Пояснительная записка к проекту Федерального закона "Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в части установления особенностей государственной охраны достопримечательных религиозно-исторических мест)"
(подготовлен Минкультуры России 13.03.2024 г.)
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в части установления особенностей государственной охраны достопримечательных религиозно-исторических мест)" (далее - Проект федерального закона) предлагается внести изменения в Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) в целях законодательного регулирования, закрепленного в ст. 3 Федерального закона N 73-ФЗ статуса достопримечательного религиозно-исторического места.
Проект федерального закона направлен на закрепление правового понятия "религиозно-историческое место", являющееся достопримечательным местом, уточнение полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; уточнение целей проведения государственной историко-культурной экспертизы; уточнение объектов историко-культурной экспертизы; уточнение особенностей государственной охраны достопримечательных мест.
Проект федерального закона предусматривает положение, согласно которому в отношении достопримечательного места, представляющего собой выдающийся целостный историко-культурный комплекс религиозного назначения либо историко-культурный и природный комплекс религиозного назначения, нуждающийся в особом режиме содержания и имеющий важное значение для истории и культуры народов Российской Федерации, может быть принято решение об отнесении данного достопримечательного места к религиозно-историческим местам.
В настоящее время в едином государственном реестре объектов культурного наследия числятся 2 объекта культурного наследия федерального значения с видом достопримечательное религиозно-историческое место ("Религиозно-историческое место "Соловецкий архипелаг" и "Религиозно-историческое место: Русская Палестина"). Вместе с тем количество достопримечательных мест, обладающих необходимыми атрибутами в целях их последующего отнесения к религиозно-историческим местам, принимая во внимание многоконфессиональность народов Российской Федерации, не определено.
При этом важно отметить, что при формировании правовых режимов в границах достопримечательного религиозно-исторического места учитывается существующий характер градостроительных и земельных отношений, таким образом, дополнительная нагрузка на субъекты предпринимательской и иной экономической деятельности отсутствует.
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие настоящего проекта федерального закона не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект федерального закона не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.