Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "Об утверждении профессионального стандарта "Руководитель организации социального обслуживания"
(подготовлен Минтрудом России 21.02.2024 г.)
Раздел 1. Обоснование необходимости актуализации профессионального стандарта
Актуализируемый профессиональный стандарт "Руководитель организации социального обслуживания" был разработан 2020 год. Актуализации профессионального стандарта вызвана необходимостью внесения изменений по результатам анализа применения профессионального стандарта в системе социальной защиты, а также с учетом предложений, поступивших от организаций социальной сферы, а также с учетом информационных технологий, используемых в данном виде профессиональной деятельности (таблица 1).
Таблица 1
Информация об учете цифровых технологий в профессиональных стандартах
N п/п |
Обобщенная трудовая функция (код и наименование) |
Необходимые умения, обеспечивающие \определяющие использование цифровых технологий при выполнении данной функции |
Необходимы знания, обеспечивающие /определяющие использование цифровых технологий при выполнении данной функции |
Примеры цифровых технологий, используемых в профессиональной деятельности |
1. |
А. Управление организацией социального обслуживания |
- Использовать цифровые и информационные технологии, в том числе информационно-телекоммуникационную сеть Интернет для разработки текущих и перспективных планов работы организации - Работать с государственными информационными ресурсами, в том числе с использованием СМЭВ, с правовыми информационными системами, с электронными (цифровыми) документами - Использовать в работе программное обеспечение для создания и обработки типовых электронных документов, отчетности - Организовывать межведомственное взаимодействие для оказания социальных услуг и социального сопровождения, участвовать в совместных совещаниях, деловых встречах, комиссиях |
- Механизмы организации сетевого взаимодействия и использования цифровых технологий в управленческой деятельности - Требования к документационному обеспечению деятельности организации, порядок ведения делопроизводства, в том числе по ЭДО |
- Организация межведомственного взаимодействия для оказания социальных услуг и социального сопровождения, в том числе с использованием цифровых и информационных технологий - Организация обмена данными в рамках электронного документооборота
- Поиск сведений о заявителе в базах данных системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), внесение дополнительных сведений в бланк учетной документации и запрос необходимой информации у других специалистов. - Ведение личных дел получателей услуг на различных носителях информации, подготовка к сдаче в архив и их хранение. - Консультирование при личном обращении или посредством средств коммуникации - Ведение личных дел получателей услуг на различных носителях информации, подготовка к сдаче в архив и их хранение. |
Уведомление об актуализации профессионального стандарта размещено сайте "Профессиональные стандарты" (http://profstandart.rosmintrud.ru/):
https://spk-sts.ru/o_sovete/dokumenty/dokumenty-na-obsuzhdenii/aktualizatsiya-ps/rukovoditel-organizatsii-sotsialnogo-obsluzhivaniya/.
По профессиональному стандарту "Руководитель организации социального обслуживания", утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.06.2020 г. N 353н из регионов поступили замечания и предложения о необходимости актуализации данного стандарта. Регионы считают, что Управление организацией социального обслуживания требует высокого уровня специальных знаний, серьезных управленческих навыков и глубокого понимания специфики работы учреждения социального обслуживания, что особенно выявилось в условиях необходимости четкой организации работы при угрозе возникновения коронавирусной инфекции. Ответственность за безопасность и здоровье престарелых, инвалидов, детей возлагают на руководителя организации социальной обслуживания особые требования и необходимость применять в работе комплексные знания:
- в сфере общего и профильного законодательства, передовых социальных технологий (в том числе, на стыке с медицинским обслуживанием);
- финансово-экономического планирования и хозяйственного обеспечения;
- комплексной безопасности жизнедеятельности;
- управления коллективом;
- контроля стандартов социального обслуживания и другие.
Руководитель организации социального обслуживания должен быть готов к взаимодействию в рамках полномочий со множеством внутренних и внешних структур и организаций на различных уровнях, эффективно решать возникающие задачи, координировать работу персонала.
В рамках федерального проекта "Старшее поколение" планируется ввести в эксплуатацию большое количество жилых здания стационарных организаций социального обслуживания, что позволит ликвидировать очередность в эти организации и обеспечить комфортное проживание граждан в стационарных организациях социального обслуживания в соответствии с установленными нормами.
Планируется создание во всех 85 субъектах Российской Федерации системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста, обеспечивающей сбалансированное социальное обслуживание в полустационарной и стационарной форме, а также предоставление социальных услуг на дому и медицинской помощи, с привлечением патронажной службы и помощников по уходу.
Востребованность руководителей организаций социального обслуживания с данной квалификацией в перспективе будет увеличиваться в связи с тенденцией увеличения продолжительности жизни граждан. Этому будет способствовать и расширение сети негосударственных учреждений социального обслуживания. Качество предоставления услуг по социальному обслуживанию в таких учреждениях становится первоочередным. А независимая оценка квалификации руководителей организации социального обслуживания необходима как условие соответствия уровня соискателя современным требованиям управления в социальном обслуживании, доверие ответственности за безопасность и качество жизни нуждающихся в социальном обслуживании, пожилых граждан и инвалидов.
Раздел 2. Актуализация профессионального стандарта
2.1. Значение для отрасли, анализ существующей ситуации, информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности
Одной из национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 года определено снижение в два раза уровня бедности. В Послании Федеральному Собранию Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным поставлена задача повышения доступности и улучшения качества государственных услуг в сфере социальной защиты. Система социальной защиты предоставляет меры социальной поддержки, социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Таким образом, система социальной защиты включает в себя:
- социальное обслуживание, в виде предоставления социальных услуг;
- государственную социальную помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров и социальное обеспечение, в виде предоставления государственной социальной помощи (обеспечение лекарственными препаратами, санаторно-курортным лечением, бесплатным проездом к месту лечения и обратно, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания);
- меры социальной поддержки в виде пособий, субсидий, льгот и иных выплат и гарантий.
Система социального обслуживания населения представлена государственными и негосударственными организациями социального обслуживания. Негосударственные организации социального обслуживания осуществляют свою деятельность как коммерческие и некоммерческие организации. При этом они могут находиться или не находиться в реестре поставщиков социальных услуг.
По информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представленной в Министерство труда и социальной защиты, общее количество поставщиков социальных услуг в 2021 году составило 6 591 организаций, из них: количество поставщиков социальных услуг, имеющих лицензию на оказание медицинской помощи - 3 564 организаций, количество поставщиков социальных услуг, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности - 1098 организаций.
