Пояснительная записка к проекту Указа Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637"
(подготовлен МВД России 29.02.2024 г.)
Представленным проектом указа Президента Российской Федерации (далее - проект указа) предлагается внести изменения в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 (далее - Государственная программа), с целью совершенствования её отдельных положений.
Проект указа разработан во исполнение пункта 5 поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 26 января 2024 г. N ТГ-П4-2216*(1) и пункта 12 Плана мероприятий по реализации в 2024 - 2025 годах Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 января 2024 г. N 30-р.
Целью проекта указа является упрощение порядка участия в Государственной программе соотечественников из числа граждан Российской Федерации, имеющих документ, подтверждающий постоянное проживание по состоянию на 24 февраля 2022 года на территориях недружественных государств, вернувшихся в Российскую Федерацию в связи с утратой права на постоянное проживание за ее пределами, при условии подтверждения данного факта и отсутствии регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации (проектируемый подпункт "г" пункта 16 Государственной программы),и распространение указанного прядка на соотечественников, переселяющихся в качестве репатриантов в порядке, установленном разделом VII1 Государственной программы (проектируемые изменения пункта 462 Государственной программы).
Согласно анализу переселенческого процесса в 2023 году доля соотечественников, прибывших из недружественных стран, имеющих родственников по прямой восходящей линии, родившихся или постоянно проживавших на территории России в нынешних ее пределах, которым предоставлено временное убежище в Российской Федерации, составляет порядка 30% об общего числа иностранных граждан, прибывших из недружественных государств, которым предоставлен данный статус (около 6 тыс. чел.). Такие соотечественники могут быть отнесены к категории репатриантов в рамках Государственной программы, численность таких лиц, прибывших из стран Балтии и Германии, по сравнению с 2022 годом возросла в 4 раза. Значительная часть переехала с членами семей.
В МВД России продолжают поступать многочисленные обращения, в том числе на прямую телефонную линию, от репатриантов, проживающих в недружественных государствах, изъявивших желание переселиться в Российскую Федерацию на условиях Государственной программы,но испытывающих сложности с подачей заявления об участии в ней за рубежом по различным причинам.
Также проектом указа предлагается внести уточнения, касающиеся круга лиц, имеющих право на статус члена семьи участника Государственной программы. В частности, данная категория лиц дополняется усыновлёнными или находящимися под опекой (попечительством) детьми супруги (супруга) участника Государственной программы, при этом вводится ограничение - только совместно проживающие с участником Государственной программы его родные сестры и братья или родные сестры и братья его супруги (супруга), а также их несовершеннолетние дети (пункт 6 Государственной программы).
Кроме того, положения Государственной программы приводятся в соответствие с пунктами 19 и 20 статьи 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части наименования организаций, осуществляющих образовательную деятельность (подпункт "д" пункта 19 Государственной программы).
В связи со вступлением в силу новой редакции пункта 17 Государственной программы (с 1 января 2024 г.) вносятся соответствующие изменения в пункт 18 Государственной программы (в части срока действия статуса участника (члена семьи участника) Государственной программы и выдаваемого в связи с этим свидетельства участника Государственной программы).
В целях исключения случаев злоупотребления правом на получение государственных гарантий и социальной поддержки, предусмотренных переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию,а также обеспечения равномерности нагрузки на территориальные органы МВД России при реализации ими функций по контролю проживания переселенцев на территориях вселения (измеряемого с даты постановки на учёт в качестве участника (члена семьи) участника Государственной программы), уточняется временной период, используемый при исчислении срока нахождения переселенца за пределами Российской Федерации без уважительных причин, являющегося основанием для утраты соответствующего статуса и взыскания в федеральный бюджета понесённых государством затрат (подпункт "и" пункта 25 Государственной программы).
Кроме того, учитывая введение персональной ответственности переселенцев за нарушение условий участия в Государственной программе, соответствующие корректировки вносятся в пункт 29 Государственной программы.
В целях регулирования вопросов повторного участия соотечественников в Государственной программе предлагается в новой редакции изложить пункт 30 1 Государственной программы, предусматривающий исчерпывающий перечень обстоятельств и условий реализации права на повторное участие в Государственной программе, а также дополнить Государственную программу пунктом 302, закрепляющим однократное применение права на беспошлинный ввоз личного имущества, включая автомобильный транспорт.
В проекте указа отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект указа соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, не повлечет отрицательных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, и не повлияет на достижение иных целей, не упомянутых в проекте постановления, государственных программ Российской Федерации.
Реализацию предлагаемых изменений планируется осуществлять в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию Государственной программы. В этой связи выделение дополнительного финансирования из федерального бюджета не требуется.
МВД России
-------------------------------------------
*(1) В реализацию перечня поручений Президента Российской Федерации от 14 января 2024 г. N Пр-64 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.