Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила N 1318), рассмотрело проект приказа Ростехнадзора "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности нефтегазоперерабатывающих производств" (далее соответственно - проект акта, ФНП), направленный Ростехнадзором (далее - разработчик) для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия, и сообщает.
Согласно пункту 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее соответственно - Закон N 116-ФЗ, ОПО).
Согласно пункту 5.1 сводного отчета проект акта разработан в целях снижения:
возможности ошибочных действий производственного персонала при ведении технологических процессов на ОПО нефтегазоперерабатывающих производств в среднем на 14,3 % в год;
количества аварий на ОПО нефтегазоперерабатывающих производств, количества случаев со смертельным исходом и травмированных в результате аварий в среднем на 14,3 % в год.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения повторно. Ранее Минэкономразвития России письмом от 10 октября 2023 г. N 36815-АХ/Д26и сообщило разработчику о невозможности подготовки в отношении проекта акта заключения об оценке регулирующего воздействия в связи с несоблюдением разработчиком требований к проведению процедуры оценки регулирующего воздействия, установленных Правилами N 1318.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (далее - официальный сайт) (ID проекта акта: 02/08/06-23/00139061).
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета на официальном сайте в период с 9 июня по 7 июля 2023 года.
В сопроводительных материалах к проекту акта отсутствует информация о рассмотрении его рабочей группой в соответствующей сфере при подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы.
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил N 1318 были проведены публичные консультации (ПК) по проекту акта с представителями субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности в период с 15 по 22 ноября 2023 года.
По итогам проведения ПК по проекту акта в Минэкономразвития России поступило 7 отзывов от заинтересованных субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, которые не имеют замечаний и предложений по проекту акта, а также позиции от ООО "Балчуг-Петролуем", ПАО "НК "Роснефть",ПАО "Славнефть-ЯНОС", ООО "Сибур", ПАО "Татнефть" им. Шашина В.Д.,Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по промышленной безопасности и ПАО "Лукойл", содержащие замечания и предложения по проекту акта, которые частично учтены в настоящем заключении, изложены в прилагаемой справке и рекомендуются к рассмотрению разработчиком.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1318 при оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов проводится их оценка на соответствие принципам, установленным Федеральным законом от 30 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ).
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком, Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний.
1. Проект акта разработан в инициативном порядке. Из пункта 1.4 и раздела 3 сводного отчета следует, что проблема, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, обусловлена спецификой нефте- и газопереработки по сравнению с другими отраслями промышленности, которая заключается в большом ассортименте выпускаемых продуктов, требующих проведения многостадийных технологических процессов в жестких температурно-силовых условиях при переработке того или иного вида углеводородного сырья с различной степенью агрессивности.
1.1. В силу части 2 статьи 15 Закона N 247-ФЗ с 1 января 2021 г. не допускается оценка обязательных требований, содержащихся в том числе в приказе Ростехнадзора от 29 марта 2016 г. N 125 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности нефтегазоперерабатывающих производств" (далее - приказ N 125).
Правительством Российской Федерации утвержден Перечень*(1) нормативных правовых актов (далее - Перечень), в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Закона N 247-ФЗ.
Таким образом, Правительство Российской Федерации пролонгировало действие нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования в соответствии с Законом N 247-ФЗ, соблюдение которых необходимо в целях защиты жизни, здоровья людей, нравственности, прав и законных интересов граждан и организаций, непричинения вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, обороне страны и безопасности государства, объектам культурного наследия, защиты иных охраняемых законом ценностей.
Из указанного следует, что разработчику при переиздании нормативных правовых актов, не включенных в Перечень, необходимо конкретно и детально формулировать регуляторную проблему, проводить всесторонний анализ предлагаемого правового регулирования, а также устанавливать обязательные требования, строго следуя принципам, предусмотренным статьями 5-9 Закона N 247-ФЗ: законности, обоснованности, правовой определенности и системности, открытости и предсказуемости, исполнимости обязательных требований.