Данная статистика наглядным образом демонстрирует востребованность такого вида профессиональной деятельности, как руководитель организации социального обслуживания. Руководитель организации может работать в организации одной из трех форм социального обслуживания - стационарной, полустационарной, социального обслуживания на дому или в комплексном центре социального обслуживания, сочетающем в себе несколько форм. При этом, важно учитывать, что организация работает с различными категориями взрослых и детей, включая инвалидов, пенсионеров, лиц без определенного места жительства и другие. Еще одна особенность работы руководителя заключается в том, что он может возглавлять организацию, расположенную как в городе, так и в сельской местности.
Организация может оказывать различные виды социальных услуг, а может также оказывать образовательные и медицинские услуги, при наличии соответствующей лицензии. Таким образом, руководитель организации социального обслуживания должен быть готов к взаимодействию в рамках полномочий со множеством внутренних и внешних структур, организаций и ведомств на различных уровнях.
Вступивший в силу в 2015 году Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ" Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"*(1) сформировал рынок социальных услуг. Государство принимает на себя все новые и новые обязательства, связанные с социальной защитой населения, например, развитие системы долговременного ухода или социальная поддержка участников СВО и членов их семей.
Еще одним вызовом, стоящим перед руководителем организации социального обслуживания, является цифровизация социальной сферы, которая предполагает изменение процессов, организационной структуры, осуществляемых функций, принципов принятия решений и взаимодействия организаций с гражданами и юридическими лицами, повышение качества предоставляемых услуг, снижение издержек на их предоставление, расширения состава цифровых сервисов для граждан и организаций, обеспечения надежной и безопасной, современной информационно-технической инфраструктурой.
Данные обстоятельства предъявляют к руководителю новые требования по скорейшей адаптации к изменениям, эффективной координации работы персонала и использования финансовых и материальных ресурсов.
Несмотря на то, что социальная сфера развивается в цифровом направлении, в фокусе внимания всегда остаются люди и их потребности. Внедрение современных и технологичных решений только упрощает работу и позволяет концентрировать усилия на точечной и адресной работе сотрудников сферы социальной защиты с людьми.
К руководителям данного уровня предъявляются высокие требования морально-этического характера, знание нормативно-правовой базы, координации межведомственного взаимодействия, и в области цифровизации социальной сферы.
Анализ государственных и отраслевых нормативных документов, анкетирование работодателей, анализ образовательных программ и образовательных стандартов высшего образования, требований к специальности, показал, что в настоящее время руководители организаций в системе социальной защиты работают в условиях изменений и повышающихся требований к уровню профессиональных компетенций. По результатам анкетирования руководителей организаций социального обслуживания Алтайского края и Ростовской области выявлено, что руководители организаций социального обслуживания:
- отмечают происходящие в социальной сфере изменения, в том числе, связанные с повышением качества предоставления услуг и цифровизацией процессов;
- осуществляют стратегическое и тактическое планирование деятельности организации, причем планирование осуществляется в разных сферах деятельности руководителя, включая финансовую и кадровую, материально-техническое оснащение и предоставление социальных услуг. По результатам планирования формируются целевые показатели, которые доводятся до сведения подчиненных:
- осуществление функции контроля;
- развитие и мотивация персонала;
- соблюдение требований действующего законодательства к социальному обслуживанию;
- взаимодействие с различными участниками системы социального обслуживания и развитие организации.
Такие ученые, как Холостова Е.И. в своих работах уделяла большое значение развитию менеджмента в социальной работе.
Данный стандарт является многофункциональным нормативным документом, описывающим области профессиональной деятельности, содержание трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций по 7 квалификационному уровню, а также ряд других параметров, характеризующих специфику труда.
Профессиональный стандарт разработан в целях обеспечения единства требований оценки профессиональной компетентности и квалификации работника.
2.2. Основные изменения, внесенные при актуализации профессионального стандарта
В разделе I произведена корректировка формулировок наименования вида и цели профессиональной деятельности. Формулировка наименование вида профессиональной деятельности изменена на "Управление деятельностью организаций социального обслуживания", а цель на "Обеспечение деятельности организаций социального обслуживания".
Внесены изменения в группы занятий (ОКЗ), а именно группа 1349 заменена на 1120:
ОКЗ действующего профстандарта |
ОКЗ в проекте профстандарта |
1349 Руководители служб в сфере социальных услуг, не входящие в другие группы |
1120 Руководители учреждений, организаций и предприятий |
|
|
Добавлены виды экономической деятельности: 87.90, 88.91, 88.99
код ОКВЭД действующего профстандарта |
код ОКВЭД в проекте профстандарта |
87.30 Деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания |
87.30 Деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания |
- |
87.90 Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая |
88.10 Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам |
88.10 Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам |
- |
88.91 Предоставление услуг по дневному уходу за детьми |
- |
88.99 Предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки |
В разделе II "Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)" НЕ внесены изменения в состав и наименование обобщенных трудовых функций (далее - ОТФ)..
ОТФ Действующая редакция профстандарта |
ОТФ Проект профстандарта |
А. Управление организацией социального обслуживания |
А. Управление организацией социального обслуживания |
С учетом изменений в подходах к организации деятельности организаций социального обслуживания, а также с внедрением информационных технологий в ОТФ А "Управление организацией социального обслуживания" произведены корректировка и объединение трудовых функций, а также изменены формулировки ТФ, а именно:
ТФ Действующая редакция профстандарта |
ТФ Проект профстандарта |
А/01.7 Планирование деятельности организации социального обслуживания |
А/01.7 Организация деятельности организации социального обслуживания |
А/02.7 Организация деятельности организации социального обслуживания | |
А/03.7 Контроль деятельности организации социального обслуживания |
А/02.7 Организация предоставления социальных услуг и социального сопровождения |
А/04.7 Управление ресурсами организации социального обслуживания |
А/03.7 Управление ресурсами организации социального обслуживания |
А/05.7 Обеспечение развития организации социального обслуживания |
А/04.7 Обеспечение развития организации социального обслуживания |
А/06.7 Взаимодействие с получателями социальных услуг в организации социального обслуживания |
А/05.7 Обеспечение взаимодействия со структурами, участвующими в реализации социального обслуживания граждан |
А/07.7 Обеспечение взаимодействия организации социального обслуживания с вышестоящими и партнерскими организациями |
В разделе III в обобщенной трудовой функции "Управление организацией социального обслуживания" уточнены требования к образованию, необходимые для реализации обобщенной трудовой функции. В "Дополнительных характеристиках":
- ОКЗ 1349 ""Руководители служб в сфере социальных услуг, не входящие в другие группы" изменена на 1120 ""Руководители учреждений, организаций и предприятий"
- ЕКС "Директор учреждения (филиала учреждения) заменен на "Директор (генеральный директор, управляющий) предприятия (филиала)".
