Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Доработанный текст проекта Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ "Об утверждении порядка апробации результатов оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых" (подготовлен Минприроды России 01.02.2024)

Доработанный текст проекта Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ "Об утверждении порядка апробации результатов оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых"
(подготовлен Минприроды России от 01.02.2024)

 

Досье на проект

 

В соответствии с пунктом 5.1 части первой статьи 3 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах", подпункта 5.2.71 пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219, приказываю:

1. Утвердить прилагаемый порядок апробации результатов оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых.

2. Проведение апробации результатов оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых в соответствии с порядком, утвержденным настоящим приказом, не требуется в случае, если проверка достоверности такой оценки и соответствия ее результатов классификациям запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых по видам полезных ископаемых проводилась до дня вступления в силу настоящего приказа совещательными и экспертными органами, созданными Федеральным агентством по недропользованию в соответствии с подпунктом 6.3 пункта 6 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 293, или подведомственными учреждениями Федерального агентства по недропользованию, за исключением случаев принятия решения о начале процедуры апробации соответствующих результатов оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых в соответствии с порядком, утвержденным настоящим приказом.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 г.

 

Министр

А.А. Козлов

 

Утвержден
приказом Министерства природных
ресурсов и экологии Российской Федерации
от "___" _______ 2024 г. N ____

 

Порядок апробации результатов оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых

 

I. Общие положения

 

1. Настоящий Порядок регламентирует процедуру проверки достоверности оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых и соответствия результатов оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых по видам полезных ископаемых - апробации результатов оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых (далее - апробация), в том числе сроки ее проведения, в отношении следующих прогнозных ресурсов полезных ископаемых (за исключением прогнозных ресурсов общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения):

1) в отношении твердых полезных ископаемых - прогнозных ресурсов категорий P1, P2, P3;

2) в отношении углеводородного сырья - ресурсов категорий D0, Dл, D1, D2;

3) в отношении питьевых, технических и минеральных подземных вод - прогнозных ресурсов категорий P1, P2, P3;

4) в отношении теплоэнергетических (термальных) и промышленных подземных вод - прогнозных ресурсов категорий P1, P2;

5) в отношении лечебных грязей, рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других специфических минеральных ресурсов - прогнозных ресурсов категорий P1, P2, P 3.

2. В целях обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы и организации обеспечения лицензирования пользования недрами апробация проводится по решению руководителя (заместителя руководителя) Федерального агентства по недропользованию или руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Федерального агентства по недропользованию, указанному в пункте 12 настоящего Порядка, в случае необходимости проверки достоверности оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых и соответствия ее результатов по месторождению (части месторождения) и (или) проявлению полезных ископаемых, и (или) иному объекту оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых (далее -объекты оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых) классификациям запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, утвержденным в соответствии с частью первой статьи 31 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее соответственно - классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых, Закон Российской Федерации "О недрах"), при:

1) приемке результатов работ по государственному контракту на выполнение работ по геологическому изучению недр в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - государственный контракт), при исполнении которого осуществлялась оценка прогнозных ресурсов полезных ископаемых;

2) поступлении в Федеральное агентство по недропользованию геологического отчета и (или) иной геологической информации о недрах, содержащих результаты оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых по объекту (объектам) оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, по результатам выполнения государственного задания, предусматривающего осуществление государственного геологического изучения недр государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, находящимися в ведении Федерального агентства по недропользованию или его территориального органа, предусмотренного пунктом 11 части первой статьи 101 Закона Российской Федерации "О недрах" (далее - государственное задание), при выполнении которого осуществлялась оценка прогнозных ресурсов полезных ископаемых;

3) включении участка недр в перечни участков недр (за исключением участков недр федерального значения и участков недр местного значения) для регионального геологического изучения недр, осуществляемого за счет средств федерального бюджета и (или) собственных и (или) привлеченных средств пользователей недр, для геологического изучения недр, осуществляемого за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта Российской Федерации, для геологического изучения недр, для разведки и добычи полезных ископаемых, для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, или для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых в соответствии с пунктом 2 части второй статьи 16 Закона Российской Федерации "О недрах" в случае, если в границах участка недр расположены прогнозные ресурсы полезных ископаемых, в отношении которых не проводилась апробация в соответствии с настоящим Порядком;

4) расчете размера разового платежа за пользование недрами в соответствии со статьей 40 Закона Российской Федерации "О недрах" в случае, если в границах участка недр расположены прогнозные ресурсы полезных ископаемых, в отношении которых не проводилась апробация в соответствии с настоящим Порядком;

5) верификации кадастровых записей государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых (далее - государственный кадастр) и (или) учетных записей государственного баланса запасов полезных ископаемых (далее - государственный баланс) (в отношении ресурсов углеводородного сырья категории D0) на предмет достоверности содержащихся в них сведений о результатах оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, в отношении которых не проводилась апробация в соответствии с настоящим Порядком, по объекту (объектам) оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых;