Важнейшим условием ведения технологического процесса на ОПО является строгое соблюдение параметров, предусмотренных документами на производство продукции.
Согласно представленным материалам за 12 месяцев 2022 года на ОПО нефтегазоперерабатывающих производств произошло 8 аварий, в результате чего показатель аварийности увеличился на 37 % по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и 2020 года (5 аварий в 2021 году и 2020 году).
Количество несчастных случаев, происшедших за 12 месяцев 2022 года на ОПО нефтегазоперерабатывающих производств, составило 4 (из них 3 групповых несчастных случая), в результате которых пострадали 14 человек (из них смертельно травмированы 4 человека).
В 2021 году на указанных ОПО было зарегистрировано 3 несчастных случая (из них 2 групповых несчастных случая), в результате которых пострадали 5 человек (из них смертельно травмированы 4 человека).
В 2020 году было зарегистрировано 3 несчастных случая (из них 1 групповой несчастный случай), в результате которых пострадали 4 человека (из них смертельно травмированы 2 человека).
Анализ материалов завершенных технических расследований аварий и смертельных несчастных случаев, произошедших в 2022 году, показывает,что основными причинами их возникновения явились: ошибки персонала при эксплуатации, в том числе техническом обслуживании, основного технологического и вспомогательного оборудования; нарушение технологического режима, предусмотренного технологическим регламентом на производство продукции.
Учитывая изложенное, представляется необходимым разработчику представить аналогичную статистику за 2018 год и 2019 год (период действия приказа N 125) с целью анализа динамики аварий на ОПО нефтегазоперерабатывающих производств. При этом целесообразно представить статистику за все годы в разрезе по классам опасности ОПО.
1.2. В разделе 7 сводного отчета разработчиком указано, что субъектами регулирования являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности, связанной с эксплуатацией ОПО нефтегазоперерабатывающих производств.
Снижение возможности ошибочных действий производственного персонала при ведении технологического режима на анализируемых ОПО можно достичь неукоснительным соблюдением требований промышленной безопасности, которые установлены действующими нормативными правовыми актами в указанной сфере (более подробно изложено в замечании 3.1.2 настоящего заключения) и внутренними документами субъектов регулирования, а также повышением квалификации работников.
Закон N 116-ФЗ не определяет нормативные границы и предметную область устанавливаемых в ФНП обязательных требований, в связи с чем одной из основных тенденций разработки Ростехнадзором обязательных требований является установление множества ФНП как в отношении отдельных объектов регулирования с общим функциональным назначением, включая установление обязательных требований по видам деятельности, так и в отношении видов деятельности специальными ФНП. Одновременно объекты регулирования отдельно взятых ФНП могут пересекаться ввиду несистемной группировки объектов регулирования по функциональному, техническому или иному признаку.
При этом Законом N 116-ФЗ прямо предусмотрено, что установление и оценка применения содержащихся в ФНП в области промышленной безопасности обязательных требований осуществляются в соответствии с Законом N 247-ФЗ.
Соответственно, нормативные пределы предметной области ФНП ограничены основаниями для установления обязательных требований. Иное означало бы, что регулятор фактически ничем не ограничен в выборе объектов регулирования, что с практической точки зрения делало бы его регуляторное вмешательство всегда непредсказуемым для субъектов предпринимательской деятельности, то есть неконституционным.
Согласно части 1 статьи 6 Закона N 247-ФЗ необходимым условием установления обязательных требований являются наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление обязательных требований, и возможность и достаточность установления обязательных требований в качестве мер защиты охраняемых законом ценностей.
Изложенное означает, что в настоящий момент на законодательном уровне закреплена процедура доказательства необходимости регулирующего вмешательства.
В связи с изложенным полагаем, что вопросы промышленной безопасности в указанной сфере в настоящее время достаточно регламентированы на законодательном уровне. При этом разработчиком не представлены данные, обосновывающие необходимость регуляторного вмешательства.
Иные замечания в отношении отдельных положений ФНП, изложенные в настоящем заключении, не свидетельствуют о наличии законных оснований для разработки проекта акта.