В каждой трудовой функции ОТФ А "Управление организацией социального обслуживания" произведена корректировка описания трудовых действий, уточнены и дополнены формулировки требований к необходимым умениям и знаниям.
2.3. Результаты актуализации профессионального стандарта
Области профессиональной деятельности (виды экономической деятельности) в которых применим профессиональный стандарт "Руководитель организации социального обслуживания" приведены в таблице 1.
Таблица 1. Области профессиональной деятельности
Коды ОКВЭД |
Вид экономической деятельности |
87.30 |
Деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания |
87.90 |
Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая |
88.10 |
Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам |
88.91 |
Предоставление услуг по дневному уходу за детьми |
88.99 |
Предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки |
Основной целью вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) является: Обеспечение деятельности организаций социального обслуживания
Основными задачами профессиональной деятельности являются:
- повышение качества предоставления социальных услуг гражданам.
Основными сферами применения профессионального стандарта являются:
- широкий круг задач в области управления персоналом (разработка стандартов
организаций, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификация должностей; отбор, подбор и аттестация персонала; планирование карьеры);
- процедуры стандартизации и унификации в рамках вида (видов) экономической
деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.);
- оценка квалификаций работников;
- формирование программ высшего и среднего профессионального образования, а также
разработка учебно-методических материалов к этим программам.
Профессиональный стандарт "Руководитель организации социального обслуживания" может быть использован работодателем для решения следующих задач:
- выбор квалифицированного персонала на рынке труда, отвечающего поставленной функциональной задачи;
- определение критериев оценки при подборе и отборе персонала;
- обеспечение качества труда персонала и соответствия трудовых функций, выполняемых персоналом, установленным требованиям;
- обеспечение профессионального роста персонала;
- поддержание и улучшение стандартов качества в организации через контроль и повышение профессионализма своих работников;
- повышение мотивации персонала к труду в своей организации;
- повышение эффективности, обеспечения стабильности и качества труда, а, следовательно, и высоких экономических результатов.
Профессиональный стандарт "Руководитель организации социального обслуживания" является основой для работника в следующих направлениях:
- определение собственного профессионального уровня, направлений и задач профессионального обучения и совершенствования;
- эффективное функционирование в организации;
- обеспечение собственной востребованности на рынке труда и сокращение сроков поиска подходящей работы;
- карьерный рост и увеличение доходов.
Профессиональный стандарт "Руководитель организации социального обслуживания" необходим для сферы образования в качестве основы для формирования образовательных программ всех уровней образования, разработки методических материалов, выбора форм и методов обучения в системе высшего и дополнительного профессионального образования.
В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, в рамках вида профессиональной деятельности "Управление деятельностью организацией социального обслуживания" была выделена обобщенная трудовая функция (ОТФ) - "Управление организацией социального обслуживания".
Декомпозиция вида профессиональной деятельности на составляющие его ОТФ осуществлялась на основе следующих принципов.
1. Соответствие требованию полноты. ОТФ полностью охватывает вид профессиональной деятельности "Управление организацией социального обслуживания". Установленная ОТФ необходима и достаточна для достижения цели вида профессиональной деятельности.
2. Соответствие требованию точности формулировки. Формулировка ОТФ соответствует терминологии и положениям законодательной и нормативно-правовой базы, и одинаково понимается большинством представителей профессионального сообщества.
3. Соответствие требованию относительной автономности трудовой функции. ОТФ представляет собой относительно автономную (завершенную) часть профессиональной деятельности, ее выполнение возможно одним работником, и приводит к получению конкретного результата.
4. Соответствие требованию проверяемости. Существует возможность объективной проверки владения работником данной ОТФ.
Объективным основанием для выделения ОТФ является вид работ и сложность их выполнения.
В соответствии приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 148н и с учетом анализа требований профессиональной деятельности Руководитель организации социального обслуживания отнесен к 7 уровню квалификации.
Описание обобщенной трудовой функции, входящей в вид профессиональной деятельности, и обоснование ее отнесения к конкретному уровню квалификации представлен в таблице 3.
Таблица 3. Обобщенные трудовые функции
Код |
Обобщенные трудовые функции |
Уровень квалификации |
Обоснование уровня квалификации |
А |
Управление организацией социального обслуживания |
7 |
Руководители учреждений, организаций и предприятий разрабатывают и пересматривают стратегию развития, планируют, управляют, координируют и оценивают общую деятельность предприятий или организаций (за исключением общественных организаций, министерств и ведомств) при поддержке других руководителей, обычно в соответствии с принципами руководства, установленными советом директоров или иным руководящим органом, перед которыми они отвечают за проводимые операции и результаты деятельности. В их обязанности входит: - планирование, руководство и координация общего функционирования предприятия или организации; - обеспечение общего руководства и управления организацией анализ работы и результатов деятельности предприятия или организации, а также отчетности, представляемой в советы директоров и иные органы управления; - мониторинг и оценка деятельности организации или предприятия по достижению поставленных целей и реализации политики обеспечение соблюдения организацией соответствующего законодательства и нормативных положений разработка и управление бюджетами, контроль расходов и обеспечение эффективного использования ресурсов; - санкционирование объемов материальных, человеческих и финансовых ресурсов для реализации политики и выполнения программ подбор или утверждение подбора старших должностных лиц и сотрудников определение целей, стратегий, политики и программ для предприятия или организации - консультации с высшим руководством, пересмотр рекомендаций и подготовка докладов; - представительство от имени организации на официальных мероприятиях, переговорах, съездах, семинарах, общественных слушаниях и форумах. |
В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, в ОТФ были выделены отдельные трудовые функции (ТФ).
Декомпозиция ОТФ на составляющие ее ТФ осуществлялась на основе следующих принципов.
1. Соответствие требованию полноты. Совокупность ТФ полностью охватывает соответствующую ОТФ.
2. Соответствие требованию точности формулировки. Формулировки трудовых действий, умений и знаний, требуемых ТФ, соответствуют терминологии и положениям законодательной и нормативно-правовой базы и одинаково понимаются большинством представителей профессионального сообщества.
3. Соответствие требованию относительной автономности трудовой функции. Каждая ТФ представляет собой относительно автономную (завершенную) часть ОТФ и приводит к получению конкретного результата.
