Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минприроды России 31.01.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение абзаца четвертого подпункта "б" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по результатам проверки исполнения законодательства и решений Президента Российской Федерации по вопросам формирования в обществе ответственного отношения к животным от 15.05.2021 N Пр-808, согласно которому необходимо обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих регламентацию деятельности по содержанию диких животных.
Животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью. Содержание объектов животного мира включает в себя также реабилитацию объектов животного мира.
В целях выработки предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации по вопросам реабилитационной деятельности Минприроды России проведено совещание, в котором приняли участие представители Администрации Президента Российской Федерации, заинтересованных органов и организаций, включая представителей Росприроднадзора, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных движений в сфере защиты животных, фондов по защите животных, центра по спасению диких животных, а также Московского зоопарка.
Законопроектом предлагается зафиксировать в законодательстве о животном мире ряд обязательных норм и требований для лиц, осуществляющих реабилитацию объектов животного мира.
Кроме того, законопроектом предусматривается наделение органов государственной власти Российской Федерации в области охраны и использования животного мира полномочиями по установлению порядка реабилитации объектов животного мира.
Законопроектом также предлагается ряд норм, направленных на устранение возможности злоупотреблений со стороны лиц, осуществляющих реабилитацию объектов животного мира, наносящих ущерб, в том числе редким и находящимся под угрозой исчезновения видам. В частности, это необходимость уведомления государственных органов на основных этапах, связанных с реабилитацией объектов животного мира, обеспечивающая их прослеживаемость.
Следует отметить, что по данным органов государственной власти субъектов Российской Федерации и единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (https://ofd.nalog.ru/) на территории Российской Федерации осуществляют деятельность более 70 центров реабилитации для диких животных. Помимо этого на территории России функционирует более 630 приютов для животных, большинство из которых частные, которые также могут заниматься лечением пострадавших объектов животного мира. Также реабилитацией объектов животного мира могут заниматься и физические лица.
Законопроект дополнен нормой, наделяющей органы государственной власти Российской Федерации в области охраны и использования животного мира полномочием по предоставлению разрешений на использование объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения (за исключением регулирования численности охотничьих ресурсов).
Кроме того, по предложениям Росприроднадзора в целях исключения существования пробела правового регулирования в законодательстве Российской Федерации понятийный аппарат Закона N 52-ФЗ дополняется определениями понятий "полувольные условия" и "искусственно созданная среда обитания".
Исходя из цели охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов объектов животного мира, прежде всего в естественной среде обитания, и невозможности на практике достоверно установить происхождение животного (разведение или незаконное изъятие из среды обитания), предоставление права на разведение краснокнижных объектов животного мира законопроектом предлагается отделить от права на их содержание.
Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено получение разрешений на содержание и разведение животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации. Контроль над оборотом указанных животных, содержащихся в условиях неволи, отсутствует.
В этой связи законопроектом предусматривается полномочие федеральных органов исполнительной власти по выдаче разрешений на содержание в неволе диких животных, относящихся к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 60 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) животные (не зависимо от того, являются ли они объектами животного мира или дикими животными, содержащимися или используемыми в условиях неволи), относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования.
Возможность разведения в целях сохранения генофонда, с одной стороны, и приобретения неограниченным кругом лиц в целях реинтродукции создаст неконтролируемый рынок краснокнижных животных, запрещенных на основании статьи 60 Закона N 7-ФЗ к обороту.
В этой связи законопроектом предусматривается положение, согласно которому разведение объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, осуществляется в целях сохранения их генетического фонда, а также выпуска в среду обитания и допускается по разрешению, выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Сложившаяся практика реализации законодательства в области обращения с животными, связанная с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными в части соблюдения требований к содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, в том числе принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (за исключением соблюдения требований к содержанию и использованию таких животных в культурно-зрелищных целях), выявила наличие проблем, связанных с отсутствием законодательно установленных норм содержания и использования диких животных в условиях неволи.
Следует отметить, что наряду с достаточно высокой степенью урегулированности сферы отношений, связанных с содержанием и использованием животных в культурно-зрелищных целях, правовое регулирование в сфере содержания и использования диких животных в неволе практически отсутствует.
В этой связи законопроектом предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочием по принятию нормативного правового акта, которым будут утверждены требования к содержанию и использованию диких животных в неволе, в том числе условия содержания и использования диких животных в неволе, требования к местам их содержания и лицам, осуществляющим их использование.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В законопроекте присутствуют обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, предусматривающими установление обязательных требований. В этой связи законопроектом предусматривается особый порядок его вступления в силу.
Негативных социально-экономических последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, не выявлено.
Для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности реализация предлагаемых решений может привести к увеличению расходов.
Предлагаемые законопроектом решения не влияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проекты федеральных законов, аналогичные по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют.
Законопроект соответствует положениям договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.