2. При разработке проекта акта разработчиком не в полной мере соблюден принцип исполнимости обязательных требований (часть 1 статьи 9 Закона N 247-ФЗ), согласно которому при установлении обязательных требований оцениваются затраты лиц, в отношении которых они устанавливаются, на их исполнение. Указанные затраты должны быть соразмерны рискам, предотвращаемым этими обязательными требованиями, при обычных условиях гражданского оборота.
2.1. В силу пункта 3 проекта акта требования пунктов 12 и 319 проектируемых ФНП не применяются к ОПО нефтегазоперерабатывающих производств, введенным в эксплуатацию до вступления в силу проектируемых ФНП, в случае, если проектной документацией ОПО (документацией на техническое перевооружение ОПО) не предусмотрены проектные решения, обеспечивающие выполнение указанных требований, до их реконструкции, технического перевооружения в соответствии с проектной документацией ОПО (документацией на техническое перевооружение ОПО), в установленном порядке утвержденной (прошедшей экспертизу промышленной безопасности с внесением заключения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности) после вступления в силу проектируемых ФНП.
С целью соблюдения принципа исполнительности обязательных требований представляется необходимым представить разработчику дополнительное обоснование, в связи с чем установленное пунктом 3 проекта акта исключение распространяется только на пункты 12 и 319 проектируемых ФНП, а не на все новые обязательные требования.
2.2. В соответствии с пунктом 20 проектируемых ФНП в помещении управления (операторной), где находится персонал, должна находиться действующая технологическая схема (копия действующего технологического регламента с действующей технологической схемой) эксплуатируемого объекта.
Допускается размещение технологической схемы в электронном виде с возможностью просмотра на электронных средствах отображения информации.
В рамках ПК поступила позиция*(2), согласно которой достаточно иметь только технологическую схему, поскольку технологический регламент представляет собой объемный документ и в случае необходимости могут возникнуть сложности с поиском указанной схемы.
Также отмечено, что размещение технологической схемы в электронном виде возможно только как дополнение к бумажному носителю, но не как замещение бумажного носителя в связи с тем, что возможны неисправности компьютерной или иной техники в экстренных случаях (аналогичное замечание относится к абзацу седьмому пункта 24 проектируемых ФНП).
2.3. Пунктом 53 проектируемых ФНП устанавливается требование по температурным пределам, до которых необходимо охладить коксовые массы: "не выше 60 градусов Цельсия при ручном (местном) открытии крышек горловин коксовой камеры и не выше 90 градусов Цельсия при дистанционном (автоматизированном) открытии шиберных задвижек или иных запорных устройств коксовой камеры".
Участником ПК обращено внимание2, что при дистанционном (автоматизированном) открытии шиберных задвижек или иных запорных устройств коксовой камеры температура их открытия определяется разработчиком технологии, устанавливается проектной документацией и указывается в технологическом регламенте на производство продукции, в связи с чем могут отсутствовать возможности для соблюдения требования по предлагаемым температурным пределам.
2.4. В соответствии с пунктом 72 проектируемых ФНП технологические системы непрерывного окисления нефтяных битумов оснащаются необходимыми средствами измерений и системой автоматики для ведения технологического процесса и дополнительно обеспечивающими:
поддержание постоянного заданного расхода сырья в смесители;
регулирование расхода воздуха и рециркулята в смеситель в зависимости от количества подаваемого в него сырья;
контроль содержания свободного кислорода в уходящих газах из колонн отгона и сепаратора.
В рамках ПК поступило замечание2 о необходимости исключения формулировки "контроль содержания свободного кислорода в уходящих газах из колонн отгона и сепаратора", поскольку в настоящее время не представляется возможным закупить соответствующие приборы.
В обоснование данной позиции указано, что кислород не выделяется в процессе производства битума, а является его неотъемлемой частью, так как в окислительную колонну подается технический воздух с процентным содержанием кислорода около 20 %, которое в процессе окисления только снижается.