4. Соответствие требованию проверяемости. Существует возможность объективной проверки владения работником каждой ТФ.
Объективным основанием для выделения ТФ выступает вид работы. В состав трудовых функций включены конкретные трудовые действия, выполняемые руководителем организации социального обслуживания в процессе работы.
Описание состава трудовых функций представлено в таблице 4.
Таблица 4. Трудовые функции
Код |
Уровень квалификации |
Трудовые функции |
А/01.7 |
7 |
Организация деятельности организации социального обслуживания |
А/02.7 |
7 |
Организация предоставления социальных услуг и социального сопровождения |
А/03.7 |
7 |
Управление ресурсами организации социального обслуживания |
А/04.7 |
7 |
Обеспечение развития организации социального обслуживания |
А/05.7 |
7 |
Обеспечение взаимодействия со структурами, участвующими в реализации социального обслуживания граждан |
2.4. Основные этапы актуализации профессионального стандарта
2.4.1. Информация об организациях, на базе которых проводились исследования
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "О разработке и утверждении профессиональных стандартов" от 10.04.2023 N580, профессиональный стандарт актуализирован Советом по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения с участием представителей работодателей отрасли, ведущих образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования. Сбор и анализ информации, необходимой для разработки профессионального стандарта осуществлялся ФГБУ "ВНИИ труда Минтруда России". Перечень организаций, сведения об уполномоченных лицах, участвовавших в разработке профессионального стандарта, приведен в приложении 1.
2.4.2. Сведения о нормативно-правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект актуализированного профессионального стандарта
Профессиональная деятельность руководителя организации социального обслуживания регулируется следующими федеральными и отраслевыми нормативно-правовыми актами.
1. Конституции Российской Федерации
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 04.08.2023, с изм. от 24.10.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023).
3. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О государственной социальной помощи".
4. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ" Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
5. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
6. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
7. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".
8. Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации".
9. Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации".
10. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы".
11. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
12. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2021 г. N 1342 "О единой государственной информационной системе социального обеспечения".
14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.02.2021г. N 431-р "Об утверждении Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года".
15. Приказ Минтруда России, Минздрава России от 31 декабря 2020 г. N 988н/1420н "Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры".
2.4.3. Требования к экспертам, привлеченным к актуализации профессионального стандарта
В целях актуализации профессионального стандарта была сформирована рабочая группа экспертов, в состав которой были включены специалисты в области разработки профессиональных стандартов, эксперты ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России, специалисты в области социальной защиты, руководители организаций социального обслуживания, руководители отделов социальной защиты населения, специалисты в области управления, обучения и развития персонала, другие специалисты.
Эксперты в рабочую группу выбирались исходя из следующих требований:
- требования к представителю профессионального сообщества - высшее образование, стаж работы в профессиональной области не менее 10 лет;
- требования к представителю образовательного сообщества - высшее образование, стаж педагогической деятельности по профильным дисциплинам не менее 10 лет, стаж работы в профессиональной области не менее 5 лет.
Все эксперты рабочей группы должны знать:
- Трудовой кодекс РФ в части, регламентирующей трудовые отношения в области образования, разработку и применение профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик;
- методические рекомендации по разработке профессионального стандарта, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2013 г. N 170н, а также другие нормативные, правовые и иные акты и документы, регулирующие процесс разработки и утверждения профессиональных стандартов, включая законы, подзаконные акты, локальные нормативные акты;
- уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 N 148н;
- содержание и структуру профессиональной деятельности в рамках предметной области профессионального стандарта, трудовые функции и действия, выполняемые работниками, профессиональные знания и умения, которыми должны они обладать;
- зарубежную и отечественную практику разработки профессиональных стандартов и иных инструментов определения квалификационных требований;
- методы эффективной командной работы, приемы эффективных коммуникаций.
Все эксперты рабочей группы должны уметь:
- собирать, агрегировать и декомпозировать исходные сведения;
- анализировать информацию, включая функциональный анализ сферы профессиональной деятельности;
- формулировать дефиниции, классификации и атрибуты в целях разработки профессионального стандарта;
- взаимодействовать с другими экспертами, работать в команде.
Все эксперты рабочей группы должны обладать навыками:
- оформление документации в соответствии с принятыми (установленными) нормами и правилами;
- эффективная коммуникация с использованием современных средств связи/ИКТ;
- подготовка и представление презентационных материалов.
Кроме того, при отборе экспертов учитывались требования, не связанные с профессиональными компетенциями, но необходимые для разработки профессиональных стандартов:
- независимость;
- широкий кругозор;
- способность формировать и отстаивать точку зрения.
Сведения об экспертах, привлеченных к разработке и согласованию проекта профессионального стандарта, приведены в Приложении 1 к пояснительной записке.
2.4.4. Этапы актуализации профессионального стандарта
1 этап: анализ квалификационных требований и разработка концепции профессиональных стандартов в области социальной защиты.
2 этап: анализ действующего профессионального стандарта "Руководитель организации социального обслуживания".
3 этап: разработка проекта актуализированного профессионального стандарта.
4 этап: обсуждение проекта актуализированного профессионального стандарта, сбор отзывов, доработка проекта с учетом поступивших замечаний.
Раздел 3. Профессионально-общественное обсуждение профессионального стандарта
3.1. Порядок обсуждения
Обсуждение проекта профессионального стандарта с заинтересованными организациями проводилась следующим путем:
- размещение проекта профессионального стандарта:
- на сайте Совета по профессиональным квалификациям СПК СТС: https://spk-sts.ru/o_sovete/dokumenty/dokumenty-na-obsuzhdenii/aktualizatsiya-ps/rukovoditel-organizatsii-sotsialnogo-obsluzhivaniya/;
- на сайте "Профессиональные стандарты": https://profstandart.rosmintrud.ru/expert-opinion.php;
- на сайте ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России: https://vcot.info/standards/developer-digital.
- Рассылка проекта профессионального стандарта в организации (6 организаций и органов исполнительной власти: Министерство труда и социального развития Ростовской обл., Министрерство социальной политики Калининградской обл., Министерство социального развития Московской обл.., Департаменттруда и социальной защиты населения г. Москвы, "Ресурсный центр социальной защиты "Победа" Республика Саха (Якутия), Ассоциация "СРПК" Доступная среда" г. С-Петербург) Очное обсуждение проекта профессионального стандарта на совещаниях, заседаниях рабочих групп и других мероприятиях (список мероприятий - Приложение 2)
Информация о публикациях в специализированных изданиях:
3.2. Организации и эксперты, привлеченные к обсуждению проекта профессионального стандарта
Участники фокус-групп и выборка респондентов, принимавших участие в экспертных опросах, формировались из числа специалистов, обладающих знанием специфики данного вида трудовой деятельности, квалификационных требований, предъявляемых к работникам (эксперты двух категорий: производственники и специалисты по работе с персоналом).
