Заключение Министерства экономического развития Российской Федерации об оценке регулирующего воздействия на проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(от 09.08.2023)
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - проект акта), направленный Минсельхозом России (далее - разработчик) для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия, и сообщает следующее.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/07/08-23/00140498). Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) в период с 3 по 23 августа 2023 года.
Разработчиком представлена сводка предложений по итогам размещения текста проекта о подготовке нормативного правового акта, согласно которой в ходе публичного обсуждения проекта акта замечаний и предложений не поступало.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения представленных для подготовки настоящего заключения материалов установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком в целом соблюдены.
Согласно данным сводного отчета проект акта разработан в соответствии с пунктом 15 статьи 1, пунктами 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 4 августа 2023 г. N 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О семеноводстве" и отдельные акты Российской Федерации".
Проектом акта вносятся изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1079 "О федеральном государственном контроле (надзоре) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна" (далее - постановление N 1079) и постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2023 г. N 532 "Об утверждении Правил осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации при ввозе семян сельскохозяйственных растений в Российскую Федерацию из иностранных государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, и о внесении изменений в Правила осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации" (далее - постановление N 532), заключающиеся в регламентации осуществления контрольных мероприятий при ввозе семян сельскохозяйственных растений и зерна, а также продуктов переработки зерна (далее - подконтрольная продукция) на складах временного хранения, а не только в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта регулирования, по результатам которых поступили замечания и предложения не поступили.
В соответствии с пунктом 4 Правил проведения оценки регулирующего воздействия при оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов проводится их оценка на соответствие принципам, установленным Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ).
Согласно принципу обоснованности обязательных требований, предусмотренному статьей 6 Закона N 247-ФЗ, необходимыми условиями установления обязательных требований являются наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление обязательных требований, и возможность и достаточность установления обязательных требований в качестве мер защиты охраняемых законом ценностей.
Принцип правовой определенности и системности, установленный статьей 7 Закона N 247-ФЗ, предполагает, что обязательные требования должны быть ясными, логичными, понятными как правоприменителю, так и иным лицам, не должны приводить к противоречиям при их применении, а также должны быть согласованными с целями и принципами законодательного регулирования той или иной сферы и правовой системы в целом. Принцип исполнимости обязательных требований предусматривает, что при установлении обязательных требований оцениваются затраты лиц, в отношении которых они устанавливаются, на их исполнение. Указанные затраты должны быть соразмерны рискам, предотвращаемым этими обязательными требованиями, при обычных условиях гражданского оборота.
Выбор наилучшего из возможных способов регулирования согласно пункту 3.7.2 Методики оценки регулирующего воздействия, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. N 290, осуществляется разработчиком на основе сопоставления суммарных выгод и издержек потенциальных адресатов разрабатываемого правового регулирования, а также оценки соответствующих расходов (возможных поступлений) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Изложенное означает, что предлагаемый способ нормативного регулирования должен быть сбалансированным по показателям выгод и издержек потенциальных адресатов. При этом эффективным признается регулирование, в силу которого баланс выгод от предполагаемого регулирования превышает издержки потенциальных адресатов разрабатываемого правового регулирования.
Обращаем внимание на наличие к проекту акта следующих замечаний, а также рисков принятия предлагаемого регулирования.
1. Пункт 1 Правил осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации за зерном и продуктами переработки зерна, ввозимыми в Российскую Федерацию из иностранных государств, утвержденных постановлением N 1079 (далее - Правила контроля зерна), а также пункт 1 Правил осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации при ввозе семян сельскохозяйственных растений в Российскую Федерацию из иностранных государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением N 532 (далее - Правила контроля семян), дополняются указанием на склады временного хранения, имеющие специально оборудованные и оснащенные места в целях проведения государственного контроля.
Отмечаем, что в соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4973-1 "О зерне", а также статьями 23-25 Федерального закона от 30 декабря 2021 г. N 454-ФЗ "О семеноводстве" требования к складам временного хранения не предъявляются.
Согласно статье 411 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза складами временного хранения являются специально определенные и обустроенные сооружения, помещения (части помещений) и (или) открытые площадки, предназначенные для временного хранения товаров.
