Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(подготовлен Минфином России 27.04.2024 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - проект постановления) подготовлен во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 30 декабря 2023 г. N ММ-П13-22325 в части создания для субъектов Российской Федерации стимулов роста налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов регионов и установления ограничений в отношении изменения объемов дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации путем внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации" (далее -дотация на выравнивание), а также для совершенствования, дополнения и уточнения Правил компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2005 г. N 232 "Об утверждении Правил компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования" (далее - Правила, ЗАТО).
В части дотации на выравнивание проектом постановления предусматривается для субъектов Российской Федерации, заключивших соглашение, которым предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации, установление условий по изменению объемов дотации на выравнивание на очередной финансовый год в зависимости от достижения регионами обязательства по приросту налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по итогам отчетного года по сравнению с уровнем исполнения в году, предшествующему отчетному году (далее - обязательство).
Указанное обязательство для субъектов Российской Федерации на 2024 год установлено подпунктами "а" и "б" пункта 1 Перечня обязательств субъекта Российской Федерации, получающего в 2024 году дотацию на выравнивание, подлежащих включению в соглашение, которое предусматривает меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъекта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2023 г. N 2128 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъекта Российской Федерации".
Учитывая стимулирующее значение обязательства для развития собственной доходной базы субъектов Российской Федерации Минфином России будет продолжена ежегодная практика его включения в перечень обязательств, подлежащих включению в указанное соглашение.
Исходя из этого, при распределении дотации на выравнивание на очередной год будет учитываться достижение или не достижение субъектами Российской Федерации обязательства, что повлияет на объем дотации на выравнивание, который будет распределен региону.
Так, исходя их расчетного увеличения или снижения объема дотации на выравнивание на очередной год в случае выполнения обязательства:
а) для субъектов Российской Федерации с уровнем расчетной бюджетной обеспеченности менее или равно 85 процентов будет предусмотрено увеличение дотации на выравнивание с учетом общих ограничений, установленных при предоставлении дотации на очередной год или неснижение объемов дотации к объемам текущего года
б) для субъектов Российской Федерации с уровнем расчетной бюджетной обеспеченности более 85 процентов будет предусмотрено увеличение дотации на выравнивание с учетом общих ограничений, установленных при предоставлении дотации на очередной год или, в случае расчетного снижения дотации, доведение дотации на очередной год до уровня 75% объемов дотации текущего года.
При этом в случае не выполнения субъектами Российской Федерации обязательства для субъектов Российской Федерации будет предусмотрено ограничение на увеличение дотации на выравнивание на уровень, не превышающий прогнозируемый уровень инфляции на очередной год или, в случае расчетного снижения дотации, не установление ограничений на снижение дотации на выравнивание к объемам текущего года.
Учитывая, что оценить выполнение субъектами Российской Федерации обязательства по итогам 2024 года будет возможно 2025 году, проектом постановления в части дотации на выравнивание предусматривается вступление силу указанных положений начиная с 1 января 2025 года, для возможности его учета при распределении дотации на выравнивание на период 2026-2028 годов.
В целях стимулирования органов местного самоуправления ЗАТО к наращиванию собственной доходной базы проектом постановления предлагается дополнить пункт 2 Правил обязательством органов местного самоуправления ЗАТО по приросту налоговых и неналоговых доходов бюджетов ЗАТО. При этом для ЗАТО, обеспечивших прирост налоговых и неналоговых доходов бюджетов ЗАТО в отчетном финансовом году по сравнению с годом, предшествующем отчетному, размер дотации в очередном финансовом году и плановом периоде не может быть уменьшен более чем на 50 процентов по сравнению с размером дотации, утвержденным в федеральном бюджете на текущий финансовый год, вне зависимости от значения коэффициента Ki, предусмотренного для учета особенностей формирования доходов и расходных обязательств ЗАТО.
Кроме того, в целях обеспечения равных условий для всех ЗАТО, при расчете дотаций бюджетам ЗАТО предлагается Правила дополнить пунктом 2.1. предполагающим принятие субъектами Российской Федерации, на территории которых расположены ЗАТО, обязательства по предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и (или) замене дополнительными нормативами отчислений от налоговых доходов в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), бюджетам ЗАТО.
Необходимость дополнения Правил данным пунктом продиктована тем, что не все субъекты Российской Федерации выравнивают бюджеты ЗАТО, что ведет к разному уровню доходной базы бюджетов ЗАТО и соответственно к разному объему дотаций, предоставляемому из федерального бюджета.
Проектом постановления предлагается уточнить редакцию положения абзаца третьего пункта 13 Правил, касающееся освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, установленных соглашением о предоставлении и обеспечении эффективного использования межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления бюджету ЗАТО дотации на компенсацию дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов ЗАТО, связанных с особым режимом безопасного функционирования (далее - соглашение), в случае прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, с высшим исполнительным органом которого заключено соглашение, или главы ЗАТО, заключившего соглашение, обязательства по которому нарушены, и избрания (назначения) другого лица соответственно высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации) или главой ЗАТО (исполняющим обязанности главы ЗАТО), а также в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих выполнению субъектом Российской Федерации или ЗАТО своих обязательств по соглашению.
Также в проекте постановления пункт 131 Правил изложен в другой редакции, предусматривающей замену меры ответственности за нарушение обязательств, предусмотренных пунктом 2 Правил с сокращения объема дотаций на текущий год на дисциплинарную ответственность должностных лиц, допустивших нарушения, в целях исключения отвлечения средств дотации.
Пункт 132 Правил предлагается считать утратившим силу, поскольку пункт 131 в новой редакции дублирует его.
Пункт 1 приложения N 1 к Правилам предлагается дополнить абзацем, предусматривающим ограничения на снижение объемов дотаций по сравнению с объемом дотаций текущего финансового года не более 50 процентов для ЗАТО, обеспечивших прирост налоговых и неналоговых доходов бюджетов ЗАТО в отчетном финансовом году по сравнению с годом, предшествующем отчетному, размер дотации в очередном финансовом году и плановом периоде вне зависимости от значения коэффициента Ki, предусмотренного для учета особенностей формирования доходов и расходных обязательств ЗАТО.
Предлагаемые изменения планируется использовать при расчете дотаций бюджетам ЗАТО к проекту федерального бюджета на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов.
В этой связи предлагается действие проекта постановления распространить на правоотношения, возникающие при составлении проекта федерального бюджета, начиная с бюджета на 2025 г. (на 2025 г. и на плановый период 2026 и 2027 годов).
Предлагаемые проектом постановления решения принимаются для реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2016 г. N 445, в рамках задачи по совершенствованию системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренной указанной государственной программой.
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация предлагаемых в проекте постановления решений не повлечет возникновения негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проектом постановления требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, не предусматриваются.
Реализация проекта постановления не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.