Пояснительная записка к проекту Приказа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций "О внесении изменений в приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 31 июля 2019 г. N 229 "Об утверждении Положения о национальной системе доменных имен, требований к ней, порядка ее создания, в том числе формирования информации, содержащейся в ней, а также правил ее использования, включая условия и порядок предоставления доступа к информации"
(подготовлен Роскомнадзором 15.05.2024 г.)
Проект приказа Роскомнадзора "О внесении изменений в приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 31 июля 2019 г. N 229 "Об утверждении Положения о национальной системе доменных имен, требований к ней, порядка ее создания, в том числе формирования информации, содержащейся в ней, а также правил ее использования, включая условия и порядок предоставления доступа к информации" (далее - проект приказа, Положение) подготовлен в целях реализации подпункта 3 пункта 8 статьи 56.2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи).
Проект приказа подготовлен по итогам правоприменительной практики в рамках реализации Федерального закона от 1 мая 2019 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Проектом приказа также устанавливается срок действия приказа Роскомнадзора от 31 июля 2019 г. N 229 до 1 сентября 2030 г.
Целью приказа является обеспечение стабильной, бесперебойной работы национальной системы доменных имен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.1 Закона о связи обеспечение устойчивого, безопасного и целостного функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" осуществляется в том числе операторами связи, собственниками или иными владельцами технологических сетей связи, иными лицами, указанными в статье 10.2-1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации).
Согласно части 1 статьи 14.2 Закона об информации в целях обеспечения устойчивого и безопасного использования на территории Российской Федерации доменных имен создается национальная система доменных имен.
Национальная система доменных имен реализована как замещающая инфраструктура зарубежных DNS-сервисов и обеспечивает доступность российских интернет-ресурсов в случае искажения или недоступности информации в глобальной системе доменных имен.
Национальная система доменных имен предназначена для безопасного преобразования доменных имен в IP-адреса.
На основании части 4 статьи 10.2-1 Закона об информации провайдер хостинга обязан выполнять требования и обязанности, предусмотренные в том числе подпунктами 1 - 3 пункта 8 статьи 56.2 Закона о связи.
В этой связи операторы связи, собственники или иные владельцы технологических сетей связи, которые имеют номер автономной системы, в соответствии с подпунктом 3 пункта 8 статьи 56. 2 Закона о связи, а также провайдеры хостинга в целях выявления в сети "Интернет" сетевых адресов, соответствующих доменным именам обязаны использовать национальную систему доменных имен.
В настоящее время вышеуказанные лица подключаются к национальной системе доменных имен, выполнив настройку своего DNS-сервера в соответствии с одним из 4-х вариантов настройки:
1) настройки для копирования корневой зоны с авторитетного сервера корневой зоны национальной системы доменных имен;
2) настройки резолвера для использования авторитетного сервера корневой зоны национальной системы доменных имен;
3) настройки резолверов национальной системы доменных имен в качестве форвардеров;
4) настройки для использования публичных резолверов национальной системы доменных имен.
При использовании 1 и 2 варианта настройки оборудования операторы связи напрямую подключаются к авторитетным серверам корневой зоны национальной системы доменных имен, что несет риск невозможности доступа пользователей к интернет-ресурсам в зоне RU в случае сбоя валидации подписи DNSSEC.
Наиболее безопасными способами использования серверов НСДИ являются 3 и 4 варианты настройки. При настройке оборудования этими способами операторы связи и владельцы автономных систем, провайдеры хостинга обращаются к кэширующим серверам национальной системы доменных имен, состояние которых круглосуточно отслеживается. В случае инцидента с DNSSEC оперативно применяются настройки, исключающие влияния на доступность интернет-ресурсов зоны RU.
На основании изложенного и в целях стабильной, бесперебойной работы национальной системы доменных имен необходимо исключить 1 и 2 способ подключения к ней операторов связи и владельцев автономных систем, провайдеров хостинга.
В указанных целях требуется определение способа использования национальной системы доменных имен в автоматическом режиме, исключая автоматизированный способ ее использования.
Проектом приказа предлагается признать утратившими силу подпункты "б" и "е" в пункте 7 Положения, а также установить для провайдеров хостинга право использования национальной системы доменных имен и предоставления доступа к информации, содержащейся в данной системе.
Принятие проекта приказа не повлечет необходимости принятия иных нормативных правовых актов или признания утратившими силу ранее принятых нормативных правовых актов.
Принятие проекта приказа не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.