Требования к расположению, обустройству и оборудованию сооружений, помещений (частей помещений) и (или) открытых площадок, предназначенных для использования или используемых в качестве склада временного хранения, а также порядок их учреждения и функционирования устанавливаются законодательством государств - членов Евразийского экономического союза. В Российской Федерации такие требования установлены в статье 357 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и заключаются в том, что помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для использования в качестве склада временного хранения, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц (не являющихся работниками склада, не обладающих полномочиями в отношении товаров и не являющихся представителями лиц, обладающих такими полномочиями), а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля.
Учитывая изложенное, установление требований к складам временного хранения в рамках проекта акта выходит за его предметную область и нарушает принцип правовой определенности и системности, установленный статьей 7 Закона N 247-ФЗ.
2. Разработчиком предлагается дополнить пункт 1 Правил контроля зерна и пункт 1 Правил контроля семян нормой, согласно которой перечень складов временного хранения определяется Россельхознадзором.
В соответствии со статьей 411 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза склад временного хранения считается учрежденным со дня, следующего за днем включения его владельца в реестр владельцев складов временного хранения.
С учетом того, что в проекте акта отсутствуют критерии определения Россельхознадзором складов временного хранения, включаемых в проектируемый перечень, во избежание произвольной трактовки данного положения в процессе правоприменения, создающей потенциальные риски как ограничения прав владельцев складов временного хранения, так и возложения необоснованных издержек на владельцев подконтрольной продукции, ввозимой в Российскую Федерацию, разработчику следует пересмотреть проектируемое регулирование в указанной части.
Отмечаем, что при проектировании рассматриваемых положений необходимо сбалансированным образом подходить к учету частных и публичных интересов, оптимизировать порядок проведения контрольно-надзорных процедур и не допускать возложения необоснованных ограничений и обязанностей на субъекты предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.
3. Согласно представленным разработчиком изменениям в Правила контроля зерна и Правила контроля семян подконтрольная продукция при ее ввозе по решению должностного лица таможенного органа подлежит направлению в специально оборудованные и оснащенные места в пунктах пропуска или на склад временного хранения для проведения ее осмотра (досмотра) должностными лицами Россельхознадзора.
При этом в Правилах контроля зерна (пункт 5) отсутствуют критерии и основания для принятия решения о том, куда направлять подконтрольную продукцию: в специально оборудованные и оснащенные места в пунктах пропуска или на склад временного хранения, что может создать условия для расширительного толкования данного положения контрольными (надзорными) органами, привести к неоднозначной правоприменительной практике и дополнительным издержкам хозяйствующих субъектов, связанным с необходимостью проходить государственный контроль в месте нахождения склада временного хранения.
В отношении проектируемых изменений в Правила контроля семян (пункт 8) отмечаем, что ввиду отсутствия необходимой информации в сводном отчете и в целях оценки эффекта от их возможного принятия разработчику следует пояснить, каким образом система управления рисками влияет на принятие решения должностным лицом таможенного органа о направлении ввозимых семян сельскохозяйственных растений в специально оборудованные и оснащенные места в пунктах пропуска или на склад временного хранения.
Пунктом 2 Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 872, установлено, что контроль при пропуске через государственную границу должен обеспечивать в том числе минимизацию времени его проведения.
Соответственно, основанием для принятия того или иного из вышеуказанных решений могут служить, например, такие факторы, как сокращение общего времени пропуска подконтрольных товаров через государственную границу Российской Федерации, наличие свободного места в пункте пропуска и т. п.
Предлагаемое разработчиком регулирование может быть признано оптимальным и отвечающим необходимости сбалансированного учета частных и публичных интересов в том случае, если устанавливаемые им обязанности обуславливаются наличием высоких рисков для охраняемых законом ценностей, распределяются с учетом минимизации издержек как для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, так и для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации всех уровней, основанной на их предварительном расчете и сопоставлении. Предполагаемые затраты должны соответствовать рискам, на устранение которых они будут направлены, и не перекладываться государством на представителей бизнес-сообщества в тех случаях, когда это не оправдано.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
решение проблемы предложенным способом регулирования не обосновано;
в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Одновременно отмечаем, что проект акта не содержит обязательных требований в соответствии с Законом N 247-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.