Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353"
(подготовлен Минприроды России 05.04.2024 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353" (далее - Проект постановления) разработан во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко от 11.12.2023 N ВА-П34-18741 (далее - Поручение) о внесении в законодательство изменений, предусматривающих определение порядка продления уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы срока проведения государственной экологической экспертизы (далее - ГЭЭ), в целях синхронизации сроков проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (далее - градостроительная экспертиза) и ГЭЭ, проводимых по принципу "одного окна".
Проведение градостроительной экспертизы и ГЭЭ осуществляется в соответствии с Положением об организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145, и Положением о проведении ГЭЭ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2020 N 1796.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2366 утверждено Положение о проведении градостроительной экспертизы и ГЭЭ проектной документации по принципу "одного окна" (далее - Положение N 2366), которым процедуры организации и проведения градостроительной экспертизы и ГЭЭ синхронизированы.
При этом согласно пункту 5 особенностей внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение градостроительной экспертизы, в том числе в связи с заменой строительных ресурсов на аналоги, особенностей и случаев проведения государственной экспертизы проектной документации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2022 N 579 (далее - Особенности N 579), допускается неоднократное продление организациями, осуществляющими проведение градостроительной экспертизы, сроков проведения градостроительной экспертизы в отношении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представленных для проведения градостроительной экспертизы до 31.12.2024, на основании заявления застройщика, технического заказчика или лица, обеспечившего выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, закрепленная Особенностями N 579 возможность неоднократного продления срока проведения градостроительной экспертизы влечет отсутствие синхронизации сроков проведения градостроительной экспертизы и ГЭЭ, установленных Положением N 2366.
При этом Особенности N 579 приняты в соответствии с пунктами 8 и 9 статьи 18 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 46-ФЗ) в качестве "срочной" меры в целях нивелирования последствий ограничительных мер в отношении Российской Федерации и стабилизации экономической ситуации в стране.
Приложением N 8 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации" (далее - Постановление N 353), также принятым в качестве "срочной" меры в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 18 Закона N 46-ФЗ, установлены особенности разрешительных режимов в сфере охраны окружающей среды и гидрометеорологии.
Учитывая изложенное, во исполнение Поручения Проектом постановления в целях синхронизации сроков проведения градостроительной экспертизы и ГЭЭ, приложение N 8 к Постановлению N 353 дополняется нормой, согласно которой на основании заявления заказчика и с учетом решения экспертной комиссии ГЭЭ, оформленного в виде протокола, возможно неоднократное продление Росприроднадзором срока проведения ГЭЭ на двадцать рабочих дней в случае проведения ГЭЭ проектной документации объектов капитального строительства по принципу "одного окна", за исключением случаев, предусмотренных пунктом 6 статьи 14 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон N 174-ФЗ).
Также пунктом 4 приложения N 8 к Постановлению N 353 установлено, что в 2022 - 2024 годах ГЭЭ проектной документации, подлежащей ГЭЭ, по решению заказчика такой документации может не проводиться в случае внесения изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение ГЭЭ, если такие изменения связаны с заменой предусмотренного проектной документацией оборудования и материалов на аналоги, имеющие идентичные технические характеристики, и не приводят к изменению качественных характеристик загрязняющих веществ, образуемых, обрабатываемых, утилизируемых, обезвреживаемых при эксплуатации объекта, и (или) размещаемых отходов и (или) увеличению количественных характеристик хотя бы одного из загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых, обрабатываемых, утилизируемых, обезвреживаемых при эксплуатации объекта, и (или) размещаемых отходов. Подтверждением отсутствия указанных изменений является заключение разработчика проектной документации, являющейся объектом ГЭЭ и предусматривающей такие изменения, содержащее обоснование в виде пояснений, расчетов и выводов, подписанное уполномоченным лицом.
Подпунктом 1 пункта 14 Закона N 174-ФЗ (с учетом изменений, вносимых с 01.09.2024 Федеральным законом от 25.12.2023 N 673-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 4 части 4 статьи 2 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 673-ФЗ) определены случаи, когда проведение ГЭЭ при внесении изменений в проектную документацию объекта капитального строительства, получившую положительное заключение ГЭЭ, не требуется.
Учитывая, что случаи непроведения ГЭЭ, предусмотренные указанным подпунктом статьи 14 Закона N 174 (в редакции Закона N 673-ФЗ) охватывают случаи, предусмотренные пунктом 4 приложения N 8 к Постановлению N 353, а также установлены на постоянной основе, нормы пункта 4 приложения N 8 предлагается применять до 01.09.2024.
Проект постановления подготовлен на основании предложений Росприроднадзора, подготовленных по итогам совещания, проведенного с уполномоченными должностными лицами ФАУ "Главгосэкпертиза России", а также с учетом правоприменительной практики проведения ГЭЭ Росприроднадзором.
Вступление в силу Проекта постановления проектируется со дня его официального опубликования, за исключением пункта 2 изменений, утвержденных Проектом постановления, вступление в силу которого проектируется с 01.09.2024, в связи с тем, что соответствующие нормы Закона N 673-ФЗ вступают в силу 01.09.2024.
Предлагаемые Проектом постановления решения не влияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые Проектом постановления решения не повлекут негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие Проекта постановления не потребует увеличения численности органов исполнительной власти, как на федеральном, так и на региональном уровне, а также не повлечет выделение дополнительных ассигнований или сокращения доходной части из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В Проекте постановления не содержатся требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее -обязательные требования); информация о соответствующем виде государственного контроля (надзора); виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.