Данные об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта, приведены в Приложении 1.
3.3. Данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта
Поступило более 15 отзывов от 15 организаций из 4 субъектов Российской Федерации, в том числе: Московская область, Калининградская область, Республика Коми, Республика Саха, г. Санкт-Петербург.
- очные мероприятия - более 400 участников, 3 - предложения и замечания;
- обсуждение на Интернет-площадках: 1 посещений/просмотров;
- заочные мероприятия: более 6 адресов рассылки, 11- предложений и замечаний;
Сводные данные по результатам публичного обсуждения, поступивших замечаниях и предложениях к проекту актуализированного профессионального стандарта приведены в Приложении 3.
Совет по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения в соответствии с требованиями, содержащимися в постановлении Правительства Российской Федерации от 10.04.2023 N580 "О разработке и утверждении профессиональных стандартов" (вместе с "Правилами разработки и утверждения профессиональных стандартов") и приказах Минтруда России от 12 апреля 2013 г. N 147н "Об утверждении Макета профессионального стандарта" и N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов", провели доработку профессионального стандарта "Руководитель организации социального обслуживания" по поступившим замечаниям и предложениям.
Раздел 4. Согласование проекта профессионального стандарта
В проекте актуализированного профессионального стандарта трудовые функции, особо регулируемые законодательством и требующие проведения согласования, отсутствуют.
Проект актуализированного профессионального стандарта "Руководитель организации социального обслуживания" вносится в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации для утверждения в установленном порядке.
Приложение 1
к пояснительной записке к проекту
актуализированного профессионального стандарта
"Руководитель организации социального обслуживания"
Сведения об организациях и экспертах, привлеченных к актуализации и согласованию профессионального стандарта
N п/п |
Организация |
Субъект Российской Федерации |
Актуализация профессионального стандарта | ||
1 |
Автономная некоммерческая организация "Агентство по интеграции инноваций в социальной сфере" |
город Москва |
2 |
Автономная некоммерческая организация "Центр профессионального развития и оценки квалификации" |
город Москва |
3 |
Автономная некоммерческая организация "Южное региональное агентство развития квалификаций" |
город Ростов-на-Дону |
4 |
Алтайский филиал ФГОБУ ВО "Финансовый университет при Правительстве РФ" |
Алтайский край |
5 |
ГБУ РС (Я) "Ресурсный центр социальной защиты "Победа" при Министерстве труда и социального развития РС (Я) |
Республика Саха (Якутия) |
|
Государственное бюджетное учреждение города Москвы "территориальный центр социального обслуживания "Новогиреево" |
город Москва |
|
ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России |
город Москва |
Согласование профессионального стандарта | ||
|
|
|
Приложение 2
к пояснительной записке к проекту
актуализированного профессионального стандарта
"Руководитель организации социального обслуживания"
Сведения о мероприятиях профессионально-общественного обсуждения проекта актуализированного профессионального стандарта
Мероприятие |
Дата проведения |
Наименования организаций, участвующих в мероприятии (с указанием субъекта Российской Федерации) |
Общее количество участников мероприятия |
URL-адрес Интернет-ресурса, содержащего информацию о проведенном мероприятии |
Анкетирование руководителей организации социального обслуживания |
20-29 марта 2023г. |
Алтайский край Ростовская область город Москва Организации социального обслуживания на дому - 18 человек Организации стационарного обслуживания взрослых - 16 человек Организации стационарного социального обслуживания детей - 28 человек |
62 |
https://docs.google.com/forms/d/1Q2jUxwJJ4lw9lCv68P-nuPsvCg95IeUv3ZTqlAZJBqA/edit#responses |
Презентация проекта профессионального стандарта на III Съезде социальных работников Сибири |
20.04.2023г. |
Председатель Комитета ТПП Алтайского края по образованию и содействию развитию бизнеса, Председатель Общественного совета при УТЗН, директор Алтайского филиала ФГБОУ ВО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации", доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и молодежной политики АлтГУ , Председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения |
360 человек из 20 субъектов Российской Федерации |
http://xn--d1abg0aob8a7a.xn--p1ai/ https://www.aksp.ru/news/news/48521/ |
Интервьюирование руководителей организаций социального обслуживания |
май 2023г. |
Автономная некоммерческая организация "Центр социального обслуживания населения "Самарский", городского округа Самара", Автономная некоммерческая организация "Центр социального обслуживания населения Юго-Западного округа", |
3 |
очное |
Презентация проекта профессионального стандарта на СПК СТС |
05.06.2023г. |
Совет по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения |
20 |
очное |
Интервьюирование руководителей отделов социальной защиты |
10.10.2023г. |
Руководители отделов социальной защиты населения города Москвы |
2 |
очное |
Рабочее совещание |
07.12.2023г. |
Члены рабочей группы, представители Совета по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения, эксперты |
4 |
очное |
Рабочее совещание |
12.12.2023г. |
Председатель и представители Совета по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения, представители ВНИИИ Труда при МИНТРУДЕ РФ, члены рабочей группы, эксперты |
5 |
очное |
Приложение 3
к пояснительной записке к проекту
актуализированного профессионального стандарта
"Руководитель организации социального обслуживания"
Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту актуализированного профессионального стандарта "Руководитель организации социального обслуживания"
N п/п |
ФИО эксперта |
Организация, должность |
Замечание, предложение |
Принято, отклонено, частично принято (с обоснованием) |
1 |
Панов А.М. |
Президент Межрегиональной общественной организации "Ассоциация работников социальных служб" |
Снижение требований к опыту практической работы на руководящих должностях до двух лет |
Принято. В регионах отмечается кадровый "голод" в организациях социального обслуживания |
2 |
Сохранение требований к уровню образования на уровне бакалавриата. |
Принято.В регионах отмечается кадровый "голод" в организациях социального обслуживания |
||
3 |
Порядочная О.В. |
И.о. Министра труда и социального развития Ростовской области |
Снижение требований к опыту практической работы на руководящих должностях до двух лет |
Принято. В регионах отмечается кадровый "голод" в организациях социального обслуживания |
4 |
Антонова А.В. |
|
Дополнить профессиональный стандарт еще одной обобщенной трудовой функцией |
Отклонено. Исходя из сложившейся практики на территории всей страны, в рамках деятельности организации социального обслуживания, возможно применение только одной обобщенной трудовой функции. Иные типы организаций, подведомственных органу исполнительной власти в области реализации государственной социальной политики, не осуществляют деятельность по социальному обслуживанию, поэтому данным профессиональным стандартом деятельность их руководителей не может регламентироваться. |