6) верификации геологической информации о недрах, включенной в реестр первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах федеральной государственной информационной системы "Единый фонд геологической информации о недрах", на предмет достоверности содержащихся в ней сведений о результатах оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, в отношении которых не проводилась апробация в соответствии с настоящим Порядком, по объекту (объектам) оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых;

7) поступлении в Федеральное агентство по недропользованию геологического отчета и (или) иной геологической информации о недрах, содержащих результаты оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых по объекту (объектам) оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, представленного пользователем недр по собственной инициативе для проверки достоверности оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых и соответствия ее результатов классификациям запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых.

3. Объектами апробации являются результаты оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, предусмотренных пунктом 1 настоящего Порядка, включенные:

1) в геологический отчет и (или) иную геологическую информацию о недрах, содержащие результаты оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых по объекту (объектам) оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, подлежащие представлению в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды в соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации "О недрах", - в случае если оценка прогнозных ресурсов полезных ископаемых проводилась по результатам осуществления:

а) геологического изучения недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с государственным контрактом, предусматривающим проведение оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, в случае проведения апробации по основанию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 2 настоящего Порядка;

б) государственного геологического изучения недр за счет средств федерального бюджета на основании государственного задания, предусматривающего проведение оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, - в случае проведения апробации по основанию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 2 настоящего Порядка;

2) в геологический отчет и (или) иную геологическую информацию о недрах, содержащие результаты оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, в отношении которых не проводилась апробация в соответствии с настоящим Порядком, по объекту (объектам) оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, представленные в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды в соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации "О недрах", - в случае проведения апробации по основаниям, предусмотренным подпунктами 3 - 6 пункта 2 настоящего Порядка;

3) в геологический отчет и (или) иную геологическую информацию о недрах, содержащие результаты оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых по объекту (объектам) оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, представленные пользователями недр в Федеральное агентство по недропользованию в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами, в случае проведения апробации по основанию, предусмотренному подпунктом 7 пункта 2 настоящего Порядка.

4. Апробация осуществляется путем проведения анализа указанных в пункте 3 настоящего Порядка геологического отчета и иной геологической информации о недрах, содержащих результаты оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых по объекту (объектам) оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых (далее - документы и материалы по оценке прогнозных ресурсов полезных ископаемых), на предмет:

1) достоверности оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, результаты которой содержатся в рассматриваемых документах и материалах по оценке прогнозных ресурсов полезных ископаемых, в отношении:

а) полноты, качества и достоверности представленной геологической информации о недрах для обоснования результатов оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых;

б) соответствия принятой методики количественной и качественной оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых законодательству Российской Федерации о недрах, документам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и в сфере стандартизации, лицензии на пользовании недрами (в случае если оценка прогнозных полезных ископаемых проводилась в соответствии с лицензией на пользование недрами), государственному контракту (в случае если оценка прогнозных полезных ископаемых проведена по результатам работ, указанных в подпункте "а" подпункта 1 пункта 3 настоящего Порядка), государственному заданию (в случае если оценка прогнозных полезных ископаемых проведена по результатам работ, указанных в подпункте "б" подпункта 1 пункта 3 настоящего Порядка), проектной документации на геологическое изучение недр;

в) достаточности проведенных работ, по результатам которых проводилась оценка прогнозных ресурсов полезных ископаемых, а также их оценки;

г) соответствия прогнозно-поисковой модели объекта оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых и принятой методики количественной и качественной оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых этапу (стадии) изучения такого объекта;

д) достоверности, обоснованности и достаточности проведенного опробования;

е) обоснованности локализации прогнозных ресурсов полезных ископаемых в принятых контурах и границах объекта оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, в том числе по глубине;

ж) достоверности принятых значений оценочных параметров, примененных при проведении количественной оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых;

з) представительности и обоснованности выбранных критериев нефтегазоносности основных нефтегазоносных комплексов, обоснованности и надежности выделенных границ их распространения по площади и глубине (по разрезу) (в отношении оценки ресурсов углеводородного сырья);

и) обоснованности принадлежности объекта оценки прогнозных ресурсов углеводородного сырья к элементам нефтегазогеологического и тектонического районирования (в отношении оценки ресурсов углеводородного сырья);

к) обоснованности структурных построений по отработанной сети профилей, сейсмогеологических характеристик, качества прослеживания целевых отражающих горизонтов (в отношении оценки ресурсов углеводородного сырья);

2) соответствия результатов оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, содержащихся в рассматриваемых документах и материалах по оценке прогнозных ресурсов полезных ископаемых, классификациям запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых в отношении обоснованности:

а) выбора объекта количественной и качественной оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых соответствующего вида с учетом геологических предпосылок, обоснованной аналогии с известными месторождениями полезных ископаемых и иных факторов, предусмотренных классификацией запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых соответствующего вида (за исключением результатов количественной оценки прогнозных ресурсов определенных категорий, при проведении которой в соответствии с классификацией запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых соответствующего вида не требуется привязка к конкретным объектам);

б) принятой методики количественной и качественной оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых соответствующего вида с учетом требований к ее проведению, предусмотренных классификацией запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых соответствующего вида;

в) отнесения оцененных прогнозных ресурсов полезных ископаемых к определенным категориям прогнозных ресурсов полезных ископаемых соответствующего вида с учетом степени их обоснованности и иных факторов, предусмотренных классификацией запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых соответствующего вида;

г) выбора единиц измерения, использованных при проведении количественной оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых соответствующего вида, предусмотренных классификацией запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых соответствующего вида;

3) достаточности и обоснованности сведений о результатах оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых по объекту (объектам) оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, содержащихся в рассматриваемых документах и материалах по оценке прогнозных ресурсов полезных ископаемых, для проведения объективной проверки достоверности оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых и соответствия ее результатов классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых соответствующего вида.

5. Апробация осуществляется в отношении результатов оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, расположенных в границах предоставленных в пользование участков недр и (или) не предоставленных в пользование участков недр, находящихся в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в Черном море, в пределах которого Российская Федерация осуществляет суверенитет, суверенные права или юрисдикцию в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в российском секторе Каспийского моря, за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, а также используемых на основании международного договора (если иное не установлено международным договором).

6. Апробация организуется Федеральным агентством по недропользованию или его территориальным органом и проводится комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его территориальным органом (далее - Комиссия).

Не допускается проведение апробации физическими или юридическими лицами, участвовавшими в подготовке представленных на апробацию документов и материалов по оценке прогнозных ресурсов полезных ископаемых.

Представленные на апробацию документы и материалы по оценке прогнозных ресурсов полезных ископаемых должны содержать данные, позволяющие производить их анализ без личного участия лиц, осуществлявших подготовку таких документов и материалов.

Внесение изменений и (или) дополнений в представленные на апробацию документы и материалы по оценке прогнозных ресурсов полезных ископаемых в ходе проведения апробации допускается по согласованию с лицом, проведшим оценку прогнозных ресурсов полезных ископаемых, за исключением случая, предусмотренного абзацем пятым настоящего пункта.

Внесение изменений и (или) дополнений в представленные на апробацию документы и материалы по оценке прогнозных ресурсов полезных ископаемых в ходе проведения апробации допускается без согласования с лицом, проведшим оценку прогнозных ресурсов полезных ископаемых, в случае проведения апробации по основаниям, предусмотренным подпунктами 5 и 6 пункта 2 настоящего Порядка.

7. Комиссия создается приказом Федерального агентства по недропользованию или его территориального органа, который устанавливает ее состав и утверждает положение о ней. Комиссия состоит из членов Комиссии, из числа которых назначается председатель Комиссии и его заместитель (заместители), а также секретаря (секретарей) Комиссии.

В состав Комиссии, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию, включаются представители Федерального агентства по недропользованию, подведомственных учреждений Федерального агентства по недропользованию, профильных геологических, научных и образовательных организаций.

В состав Комиссии, создаваемой территориальным органом Федерального агентства по недропользованию, включаются представители территориального органа Федерального агентства по недропользованию, подведомственных учреждений Федерального агентства по недропользованию, профильных геологических, научных и образовательных организаций.

Членом Комиссии может быть лицо, имеющее высшее образование, стаж работы в сфере геологии и недропользования не менее 5 лет, обладающее научными и (или) практическими познаниями по вопросам геологии и недропользования, к рассмотрению которых в ходе апробации указанное лицо привлекается.

Для рассмотрения документов и материалов, необходимых для проведения апробации, предусмотренных пунктами 17 - 18 настоящего Порядка, в отношении отдельных видов полезных ископаемых, категорий прогнозных ресурсов полезных ископаемых, видов работ, по результатам которых проведена оценка прогнозных ресурсов полезных ископаемых, объектов учета государственного кадастра и (или) объектов учета государственного баланса (в отношении ресурсов углеводородного сырья категории D0), и (или) объектов оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых могут создаваться секции Комиссии.

Секции Комиссии создаются приказом Федерального агентства по недропользованию или его территориального органа, который устанавливает их состав из числа членов Комиссии. Секция Комиссии состоит из председателя секции Комиссии, его заместителя (заместителей) и иных членов секции Комиссии.

8. Заседания Комиссии (секции Комиссии) проводятся очно и (или) посредством использования видео-конференц-связи.