Кроме того, газы окисления не могут образовать с воздухом взрывоопасную смесь, а сырье, используемое при производстве битума (нефтяной гудрон), имеет температуру вспышки выше температуры процесса.
Данная позиция поддержана*(3) иными участниками ПК, дополнительно отмечено, что технология окисления битумов предполагает, что датчики кислорода в уходящих газах необходимы для определения полноты вовлечения кислорода воздуха в реакцию окисления, а также с целью недопущения возгорания в газовом пространстве колонны.
При этом технологией производства битума предусмотрена схема подачи пара в газовое пространство окислительных колонн, что исключает возгорание,а при наличии блокировочных установок на подачу пара - является дополнительной гарантией безопасности процесса в целом.
Полнота вовлечения кислорода воздуха в реакцию окисления определяется результатами анализов промежуточных отборов проб окисленного гудрона на выходе из колонны.
Анализ газа на кислород не влияет на технологический процесс и не используется для изменения качества битума. Согласно представленным сведениям, исходя из многолетнего опыта работы установок по производству битума, отсутствуют случаи, когда содержание кислорода в уходящих газах окисления превысило норму в 4 процента.
2.5. В силу пункта 252 проектируемых ФНП соединения компрессоров и их газопроводы необходимо систематически проверять на герметичность в соответствии со сроками, установленными инструкцией организации-изготовителя и технологическим регламентом на производство продукции.
В свою очередь, участником ПК отмечено2, что в технологическом регламенте на производство продукции не указывается информация о сроках проверки соединений компрессоров и их газопроводов на герметичность, в связи с чем указанный пункт нуждается в корректировке.
2.6. В силу пункта 244 проектируемых ФНП для сглаживания пульсаций давлений сжатого воздуха или газа для компрессоров должны быть предусмотрены воздухосборники или газосборники (буферные емкости).
Участником ПК представлена позиция2, согласно которой только при работе поршневых компрессоров возможно образование пульсаций, а в соответствии с предлагаемой редакцией пункта 244 проектируемых ФНП придется предусматривать воздухосборники или газосборники (буферные емкости) и для центробежных компрессоров.
3. Статья 7 Закона N 247-ФЗ регламентирует принцип правовой определенности и системности установления обязательных требований, означающий, что содержание обязательных требований должно быть ясным, логичным, понятным как правоприменителю, так и иным лицам, не должно приводить к противоречиям при их применении, а также должно быть согласованным с целями и принципами законодательного регулирования той или иной сферы и правовой системы в целом, обязательные требования должны находиться в системном единстве, обеспечивающем отсутствие дублирования обязательных требований, а также противоречий между ними.
3.1. Проект акта требует доработки в части исключения дублирующих положений ввиду их избыточного характера либо оптимизации, в том числе посредством использования конструкции отсылочной нормы на определенный нормативный правовой акт.
3.1.1. В силу пункта 6 разрабатываемых ФНП проектирование, строительство и реконструкция ОПО нефтегазоперерабатывающих производств должны осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, технических регламентов и настоящих Правил.
Статьей 8 Закона N 116-ФЗ установлены требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, вводу в эксплуатацию, техническому перевооружению, консервации и ликвидации ОПО, в связи с чем указанный пункт проекта акта подлежит исключению.
