Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части уточнения, а также усиления административной ответственности в области пожарной безопасности, гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и безопасности людей на водных объектах)"
(подготовлен МЧС России 03.05.2024 г.)
Проект федерального закона разработан в целях совершенствования административной ответственности в области пожарной безопасности, гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и безопасности людей на водных объектах.
В соответствии со статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, таким образом, уплата административного штрафа нарушителем предполагает стимулирование работы по устранению нарушений установленных требований законодательства.
Для реализации данного принципа законопроектом предлагается увеличить размеры административных штрафов по администрируемым МЧС России составам административных правонарушений.
С учетом произошедшего 14 августа 2023 года крупного пожара на автозаправочной станции в г. Махачкале (Республика Дагестан) необходима переоценка в сторону увеличения размеров административных штрафов за несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте по статье 9.19 КоАП РФ.
В настоящее время ряд статей КоАП РФ ввиду низких штрафных санкций не выполняют в достаточной мере превентивную функцию,что негативно отражается на уровне безопасности людей на водных объектах при пользовании маломерными судами. Вместе с тем штрафные санкции за аналогичные правонарушения в отношении водителей транспортных средств многократно выше. Предлагается увеличить штрафные санкции в статьи 11.8.1, 11.9, 11.10, 11.12, 11.13 КоАП РФ по аналогии со статьями КоАП РФ, предусматривающими штрафы для водителей транспортных средств. Анализ происшествий с маломерными судами свидетельствует об увеличении случаев гибели людей вследствие пренебрежения индивидуальными спасательными средствами и управления маломерными судами лицами, находящимися в состоянии опьянения.
За 2021-2023 годы наибольшее количество дел об административных правонарушениях возбуждалось в соответствии со статьей 11.10 КоАП РФ, что составляет 38,3 - 39,4% от общего количества выявленных правонарушений. Вместе с тем КоАП РФ установлена ответственность только за нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров,но не предусмотрена ответственность судоводителей или членов экипажа маломерного судна, иных лиц, управляющих маломерным судном,что негативно отражается на уровне безопасности при эксплуатации маломерных судов.
Гибель людей в происшествиях с маломерными судами с 2021 года по 2023 год возросла на 228,9%. При этом свыше 70% погибших нарушали требования по применению индивидуальных спасательных средств.
Количество происшествий с маломерными судами, совершенных лицами, находящимися в состоянии опьянения, по отношению к общему количеству происшествий возросло с 8,8% (2021 год) до 26,2% (2023 год). При этом в 90% таких происшествий последствиями являются гибель людей либо получение ими тяжелых травм.
Кроме того, количество выявляемых правонарушений по статье 11.9 КоАП РФ с 2021 по 2023 год возросло на 22,5%.
Требуют актуализации размеры административных штрафов за осуществление предпринимательской деятельности с грубыми нарушениями требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) с целью устранения дисбаланса при распределении административной ответственности за нарушения требований пожарной безопасности между лицензиатами и правообладателями объектов надзора, что не позволяет в полной мере добиваться профилактики административных правонарушений по нарушениям, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности в результате нарушения требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 10 статьи 19.2 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" грубыми нарушениями требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), признаются нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
В этой связи увеличение размеров административных штрафов за осуществление предпринимательской деятельности с грубыми нарушениями требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), направлено, в первую очередь, на предупреждение наступления указанных событий, следствием которых может стать причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям различного масштаба и тяжести.
Системный анализ пожаров и последствий от них на территории Российской Федерации за прошедшие 5 лет свидетельствует о ключевой роли правильной работы систем автоматической противопожарной защиты.
При пожарах, на которых системы правильно сработали, погибает и получают травмы в 4,5 и 2,4 раза меньше людей соответственно, площадь, уничтоженная пожаром, уменьшается в 2,4 раза, а количество уничтоженных объектов уменьшается более чем в 5 раз.
В соответствии со статистической отчетностью МЧС России с 2019 по 2023 год должностными лицами органов надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России проведено 755 368 надзорных мероприятий по осуществлению федерального государственного надзора за выполнением установленных требований пожарной безопасности,по результатам которых выявлено 3 312 462 нарушения обязательных требований, назначено 261 120 административных наказаний в виде административного штрафа на сумму 5 144 167 тыс. руб.
В указанный период принят Федеральный закон от 28 мая 2022 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", которым реализовано кратное увеличение размеров административных штрафов по статье 20.4 КоАП РФ, налагаемых на граждан, должностных и юридических лиц, за нарушения требований пожарной безопасности, нанесение ущерба в результате пожара,а также за нарушения правил пожарной безопасности в лесах по статье 8.32 КоАП РФ. В среднем для граждан суммы административных штрафов увеличены в 10 раз, для должностных и юридических лиц в 2 раза.
Вместе с тем, анализируя показатели административно-правовой деятельности органов надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России с 2019 по 2023 год, выявлена тенденция, когда при сходных показателях проведенных надзорных мероприятий в 2020 и 2023 годах (94 147 и 89 682) количество выявленных нарушений обязательных требований существенно не изменилось (в 2020 году 439 258, в 2023 году 491 298).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что действующие меры административной ответственности являются недостаточными для воздействия на противоправное поведение в области пожарной безопасности, существующие размеры административных штрафов требуют пересмотра в сторону увеличения.
Аналогичная ситуация сложилась при осуществлении должностными лицами МЧС России федерального государственного надзора в области гражданской обороны и федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В целях усиления административной ответственности за нарушения требований пожарной безопасности предлагается в два раза увеличить размеры административных штрафов по статьям 8.32, 11.16 и 20.4, 20.6, 20.7 КоАП РФ, а также предусмотреть административную ответственность за нарушения требований пожарной безопасности, допущенные при проектировании автоматических систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений путем дополнения статьи 20.4 КоАП РФ частью 10, предусматривающей административную ответственность лиц,в установленном порядке получивших специальное разрешение (квалификационный аттестат) на право проектирования автоматических систем (элементов систем) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, за нарушение требований пожарной безопасности при проектировании указанных систем (включая изыскания) в зданиях и сооружениях, которые введены в эксплуатацию, установив по данному административному составу административный штраф в размере от 600 тыс. руб. до 800 тыс. руб.
Реализация предусмотренных законопроектом полномочий будет осуществляться действующими должностными лицами в пределах установленной штатной численности и бюджетных ассигнований, предусмотренных МЧС России федеральным бюджетом, и позволит более эффективно регулировать общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и безопасности людей на водных объектах.
При этом прогнозные значения увеличения объема администрируемых МЧС России доходов федерального бюджета за счет увеличения размеров государственных пошлин и административных штрафов составят около 900 млн. руб.
Наступление негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности,не прогнозируется.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых будет осуществляться в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Осуществление мероприятий по реализации законопроекта не относится к сфере реализации каких-либо государственных программ Российской Федерации и не влияет на достижение их целей.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
На рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, аналогичных по своему содержанию представленному законопроекту, не находится.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.