Организационное обеспечение деятельности Комиссии, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию, возлагается на уполномоченных должностных лиц Федерального агентства по недропользованию и (или) уполномоченных работников подведомственных учреждений Федерального агентства по недропользованию.

Организационное обеспечение деятельности Комиссии, создаваемой территориальным органом Федерального агентства по недропользованию, возлагается на уполномоченных должностных лиц соответствующего территориального органа Федерального агентства по недропользованию и (или) уполномоченных работников подведомственных учреждений Федерального агентства по недропользованию.

Не допускается участие в заседании Комиссии (секции Комиссии) членов Комиссии (секции Комиссии), участвовавших в подготовке представленных на апробацию документов и материалов по оценке прогнозных ресурсов полезных ископаемых, при рассмотрении документов и материалов, в подготовке которых участвовали соответствующие члены Комиссии (секции Комиссии).

Члены Комиссии (секции Комиссии) не вправе разглашать информацию, ставшую им известной при проведении апробации и относящуюся к сведениям, составляющим государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

9. Комиссия, создаваемая Федеральным агентством по недропользованию, осуществляет апробацию результатов оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, проведенной по результатам работ, указанных в пункте 3 настоящего Порядка:

1) на участках недр, предоставленных в пользование на основании государственного контракта, заключенного Федеральным агентством по недропользованию или его территориальным органом;

2) на участках недр, предоставленных в пользование на основании государственного задания;

3) на участках недр федерального значения;

4) на участках недр, расположенных в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, в Черном море, в пределах которого Российская Федерация осуществляет суверенитет, суверенные права или юрисдикцию в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в российском секторе Каспийского моря, за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, а также используемых на основании международного договора (если иное не установлено международным договором);

5) на участках недр, предоставленных в пользование в соответствии с абзацем шестым пункта 1, пунктом 9 части первой статьи 101 Закона Российской Федерации "О недрах";

6) на участках недр, предоставленных в пользование в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 101 Закона Российской Федерации "О недрах" по решению Федерального агентства по недропользованию или в соответствии с абзацами вторым - пятым, двенадцатым - четырнадцатым пункта 4 части первой статьи 101 Закона Российской Федерации "О недрах" по решению комиссии, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию, или в соответствии с пунктом 5 части первой статьи 101 Закона Российской Федерации "О недрах" по решению аукционной комиссии, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию;

7) на участках недр, предоставленных в пользование для геологического изучения и (или) разведки и добычи углеводородного сырья;

8) на участках недр, предоставленных в пользование для геологического изучения и (или) разведки и добычи минеральных, теплоэнергетических (термальных) и промышленных подземных вод.

10. Комиссия, создаваемая территориальным органом Федерального агентства по недропользованию, осуществляет апробацию результатов оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых (за исключением результатов оценки ресурсов углеводородного сырья), проведенной по результатам работ, указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящего Порядка, на участках недр, предоставленных в пользование в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 101 Закона Российской Федерации "О недрах" по решению соответствующего территориального органа Федерального агентства по недропользованию или в соответствии с абзацами вторым - пятым, двенадцатым - четырнадцатым пункта 4 части первой статьи 101 Закона Российской Федерации "О недрах" по решению комиссии, создаваемой соответствующим территориальным органом Федерального агентства по недропользованию, или в соответствии с пунктом 5 части первой статьи 101 Закона Российской Федерации "О недрах" по решению аукционной комиссии, создаваемой соответствующим территориальным органом Федерального агентства по недропользованию.

11. Передача полномочий по проведению апробации между Комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию, и Комиссией, создаваемой территориальным органом Федерального агентства по недропользованию, осуществляется по решению руководителя (заместителя руководителя) Федерального агентства по недропользованию.

 

II. Организация проведения апробации

 

12. Апробация проводится по решению руководителя (заместителя руководителя) Федерального агентства по недропользованию или руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Федерального агентства по недропользованию о начале процедуры апробации (далее - решение о начале процедуры апробации).

13. Решение о начале процедуры апробации принимается с учетом целей и оснований проведения апробации, предусмотренных пунктом 2 настоящего Порядка, в случае необходимости проверки достоверности оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых и соответствия ее результатов классификациям запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых:

1) при поступлении в Федеральное агентство по недропользованию геологического отчета и (или) иной геологической информации о недрах, подлежащих представлению в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды в соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации "О недрах", содержащих результаты оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых по объекту (объектам) оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, проведенной по результатам работ, указанных в подпункте 1 пункта 3 настоящего Порядка;

2) по инициативе Федерального агентства по недропользованию или его территориального органа - в отношении результатов оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, проведенной по результатам работ, указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящего Порядка;

3) при поступлении в Федеральное агентство по недропользованию геологического отчета и (или) иной геологической информации о недрах по инициативе пользователя недр - в отношении результатов оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, сведения о которых содержатся в геологической информации о недрах, указанной в подпункте 3 пункта 3 настоящего Порядка;

4) по инициативе Федерального агентства по недропользованию - в отношении результатов оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, проверка достоверности которой и соответствия результатов которой классификациям запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых проводилась до дня вступления в силу настоящего Порядка совещательными и экспертными органами, созданными Федеральным агентством по недропользованию в соответствии с подпунктом 63 пункта 6 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 293, или подведомственными учреждениями Федерального агентства по недропользованию (далее - экспертные органы).