3.1.2. Анализ проектируемых положений проекта акта, а также поступившие позиции от участников ПК позволяют прийти к выводу о том, что многие его структурные единицы устанавливают обязательные требования и регулируют те предметные области (субъектный состав), которые уже достаточно регламентированы иными нормативными правовыми актами:
пункты 186-197 проектируемых ФНП (подраздел "Слив-налив сжиженных горючих газов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей на железнодорожных эстакадах") дублируют положения, установленные Общими правилами взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. N 533 (подраздел "Процессы хранения и слива-налива сжиженных горючих газов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей") (далее - приказ N 533), и рядом пунктов Правил промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. N 529 (далее - приказ N 529);
пункты 199-204 проектируемых ФНП (подраздел "Сливоналивные операции с самоходными плавучими сооружениями") имеют один предмет с одноименным подразделом приказа N 529;
пункты 205-264 проектируемых ФНП устанавливают обязательные требования к правоотношениям, которые урегулированы приказом N 533;
пункты 265-283 проектируемых ФНП регулируют вопросы промышленной безопасности стальных резервуаров и емкостей для хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, которые регламентированы приказом N 529;
пункты 312-314 проектируемых ФНП устанавливают обязательные требования к технологическим трубопроводам, в отношении которых применяются Правила безопасной эксплуатации технологических трубопроводов, утвержденные приказом Ростехнадзора от 21 декабря 2021 г. N 444;
вопросы разделов V "Специальные требования к системам автоматизированного контроля, управления и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов на ОПО нефтегазоперерабатывающих производств" и VI "Специалные требования к системам инженерно-технического обеспечения ОПО нефтегазоперерабатывающих производств" проектируемых ФНП регулируются приказом N 533;
пункт 2 проектируемых ФНП устанавливает совокупность регулируемых объектов, включающих в том числе перечень объектов*(4), требования к которым установлены пунктом 1 Правил безопасности химически опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 7 декабря 2020 г. N 500 (далее - ФНП N 500).
Учитывая изложенное, имеются риски установления проектом акта как дублирующих, так и противоречивых обязательных требований на уровне нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти.
3.2. Для соблюдения принципа правовой определенности установления обязательных требований (статья 7 Закона N 247-ФЗ) разработчику необходимо более четко и ясно формулировать обязательные требования и не допускать возможные противоречия с целью исключения возможного неограниченного усмотрения в процессе правоприменения должностными лицами, осуществляющими соответствующие контрольные (надзорные) функции, что может создать предпосылки для административного произвола.
3.2.1. Пункт 10 проектируемых ФНП устанавливает, что технологическое оборудование ОПО нефтегазоперерабатывающих производств, работающее в среде водородсодержащего газа или контактирующее с коррозионно-активными веществами, должно быть изготовлено из материалов, устойчивых в рабочих средах, в соответствии с требованиями технических документов организаций-изготовителей.
Из указанного проектируемого требования не представляется возможным установить, к чему именно должны быть устойчивы указанные материалы.
В рамках ПК поступила позиция, согласно которой требуется уточнение,что материалы должны быть устойчивы к коррозии в рабочих средах2.
3.2.2. Согласно пункту 13 разрабатываемых ФНП на объектах инженерного обеспечения и подсобно-вспомогательного назначения, связанных с основным технологическим производством, но не выпускающих готовую продукцию или полупродукты, должны разрабатываться производственные инструкции по безопасному выполнению работ в случае, если порядок их выполнения не предусмотрен технологическим регламентом на производство продукции.
Вместе с тем действующее законодательство Российской Федерации в области промышленной безопасности не содержит такого понятия, как "объекты инженерного обеспечения и подсобно-вспомогательного назначения, связанные с основным технологическим производством".
3.2.3. На основании пункта 18 проектируемых ФНП не допускается применять технологическое оборудование при отсутствии технической документации организаций-изготовителей, а также с технологическими параметрами,не соответствующими технологическому регламенту на производство продукции.
В силу пункта 1 Приложения N 6 к Правилам промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденным приказом Ростехнадзора от 25 декабря 2020 г. N 536, в случае утраты, утери или невозможности дальнейшего использования по причине износа паспорта и (или) руководства (инструкции) по эксплуатации оборудования под давлением, находящегося в эксплуатации, их дубликаты должны оформляться организацией - изготовителем данного оборудования, ее правопреемником либо организацией, продолжающей выпуск аналогичного оборудования и обладающей на законном основании комплектом технической (технологической, эксплуатационной, ремонтной) документации организации-изготовителя.
Таким образом, законодательство в области промышленной безопасности допускает временную возможность применять технологическое оборудование при отсутствии технической документации организаций-изготовителей.
3.2.4. В пункте 27 проектируемых ФНП устанавливается требование вывешивать на дверце ограждения плакат (предупреждающий знак безопасности): "Напряжение! Опасно для жизни!".