5 |
Сизикова В.В. |
|
Сохранить в профессиональном стандарте трудовые функции: "Планирование деятельности организации социального обслуживания" и "Контроль деятельности организации социального обслуживания" |
Отклонено. Данные компетенции являются сквозными и реализуются руководителем организации социального обслуживания на всех этапах профессиональной деятельности, как элементы управленческого цикла. Данные трудовые функции нашли свое отражение в виде трудовых действий. |
6 |
|
Совет по профессиональным квалификациям в области телекоммуникаций, почтовой связи и радиотехники |
ПС "Руководитель организации социального обслуживания" - не совсем ясна целесообразность разработки ПС, содержащего только одну ОТФ. |
Отклонено. |
7 |
Пирог Д.Ю. |
Председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере физической культуры и спорта |
Отсутствует пояснительная записка. |
1. Принято. Подготовлена пояснительная записка. |
8 |
Наименование ОТФ не должны совпадать с наименованием ВПД |
Принято. Изменены наименования ОТФ и ВПД. |
||
9 |
Необходимо провести декомпозицию вида профессиональной деятельности и дополнить другими ОТФ и ТФ. |
|||
10 |
Дополнить еще одной ОТФ, связанной с управлением коммерческими организациями. В отличие от государственных организаций имеются отличия, например, в вопросах формирования и исполнения бюджета организации. |
Отклонено. Выделение ОТФ, связанной с деятельностью коммерческих организаций не целесообразно, так как коммерческие организации, имеют возможность получения бюджетного целевого финансирования. Формированию коммерческого бюджета организации способствует реализация стратегических планов, в том числе маркетинговых. Данные компетенции руководителя нашли свое отражение в ТФ и ТД |
||
11 |
Особые условия допуска к работе должны быть сопровождены сносками на нормативно-правовые акты. |
Принято. Особые условия допуска к работе дополнены ссылками на нормативно-правовые акты |
||
12 |
А.А. Кирюхин |
Первый заместитель министра Министерства социального развития Московской области |
Дополнить особые условия допуска к работе: "Обязательное психиатрическое освидетельствование работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичности, а также видов деятельности, при осуществлении которых проводятся психиатрическое освидетельствование". Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации N342н от 20.05.2022 года "Об утверждении порядка прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичности, а также видов деятельности, при осуществлении которых проводятся психиатрическое освидетельствование" |
Отклонено. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации N342н от 20.05.2022 года "Об утверждении порядка прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичности, а также видов деятельности, при осуществлении которых проводятся психиатрическое освидетельствование" регулирует прохождение обязательного психиатрического освидетельствования работниками, непосредственно осуществляющими определенный вид деятельности. Приказ не дает прямого указания на необходимость обязательного психиатрического освидетельствования руководящих работников. |
13 |
В.В. Коротин |
Заместитель Министра труда, занятости и социальной защиты Республики Коми |
Раздел "Общие сведения" дополнить следующими видами экономической деятельности: 87.90, 88.91, 88.99 |
Принято. Общие сведения дополнены ОКВЭД 88.91. |
14 |
В разделе "Характеристика обобщенных трудовых функций": а) предусмотреть должность "заведующий (начальник) отдела социального обслуживания населения" б) требования к образованию и обучению изложить в редакции: "Высшее образование - магистратура или специалитет (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование в области социальной работы" в) требования к опыту практической работы изложить в редакции: "Не менее двух лет на руководящей должности", исключив требование к стажу работы в системе социальной защиты населения, образования, здравоохранения, государственного и муниципального управления. |
а) Принято. Возможные наименования должностей дополнены должностью: "заведующий (начальник) отдела социального обслуживания". Данное наименование должности распространено не только в Республике Коми, но и в других субъектах РФ, например, в Самарской области. б) Принято. в) Принято. В регионах наблюдается кадровый голод на руководящих позициях и завышение требований к опыту работы может привести к трудностям в найме персонала. |
||
15 |
Е.В. Лобанова |
ВНИИ ТРУДА при Минтруд РФ |
При заполнении раздела Особые условия допуска к работе необходимо делать концевую сноску на нормативный правовой акт, определяющий это условие. |
Принято. Концевые сноски добавлены |
16 |
Д.П. Петраков |
Автономная некоммерческая организация "Национальный центр содействия эколого-социальному и инновационному развитию территорий", г.Санкт-Петербург |
П.3.1.2. Дополнить: Трудовые действия: Контроль соблюдения подчиненными служебной дисциплины, должностных регламентов, правил внутреннего распорядка, порядка работы со служебной информацией, пожарной, экологической, санитарно-эпидемиологической и антитеррористической безопасности. Ст. 73 ФЗ 7 "Об охране окружающей среды" ФЗ 52 Необходимые умения: Разрабатывать мероприятия, направленные на обеспечение безопасных условий труда, соблюдение норм и правил по охране труда, пожарной, экологической, санитарно-эпидемиологической и антитеррористической безопасности Необходимые знания: Основы пожарной, экологической, санитарно-эпидемиологической и антитеррористической безопасности, правил делопроизводства соблюдения государственной и служебной тайны |
Отклонено. Организации системы социальной защиты при осуществлении хозяйственной и иной деятельности не оказывают негативное воздействие на окружающую среду |
17. |
П 3.1.2 Дополнить: Трудовые действия: Организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации в области предупреждения причинения вреда, подготовки по использованию передовых информационных технологий, стажировки и независимой оценки квалификации в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами |
Принято в части прохождения независимой оценки квалификаций |
||
18 |
П 3.1.2 Дополнить: Необходимые умения: Обеспечивать своевременную подготовку и представление отчетности о деятельности организации (подразделения) в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативно-правовых актов |
Отклонено. Формулировка в проекте профессионального стандарта шире, чем предложено экспертом. Помимо отчетности, предусмотренной требованиями федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, могут формироваться иные виды отчетности, в том числе управленческая, не урегулированная законодательством. |
||
19 |