14. Решение о начале процедуры апробации может быть принято как в отношении одного геологического отчета и (или) иной геологической информации о недрах, содержащих результаты оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых по одному или нескольким объектам оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, так и в отношении нескольких геологических отчетов и (или) иной геологической информации о недрах в случае, если в них содержатся результаты оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, проведенной одним или несколькими пользователями недр, по одному объекту учета государственного кадастра и (или) объекту учета государственного баланса (в отношении ресурсов углеводородного сырья категории D0), и (или) объекту оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых.

15. Решение о начале процедуры апробации должно содержать:

1) сведения о лице, проведшем оценку прогнозных ресурсов полезных ископаемых, в том числе для юридического лица - полное наименование, его организационно-правовая форма, адрес электронной почты (при наличии), адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес электронной почты (при наличии), адрес регистрации по месту пребывания либо по месту жительства, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика;

2) сведения о виде полезного ископаемого (видах полезных ископаемых), в отношении результатов оценки прогнозных ресурсов которого (которых) принято решение о начале процедуры апробации, о количественных и качественных характеристиках прогнозных ресурсов полезных ископаемых, в отношении результатов оценки которых принято решение о начале процедуры апробации;

3) сведения об объекте (объектах) оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, в отношении результатов оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых которого (которых) принято решение о начале процедуры апробации;

4) сведения об объекте учета государственного кадастра и (или) объекте учета государственного баланса (в отношении ресурсов углеводородного сырья категории D0), в отношении результатов оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых которого (которых) принято решение о начале процедуры апробации (при наличии);

5) государственный регистрационный номер лицензии на пользование недрами, в соответствии с которой проведены работы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, дата регистрации лицензии в государственном реестре участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами (в случае если указанные работы проводились в соответствии с лицензией на пользование недрами);

6) сведения о документах, предусматривающих проведение оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, в отношении результатов которой принято решение о начале процедуры апробации:

а) наименование проектной документации на геологическое изучение недр, номер и дата заключения экспертизы проектной документации на геологическое изучение недр, проводимой в соответствии со статьей 236 Закона Российской Федерации "О недрах", с учетом дополнений к проектной документации на геологическое изучение недр, а также подготовленной новой проектной документацией взамен действующей (при наличии);

б) реквизиты (дата и номер заключения) государственного контракта (в случае если оценка прогнозных полезных ископаемых проведена по результатам работ, указанных в подпункте "а" подпункта 1 пункта 3 настоящего Порядка);

в) реквизиты (дата и номер утверждения) государственного задания (в случае если оценка прогнозных полезных ископаемых проведена по результатам работ, указанных в подпункте "б" подпункта 1 пункта 3 настоящего Порядка);

7) сведения о представленных в Федеральное агентство по недропользованию и подлежащих представлению в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды в соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации "О недрах" документах и материалах по оценке прогнозных ресурсов полезных ископаемых (в случае принятия решения о начале процедуры апробации результатов оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, указанных в подпунктах 1 и 3 пункта 13 настоящего Порядка);

8) реестровые номера документов и материалов по оценке прогнозных ресурсов полезных ископаемых, в отношении которых принято решение о начале процедуры апробации, в федеральной государственной информационной системе "Единый фонд геологической информации о недрах" в соответствии со статьей 27.1 Закона Российской Федерации "О недрах" (при наличии);

9) инвентарные номера хранения документов и материалов по оценке прогнозных ресурсов полезных ископаемых, в отношении результатов которой принято решение о начале процедуры апробации, в федеральном фонде геологической информации или его территориальном фонде, фонде геологической информации субъекта Российской Федерации в соответствии с частью девятой статьей 27.1 Закона Российской Федерации "О недрах" (при наличии);

10) реквизиты (дата и номер) документа (заключения или протокола заседания экспертного органа), отражающего результаты проведения до дня вступления в силу настоящего Порядка экспертным органом проверки достоверности оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых и соответствия ее результатов, в отношении которых принято решение о начале процедуры апробации, классификациям запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых (при наличии);

11) указание на орган, уполномоченный осуществлять организацию и проведение апробации в отношении конкретных результатов оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых с учетом критериев, предусмотренных пунктами 9 - 10 настоящего Порядка;

12) основание проведения апробации, предусмотренное пунктом 2 настоящего Порядка.

