Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 N 326"
(подготовлен Минприроды России 03.04.2024 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 N 326" (далее - Проект постановления, Государственная программа соответственно) подготовлен в целях приведения паспорта Государственной программы к параметрам и во исполнение Федерального закона от 27.11.2023 N 540-ФЗ "О федеральном бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов" (далее - Закон N540-ФЗ), а также в соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 30.01.2024 N 6795-П11 в рамках работ по устранению замечаний Минэкономразвития России к единому запросу на изменение паспорта Государственной программы N 12-2023/248, представленных в Минприроды России письмом от 29.01.2024 N 2298-ИТ/Д05и.
Предлагаемые изменения предусматривают:
1. Внесение изменений в раздел 1 Государственной программы, предусматривающие актуализацию количества опасных гидрометеорологических явлений, основаны на статистических сведениях о количестве наблюдаемых опасных гидрометеорологических явлений.
Внесение изменений в раздел 1 Государственной программы, предусматривающие актуализацию информации о проводимых работах в высокоширотных и полярных работах, включены в связи с началом реализации Росгидрометом в 2023 году в рамках федерального проекта "Развитие научно экспедиционного флота" государственной программы "Охрана окружающей среды" проекта по строительству нового научно-экспедиционного судна "Иван Фролов" для обеспечения деятельности в Антарктике и Арктике.
2. Внесение изменений в раздел 2 Государственной программы, предусматривающие замену "метеорологические процессы" на "гидрометеорологические процессы", связаны с приведением в соответствие с формулировкой Федерального закона от 19.07.1998 N 113 "О гидрометеорологической службе".
3. Внесение изменений в разделы 3 и 5 Государственной программы, предусматривающие приведение в соответствие паспорта Государственной программы с паспортом ее структурного элемента - федерального проекта "Сохранение озера Байкал", а именно актуализации информации, содержащейся в паспорте Государственной программы, с учетом утвержденного протоколом заочного голосования проектного комитета по национальному проекту "Экология" от 12.01.2024 N 1-пр и примененного запроса на изменение паспорта федерального проекта "Сохранение озера Байкал" N G7-2023/035 в части приведения паспорта проекта в соответствие с параметрами Закона N540-ФЗ.
Так, плановое значение показателя "Сокращение объемов сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты Байкальской природной территории" с учетом ввода в эксплуатацию очистных сооружений в г. Северобайкальск Республики Бурятия, запланированного во исполнение Указания Президента Российской Федерации от 24.03.2021 N Пр-454, составит 143 819,00 тыс. кубических метров к 2026 году.
Значение показателя "Снижение общей площади территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающих воздействие на озеро Байкал" структурного элемента в 2026 году устанавливается на уровне 2024 года и составит 234,7664 га, что достигается за счет реализации следующих мероприятий по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов (далее - свалки).
В 2023 году ликвидирована свалка в границах национального парка "Тункинский" общей площадью 15,9 га.
Также в 2023 году в ЦЭЗ БПТ на территории Республики Бурятия ликвидировано 10 свалок общей площадью 23,39 га (перевыполнение на 1,39 га), на территории Иркутской области ликвидировано 7 свалок в общей площадью 2,89 га, на территории ООПТ в границах Прибайкальского национального парка ликвидирована 1 свалка площадью 0,057 га.
Значение 2026 года устанавливается на уровне 2024 года в соответствии с Законом N 540-ФЗ.
Финансовое обеспечение в рамках соответствующего результата в объеме 784 281,9 тыс. рублей в 2025 году и 784 281,9 тыс. рублей в 2026 году предусмотрено на реализацию первоочередных работ по ликвидации НВОС, образовавшегося в результате деятельности ОАО "БЦБК" Данные работы не влияют напрямую на достижение количественного значения (в га) показателя и результата по снижению общей площади территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающих воздействие на озеро Байкал в 2025 и 2026 годах, но при этом обеспечивают возможность его достижения. В соответствии с проектной документацией работы по ликвидации НВОС ОАО "БЦБК" завершатся в 2027 году при условии наличия финансирования. В настоящий момент в соответствии с Законом N 540-ФЗ отмечается дефицит средств в объеме 5,65 млрд рублей. Учитывая изложенное, в настоящий момент плановое значение показателя на конец 2026 года устанавливается на уровне 2024 года.
Таким образом, сокращение площади территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающих воздействие на озеро Байкал составит 214,1336 га.
В части значения показателя в объеме 125,9 га для Дальневосточного федерального округа (Республики Бурятия). Запросом на изменение паспорта федерального проекта G7-2021/045 (утвержден в соответствии с протоколом проектного комитета по национальному проекту "Экология от 18.12.2021 N 16") скорректировано значение показателя "Снижение общей площади территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающих воздействие на озеро Байкал" федерального проекта в сторону уменьшения на 125,9 га, в связи отсутствием возможности реализации мероприятия по ликвидации последствий негативной деятельности Джидинского вольфрамо-молибденого комбината в Республике Бурятия, обеспечивающего достижение данного значения.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В Проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
4. Внесение изменений в раздел 3 Государственной программы, предусматривающие изменения в части оправдываемости штормовых предупреждений, связаны с внесением изменений в значения показателей "Оправдываемость штормовых предупреждений об опасных природных (гидрометеорологических явлений) явлениях" и "Оправдываемость суточных прогнозов погоды" комплекса процессных мероприятий "Обеспечение деятельности Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подведомственных учреждений" на 2024-2026 годы.
Внесение изменений в раздел 3 Государственной программы, предусматривающие актуализацию задач государственного управления, обусловлены тем, что первостепенной целью в плане обеспечения гидрометеорологической безопасности является защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Для достижения этой цели необходимо своевременное прогнозирование опасных гидрометеорологических явлений, повышение качества прогнозирования, а также обеспечение заинтересованных потребителей всей необходимой фактической и прогностической информацией с целью планирования своей производственной деятельности, принятия мер по уменьшению возможного ущерба, либо скорейшей ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Основой для прогнозирования является государственная наблюдательная сеть, ее модернизация и развитие.
5. Внесение изменений в раздел 3 Государственной программы, предусматривающие актуализацию информации по организации и обеспечению работы и научных исследований в Арктике, обусловлены завершением в 2022 году работ по проектированию, строительству и вводом в эксплуатацию ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс", а также началом реализации в 2023 году проекта по строительству научно-экспедиционного судна "Иван Фролов", возобновлением в 2022 году программы дрейфующих полярных станций "Северный полюс" на базе ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс", обеспечившей увеличение количества экспедиционных работ и научных исследований в высокоширотной Арктике, в том числе на архипелаге Шпицберген, с 2 до 3 экспедиций ежегодно.
6. Внесение изменений в раздел 3 Государственной программы, предусматривающие приведение в соответствие паспорта Государственной программы с паспортом ее структурного элемента - федерального проекта "Генеральная уборка", а именно актуализации информации, содержащейся в паспорте Государственной программы, с учетом решения поручений Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 15.09.2023 N 9256-П11-ММ и от 21.12.2023 N ММ-П11-20747.
Изменение цели Государственной программы по исключению негативного воздействия на окружающую среду в части корректировки количества ликвидированных скважин обусловлено невозможностью завершения работ по части из них в связи с расположением скважин в границах земель лесного фонда или жилой застройки, а также в труднодоступных местностях.
Принятие постановления Правительства Российской Федерации не повлечёт за собой негативных социальных, экономических и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие постановления Правительства Российской Федерации не потребует дополнительных расходов федерального бюджета, а также иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.