П.3.1.3 Дополнить: Трудовые действия: Взаимодействие с отраслевыми, функциональными и территориальными региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, территориальными подразделениями внебюджетных фондов, общественными, благотворительными, экспертными и другими организациями по вопросам деятельности организации (подразделения) |
Отклонено. Взаимодействие с экспертами может осуществляться по усмотрению Руководителя |
||
20 |
П.3.2.1 Дополнить: Трудовые действия: Организация оценки соответствия объекта и услуг мерам предупреждения причинения вреда инвалидам и иным маломобильным категориям граждан в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, документов национальной системы стандартизации (ФЗ 181, П. 2.1 ГОСТ ISO/IEC 17000-2012, П. 10 Приказ Минтруда России N527н от 30 июля 2015 г., ст. 23 ФЗ 248, Ст. 1065 Гражданский кодекс РФ, ФЗ 184 "о техническом регулировании) |
Отклонено. Приведенная в проекте профессионального стандарта формулировка шире, чем предложена экспертом. |
||
21. |
Дополнить п. 3.2.1. Трудовые действия: "Организация деятельности по удостоверению соответствия повышенных необходимых уровней безопасности охраняемых законом ценностей в сферах экологической, пожарной безопасности, а также в области доступности объектов и оказываемых услуг" (ст. 23 ФЗ 248, Ст. 1065 Гражданский кодекс РФ, ФЗ 184 "о техническом регулировании", ФЗ 384, ФЗN123) |
Отклонено. Организации системы социальной защиты при осуществлении хозяйственной и иной деятельности не оказывают негативное воздействие на окружающую среду |
||
22. |
П. 3.2.1 Дополнить: Необходимые умения: Обеспечивать соблюдение требований трудового законодательства Российской Федерации, требований охраны труда, проведение специальной оценки условий труда работников организации, пожарной, экологической безопасности и санитарно-гигиенических норм |
Отклонено. Организации системы социальной защиты при осуществлении хозяйственной и иной деятельности не оказывают негативное воздействие на окружающую среду |
||
23 |
П. 3.2.1 Дополнить: Необходимые умения: анализировать риски причинения вреда инвалидам и иным маломобильным категориям граждан, в том числе документы национальной системы стандартизации (ГОСТ Р 58771, ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010 Ст. 1065 Гражданский кодекс РФ, ФЗ 184 "о техническом регулировании) |
Отклонено. Приведенная в проекте профессионального стандарта формулировка шире, чем предложена экспертом. |
||
24. |
П. 3.2.1 Дополнить: Необходимые умения: Основы оценки соответствия мерам предупреждения причинения вреда инвалидам и иным маломобильным категориям граждан, документы национальной системы стандартизации иные требования законодательства Российской Федерации (ФЗ 181, П. 2.1 ГОСТ ISO/IEC 17000-2012, П. 10 Приказ Минтруда России N527н от 30 июля 2015 г., ст. 23 ФЗ 248, Ст. 1065 Гражданский кодекс РФ, ФЗ 184 "о техническом регулировании) |
Отклонено. Приведенная в проекте профессионального стандарта формулировка шире, чем предложена экспертом. |
||
25 |
П. 3.2.1 Дополнить: Необходимые умения: Требования охраны труда, пожарной, экологической, антитеррористической безопасности и санитарно-гигиенических норм |
Отклонено. Организации системы социальной защиты при осуществлении хозяйственной и иной деятельности не оказывают негативное воздействие на окружающую среду |
||
26 |
П.3.2.2 Дополнить: Трудовые действия: Контроль результатов корректирующих действий по итогам оценки соответствия объекта и услуг мерам предупреждения причинения вреда инвалидам и иным маломобильным категориям граждан |
Отклонено. Приведенная в проекте профессионального стандарта формулировка шире, чем предложена экспертом. |
||
27 |
П.3.2.2 Дополнить: Трудовые действия: Организация подготовки информации об услугах, оказываемых гражданам и размещения ее на сайте организации, обеспечение информационной открытости в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52872 |
Отклонено. Требования к информационной открытости предъявляются Федеральным законом от 28.12.2023г. N442-ФЗ "О социальном обслуживании граждан в Российской Федерации" |
||
28. |
П.3.2.2 Дополнить: Трудовые действия: Удостоверение соответствия информации об организации для включения и размещения в реестр поставщиков социальных услуг требованиям направленным на предупреждения причинения вреда инвалидам и иным маломобильным группам населения |
Отклонено. Требования к реестру поставщиков социальных услуг предъявляются Федеральным законом от 28.12.2023г. N442-ФЗ "О социальном обслуживании граждан в Российской Федерации" |
||
29 |
П.3.2.2 Дополнить: Трудовые действия: Принятие решений по реализации мероприятий по итогу оценки соответствия объекта и услуг мерам предупреждения причинения вреда инвалидам и иным маломобильным категориям граждан в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, документов национальной системы стандартизации |
Отклонено. Приведенная в проекте профессионального стандарта формулировка шире, чем предложена экспертом. |
||
30 |
П.3.2.2 Дополнить: Трудовые действия: Обеспечение развития материально-технической базы организации с учетом современных требований к условиям предупреждения причинения вреда инвалидам и иным маломобильным категориям граждан |
Принято в части следующего дополнения: "требований к условиям предупреждения причинения вреда инвалидам и иным маломобильным категориям граждан" |
||
31 |
Сизикова В.В./ Грачева О.Е. |
Директор по профессиональному образованию, д.п,н., профессор МЭО/ руководитель службы медиации |
Не вводить новую обобщенную трудовую функцию "Управление организацией (подразделением), осуществляющей реализацию государственной политики в области социальной защиты" |
Принято. |
Приложение 4
к пояснительной записке к проекту
актуализированного профессионального стандарта
"Руководитель организации социального обслуживания"
Паспорт актуализации профессионального стандарта "Руководитель организации социального обслуживания"
п/п |
Раздел/подраздел профессионального стандарта |
Вносимые изменения (краткое описание) |
1 |
Наименование профессионального стандарта |
Сохранено наименование на "Руководитель организации социального обслуживания" |
Раздел I профессионального стандарта | ||
2 |
Наименование ВПД |
Сохранена формулировка на "Управление деятельностью организацией социального обслуживания" |
3 |
Цели ВПД |
Изменена формулировка на "Обеспечение деятельности организаций социального обслуживания" |
4 |
Сведения по ОКЗ |
Удалены коды ОКЗ: 1349 - Руководители служб в сфере социальных услуг не входящие в другие группы Добавлены коды ОКЗ: 1120 - Руководители учреждений, организаций и предприятий |
5 |
Сведения по ОКВЭД |
Добавлены коды ОКВЭД: 87.90 Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая 88.91 Предоставление услуг по дневному уходу за детьми 88.99 Предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки |
Раздел II профессионального стандарта | ||
6 |
Обобщенные трудовые функции |
- |
7 |
Трудовые функции |
Изменены наименования ТФ: В/02.7 Организация предоставления социальных услуг и социального сопровождения В/05.7 Обеспечение взаимодействия со структурами, участвующими в реализации социального обслуживания граждан |
Раздел III профессионального стандарта | ||
8 |