16. В течение 1 рабочего дня с даты принятия решения о начале процедуры апробации лицо, осуществляющее организационное обеспечение деятельности Комиссии в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка, размещает указанное решение в государственных информационных системах и (или) иных государственных информационных ресурсах Федерального агентства по недропользованию.

17. Лицо, осуществляющее организационное обеспечение деятельности Комиссии в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка, не позднее 5 рабочих дней с даты размещения решения о начале процедуры апробации в государственных информационных системах и (или) иных государственных информационных ресурсах Федерального агентства по недропользованию готовит комплект документов и материалов, необходимых для проведения апробации, для рассмотрения Комиссией (секцией Комиссии), который включает в себя следующие документы и материалы:

1) решение о начале процедуры апробации;

2) реквизиты лицензии на пользование недрами, в соответствии с которой проведены работы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка (в случае если указанные работы проводились в соответствии с лицензией на пользование недрами);

3) информацию о размещенных в федеральных государственных информационных системах и государственных информационных ресурсах документах, предусматривающих проведение оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых (при наличии):

а) проектной документации на геологическое изучение недр;

б) государственном контракте;

в) государственном задании;

4) информацию о размещенных в федеральных государственных информационных системах и государственных информационных ресурсах документах и материалах по оценке прогнозных ресурсов полезных ископаемых, в отношении результатов которой принято решение о начале процедуры апробации, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка (при наличии);

5) информацию о размещенном в федеральных государственных информационных системах и государственных информационных ресурсах документе (заключении или протоколе заседания экспертного органа), отражающем результаты проведения до дня вступления в силу настоящего Порядка экспертным органом проверки достоверности оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых и соответствия ее результатов, в отношении которых принято решение о начале процедуры апробации по основаниям, предусмотренным подпунктами 5 - 7 пункта 2 настоящего Порядка, классификациям запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых (при наличии);

6) копии документов, предусматривающих проведение оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых (в случае отсутствия указанных документов в федеральных государственных информационных системах и государственных информационных ресурсах):

а) проектной документации на геологическое изучение недр;

б) государственного контракта;

в) государственного задания;

7) документы и материалы по оценке прогнозных ресурсов полезных ископаемых, в отношении результатов которой принято решение о начале процедуры апробации, предусмотренные пунктом 4 настоящего Порядка (в случае отсутствия таких документов и материалов в федеральных государственных информационных системах и государственных информационных ресурсах);

8) копию документа (заключения или протокола заседания экспертного органа), отражающего результаты проведения до дня вступления в силу настоящего Порядка экспертным органом проверки достоверности оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых и соответствия ее результатов, в отношении которых принято решение о начале процедуры апробации по основаниям, предусмотренным подпунктами 5 - 7 пункта 2 настоящего Порядка, классификациям запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых (в случае отсутствия таких документов и материалов в федеральных государственных информационных системах и государственных информационных ресурсах);

9) иные документы и материалы, обосновывающие результаты оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, не указанные в подпунктах 1 - 8 настоящего пункта.

Информация, необходимая для проведения апробации, указанная в подпунктах 1 - 5 настоящего пункта, получается с использованием государственного реестра участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами, государственного реестра работ по геологическому изучению недр, федеральной государственной информационной системы "Единый фонд геологической информации о недрах", а также иных федеральных государственных информационных систем и государственных информационных ресурсов.

Информация, необходимая для проведения апробации, указанная в подпунктах 6 - 9 настоящего пункта, получается путем направления запросов в федеральный фонд геологической информации о недрах и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, органы государственной власти Российской Федерации и их подведомственные учреждения, исполнительные органы субъектов Российской Федерации и их подведомственные учреждения.

Информация, необходимая для проведения апробации, указанная в подпунктах 6 - 9 настоящего пункта, подлежит размещению в государственных информационных системах и (или) иных государственных информационных ресурсах Федерального агентства по недропользованию не позднее 2 рабочих дней с даты ее получения лицом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности Комиссии в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка.

18. В течение 5 рабочих дней с даты размещения решения о начале процедуры апробации в государственных информационных системах и (или) иных государственных информационных ресурсах Федерального агентства по недропользованию лицо, осуществляющее организационное обеспечение деятельности Комиссии в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка, запрашивает у подведомственных учреждений Федерального агентства по недропользованию, обладающих опытом проведения работ в области оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых соответствующего вида или подземных вод соответствующего вида, рецензию на представленные на апробацию документы и материалы по оценке прогнозных ресурсов полезных ископаемых, содержащую информацию о наличии (отсутствии) обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка, а также данные о количественных и качественных характеристиках прогнозных ресурсов полезных ископаемых, рекомендуемых к государственному учету в государственном кадастре и (или) на государственном балансе (в отношении ресурсов углеводородного сырья категории D0) (далее - рецензия).

