изменений отнесение продукции, классифицируемой кодом по ОК 034-2014 (КПЕС 2008) из 27.12 "Вакуумные контакторы низковольтные переменного тока", к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, с 1 сентября 2025 г. представится возможным исключительно при условии достижения максимального количества баллов. Также достижением максимального количества баллов с 2026 года будет обуславливаться отнесение продукции, классифицируемой кодом по ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 27.12.23 "Устройства защиты от импульсивных перенапряжений УЗИП", к продукции, произведенной на территории Российской Федерации.
Таким образом, предлагаемое регулирование несет риск недостижения решения проблемы и устранения негативного эффекта, о которых заявлено разработчиком в сводном отчете.
В связи с этим необходимо дополнительно обосновать, учитывает ли оценка, предусмотренная абзацами седьмым и девятым изменений, конструктивные особенности вышеуказанной продукции, представляется ли она объективной и не будет ли необоснованно препятствовать подтверждению производства продукции на территории Российской Федерации, либо представить иные обоснования указанных требований изменений.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, в случае учета замечаний, изложенных в настоящем заключении об оценке регулирующего воздействия, Минэкономразвития России могут быть сделаны следующие выводы:
наличие проблемы разработчиком обосновано;
в проекте акта отсутствуют положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
проект акта не устанавливает обязательные требования в соответствии с Федеральным законом N 247-ФЗ.
Департамент регуляторной политики |
А.И. Херсонцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.