Вместе с тем пунктом 745 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. N 534, установлено, что верхняя площадка, на которой расположены трансформаторы и реактивные катушки, должна иметь сетчатое или решетчатое ограждение с вывешенными на нем предупреждающими плакатами "Стой, напряжение",что в отдельных случаях может вызвать дискреционное толкование проектируемых норм со стороны контрольных (надзорных) органов.
3.2.5. В пункте 41 разрабатываемых ФНП устанавливается требование, согласно которому операции по подготовке реактора к загрузке и выгрузке катализатора производятся в соответствии с технологическим регламентом на производство продукции.
Из пунктов 43 и 46 проектируемых ФНП следует, что работы, связанные с реактором, производятся в соответствии с технологическим регламентом на производство продукции, техническими условиями организации - изготовителя реактора, требованиями производственной инструкции, разработанной и утвержденной эксплуатирующей организацией и (или) производственной инструкцией, разработанной и утвержденной эксплуатирующей организацией.
Вместе с тем, учитывая то, что работы и операции, указанные в пунктах 42, 43 и 46 проектируемых ФНП, как правило, проводятся совместно, то требования к документам, в соответствии с которыми они осуществляются, должны быть единообразными.
3.2.6. В соответствии с пунктом 215 проектируемых ФНП в период пуска печи должны быть включены в том числе блокировки закрытия газовых автоматических запорных устройств основных горелок при повышении или понижении давления в линиях топливного газа к основным горелкам, а также при прекращении подачи в змеевик циркулирующего газа или сырья.
Вместе с тем действующее законодательство Российской Федерации в области промышленной безопасности не содержит такого понятия, как "газовое автоматическое запорное устройство".
3.2.7. Пунктом 232 проектируемых ФНП устанавливается, что "при освобождении и продувке насосов и трубопроводов обвязки СГГ, ЛВЖ и ГЖ сбрасываемый продукт должен отводиться за пределы помещений: жидкий - по трубопроводам в специально предназначенную емкость (закрытую систему), а пары и газы - на факел или "свечу".
Представляется необходимым используемый понятийный аппарат в указанном пункте проектируемых ФНП привести в соответствие с приказом Ростехнадзора от 22 декабря 2021 г. N 450 "Об утверждении Руководства по безопасности факельных систем", в котором используются дефиниции "факельная система", "сбросная труба" и "свеча рассеивания".
3.2.8. В силу абзаца третьего пункта 286 проектируемых ФНП на резервуарах горизонтальных для хранения сжиженных горючих газов предусматриваются рабочий и резервный предохранительные клапаны со сбросом в факельную систему, а также переключающее устройство.
В свою очередь, проектируемый пункт 295 разрабатываемых ФНП устанавливает, что на шаровых резервуарах предусматривается система, состоящая из рабочего и резервного предохранительных клапанов, имеющих равную пропускную способность, обеспечивающую полную защиту резервуара от превышения давления выше допустимого.
Участником ПК отмечено2, что пункты 286 и 295 проектируемых ФНП необходимо согласовать между собой в части установления требования "сброса в факельную систему".
3.2.9. Пунктом 17 проектируемых ФНП установлено, что срок действия технологического регламента на производство продукции определяется организацией - разработчиком технологического процесса по согласованию с организацией, эксплуатирующей ОПО нефтегазоперерабатывающих производств, и утверждается организационно-распорядительным документом эксплуатирующей организации.
Вместе с тем разделом "Сроки действия технологических регламентов" ФНП N 500 установлены иные сроки действия технологических регламентов.
3.2.10. Пунктом 9 проектируемых ФНП устанавливается, что технологический процесс и аппаратурное оформление ОПО нефтегазоперерабатывающих производств должны соответствовать требованиям проектной документации, разработанной на основании задания застройщика или технического заказчика, и обеспечивать безопасную эксплуатацию технологического оборудования.
В соответствии с абзацем девятым статьи 1 Закона N 116-ФЗ "техническое перевооружение опасного производственного объекта - приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств".