Перечень возможных наименований должностей, профессий |
Добавлены должности в ОТФ А: Заведующий (начальник) отдела социального обслуживания |
9 |
Требования к образованию и обучению |
Изменены : Высшее образование - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или социальная работа (в зависимости от направления образования) или Высшее образование - бакалавриат (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование в области социальной работы и государственного и муниципального управления или Высшее образование - магистратура, специалитет или Высшее образование - магистратура, специалитет (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование в области социальной работы и государственного и муниципального управления |
10 |
Требования к опыту практической работы |
Изменен: Не менее трех лет работы на руководящей должности в системе социальной защиты населения или здравоохранения, или образования, или государственного или муниципального управления при высшем образовании - бакалавриат или Не менее двух лет работы на руководящей должности в системе социальной защиты населения или здравоохранения, или образования, или государственного или муниципального управления |
11 |
Особые условия допуска к работе |
Изменений нет |
12 |
Другие характеристики |
Дополнено :Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации не реже одного раза в три года |
13 |
Дополнительные характеристики |
- |
14 |
Трудовые функции: - трудовые действия; - необходимые умения; - необходимые знания |
В ТФ А/01.7, А/02.7, А/03.7, А/04.7, А/05.7 - изменен перечень трудовых действий. - требования к необходимым умениям изменены в соответствии с трудовыми действиями. - требования к необходимым знаниям изменены в соответствии с трудовыми действиями. |
Раздел IV профессионального стандарта | ||
15 |
Ответственная организация-разработчик |
Совет по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения |
16 |
Организации-разработчики |
Автономная некоммерческая организация "Агентство по интеграции инноваций в социальной сфере" город Москва Автономная некоммерческая организация "Центр профессионального развития и оценки квалификации" город Москва Автономная некоммерческая организация "Южное региональное агентство развития квалификаций" город Ростов-на-Дону Алтайский филиал ФГОБУ ВО "Финансовый университет при Правительстве РФ" Государственное бюджетное учреждение города Москвы "территориальный центр социального обслуживания "Новогиреево" ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России |
Приложение 5
к пояснительной записке к проекту
актуализированного профессионального стандарта
"Руководитель организации социального обслуживания"
Форма описания (актуализации описания) профессии/специальности, соответствующей актуализированному профессиональному стандарту "Руководитель организации социального обслуживания", для Справочника профессий | |
Параметры описания профессии |
Описание профессии |
Наименование профессии |
Руководитель организации социального обслуживания |
Область профессиональной деятельности |
Социальное обслуживание |
Наименование профессионального стандарта |
"Руководитель организации социального обслуживания" |
Должность (профессия рабочего) |
Руководитель организации социального обслуживания Директор организации социального обслуживания Заведующий филиалом Заместитель руководителя (директора) Заведующий (начальник) отдела социального обслуживания |
ФГОС |
ФГОС 38.03.04 Государственное и муниципальное управление ФГОС 38.03.02 Менеджмент ФГОС 39.03.02 Социальная работа ФГОС 38.04.04 Государственное и муниципальное управление ФГОС 38.04.02 Менеджмент ФГОС 39.04.02 Социальная работа |
Отнесение к списку 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования |
- |
Стандарты и компетенции Ворлдскиллс Россия |
- |
Код начальной группы (XXXX) и ее наименование в соответствии с ОКЗ (только один код) |
1120 |
5-значный код и наименование одной или нескольких должностей (профессий) по ОКПДТР |
21588 Директор учреждения социального обслуживания (центра социального обслуживания (пожилых и инвалидов), центра социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, социального приюта для детей и подростков и другие) |
Наименования должностей или профессий в соответствии с ЕКС или ЕТКС |
Директор (генеральный директор, управляющий) предприятия (филиала) |
Профильный совет по профессиональным квалификациям |
Совет по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения |
Особые условия допуска к профессии |
Отсутствие судимости за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации |
Возможности прохождения независимой оценки квалификации |
Возможно при утверждении ПС и соответствующих квалификаций |
Зарубежные аналоги (при наличии информации) |
- |
Обобщенное описание профессиональной деятельности |
Управление организацией социального обслуживания |
Профессиональное образование и обучение |
Высшее образование - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или социальная работа (в зависимости от направления образования) или Высшее образование - бакалавриат (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование в области социальной работы и государственного и муниципального управления или Высшее образование - магистратура, специалитет или Высшее образование - магистратура, специалитет (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование в области социальной работы и государственного и муниципального управления |
Сфера применения профессии |
Организации различных форм собственности, оказывающие социальные услуги и меры социального обеспечения |
Родственные профессии |
Руководитель организации социального обслуживания |
Возможности получения образования |
Образование по профессии "Руководитель организации социального обслуживания могут получить лица, имеющие образование не ниже высшего образования, в образовательных организациях высшего образования и дополнительного профессионального образования. |
Возможности трудоустройства |
Трудоустройство на предприятиях, организациях и учреждениях любого вида и области деятельности. Подробнее с вакансиями можно ознакомиться на сайте https://trudvsem.ru.Отделы социальной защиты, Социальное казначейство |
Примерная заработная плата по профессии, руб./мес.: |
|
минимальная - |
12 301 руб. |
максимальная - |
350 000 руб. |
Востребованность, перспективы развития профессии и занятости |
Профессия Руководитель организации социального обслуживания останется востребованной в долгосрочной перспективе. Руководитель организации социального обслуживания - управленец, который отвечает за функционирование, развитие учреждения. От его профессионализма зависит: Качество предоставляемых социальных услуг. Лидер способен мотивировать сотрудников, побудить их эффективно выполнять обязанности, помогать развивать организацию. Руководитель должен быть в курсе всех дел. Его задача - принимать важные управленческие решения |
Ключевые слова |
Руководитель организации Социальное обслуживание, |
-------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ" Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.