В случае направления запроса, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, лицо, осуществляющее организационное обеспечение деятельности Комиссии в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка, обеспечивает доступ лиц, осуществляющих подготовку рецензий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, к документам и материалам, предусмотренным пунктом 17 настоящего Порядка.

Лица, осуществляющие подготовку рецензий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, в течение 25 рабочих дней с даты получения запросов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, направляют лицу, осуществляющему организационное обеспечение деятельности Комиссии в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка, запрошенную информацию.

Срок, указанный в абзаце третьем настоящего пункта, может быть продлен не более чем на 15 рабочих дней с учетом объема представленных для подготовки рецензии документов и материалов и трудоемкости работ по подготовке рецензии, обусловленной сложностью геологического строения и (или) масштабом объекта (объектов) оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, в отношении документов и материалов по оценке прогнозных ресурсов полезных ископаемых которого (которых) осуществляется подготовка рецензии.

Рецензия подлежит размещению в государственных информационных системах и (или) иных государственных информационных ресурсах Федерального агентства по недропользованию не позднее 2 рабочих дней с даты ее получения лицом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности Комиссии в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка.

19. Лицо, осуществляющее организационное обеспечение деятельности Комиссии в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка, передает в Комиссию комплект документов и материалов, необходимых для проведения апробации, предусмотренных пунктами 17 - 18 настоящего Порядка, в течение 3 рабочих дней с даты размещения рецензии в соответствии с пунктом 18 настоящего Порядка в государственных информационных системах и (или) иных государственных информационных ресурсах Федерального агентства по недропользованию.

20. Секретарь Комиссии на основании комплекта документов и материалов, необходимых для проведения апробации, предусмотренных пунктами 17 - 18 настоящего Порядка, в течение 7 рабочих дней с даты его получения осуществляет подготовку проекта повестки заседания Комиссии (секции Комиссии).

Секретарь Комиссии направляет членам Комиссии (секции Комиссии) на адреса их электронной почты проект повестки заседания Комиссии (секции Комиссии) и извещение о проведении заседания Комиссии (секции Комиссии) не позднее чем за 10 рабочих дней до даты ее заседания.

Извещение о проведении заседания Комиссии (секции Комиссии) должно содержать сведения о дате и месте проведения заседания Комиссии (секции Комиссии), способе участия членов Комиссии (секции Комиссии) в заседании (очно и (или) с использованием видео-конференц-связи).

Секретарь Комиссии в день направления извещения о проведении заседания Комиссии (секции Комиссии), предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта, обеспечивает возможность ознакомления членов Комиссии (секции Комиссии) с комплектом документов и материалов, необходимых для проведения апробации, предусмотренных пунктами 17 - 18 настоящего Порядка, с использованием государственных информационных систем и (или) иных государственных информационных ресурсов Федерального агентства по недропользованию.

21. Секретарь Комиссии не позднее чем за 1 рабочий день до даты заседания Комиссии (секции Комиссии) направляет членам Комиссии (секции Комиссии) на адреса их электронной почты информацию для подключения к заседанию Комиссии (секции Комиссии) с использованием видео-конференц-связи.

 

III. Рассмотрение Комиссией (секцией Комиссии) документов и материалов, необходимых для проведения апробации

 

22. Заседание Комиссии (секции Комиссии) проводится не позднее чем в течение 10 рабочих дней с даты направления членам Комиссии (секции Комиссии) на адреса их электронной почты проекта повестки заседания Комиссии (секции Комиссии) и извещения о проведении заседания Комиссии (секции Комиссии) в соответствии с пунктом 20 настоящего Порядка.

23. На заседании Комиссии (секции Комиссии) осуществляется рассмотрение комплекта документов и материалов, необходимых для проведения апробации, предусмотренных пунктами 17 - 18 настоящего Порядка, на предмет наличия (отсутствия) обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка.

24. При рассмотрении комплекта документов и материалов, необходимых для проведения апробации, предусмотренных пунктами 17 - 18 настоящего Порядка, члены Комиссии (секции Комиссии) вправе голосовать по вопросам, включенным в повестку заседания Комиссии (секции Комиссии), или воздержаться от голосования по любому из них, знакомиться с содержанием представленного на рассмотрение комплекта документов и материалов, задавать вопросы другим членам Комиссии (секции Комиссии), представлять особое мнение, прилагаемое к протоколу заседания Комиссии (секции Комиссии).

Заседание Комиссии (секции Комиссии) является правомочным в случае присутствия на нем не менее половины членов Комиссии (секции Комиссии). Решения Комиссии (секции Комиссии) принимаются путем открытого голосования простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии (секции Комиссии). В случае равенства голосов решающим является голос председателя Комиссии (секции Комиссии), а при его отсутствии - заместителя председателя Комиссии (секции Комиссии).