В связи с указанным в пункт 9 разрабатываемых ФНП необходимо включить положения, согласно которым технологический процесс и аппаратурное оформление ОПО нефтегазоперерабатывающих производств должны соответствовать требованиям не только проектной документации, но и документации на техническое перевооружение.
3.2.11. Пунктом 292 проектируемых ФНП устанавливается, что шаровые резервуары для продуктов, в которых возможно присутствие воды, оборудуются закрытой системой дренажа воды с установкой в днище сосуда донного незамерзающего клапана и внешними нагревательными устройствами в нижней части резервуара для обеспечения отвода воды при минусовых температурах воздуха. В качестве теплоносителя может использоваться пар, паровой конденсат, горячая вода или негорючие, некоррозионные антифризы.
В то же время в разделе "Резервуары стальные горизонтальные для хранения сжиженных горючих газов" разрабатываемых ФНП отсутствует требование по хранению продуктов, в которых возможно присутствие воды по аналогии с указанным пунктом проектируемых ФНП.
По мнению участника ПК2, в данный раздел проектируемых ФНП также необходимо включить требования, устанавливаемые в пункте 292 проектируемых ФНП.
4. В соответствии с пунктом 268 проектируемых ФНП "максимальный уровень продукта в резервуарах со стационарной крышей без понтона (РВС) должен контролироваться минимум двумя сигнализаторами максимально допустимого (аварийного) уровня, передающими сигнал на отключение насосного оборудования и закрытие технологических (коренных) задвижек. В резервуарах со стационарной крышей с понтоном (РВСП) и резервуарах с плавающей крышей (РВСПК) следует устанавливать на равных расстояниях друг от друга не менее трех сигнализаторов максимально допустимого уровня положения понтона/плавающей крыши, работающих параллельно".
Участником ПК отмечено2, что проектируемый пункт ФНП не учитывает возможность применения в системе противоаварийной автоматической защиты (ПАЗ) резервуара установленного на нем уровнемера. В связи с указанным предлагается уточнить, что в качестве сигнализатора допускается применить уровнемер, подключенный к системе ПАЗ.
Аналогичное замечание относится к пункту 292 проектируемых ФНП, в котором не учитывается возможность применения электрообогрева.
5. Разработчиком в ряде пунктов проектируемых ФНП (например, 15-17, 20, 22, 37, 41, 43, 46, 48, 51-53, 55, 68, 89, 91, 101, 107, 111, 114, 116, 122, 131, 137, 148, 149, 153, 155, 159, 163, 164, 168, 171, 208, 210, 241, 252, 260, 315, 324, 332) предлагается закрепить обязательные требования, соблюдение которых в последующем будет проверяться в рамках контрольных (надзорных) мероприятий на предмет их соответствия технологическому регламенту.
На законодательном уровне требования к составу и содержанию технологического регламента не установлены (в отличие, например, от требований к проектной документации), в связи с чем установление обязательных требований в области промышленной безопасности к соблюдению каких-либо процессов через соответствие технологическому регламенту не отвечает принципу законности установления обязательных требований (статья 5 Закона N 247-ФЗ).
Таким образом, исключению подлежат все положения проекта акта,где регламентируются обязательные требования, связанные с содержанием технологического регламента, либо требуется их доработка в части исключения таких требований (и возможного установления требований промышленной безопасности на предмет соответствия проектной документации (специальным техническим условиям), обоснованию безопасности).
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком не обоснованы;
проект акта не соответствует требованиям Закона N 247-ФЗ;
в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
проект акта устанавливает обязательные требования в соответствии с Законом N 247-ФЗ.
Приложение: на 25 л. в 1 экз.
-------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 "Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
*(2) Комитет Российского союза промышленников и предпринимателей по промышленной безопасности.
*(3) ПАО "НК "Роснефть".
*(4) Химически опасные производственные объекты, на которых в соответствии с подпунктами "б", "д", "е", "ж" пункта 1 приложения 1 к Закону N 116-ФЗ получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.