25. В случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, препятствующих проведению заседания Комиссии (секции Комиссии) в назначенный день, или при отсутствии кворума для заседания Комиссии (секции Комиссии) председателем Комиссии (секции Комиссии) (а при его отсутствии - заместителем председателя Комиссии (секции Комиссии) принимается решение о переносе срока проведения заседания.

В случае принятия решения, указанного в абзаце первом настоящего пункта, срок проведения заседания Комиссии (секции Комиссии), предусмотренный пунктом 22 настоящего Порядка, приостанавливается до даты проведения заседания Комиссии (секции Комиссии).

26. По результатам рассмотрения комплекта документов и материалов, необходимых для проведения апробации, Комиссия (секция Комиссии) вправе принять следующие решения:

1) о достоверности оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых и о соответствии ее результатов классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых соответствующего вида при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка;

2) о недостоверности оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых и (или) о несоответствии ее результатов классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых соответствующего вида при отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка.

 

IV. Оформление решения Комиссии (секции Комиссии), принятого по результатам проведения апробации

 

27. Принятое Комиссией (секцией Комиссии) решение оформляется в виде:

1) заключения о достоверности оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых и о соответствии ее результатов классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых соответствующего вида (далее - положительное заключение апробации);

2) заключения о недостоверности оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых и (или) о несоответствии ее результатов классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых соответствующего вида (далее - отрицательное заключение апробации).

28. В заключении апробации указываются:

1) выводы о достоверности (недостоверности) оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, в отношении результатов которой проведена апробация;

2) выводы о соответствии (несоответствии) результатов оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, в отношении которых проведена апробация, классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых соответствующего вида;

3) выводы об обоснованности (необоснованности) постановки прогнозных ресурсов полезных ископаемых на государственный учет в государственном кадастре и (или) на государственном балансе (в отношении ресурсов углеводородного сырья категории D0);

4) данные о количественных и качественных характеристиках прогнозных ресурсов полезных ископаемых, подлежащих государственному учету в государственном кадастре и (или) на государственном балансе (в отношении ресурсов углеводородного сырья категории D0);

5) сведения о границах (по площади и глубине) объекта оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, в отношении результатов которой проведена апробация;

6) сведения об объекте оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, в отношении результатов которой проведена апробация, подлежащие включению в государственный кадастр, отвечающие требованиям к кадастровой записи государственного кадастра, установленным в соответствии со статьей 30 Закона Российской Федерации "О недрах" (в случае оформления положительного заключения апробации);

7) сведения об объекте оценки ресурсов углеводородного сырья категории D0, в отношении результатов которой проведена апробация, подлежащие включению в государственный баланс, отвечающие требованиям к учетным записям государственного баланса, установленным в соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации "О недрах" (в случае оформления положительного заключения апробации);

8) иные выводы и рекомендации, относящиеся к принятому Комиссией (секцией Комиссии) решению.

29. Заключение апробации подписывается усиленными квалифицированными электронными подписями всех членов Комиссии (секции Комиссии), участвовавших в заседании, в течение 7 рабочих дней с даты проведения заседания.

30. При несогласии отдельных членов Комиссии (секции Комиссии) с заключением апробации, подготовленным Комиссией (секцией Комиссии), они подписывают заключение с пометкой "особое мнение". Особое мнение оформляется отдельным документом, содержащим его обоснование и являющимся приложением к заключению апробации.

 

V. Размещение заключения апробации в реестре первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах федеральной государственной информационной системы "Единый фонд геологической информации о недрах"

 

31. Информация о положительном или отрицательном заключении апробации оформляется в электронной форме в виде файла формата XML для внесения в реестр первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах федеральной государственной информационной системы "Единый фонд геологической информации о недрах" в соответствии с форматом внесения записей в реестр первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах федеральной государственной информационной системы "Единый фонд геологической информации о недрах", утвержденным в соответствии со статьей 271 Закона Российской Федерации "О недрах", не позднее 5 рабочих дней с даты подписания заключения апробации в соответствии с пунктом 29 настоящего Порядка.

32. Информация о положительном или отрицательном заключении апробации в течение 5 рабочих дней с даты его подписания в соответствии с пунктом 29 настоящего Порядка включается в реестр первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах федеральной государственной информационной системы "Единый фонд геологической информации о недрах" в соответствии со статьей 27.1 Закона Российской Федерации "О недрах".

 

Поправками к Закону о недрах предусмотрены оценка прогнозных ресурсов полезных ископаемых, апробация и учет ее результатов.

В связи с этим Минприроды подготовило правила апробации результатов оценки.